Учебный предмет: Математика.
Класс: 5 «а»
Школа: МКУ Аджимажагатюртовская СОШ.
Учитель: Хадушева Гульмира Мурадовна.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
УМК: "Сферы" Бунимович Е.А., Дорофеев Г.В., Суворова С.Б. Математика. Арифметика. Геометрия.
Дата: 9.12.2016
Образовательные: изучить понятие многоугольник, периметр многоугольника, виды многоугольников, диагональ многоугольника.
Развивающие: развивать измерительные умения, устную математическую речь, вычислительные навыки, умение делать логические умозаключения.
Воспитательные: воспитывать внимательность и аккуратность при черчении фигур, уважение к товарищу, чувство взаимопомощи.
УУД
Личностные: аргументированное оценивание своих суждений; вырабатывание уважительно-доброжелательного отношения к одноклассникам.
Познавательные: нахождение в учебнике достоверной информации; владение смысловым чтением; анализ; умение делать выводы.
Регулятивные: определение цели, проблемы; планирование деятельности; оценивание способов и степени достижения цели в учебной ситуации.
Коммуникативные: изложение и корректирование своего мнения; понимание позиции другого; использование материала, предложенного учителем, для достижения цели учебной ситуации.
Планируемый результат обучения
Ученики научатся распознавать многоугольники, виды многоугольников, находить периметр многоугольников, находить в окружающем мире объекты, для которых многоугольники являются моделями.
Основные понятия
Многоугольник, периметр многоугольника, выпуклый и невыпуклый многоугольник.
Работа :Индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Ход урока
1.
Организационный момент
Приветствие учащихся.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке, присутствуют очень важные гости. Гостей наших вы не стесняйтесь и работайте, как обычно. Проверьте, чтобы на ваших столах был весь необходимый материал: учебник, тетрадь, дневник, карандаш, ручка, линейка.
- Начнём урок с нашего девиза:
Мы весёлый, дружный класс!
Всё получится у нас!
2 Проверка домашнего задания.
- На слайде оформлена домашняя работа. Вы самостоятельно проверяете домашнюю работу, если необходимо внести какие-то исправления, то вносите их.
3 Актуализация знаний
- Итак, прежде чем приступить к изучению нового материала, мы вместе восхитимся вашими глубокими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос.
-Какие фигуры изображены на рисунке? Назовите их?
-Какие виды углов вы знаете?
-Какой угол называется развёрнутым? Прямым? Тупым? Острым?
-Найдите известные вам углы и на глаз определите их вид.
Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Чтобы определить по уголкам какой страны будет проходить наше путешествие, обратите внимание на следующий слайд и ответьте на вопросы:
- Что изображено на чертеже?
-Как построить ломаную?
- Как называются отрезки, из которых состоит ломаная?
- Как называются точки?
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Тему урока вы запишете немного позже.
-Обратите внимание на следующее задание. Его необходимо выполнить по рядам:
- 1 ряд : Начертите замкнутую ломаную без самопересечений, у которой будет три стороны, три вершины, закрасьте фигуру, которая ограничена ломаной.
- Какая фигура получилась?
- 2 ряд : Начертите замкнутую ломаную без самопересечений, у которой будет четыре стороны, четыре вершины, закрасьте фигуру, которая ограничена ломаной.
- Какая фигура получилась?
8 :
-А теперь ребята, посмотрите на слайд, перечертите себе в тетрадь ломаную, которая на слайде, затем дочертите звенья (стороны) у этой ломаной, чтобы она получилась замкнутой и без самопересечений.
-Закрасьте фигуру, которая ограничена ломаной.
4 Создание проблемной ситуации. Новый материал. Формулирование проблемы (тема, цель)
-Как называется получившаяся фигура?
- Какая тема сегодняшнего урока?
-Запишите тему: Многоугольники.
Итак, мы отправляемся в путешествие по стране Многоугольников.
-Как вы думаете, что, необходимо нам рассмотреть в этой стране, на что обратить внимание?
-Давайте сформулируем с вами определение многоугольника
- Какую фигуру вы чертили? Молодцы, ребята!
-Так какая фигура называется многоугольником? Обсудите в паре и запишите определение в тетрадь. Теперь проверьте себя. Откройте учебник на странице 88, прочитайте, что такое многоугольник.
-В гости к многоугольникам пришла фигура, которую жители данной страны не захотели принять в ряд многоугольников.
- Почему жители этой страны так отнеслись к этой фигуре?
- Является ли данная фигура многоугольником?
-Почему она не является многоугольником?
- Какое условие не выполняется?
- Жители страны Многоугольников разрешили остаться данной фигуре в гостях, но тут гостья, посмотрев на всех, задала вопрос: Какое самое главное отличие у всех многоугольников?
- Жители данной страны просят вас, ребята, помочь ответить на этот вопрос.
-Ребята, поможем нашим многоугольникам ответить на вопрос?
-На столах лежат многоугольники. Пройдите за столы по 6 человек.1 ряд.
- Посмотрите на все многоугольники.
-Они разные?
-Подумайте, на какие две группы можно разделить эти многоугольники?
-Распределите их по группам.
- Итак, команды, выберете представителя, который будет у доски показывать и рассказывать, как группа разделила многоугольники.
- Команды в это время внимательно слушают и, если хотят что-то дополнить, поднимают руки.
-Молодцы, ребята, верно разделили многоугольники.
- Кто-нибудь догадался, как называют такие многоугольники?
- Такие многоугольники называются выпуклые и невыпуклые.
-Откройте учебник на странице 89, рисунок 5.20, 5.21.
-Посмотрите на рисунок, какой из них выпуклый, а какой невыпуклый?
Что необходимо сделать, чтобы проверить какой вид многоугольника?
-Молодцы, ребята, помогли многоугольникам.
-Если вы правильно распределили многоугольники по группам и объяснили почему, то в лист самоконтроля ставите 2 балла, если распределили правильно, но не догадались почему так, то ставите 1 балл).
4 Первичное закрепление
- Теперь, мы отправляемся в гости к следующему многоугольнику. Как называется этот господин?
11 :
- Четырехугольник – один из видов многоугольника.
-Четырёхугольник, интересуется, знаете ли вы его характеристики, т.к. не любит пускать чужих в гости!
-Давайте ответим на его вопросы, не забывая, за каждый правильный ответ ставить в лист самоконтроля 1 балл!
-Как называются точки А, В,С, D?
- Отрезки АВ, ВС, СD, АD?
- Назовите четырехугольник, который вы видите на рисунке.
-Как принято называть многоугольник?
- С какими четырехугольниками вы познакомились в начальной школе?
- Как называют длину ломаной, ограничивающей многоугольник?
- Чему равен периметр многоугольника?
- Найдите периметр данного четырехугольника, если его стороны соответственно равны: 2см, 3см, 4см, 5 см.
-
-Сделайте вывод, как найти периметр любого многоугольника?
(дополнительные задания: карточки на вычисления).
-Начертите четырёхугольник, соедините две вершины, которые являются несоседними.
-Вспомните, как называется полученный отрезок? Подпишите его.
12
- Сколько диагоналей можно провести в четырёхугольнике?
- В каком многоугольники вы не сможете провести диагонали?
- Молодцы, ребята, а теперь многоугольникам и нам с вами необходимо немного отдохнуть.
Физминутка
Вы на славу потрудились,
И немного утомились,
Дружно скажем нам пора,
Сделать важные дела.
Ребята, настало время для физминутки:
«Истинно - ложно»
Если утверждение - верно, то ученики приседают, а если ложно – подпрыгивают, поднимая вверх руки.
- угол, равный 45° - острый;
- угол, равный 170° - острый;
- угол, равный 89° - тупой;
- угол, равный 55° - прямой;
- угол, равный 100° - тупой;
- угол, равный 90° - прямой;
- угол, равный 1° - острый;
- угол, равный 137° - острый;
- угол, равный 70° - острый
Самостоятельная работа с самопроверкой
- Вот и подходит к концу наше путешествие по стране Многоугольников, но чтобы покинуть эту страну вам необходимо пройти контроль знаний. Что вы усвоили и узнали в этой стране.
- Самостоятельная дифференцированная работа с самопроверкой по эталону.
Карточка 1 (сильные ученики).
Запишите все вершины, все стороны и все углы пятиугольника, изображённого на рисунке. . Определите вид данного многоугольника.
Измерьте длину каждой стороны и найдите периметр этого пятиугольника.
Карточка 2 (слабые ученики).Определить является фигура многоугольником или нет. Если является, то перечертите её в тетрадь.
Если некоторые ребята быстро выполнят карточку 1, то можно им дать карточку 2.
- Закончили работу! Теперь сверьте свои записи с эталоном(Слайд 14).
- Если правильно выполнили 2 карточки, то ставите 4 балла.
- Если правильно выполнили 1 карточку, то 3 балла.
- Часть заданий правильно 2 балла. - Одно правильно -1 балл.
Самостоятельно выполняют задания в тетради.
5 Итог урока
Рефлексия деятельности на уроке.
- Наше путешествие по стране Многоугольников завершилось. На следующем уроке мы его обязательно продолжим.
15:
- Давайте подведём итоги, что же интересного и нового в этой стране вы узнали?
- Достигли ли мы тех целей, которые сформулировали в начале урока?
- Дайте определение многоугольника и перечислите виды многоугольников?
-Ребята, а кто может сказать, где в жизни встречаются многоугольники? Посмотрите вокруг, окружают ли вас многоугольники, их форма?
- На протяжении всего урока вы ставили себе баллы в лист самоконтроля. Пришло время самостоятельно оценить свою работу. Посчитайте, сколько баллов всего получилось. Внизу листа критерии оценивания.
Затем сдаёте мне лист самоконтроля, я выведу общую оценку за урок.
Вы подходите к ёлочке, которая приклеена на боковой доске, снимаете с неё игрушку на которой написано индивидуальное домашнее задание (Слайд 16) и вместо этой игрушки украшаете ёлку своим настроением.
- Зелёный многоугольник: Настроение хорошее, мне всё понравилось, мне всё понятно.
- Жёлтый многоугольник: Настроение хорошее, мне всё понравилось, но не всё понятно, возникли затруднения.
- Красный многоугольник: Настроение плохое, урок не понравился, ничего не понятно.
- Сегодня на уроке мы рассмотрели, какая фигура называется многоугольником, узнали, какие бывают многоугольники, вспомнили, как найти периметр четырёхугольника и сделали вывод, как найти периметр любого многоугольника.
- Фигура, ограниченная замкнутой ломанной без самопересечений называется многоугольником.
- Многоугольники бывают выпуклые и невыпуклые.
Ученики перечисляют, где они в жизни видят многоугольники.
- Стена, дверь, стенд, парта, доска имеют форму четырёхугольника.
Ученики по очереди подходят к деревцу
Украшают ёлку своим настроением.
8.
Дом. задание.
- Откройте дневники, запишите домашнее задание:
Учебник: страница 88, п. 19 - читать, учить определения, ответить на вопросы на полях и выполнить упражнение 307,306.
Урок закончен! Спасибо за урок!
Записывают домашнее задание.