Тема урока: «В гостях у словарей».
Урок в контексте требований ФГОС
Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы высшей категории Пунда Г.Г.
Тип урока: «Урок-заседание»
Педагогические технологии: технология групповой деятельности, игровая технология
Тема урока: «В гостях у Словарей»
Цели урока:
Повторить и закрепить знания учащихся по лексике (лексическое значение слова, синонимы, фразеологизмы).
Совершенствовать навыки работы со словарями.
Воспитать интерес к книге, слову.
Тип урока: урок-заседание.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем усвоения и уровень овладения компетенциями): определить принципы работы со словарями, закрепить навыки данной работы.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение поставить цель и организовать ее достижение, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.
Личностные: воспитать интерес к использованию справочных пособий по русскому языку, воспитание положительного отношения к правильной, точной и богатой устной и письменной речи, стремление к речевому самосовершенствованию.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выставка словарей .
Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, выполненная учителем, словари и справочные пособия.
Основные понятия урока: словарь, лексика, нормы литературного языка, орфограммы, пунктограммы.
Эпиграфы:
Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке.
(А. Франс)
Организационная структура урока
Слово учителя. Определение учащимися темы и целей урока
Сегодня мы с вами проводим необычный урок. Это урок-заседание. Тему его вы определите сами. Для начала я расскажу вам небольшую историю.
Пассажир сидит в электричке, и, читая книгу, время от времени восклицает:
-Вот это да! Никогда бы не подумал! Не может быть!
В конце концов другие пассажиры не выдерживают и спрашивают:
-Да что вы такое читаете?
-Ребята, попробуйте угадать, что ответил пассажир. Какую книгу он читал? ( орфографический словарь).
Молодцы!
Еще в древности люди создали 7 чудес света. Есть еще одно чудо, не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но все мы настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываемся над его ценностью. А это чудо всегда лежит под рукой, особенно у нас с вами, и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, рассказать. Это книга. В книгах можно найти ответы на самые разнообразные вопросы. А есть такие книги, где уместилась вся вселенная. Это словари. Известный французский писатель Анатоль Франс сказал: «Словарь- это вся вселенная в алфавитном порядке».
-Как вы понимаете эти слова?
-Денисов Андрей прочтет нам стих.С.Я.Маршака « Словарь»
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах - события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: "Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой..."
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
Оказывается, первые словари появились на Руси в 13 веке.Они представляли собой небольшие списки слов с объяснениями. С конца 14 века словари стали печатными.
Теперь попробуйте определить тему нашего урока ( В гостях у…..словарей). Записываем тему урока в тетрадь.
Далее формулируем цели урока.
1.Повторить и закрепить знания о…( лексическом значении слова, иностранных словах, синонимах)
2.Совершенствовать навык работы с…..( различными видами словарей)
3.Воспитывать интерес к…( книге и слову)
Итак, мы сегодня вместе с вами проводим урок-заседание «В гостях у Словарей». В роли словарей будут выступать наши девочки. Они сейчас буду рассказывать о своем рабочем дне, а вы должны будете определить, какой перед вами словарь, как он называется. Итак, начнем.( по очереди выступают все словари )
Вот мы познакомились с некоторыми лингвистическими словарями. А к каким из них мы чаще всего обращаемся на уроках за помощью ?
( к толковому словарю, орфографическому, орфоэпическому и фразеологическому)
Проверим, чем нам может помочь толковый словарь. Вы можете воспользоваться словарями Ожегова, нашим приложением
Кстати, над составлением своего словаря Влад. Иван. трудился 53 года, и если все слова из его словаря выписать столбиком в ученическую тетрадь в линейку, то таких тетрадей понадобится 450 штук.
1 Задание: Восстановите страницу толкового словаря .Правильно выпишите термины, опираясь на объяснительную статью. Составьте с найденными словами предложение.
1 группа -------------------Подросток, юноша или девушка в возрасте 13-19 лет ( тинейджер). На груди тинейджера красовался яркий галстук.
2 группа -----------------представление,мнение, образ. Сложившийся в обществе о том или ином человеке (имидж).Моя подруга изменила свой имидж.
3 группа ---------------------изобразительный элемент ( значок) фирмы, компании ( логотип). На шевроне моей жилетки изображен логотип нашей школы.
Учитель. Следующий словарь, к которому мы частенько обращаемся, --орфографический. Но прежде послушайте небольшую историю.
Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И.Куприн посмотрел меню и заказал: «Шесть порций орфографических ошибок», потому что в меню был большой выбор ошибок, на все вкусы. Чтобы не оказаться вам в таком положении, оформите меню грамотно.
2 Задание. В..н..грет, буль..н кури(н,нн)ый с фрикадельками, ра(с,сс)ольник, к..тлеты сви(н,нн)ые, п..льмени, шампинь..ны в яи..но-масля(н,нн)ом соусе, к..мпот груш..во(алыч..вый) ,кисель клюкве(н,нн)ый, коври..ка ржа(н,нн)ая, пироже(н,нн)ое б..сквитное, пиро..ки с печ..нкой.
Представьте себе, что вы- владелец этого ресторана или шеф-повар. Добавьте в меню не менее 5-ти блюд, в названии которых встетились любые виды орфограмм ( удвоенные согласные, корни с чередованием, мягкий знак после шипящих или ЧК/ЧН и т.д.)
.Физкультминутка.
3. Задание. Зовем на помощь орфоэпический словарь
Задание.
Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старая ворожея знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить ее страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. Вода закипела, и старушка стала с сосредоточением помешивать варево. И вот наконец все было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побежден. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и вспоминала теплые августовские вечера.
4 задание Теперь обратимся за помощью к фразеологическому словарю
Собери фразеологизм.( все вместе устно и письм)
Мы побываем в зимнем лесу. Перед вами картина И.И.Шишкина. Как она называется, вы узнаете, когда выполните задание.
Задание.
Перемешались фразеологизмы, попробуйте навести порядок: подберите к словам из правого столбика слова из левого столбика так, чтобы они образовали устойчивые выражения. Заменить их синонимами.
Слова левого столбика | Слова правого столбика |
Играть Мартышкин Ахиллесова Замести | следы на нервах труд пята |
Замести следы, играть на нервах, мартышкин труд, ахиллесова пята. .
По первым буквам левого столбика прочитайте название картины Ивана Шишкина.
Картина “Зима”.
О каких фразеологизмах напомнила вам картина?
Ёлки зелёные – выражение досады, недоумения, восхищения.
Ёлки-палки - выражение досады, недоумения, восхищения.
Заблудиться в трёх соснах – не суметь найти выход из самого простого затруднения
С бору да с сосенки – кого попало, откуда попало, без разбору. О случайном подборе, составе людей.
Ахиллесова пята – наиболее уязвимое место, слабая сторона человека в характере, привычках.
Играть на нервах – намеренно раздражать, нервировать кого-либо.
Составление синквейна ( в группах )
Подведение итогов, оценки.
Рефлексия. Что вам сегодня запомнилось на уроке? Какие задания вам понравились? Оцените свою работу. Кто из ребят работал наиболее активно?
Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?
Выставление оценок, домашнее задание, комментарии к нему.
Домашнее задание
Пользуясь электронной версией этимологического словаря, напишите о происхождении и значении вашего имени.