СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Важность охраны планеты Земля"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка данного урока представлена в форме, отражающей все требования ФГОС: унивесальные,предметные и межпредметные действия, педагогические задачи и цели, виды деятельности.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок "Важность охраны планеты Земля"»

Тема урока по биологии «Важность охраны живого мира планеты» по УМК Пономаревой

Педагогическая
цель

Продолжить знакомить учащихся с экологическими проблемами, созданными человеком

Задачи урока

Образовательная: сформировать представление об экологических проблемах и путях их решения.

Развивающая: развивать познавательный интерес к самостоятельному поиску знаний, творческое мышление.

Воспитательная: прививать эстетический взгляд на окружающую действительность, воспитывать ответственность в принятии решений, умение общаться и отстаивать свою точку зрения

Тип, вид урока

Обобщение и систематизация знаний; комбинированный

Планируемые
результаты
(предметные)

Учащийся научится объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных

Личностные
результаты

Будут сформированы: ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные – научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Красная книга, биологическое разнообразие, заказники, ботанические сады, заповедники, национальные парки, опустынивание, прямое и косвенное воздействие человека на природу.

Организационная структура урока

Этап урока,

цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий
контроль

Осуществляемые
действия

Формируемые
умения

I. Актуализация опорных знаний урока.

Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала

Фронта льная беседа

Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала:

- Добрый день, ребята! - сегодня мы поговорим с вами о Сохранении замечательной планеты Земля – нашего большого дома.

(слайд 1) Посмотрим на Землю из космоса, с высоты нескольких десятков тысяч километров, она невелика, но очень беззащитна.

(слайд 2,3,4,5) Красива природа Земли в своём разнообразии – горы и равнины, степи и поля!

- Как же сохранить на Земле такую красоту, уникальность и неповторимость?!

- Мы и поговорим на нашем уроке не только о красоте природы, но и о человеке, его огромном влиянии на нашу планету.

Отвечают на вопросы учителя. Слушают

мнения однокласс-
ников

Осуществляют анализ ответов одноклассников. Сравнива-ют. Строят свои личные ответы.

Вопросы учителя, фронталь-ный и индивиду-альный опрос

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.

Обеспечение мотивации
и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Актуализация опорных знаний и умений.

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Вводная
беседа

Мотивирует учащихся к определению темы и постановке

– Как влияет современный человек на облик Земли? Давайте составим схему, какое влияние оказывает человек на планету, причём рассмотрим влияние как положительное, так и отрицательное.

(Вырубает леса, осушает болота, превращает поля в пустыни, загрязняют окружающую среду и вызывают заболевания человека и животных.) (слайд 5 )

Сегодня мы продолжим наш разговор об экологических проблемах Земли. Выставка экологических фактов.

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Для этого

выдвигает проблему: Тысячи лет природа Земли изменяется, появляются и исчезают новые горы, материки, возникают новые виды животных и растений. В истории человечества тоже происходят разные изменения: появляются и гибнут новые города, страны и даже цивилизации.

Как же связаны между собой человек и природа, как они изменяются и как влияют друг на друга

Отвечают на вопросы учителя. Слушают

мнения одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений.


Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока Заполнение схемы на доске и в тетради, используя свои примеры.

Наблюдают. Осуществляют анализ

объекта. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливают причинно-следственные связи

Вопросы учителя
и устные ответы

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления
и первичного запоминания знаний, выявления учащимися новых знаний.

Развитие умения находить ответы на про-блемные вопросы.

Подведение детей к самостоятельному выводу способа действий с информацией

Работа
по учебни-ку

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на

экологические кризисы в истории человечества.

1. Развитие охоты и собирательства (слайд 6,7 )

2. Развитие земледелия (слайд 8)

3. Развитие промышленности (слайд 9) – самостоятельное заполнение.

4. Какие экологические проблемы вы знаете? (Озоновые дыры, парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание - это превращение плодородных земель в пустыню, уменьшение разнообразия животных и растений, природных ресурсов, количества питьевой воды; загрязнение воды, почвы, воздуха.) (слайд 10,11,12,13,14)

5. Что такое Красная книга? (Это книга, в которую внесены вымирающие виды растений и животных или разные виды, находящиеся под охраной.)

Работа с учебником. Человек живёт, становится умнее, наверное, пытается не уничтожать животных, растения, но существуют разные виды воздействия – прямое и косвенное.

А как же в настоящее время он воздействует на живую природу?

– К чему приводят воздействия человека на природу?

ТЕРМИНЫ на доске. Закрепление примерами.

6. Просмотр фильма «Человек и природа». Определите, пожалуйста, какие виды влияния человека на природу, вы увидели в этом фильме, какие чувства и эмоции вы испытали?

– Какие меры мы могли бы предпринять для решения экологических проблем? (Собирать мусор в отдельные контейнеры, не мыть автомобили в водоемах, не вырубать леса, сажать деревья и т. д.) – Какие действия может предпринять человек для сохранения разнообразия живых организмов на Земле? (Создавать питомники, ботанические сады, заповедники, заказники, национальные парки; очищать воду, почву, воздух.)

– Что можно сделать для того, что остановить расширение площадей пустынь? (Прекратить распашку земель; уменьшить количество пастбищ; сеять травы, сажать деревья.)

7. Знакомство с проектом «Очистка ОКЕАНА»

Презентация, подготовленная учеником класса.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Работают с материалами ЭОР, учебником. Фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

Называют и узнают
в природе редкие
и исчезающие виды растений и животных.

Учащиеся работают дифференцировано по вариантам, отвечая на вопросы:

1 вариант: Продолжают ли исчезать животные сегодня, какие и где?

2 вариант: Какие причины исчезновения видов, вы можете назвать, прочитав текст учебника.

Участвуют в обсуждении проекта, объясняют причины возникновения мировых проблем.

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Фронтальный опрос совместно с рассказом учителя

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями
в практической деятельности

Беседа по вопро-сам



Устанавливает осознанность восприятия, формирует навык первичного обобщения, побуждает к высказыванию своего мнения.

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

» После просмотра учащимся предлагается ответить на главный вопрос: нужно ли применять новые технологии, защищать природу, если человечество продолжает губительно относиться к природе. Конечно, нужно, и начинать нужно с воспитания своей собственной культуры.


Обобщают и систематизируют знания,

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы


Домашнее

задание

Домашнее задание: написать рассказ из 5-6 предложений в форме проекта: «Что могу сделать лично я и моя семья для защиты природы».






Получают задание выполнить дома проекты,

Уточняют суть работы, задают вопросы.


V. Рефлексия учебной деятельности

Индивидуальная и фрон-тальная работа

Закрепление. Выполнение теста.

Работа с пищевыми цепями. Выяснить значение любого звена в пищевой цепи, как изменение в природном взаимодействии. Нужно расставить звенья в правильной последовательности.

1. Филин обиделся и улетел в другой лес.

2. Мыши стали поедать соты и разорили улья.

3. Пришлось человеку помириться с филином.

4. Не стало пчел - некому стало опылять цветы, меньше стало трав.

5. Худо стало человеку без меда и молока.

6. Не стало филина - расплодились мыши.

7. Мало стало травы — коровы молока не дают.

8. Человек сказал филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы»



Расставляют звенья в правильной последовательности, осуществляют самоанализ деятельности, слушая ответы своих одноклассников. Высказывают свое мнения и делают вывод, что любой организм в живой природе очень нужен другим её обитателям.

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищам

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция

Беседа по вопро-сам

Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки

- Выполнили ли мы все поставленные задачи?

– Какие затруднения у вас возникли в процессе работы на уроке?

- Важные факты о влиянии человека на природу вы узнали? Какие?

– Что нового вы узнали на уроке?


Слушают учителя

Формулируют выводы .

Устные ответы









  1. В начале XX века в Канаде уничтожили всех хищных зверей в районе, где паслись олени карибу. И оленей стало больше. Потом их стало очень много. А затем численность оленей начала резко снижаться. ПОЧЕМУ? И если бы люди вовремя не спохватились, карибу исчезли бы совсем.



  1. Не так давно жители некоторых районов Западной Германии стали страдать от появившихся в большом количестве ос. Осы жалили людей, проникая в дома. Оказалось, что виноваты люди, истребившие лис. ПОЧЕМУ?



1. Филин обиделся и улетел в другой лес.

2. Мыши стали поедать соты и разорили улья.

3. Пришлось человеку помириться с филином.

4. Не стало пчел - некому стало опылять цветы, меньше стало трав.

5. Худо стало человеку без меда и молока.

6. Не стало филина - расплодились мыши.

7. Мало стало травы — коровы молока не дают.

8. Человек сказал филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!