Урок в библиотеке. Правила обращения с книгой. 2 класс.
Цель: Обучение правилам пользования книгой и библиотекой.
Ход урока
Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Вы снова гости библиотеки. Сегодня наш разговор пойдет о том, как нужно обращаться с книгой, чтобы она долго жила. Для начала я хочу вам загадать загадку, вы же любите загадки?
За окном гуляет вьюга, чертит на окне узор,
А мы в тепле с любимым другом
Вели весь вечер разговор.
Показывал он мне картинки, ребячий лагерь, лес, костер.
Взял я чернильную резинку и с друга пятнышки все стер.
Потом закладкой голубою листы до завтра заложил.
Взял друга бережно рукою и в шкаф на полку положил.
Кто этот друг? Угадали?
Дети: Книга!
Библиотекарь: Вы помните, кто помогает книге выйти в свет?
Бумагу сделали для нас в бумажном комбинате,
но разговор идет сейчас о мастерах печати.
Взяла машина лист простой и наложила краску –
И вот писатель Лев Толстой
Рассказывает сказку.
Хоть у машины нет ума, машина знает дело:
Листы нарежет вам сама и сложит их умело.
А переплетчик их сошьет, края обрежет мигом.
Потом оденет в переплет и вот пред вами – книга!
Приятно книжки почитать, а сделать их попробуй!
Искусство тонкое – печать и требует учебы.
Библиотекарь: Ребята! Давайте будем помнить, сколько людей вкладывает свой труд для того, чтобы появилась каждая книга, и будем все книги беречь.
В библиотеке бывает много учеников и учителей. Книги у нас общие, они переходят из рук в руки, и поэтому нужно постараться, чтобы книга осталась чистой и аккуратной.
Предлагаю немного поиграть.
Игра «Да-нет. Что любит книжка?»
Ребята, если вы согласны, то хором отвечаете «Да», если не согласны – «Нет».
Итак, что любит книга?
Обложку. – Да.
Грязные руки. – Нет.
Закладку. – Да.
Дождик и снег. – Нет.
Бережное отношение. – Да.
Ласку. – Да.
Валяться на полу. – Нет.
Чистые руки. – Да.
Яичницу. – Нет.
Жить на книжной полке. – Да.
Драться. – Нет.
Любознательных читателей. – Да.
О том, как надо обращаться с книгами, нам расскажет Знайка.
"Правила обращения с книгами".
Не рисовать, не писать ничего в книгах;
Не вырывать листы, не вырезать картинки;
Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;
Не брать книгу грязными руками;
Не ставить посуду или продукты на книги
Не читать книги во время еды;
Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;
Сделать для книги обложку;
Пользоваться закладкой.
Библиотекарь: Послушайте стихотворение С.Я.Маршака.
У Скворцова Гришки жили-были книжки, грязные, лохматые, рваные, горбатые.
Без конца и без начала, переплеты, как мочала, на листах каракули, книжки горько плакали.
Есть среди вас такие Гришки? Почему плакали книжки?
Книжки, как и люди, тоже болеют. Правда, они не чихают и не кашляют. Они как-то незаметно начинают болеть: желтеть, сохнуть, рассыпаться по листочкам. Эти терпеливые больные не плачут, не стонут, не жалуются.
И вот тут на помощь им прихожу я и мои друзья. Мы их лечим (показывает подклеенные книги).
- Если у книги разорван лист, его надо подклеить скотчем, чтобы был виден текст.
- Мятую страницу можно разгладить, если положить ее между листами не очень плотной бумаги и прогладить теплым утюгом.
- Следы от пальцев и карандашей нужно стереть мягким ластиком.
- Если у книжки оторвалась обложка или переплет, нужно из марли или ситца вырезать полоску шириной 5 – 6 см в высоту книги. Намазать ткань клеем и прижать так, чтобы внутренняя сторона обложки и первый лист сошлись. То же самое сделать в конце книги, а потом положить книгу под груз.
А сейчас каждый из вас может вылечить книжку. ( Дети ремонтируют порванные библиотечные книжки)
Библиотекарь: Сегодня мы с вами много говорили о том, как надо и как не надо обращаться с книгами. Надеюсь, вы все это хорошо запомните. Думаю, что среди вас не будет таких читателей, после которых книжку нужно будет лечить. И если вам встретится несчастная потрепанная книжка, вы сможете поставить ей диагноз и правильно ее подлечить. Договорились?
Библиотекарь: Мы славно потрудились: вспомнили правила обращение с книгой, подлечили книжки. В этом классе учатся настоящие друзья книги!
Всем спасибо за работу!