Тема: Контрольная работа.
Цель: проверить уровень усвоения материала учащимися, систематизировать знания школьников о ССП и СПП, воспитывать внимание, наблюдательность, самоконтроль.
Ход урока
1.Орг.момент
2.Выполнение заданий по вариантам
1-й вариант
1.Записать предложения, расставив недостающие знаки препинания, определить их структуру (простое, ССП,СПП,БСП), к ССП составить схемы.
По всей округе ливни льют веревки из дождинок вьют.
Допевали петухи ночь мешалась с днем.
Огород внизу начинает чернеть а в лесу бело.
Пройдя весь маршрут успешно туристы возвращались домой.
Чтобы добраться до места стоянки мы должны были пройти еще километров пять.
2. Определить, каким союзом связаны простые в составе ССП. Выполнить синт разбор любого ССП.
Освещённое окно в третьем этаже стукнуло и отворилось и мы увидели тёмную голову Аси.
Гром прошёл по небу а тучи как птицы с криком неслись против ветра.
То солнце тусклое блестит то туча чёрная висит.
Только изредка прошумят старые вербы или прогудит высоко над домом самолёт.
3.Укажите сложносочиненное предложение, между частями которого не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член (знаки препинания не расставлены).
Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.
Направо белела песчаная коса и темнела груда дальних гор.
В полях реки текут голубые и цветы возле них разные.
4.Спишите предложения, расставив знаки препинания, найдите СПП, составьте их схемы.
Из чащобы все время доносились неясные шорохи и мальчики долго не могли успокоиться.
Охотник вздрогнув быстро оглянулся потому что в кустах он услышал какой-то шум.
Мы вышли к реке когда начался дождь скоро превратившийся в ливень.
5.Укажите предложение, в котором придаточное с главным связано с помощью союзного слова.
Если он уйдет она и не заметит.
Обратите внимание на почки ивы которые слегка набухли.
Старик был так поражен его словами что всплеснул руками.
2-й вариант
1. Записать предложения, расставив недостающие знаки препинания, определить их структуру(простое, ССП,СПП,БСП), к ССП составить схемы.
Трава сгибаемая ударами ветра и дождя ложилась на землю.
Говорят пицундская голубая сосна подревнее мамонта.
Не то было раннее утро не то уже наступал вечер.
В акациях прошумел ветер и пушечным ударом прокатился над морем гром.
Охотник вздрогнув быстро оглянулся потому что в кустах он услышал какой-то шум.
2. Определить, каким союзом связаны простые в составе ССП. Выполнить синт разбор любого ССП.
То солнце тусклое блестит то туча чёрная висит.
Начинает пахнуть сирень и цветёт жёлтая акация.
В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы.
Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют пологие холмы.
3.Укажите сложносочиненное предложение, между частями которого не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член (знаки препинания не расставлены).
В городском саду играл оркестр и пел хор песенников.
Дождь лил беспрестанно иимы в ближайшее время не сумеем добраться до города.
Море будто шепчет что-то и этот монотонный шёпот успокаивает.
4.Спишите предложения, расставив знаки препинания, найдите СПП, составьте их схемы.
Так как сильно лил дождь мы не могли выйти из палатки.
По словам брата Пушкина, Александр был одарен «памятью необыкновенной».
Небо на востоке стало темнеть, хотя солнце еще не ушло за горизонт.
5.Укажите предложение, в котором придаточное с главным связано с помощью союзного слова.
Мы знали, что трудно выполнить эту работу.
Когда включили свет, комната показалась большой и нарядной.
Посмотри, какая мгла в глубине долин легла.
3.Итоги урока
4.Дом.зад.:повторить СПП с прид. изъснит.