Сформировать знания о животном мире почвы, выявлять приспособления организмов к жизни в почве, о значении почвы для животных, о почве как среде обитания; - анализировать и оценивать роль почвенных организмов в жизни человека. | познавательные: -умение работать с различными источниками информации: находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке. регулятивные: - ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно осуществлять итоговый и пошаговый контроль, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. коммуникативные: - умение работать в составе групп, слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах поведения и общения; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | формирование познавательного интереса и личностного отношения к изучению материала; - осознание ценности живых объектов |
3 этап. Актуализация знаний | -Рассмотрите карточки, ответьте, почему эти организмы оказались в одной группе? -АИСТ, ТИГР, СТРЕКОЗА, ЗМЕЯ- окружает воздух -КИТ, КАРАСЬ, ПИЯВКА, ВОДОРОСЛИ - окружает вода (живут в воде) -КРОТ, КОРНИ РАСТЕНИЙ, ЛИЧИНКА ЖУКА, ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ – живут в почве (окружает почва) -С какими средами обитания мы познакомились на прошлых уроках? А о какой мы ещё не говорили? Какова же тема нашего урока? | - работают с раздаточным материалом, - вспоминают нужную информацию, делают обобщение, выдвигают предположения и называют тему урока. Записывают тему урока. - работают с листом самооценки |
4 этап. Целеполагание и планирование | Целеполагание – Запишем тему урока «Кто в почве живёт» Задает вопросы, ставит проблемный вопрос, который мотивирует обучающихся к постановке познавательной цели урока. Предлагает рассказать, что они уже знают о почвенных обитателях. - Что такое почва? -Расскажите об обитателях почвы, которых вы встречали у себя на огороде. -Я утверждаю, что могу переселить данных обитателей почвы на поверхность, в условия наземно-воздушной среды. Так ли это? Так что же нужно знать об обитателях почвы? Назовите цель и задачи нашего урока т.е то, что сегодня предстоит нам выяснить на уроке. Сформулируйте критерии, по которым мы будем изучать обитателей почвы. Сравним с моим планом. План урока (на доске): 1.Выявить условия, присущие почве, как среде обитания. 2.Определить обитателей почвенной среды. 3.Определить приспособления организмов к жизни в почвенной среде. 4. Какую пользу приносят обитатели почв. В результате урока вы сможете: - назвать условия, присущие почве, как среде обитания; - назвать приспособления организмов к жизни в почвенной среде, -узнать от чего зависит количество и видовое разнообразие обитателей почвы, - назвать постоянных и временных обитателей почвы | - рассказывают что они знают, - отвечают на проблемный вопрос, - участвуют в планировании деятельности на уроке, в постановке целей. |
-Познакомимся с почвенной средой и её обитателями, для этого посмотрим презентацию Презентация «Среда обитания-почва» «Постоянные обитатели почвы» «Временные обитатели почвы» - Представители каких царств живой природы обитают в почвенной среде? -К каким же условиям среды приспособились жители почв? Обратимся к тексту учебника стр.88 параграф 23 (1абзац) выпишем условия почвенной среды. Загадывает загадку. - Отгадайте загадку. - - Объясните, какая существенная связь между этим животным и плодородием? Мой хвост не отличишь от головы, меня всегда в земле найдёте вы. - Посмотрим презентацию о животных почвы. Презентация «Крот», «Дождевой червь» -Как кроты приспособились к жизни в почве? - Какова же деятельность червей? Почему обитатели почвы, относящиеся к разным царствам и классам, выбрали для обитания именно почвенную среду? - Поработаем в парах, используя материалы презентации и текста учебника, определим экологические группы животных и как они приспособились к условиям в почвенной среде. Работа в парах. словарь: атрофированы, адаптация, аэрация. Организует работу в парах Задание. 1 пара Найдите в тексте параграфа нужную информацию и дайте определение «Постоянные обитатели почвы – это…» и приведите примеры организмов, относящихся к данной группе. Задание. 2 пара Найдите в тексте параграфа нужную информацию и дайте определение «Временные обитатели почвы – это…» приведите примеры организмов, относящихся к данной группе. Задание. 3 пара. Найдите в тексте параграфа нужную информацию и выпишите приспособления, характерные для обитателей почвы. Задание. 4 пара. Найдите в тексте параграфа нужную информацию и выпишите, какую пользу приносят обитатели почвы? Найдите в словаре значение слов: атрофированы, адаптация, аэрация -Оцените друг друга. -Давайте обобщим наши знания, ответив на вопросы. - Как растения дружат с почвой? - Как дерево дает пищу, живущим в почве организмам? - Кто и как перерабатывает в почве растительные остатки и животные останки? Какую роль в почве играют насекомые и бактерии? - Какой же можно сделать вывод? Физкультминутка Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою – три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту сесть опять. | Слушают, настраиваются к учебной работе. Отвечают на вопросы, работают с текстом учебника стр. 88 – 89 (1 абзац), выписывают в тетрадь условия почвенной среды обитания. Оценивают работу друг друга, оценивают свою работу в листе самооценки Отгадывают загадку. Смотрят презентацию. Отвечают на вопрос Работают в парах. Читают учебник, отвечают на вопросы, заполняют таблицу. Выступают, обмениваются мнениями. Рефлексия деятельности в паре. работа с листом самооценки Отвечают на вопросы, делают вывод: Главная часть почвы – это перегной, он самый плодородный слой. Из него под действием микробов образуются соли, которые растворяются в воде. Их используют растения. Растениями питаются многие животные. Когда растения и животные умирают их остатки (у растений) и останки (у животных) попадают в почву, и под действием бактерий, а так же, благодаря работе почвенных животных, превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения, а растения поедают животные. Вот так вещества «путешествуют» по кругу, то есть совершают круговорот веществ в природе. Так что без почвы жизнь растений и человека на Земле невозможна. |
6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление) Тестирование Работа в группах | Тестирование. 1. Самостоятельная работа с взаимопроверкой и самопроверкой по эталону. -Выполните тестовые задания. Тест на рабочем столе. 2.Все знания, которые вы сегодня приобрели на уроке отобразите в своей проектной работе. Сейчас вы составите Интеллект – карту по теме: »Кто в почве живёт» Для этого поработаем в группах. 1 группа: отобразить условия и приспособления обитателей почв. 2 группа: отобразить микроскопических существ и животных, обитающих в почве. -Ребята, почему на интеллект –карте изображен вопросительный знак? -Обитателей каких царств вы забыли описать? (Растения и Грибы) | Выполняют тестовые задания, выполняют взаимопроверку, выставляют друг другу оценки, передают тетради и выполняют проверку по эталону. Выставляют свою оценку. Составляют интеллект-карту, работая в группах. Фиксируют своё «открытие». Проводят презентации по результатам работы групп, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы. Оценивают правильность своих выводов, осуществляют самопроверку, самооценку |
Предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом Выставляет и комментирует оценки. Ребята, вспомните тему и задачи урока, на какие вопросы мы находили ответы? -Ребята, а что это такое? (почвенный срез) На столе у меня карточки с изображением обитателей разных сред обитания. Ваша задача – выбрать обитателей, которые живут в почве и поместить на почвенный срез. Поместим животных и расскажем, как работали на уроке и интересно ли вам было. | Называют тему и задачи урока, помещают выбранных обитателей на почвенный срез, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Самооценка, взаимооценка. |