СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в5 классе побиологииФГОС "Кто в почве живёт"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 5 классе по теме "Кто в почве живет" разработан по УМК А.А.Плешаков, Э.Л.Введенский

Просмотр содержимого документа
«Урок в5 классе побиологииФГОС "Кто в почве живёт"»

Технологическая карта урока, реализующего ФГОС

(Урок «открытия» нового знания (изучения нового материала))



ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет -Биология

Класс - 5


Тема урока – Кто в почве живет.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Сформировать знания о животном мире почвы, выявлять приспособления организмов к жизни в почве, о значении почвы для животных, о почве как среде обитания;

- анализировать и оценивать роль почвенных организмов в жизни человека.

познавательные:

-умение работать с различными источниками информации: находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке.

регулятивные:

- ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно осуществлять итоговый и пошаговый контроль, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

коммуникативные:

- умение работать в составе групп, слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах поведения и общения;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

формирование познавательного интереса и личностного отношения к изучению материала;

- осознание ценности живых объектов



Словарь урока: почвенная среда обитания, аэрация, атрофированы, адаптированы

Ресурсы урока: учебник А.А.Плешакова, Э.Л.Введенского, маршрутный лист, карточки с названиями животных, карточки с изображением обитателей разных сред обитания, почвенный срез, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийное приложение к учебнику.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Организационный момент

-Добрый день, ребята! Присаживайтесь на свои места, проверьте, готовы ли вы к уроку?

-Я желаю вам на протяжении всего урока хорошего настроения и успехов.

Осуществляют самопроверку готовности к уроку.

2 этап. Мотивация

Предлагает обучающимся рассказать, что они уже знают. Мотивирует к определению темы урока.

- Что такое среда обитания? А что такое компоненты природы? Перед вами лежат карточки с названиями живых организмов. Подумайте, почему эти организмы оказались в одной группе?



- участвуют в обсуждении




- отвечают на проблемные вопросы;


Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний,

Общий итог этапа мотивации – формулирование учащимися предполагаемой темы урока.

3 этап. Актуализация знаний


-Рассмотрите карточки, ответьте, почему эти организмы оказались в одной группе?

-АИСТ, ТИГР, СТРЕКОЗА, ЗМЕЯ- окружает воздух

-КИТ, КАРАСЬ, ПИЯВКА, ВОДОРОСЛИ

- окружает вода (живут в воде)

-КРОТ, КОРНИ РАСТЕНИЙ, ЛИЧИНКА ЖУКА, ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ – живут в почве (окружает почва)

-С какими средами обитания мы познакомились на прошлых уроках? А о какой мы ещё не говорили? Какова же тема нашего урока?


- работают с раздаточным материалом,


- вспоминают нужную информацию, делают обобщение, выдвигают предположения и называют тему урока. Записывают тему урока.


- работают с листом самооценки






4 этап.

Целеполагание

и планирование

Целеполагание – Запишем тему урока «Кто в почве живёт»

Задает вопросы, ставит проблемный вопрос, который мотивирует обучающихся к постановке познавательной цели урока.

Предлагает рассказать, что они уже знают о почвенных обитателях.

- Что такое почва?

-Расскажите об обитателях почвы, которых вы встречали у себя на огороде.

-Я утверждаю, что могу переселить данных обитателей почвы на поверхность, в условия наземно-воздушной среды. Так ли это? Так что же нужно знать об обитателях почвы? Назовите цель и задачи нашего урока т.е то, что сегодня предстоит нам выяснить на уроке. Сформулируйте критерии, по которым мы будем

изучать обитателей почвы.

Сравним с моим планом.

План урока (на доске):


1.Выявить условия, присущие почве, как среде обитания.

2.Определить обитателей почвенной среды.

3.Определить приспособления организмов к жизни в почвенной среде.

4. Какую пользу приносят обитатели почв.

В результате урока вы сможете:

- назвать условия, присущие почве, как среде обитания;

- назвать приспособления организмов к жизни в почвенной среде,

-узнать от чего зависит количество и видовое разнообразие обитателей почвы,

- назвать постоянных и временных обитателей почвы

  • отвечают на вопросы,

- рассказывают что они знают,

- отвечают на проблемный вопрос,

  • понимают, что не хватает знаний, и поэтому надо изучить теорию.

- участвуют в планировании деятельности на уроке, в постановке целей.

5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)









































Этап «открытия» новых знаний предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы, а также сопутствующее (первичное) закрепление.

-Познакомимся с почвенной средой и её обитателями, для этого посмотрим презентацию

Презентация «Среда обитания-почва»

«Постоянные обитатели почвы»

«Временные обитатели почвы»

- Представители каких царств живой природы обитают в почвенной среде?

-К каким же условиям среды приспособились жители почв? Обратимся к тексту учебника стр.88 параграф 23 (1абзац) выпишем условия почвенной среды.



Загадывает загадку.

- Отгадайте загадку. - - Объясните, какая существенная связь между этим животным и плодородием? Мой хвост не отличишь от головы, меня всегда в земле найдёте вы.

- Посмотрим презентацию о животных почвы.

Презентация «Крот», «Дождевой червь»

-Как кроты приспособились к жизни в почве?

- Какова же деятельность червей? Почему обитатели почвы, относящиеся к разным царствам и классам, выбрали для обитания именно почвенную среду?

- Поработаем в парах, используя материалы презентации и текста учебника, определим экологические группы животных и как они

приспособились к условиям в почвенной среде.

Работа в парах.

словарь: атрофированы, адаптация, аэрация.

Организует работу в парах

Задание. 1 пара

Найдите в тексте параграфа нужную информацию и дайте определение «Постоянные обитатели почвы – это…» и приведите примеры организмов, относящихся к данной группе.

Задание. 2 пара

Найдите в тексте параграфа нужную информацию и дайте определение «Временные обитатели почвы – это…» приведите примеры организмов, относящихся к данной группе.

Задание. 3 пара. Найдите в тексте параграфа нужную информацию и

выпишите приспособления, характерные для обитателей почвы.

Задание. 4 пара.

Найдите в тексте параграфа нужную информацию и выпишите, какую пользу приносят обитатели почвы?

Найдите в словаре значение слов: атрофированы, адаптация, аэрация


-Оцените друг друга.




-Давайте обобщим наши знания, ответив на вопросы.

- Как растения дружат с почвой?

- Как дерево дает пищу, живущим в почве организмам?

- Кто и как перерабатывает в почве растительные остатки и животные останки? Какую роль в почве играют насекомые и бактерии?

- Какой же можно сделать вывод?













Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою – три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту сесть опять.

Слушают, настраиваются к учебной работе.








Отвечают на вопросы, работают с текстом учебника стр. 88 – 89 (1 абзац),

выписывают в тетрадь условия почвенной среды обитания.

Оценивают работу друг друга, оценивают свою работу в листе самооценки



Отгадывают загадку.





Смотрят презентацию.



Отвечают на вопрос
















Работают в парах.

Читают учебник, отвечают на вопросы, заполняют таблицу.












Выступают, обмениваются мнениями.

Рефлексия деятельности в паре.




работа с листом самооценки









Отвечают на вопросы, делают вывод: Главная часть почвы – это перегной, он самый плодородный слой. Из него под действием микробов образуются соли, которые растворяются в воде. Их используют растения.

Растениями питаются многие животные. Когда растения и животные умирают их остатки (у растений) и останки (у животных) попадают в почву, и под действием бактерий, а так же, благодаря работе почвенных животных, превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения, а растения поедают животные. Вот так вещества «путешествуют» по кругу, то есть совершают круговорот веществ в природе. Так что без почвы жизнь растений и человека на Земле невозможна.








6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)


Тестирование

Работа в группах


Тестирование.

1. Самостоятельная работа с взаимопроверкой и самопроверкой по эталону.

-Выполните тестовые задания. Тест на рабочем столе.


2.Все знания, которые вы сегодня приобрели на уроке отобразите в своей проектной работе. Сейчас вы составите Интеллект – карту по теме: »Кто в почве живёт» Для этого поработаем в группах.

1 группа: отобразить условия и

приспособления обитателей почв.


2 группа: отобразить микроскопических существ и животных, обитающих в почве.

-Ребята, почему на интеллект –карте изображен вопросительный знак?

-Обитателей каких царств вы забыли описать? (Растения и Грибы)

Выполняют тестовые задания, выполняют взаимопроверку, выставляют друг другу оценки, передают тетради и выполняют проверку по эталону. Выставляют свою оценку. Составляют интеллект-карту, работая в группах. Фиксируют своё «открытие».

Проводят презентации по результатам работы групп,

фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы.

Оценивают правильность своих выводов, осуществляют самопроверку, самооценку

7 этап. Рефлексия и оценивание

Основные задачи учителя:

Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока и эмоционального отношения к своей учебной деятельности.


Предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

Выставляет и комментирует оценки.

Ребята, вспомните тему и задачи урока, на какие вопросы мы находили ответы?

-Ребята, а что это такое? (почвенный срез) На столе у меня карточки с изображением обитателей разных сред обитания. Ваша задача – выбрать обитателей, которые живут в почве и поместить на почвенный срез. Поместим животных и расскажем, как работали на уроке и интересно ли вам было.




Называют тему и задачи урока, помещают выбранных обитателей на почвенный срез, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

Самооценка, взаимооценка.

8 этап. Домашнее задание


Прочитать параграф 23; оформить интеллект – карту в цветовом варианте.

Творческое задание: 1.на листе формата А-4 изобразите почвенную среду обитания и не менее 5 различных её обитателей;


2.Используя дополнительные источники информации приготовьте проект «Животное родного края, обитающее в почве»

































Критерии дифференцированного оценивания

конспекта (технологической карты) урока, реализующего ФГОСС ООО


Оценивание конспекта (технологической карты) урока осуществляется в соответствии со шкалой, определяется уровень усвоения программного материала.

1. «Высокий уровень» - 85-100 % (24-28 баллов)

2. «Средний уровень» - 66-84 % (19-23 баллов)

3. «Ниже среднего» - 50-65 % (14-18 баллов)

4. «Низкий уровень» - менее 50 % (менее 14 баллов)


Схема анализа урока (занятия), соответствующего принципам ФГОС



Учитель -



Предмет, класс



Тема урока






Показатели

Критерии оценки

Баллы (0-3)

1

Целеполагание

Совместное с учащимися, учащиеся формулируют цели своей деятельности

2

Цель формулирует учитель

1

Отсутствует

0


Составлено диагностично, измеряемо

1

Составлено недиагностично, не измеряемо

0

2

Мотивация

Используется на всех этапах урока

2

Используется на некоторых этапах урока

1

Отсутствует

0

3

Актуализация знаний

Присутствует как этап урока

1

Отсутствует

0


ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ УРОКА


4

Использование методов, приемов

Методы, приемы обеспечивают деятельностный характер обучения, позволяют полностью достичь планируемых результатов,

3

Методы, приемы обеспечивают деятельностный характер обучения, позволяют частично достичь планируемых результатов

2

Методы, приемы не обеспечивают деятельностный характер обучения и (или) не позволяют достигать планируемых результатов

0-1

5

Использование технологий

Современные образовательные технологии используются обоснованно и эффективно

2-3

Современные образовательные технологии не используются или используются необоснованно, неэффективно

0-1

6

Формы организации деятельности учащихся

Преобладание продуктивной деятельности обучающихся (проектная, исследовательская, решение заданий развивающего, проблемного характера, др.)

2-3

Преобладание репродуктивной деятельности

0-1

7

Формы учебного сотрудничества

Представлены (групповые, парные)

1

Не представлены

0

8

Реализация дифференцированного (индивидуального) обучения

Реализуется

1

Не реализуется

0


0

9

Содержание учебного материала


оптимальный объем материала для достижения планируемых результатов, соответствует программным требованиям, принципам научности, возрастным особенностям учащихся

3

учебный материал соответствует части запланированных результатов, присутствует избыточность или недостаточность материала, не полностью соответствует принципам научности, возрастным особенностям учащихся

1-2

не соответствует

0

10

Включения нового знания в систему знаний

Реализуются внутрипредметные, межпредметные связи, происходит тренинг по применению нового знания

1

Не реализуются внутрипредметные, межпредметные связи, не происходит тренинг по применению нового знания

0

11

Рефлексивность

проводится в течение всего урока

2

присутствует только как этап урока

1

Отсутствует

0

12

Оценивание

средства контроля подобраны эффективно и определяются результатом активной деятельности учащихся по освоению компетенций (критериальное оценивание - самооценка, взаимооценка, балльная оценка, другое)

2-3

только традиционное, по 5-бальной шкале, с комментарием или без

1

отсутствует как этап урока

0

13

Домашнее задание

вариативно, сопровождается инструктажом

1

невариативно, инструктаж отсутствуют

0



ИТОГО:

28