СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в вечерней школе при ИК «Учимся подбирать аргументы к тезису»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал презентации поможет учащимся понять структуру аргумента и потренироваться  в его составлении 

Просмотр содержимого документа
«Урок в вечерней школе при ИК «Учимся подбирать аргументы к тезису»»

Учимся подбирать аргументы к тезису Урок в вечерней школе при ИК

Учимся подбирать аргументы к тезису

Урок в вечерней школе при ИК

Это надо знать и понимать Закрепляем знания

Это надо знать и понимать

  • Закрепляем знания
Композиция сочинения и критерии оценки 1 2 Вступление Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста 3 4  Проблема (по тексту) 5 Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Комментарий к проблеме (по тексту)  КТ1  1 б. Позиция автора текста (по тексту) Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прослушанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения. 6  КТ2  1 б.  Собственное отношение к позиции автора (ваше согласие или несогласие) Аргументация вашего отношения к позиции автора (тезис + аргументы-примеры)  КТ3 1 б. Заключение (вывод)

Композиция сочинения и критерии оценки

1

2

Вступление

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста

3

4

Проблема (по тексту)

5

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Комментарий к проблеме (по тексту)

КТ1 1 б.

Позиция автора текста (по тексту)

Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прослушанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

6

КТ2 1 б.

  • Собственное отношение к позиции автора (ваше согласие или несогласие)
  • Аргументация вашего отношения к позиции автора (тезис + аргументы-примеры)

КТ3 1 б.

Заключение (вывод)

Композиция сочинения Проблема Комментарий к проблеме  Позиция автора текста  Собственное отношение к позиции автора (согласие или несогласие) Аргументация собственного отношения к позиции автора Заключение

Композиция сочинения

  • Проблема
  • Комментарий к проблеме
  • Позиция автора текста
  • Собственное отношение к позиции автора (согласие или несогласие)
  • Аргументация собственного отношения к позиции автора
  • Заключение

  • Проблема - это вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.
  • Проблема чаще всего связана с каким-то негативным явлением, которое автор находит в действительности и которое требует своего устранения.
  • Комментарий - объяснение, разъяснение, толкование текста.
  • Создавая комментарий, необходимо показать, как автор раскрывает поднимаемую в тексте проблему, как иллюстрирует проблему.
  • Позиция автора - это мнение автора текста о поднятой им проблеме и путях её решения. Проблема - некоторый вопрос, который вызывает размышления автора. Позиция автора - ответ на этот вопрос, поставленный в тексте; то, в чём автор видит решение проблемы; итог его размышлений.
  • Позиция автора - вывод, к которому приходит автор текста, размышляя над поставленной проблемой .
  • Тезис это ваше собственное мнение по проблеме, которое вы должны аргументированно доказать.
  • Аргумент - это развёрнутый логический довод, доказывающий истинность тезиса.
  • К аргументам относятся:
  • - конкретные примеры из реальной жизни,
  • - примеры из литературных произведений,
  • - примеры из научной литературы,
  • - предположительные примеры,
  • - общественное мнение.
  • - общественное мнение.

Формулировка творческого задания (сочинения) 2. Напишите сочинение по прослушанному тексту.  Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.  Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прослушанного текста. Объясните почему . Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.  Продумайте композицию сочинения.  Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.  Если сочинение не опирается на прослушанный текст или представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.

Формулировка творческого задания (сочинения)

2. Напишите сочинение по прослушанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прослушанного текста. Объясните почему . Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Если сочинение не опирается на прослушанный текст или представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.

аргументация В этой части сочинения необходимо следовать правилам построения текста- рассуждения: План-схема аргументации  тезис (собственное мнение, которое вы должны обосновать);  аргументация (приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования собственного мнения);  вывод (общий итог).  Вариант 1 Вариант 2 Тезис Тезис Аргумент 1 Аргумент 1 Иллюстрация Иллюстрация Аргумент 2 Иллюстрация Иллюстрация Вывод Вывод

аргументация

В этой части сочинения необходимо следовать правилам построения текста- рассуждения:

План-схема аргументации

  • тезис (собственное мнение, которое вы должны обосновать);
  • аргументация (приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования собственного мнения);
  • вывод (общий итог).

Вариант 1

Вариант 2

Тезис

Тезис

Аргумент 1

Аргумент 1

Иллюстрация

Иллюстрация

Аргумент 2

Иллюстрация

Иллюстрация

Вывод

Вывод

Образец аргументации Тезис Серьёзная музыка подобна чудодейственному лекарству. ( почему?)  Аргумент 1 ( Так как…) В самом деле, иногда любую душевную травму способна исцелить прекрасная мелодия. Иллюстрация Так, духовную музыку, благодаря ее способности облегчать боль, ученые называют анальгетиком в мире звуков. Аргумент 2 (Так как…) Правоту автора подтверждает и опыт художественной литературы. Во многих произведениях рассказывается о том, как музыка буквально спасала людей в труднейших жизненных ситуациях. Иллюстрация Например, Петрусь, герой повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант», родился слепым. Он мог бы всю жизнь чувствовать себя неполноценным, однако музыка помогла ему выжить и стать по-настоящему талантливым пианистом. Вывод (Что следует из вышесказанного?) Таким образом, музыка, проникая в сердце человека, оживляет его, даёт исцеляющую силу.

Образец аргументации

Тезис

Серьёзная музыка подобна чудодейственному лекарству. ( почему?)

Аргумент 1

( Так как…) В самом деле, иногда любую душевную травму способна исцелить прекрасная мелодия.

Иллюстрация

Так, духовную музыку, благодаря ее способности облегчать боль, ученые называют анальгетиком в мире звуков.

Аргумент 2

(Так как…) Правоту автора подтверждает и опыт художественной литературы. Во многих произведениях рассказывается о том, как музыка буквально спасала людей в труднейших жизненных ситуациях.

Иллюстрация

Например, Петрусь, герой повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант», родился слепым. Он мог бы всю жизнь чувствовать себя неполноценным, однако музыка помогла ему выжить и стать по-настоящему талантливым пианистом.

Вывод

(Что следует из вышесказанного?) Таким образом, музыка, проникая в сердце человека, оживляет его, даёт исцеляющую силу.

План-схема аргументации Тезис Нежные заботливые отношения в семье обогащают всех Аргумент 1 Теплое общение создает атмосферу взаимной любви, счастья и гармонии Иллюстрация Отношения в семье Ростовых (роман Л.Н. Толстого «Война и мир») Аргумент 2 В таких семьях вырастают добрые, внимательные, счастливые дети Иллюстрация Житейский опыт Вывод

План-схема аргументации

Тезис

Нежные заботливые отношения в семье обогащают всех

Аргумент 1

Теплое общение создает атмосферу взаимной любви, счастья и гармонии

Иллюстрация

Отношения в семье Ростовых (роман Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Аргумент 2

В таких семьях вырастают добрые, внимательные, счастливые дети

Иллюстрация

Житейский опыт

Вывод

 К аргументам относятся:   - конкретные примеры из реальной жизни;   - примеры из литературных произведений;   - примеры из научной литературы (школьных учебников, научно- популярных журналов, энциклопедических словарей и справочников);   - предположительные примеры, которые рассказывают о том, что могло быть при определённых условиях;   - общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе. Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские и зарубежные писатели-классики. Вспомним, к примеру, рассказ / повесть / роман NN. В этом произведении ...   Об этом неоднократно говорилось в русской классической литературе. Вспомним, к примеру, рассказ / повесть/ роман NN. В этом произведении ...   В доказательство своей точки зрения приведу следующий литературный пример. Вспомним рассказ / повесть / роман NN. В этом произведении ...   Приведу ещё один литературный пример, который показывает:...   Хочу рассказать об одном случае из моей жизни…  О бескорыстной любви собаки к своему хозяину рассказывается в художественном фильме …

  • К аргументам относятся:

- конкретные примеры из реальной жизни;

- примеры из литературных произведений;

- примеры из научной литературы (школьных учебников, научно- популярных журналов, энциклопедических словарей и справочников);

- предположительные примеры, которые рассказывают о том, что могло быть при определённых условиях;

- общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.

  • Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские и зарубежные писатели-классики. Вспомним, к примеру, рассказ / повесть / роман NN. В этом произведении ...
  • Об этом неоднократно говорилось в русской классической литературе. Вспомним, к примеру, рассказ / повесть/ роман NN. В этом произведении ...
  • В доказательство своей точки зрения приведу следующий литературный пример. Вспомним рассказ / повесть / роман NN. В этом произведении ...
  • Приведу ещё один литературный пример, который показывает:...
  • Хочу рассказать об одном случае из моей жизни…
  • О бескорыстной любви собаки к своему хозяину рассказывается в художественном фильме …

Это надо уметь Отрабатываем практические умения

Это надо уметь

  • Отрабатываем практические умения
Работаем с текстом Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прослушанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Работаем с текстом

  • Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прослушанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Художественный Текст В. Розова «Уточка»  Рассказчик убеждён в том, что даже война не может истребить в людях способность к состраданию и великодушию.  Я согласен с позицией рассказчика. По этому поводу мне вспоминается рассказ Ф. Абрамова «Потомок Джима». В годы войны в блокадном Ленинграде муж с женой проявляют сострадание к своему питомцу, собаке Джиму, делят маленький дневной паек с ним. Сами при этом сильно голодают, но не соглашаются на уговоры убить любимого пса. Джим хоть и собака, однако верный член семьи.  Подобный пример сострадания можно найти, к счастью, и в жизни. Я был свидетелем того, как соседские дети подобрали на улице раненого голубя, принесли его в подъезд и кормили его несколько дней, пока он не поправился, а затем отпустили на волю.

Художественный Текст В. Розова «Уточка»

  • Рассказчик убеждён в том, что даже война не может истребить в людях способность к состраданию и великодушию.
  • Я согласен с позицией рассказчика. По этому поводу мне вспоминается рассказ Ф. Абрамова «Потомок Джима». В годы войны в блокадном Ленинграде муж с женой проявляют сострадание к своему питомцу, собаке Джиму, делят маленький дневной паек с ним. Сами при этом сильно голодают, но не соглашаются на уговоры убить любимого пса. Джим хоть и собака, однако верный член семьи.
  • Подобный пример сострадания можно найти, к счастью, и в жизни. Я был свидетелем того, как соседские дети подобрали на улице раненого голубя, принесли его в подъезд и кормили его несколько дней, пока он не поправился, а затем отпустили на волю.

Публицистический текст Ф. Абрамова

  • Позиция автора мне понятна. Ценности духовной культуры, накопленные веками, необходимо сохранять.
  • Я согласен с автором.
  • Человек, добрый и отзывчивый, любящий свою Родину и народ, делает правильный выбор, совершает добрые поступки. Так, например, главная героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова, воспитанная в атмосфере любви, отличается душевной чуткостью, готовностью прийти на помощь всем страдающим. Перед вступлением французов в Москву она заставляет родных сбросить с подвод семейное добро и отдать телеги для вывоза раненых. Любовь к народу и Родине не позволяет ей равнодушно отнестись к судьбе раненых русских солдат.
  • Милосердный и отзывчивый человек всегда готов прийти на помощь тому, кто попал в беду. Об этом рассказ А. Куприна «Чудесный доктор». Доктор Пирогов, случайно встретив в ночном парке незнакомого мужчину и узнав, что маленькая дочь этого человека тяжело больна, а остальным детям нечего есть, не раздумывая, идёт за ним и помогает всем, чем был в силах. Даёт деньги, выписывает рецепт для больной девочки, вселяет веру в перемены. После этой чудесной встречи в семье Мерцаловых всё изменилось в лучшую сторону.
Источники: Гришко В.А., Грищенко Е.В. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМЕ ГВЭ - Томск: МКОУ ВСОШ №4, 2015. – 48 с. Личный архив.

Источники:

  • Гришко В.А., Грищенко Е.В. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМЕ ГВЭ - Томск: МКОУ ВСОШ №4, 2015. – 48 с.
  • Личный архив.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!