I. Актуализация опорных знаний урока. Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала | Фронта льная беседа | Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала: - Добрый день, ребята! - сегодня мы поговорим с вами о Сохранении замечательной планеты Земля – нашего большого дома. (слайд 1) Посмотрим на Землю из космоса, с высоты нескольких десятков тысяч километров, она невелика, но очень беззащитна. (слайд 2,3,4,5) Красива природа Земли в своём разнообразии – горы и равнины, степи и поля! - Как же сохранить на Земле такую красоту, уникальность и неповторимость?! - Мы и поговорим на нашем уроке не только о красоте природы, но и о человеке, его огромном влиянии на нашу планету. | Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения однокласс- ников | Осуществляют анализ ответов одноклассников. Сравнива-ют. Строят свои личные ответы. | Вопросы учителя, фронталь-ный и индивиду-альный опрос |
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Актуализация опорных знаний и умений. Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | Вводная беседа | Мотивирует учащихся к определению темы и постановке – Как влияет современный человек на облик Земли? Давайте составим схему, какое влияние оказывает человек на планету, причём рассмотрим влияние как положительное, так и отрицательное. (Вырубает леса, осушает болота, превращает поля в пустыни, загрязняют окружающую среду и вызывают заболевания человека и животных.) (слайд 5 ) Сегодня мы продолжим наш разговор об экологических проблемах Земли. Выставка экологических фактов. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Для этого выдвигает проблему: Тысячи лет природа Земли изменяется, появляются и исчезают новые горы, материки, возникают новые виды животных и растений. В истории человечества тоже происходят разные изменения: появляются и гибнут новые города, страны и даже цивилизации. Как же связаны между собой человек и природа, как они изменяются и как влияют друг на друга | Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока Заполнение схемы на доске и в тетради, используя свои примеры. | Наблюдают. Осуществляют анализ объекта. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливают причинно-следственные связи | Вопросы учителя и устные ответы |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявления учащимися новых знаний. Развитие умения находить ответы на про-блемные вопросы. Подведение детей к самостоятельному выводу способа действий с информацией | Работа по учебни-ку | Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на экологические кризисы в истории человечества. 1. Развитие охоты и собирательства (слайд 6,7 ) 2. Развитие земледелия (слайд 8) 3. Развитие промышленности (слайд 9) – самостоятельное заполнение. 4. Какие экологические проблемы вы знаете? (Озоновые дыры, парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание - это превращение плодородных земель в пустыню, уменьшение разнообразия животных и растений, природных ресурсов, количества питьевой воды; загрязнение воды, почвы, воздуха.) (слайд 10,11,12,13,14) 5. Что такое Красная книга? (Это книга, в которую внесены вымирающие виды растений и животных или разные виды, находящиеся под охраной.) Работа с учебником. Человек живёт, становится умнее, наверное, пытается не уничтожать животных, растения, но существуют разные виды воздействия – прямое и косвенное. А как же в настоящее время он воздействует на живую природу? – К чему приводят воздействия человека на природу? ТЕРМИНЫ на доске. Закрепление примерами. 6. Просмотр фильма «Человек и природа». Определите, пожалуйста, какие виды влияния человека на природу, вы увидели в этом фильме, какие чувства и эмоции вы испытали? – Какие меры мы могли бы предпринять для решения экологических проблем? (Собирать мусор в отдельные контейнеры, не мыть автомобили в водоемах, не вырубать леса, сажать деревья и т. д.) – Какие действия может предпринять человек для сохранения разнообразия живых организмов на Земле? (Создавать питомники, ботанические сады, заповедники, заказники, национальные парки; очищать воду, почву, воздух.) – Что можно сделать для того, что остановить расширение площадей пустынь? (Прекратить распашку земель; уменьшить количество пастбищ; сеять травы, сажать деревья.) 7. Знакомство с проектом «Очистка ОКЕАНА» Презентация, подготовленная учеником класса. | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Работают с материалами ЭОР, учебником. Фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных. Учащиеся работают дифференцировано по вариантам, отвечая на вопросы: 1 вариант: Продолжают ли исчезать животные сегодня, какие и где? 2 вариант: Какие причины исчезновения видов, вы можете назвать, прочитав текст учебника. Участвуют в обсуждении проекта, объясняют причины возникновения мировых проблем. | Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию | Фронтальный опрос совместно с рассказом учителя |
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | Беседа по вопро-сам | Устанавливает осознанность восприятия, формирует навык первичного обобщения, побуждает к высказыванию своего мнения. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. » После просмотра учащимся предлагается ответить на главный вопрос: нужно ли применять новые технологии, защищать природу, если человечество продолжает губительно относиться к природе. Конечно, нужно, и начинать нужно с воспитания своей собственной культуры. | Обобщают и систематизируют знания, | Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами | Устные ответы |
V. Рефлексия учебной деятельности | Индивидуальная и фрон-тальная работа | Закрепление. Выполнение теста. Работа с пищевыми цепями. Выяснить значение любого звена в пищевой цепи, как изменение в природном взаимодействии. Нужно расставить звенья в правильной последовательности. 1. Филин обиделся и улетел в другой лес. 2. Мыши стали поедать соты и разорили улья. 3. Пришлось человеку помириться с филином. 4. Не стало пчел - некому стало опылять цветы, меньше стало трав. 5. Худо стало человеку без меда и молока. 6. Не стало филина - расплодились мыши. 7. Мало стало травы — коровы молока не дают. 8. Человек сказал филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы» | Расставляют звенья в правильной последовательности, осуществляют самоанализ деятельности, слушая ответы своих одноклассников. Высказывают свое мнения и делают вывод, что любой организм в живой природе очень нужен другим её обитателям. | Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищам | Устные ответы |