УРОК № 4 9 класс
Тема: Виды сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
Цель: научить определять в тексте сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
Развитие навыков анализа структуры предложений с придаточным определительным, характеристики средств связи.
Формирование потребности к совершенствованию знаний по русскому языку.
Расширение информации о жизни и творчестве А.С. Пушкина.
Формирование УУД:
1.Личностные: проявление желания к повышению уровня знаний, проявление желания к самооценке.
2. Метапредметные:
-познавательные: умение отбирать нужную информацию, анализировать текст, составлять кластеры;
-коммуникативные: адекватно отвечать на поставленный вопрос; передавать информацию собеседнику; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-регулятивные: устанавливать последовательность действий при выполнении задания, оценивать собственные возможности при выполнении заданий;
3. Предметные: сознательная организация своей познавательной деятельности от постановки цели до получения результата, применение теоретических знаний на практике при моделировании информации.
Тип урока: урок открытия и усвоения новых знаний.
Форма урока: Урок-практикум
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, карточки с заданиями
Ресурсы: учебник Русский язык.9 класс. Авторы Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. Просвещение, 2016.
Основные термины, понятия: сложноподчинённое предложение, главное предложение, придаточное предложение, средства связи: подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова, придаточное определительное.
Межпредметные связи: Литература
СЦЕНАРИЙ УРОКА.
Организационный этап.
Постановка целей и задач урока. Самоопределение к деятельности.
Чего вы ждёте от этого урока? Как бы вы хотели, чтобы прошёл урок?
Тогда пусть наш урок пройдёт под девизом «Новый день-новые знания»
3.Актуализация знаний.
Блиц - опрос по предыдущей теме. Оценивание: 6 вопросов по 0, 5б (3б)
Карточка №3.
4.Первичное усвоение новых знаний.
Работа по теоретическому материалу учебника. Составление кластера.
Карточка № 4
5.Первичная проверка понимания. Защита кластера.
Контрольная карточка № 5
Проверка теоретических знаний с помощью консультантов, получивших опережающее домашнее задание.
6.Первичное закрепление.
План.
1.Наблюдение (стр.73) – устно
2. Упражнение №111- расставить знаки препинания, отметить средства связи.
Для учащихся, испытывающих затруднение - упражнение № 112.
3.Речевой этикет. Устранить повторы употребления союзных слов.
Упражнение №114.
4.Работа по анализу текста. Карточка № 6.
7.Рефлексия.
Достигли ли вы своей цели на уроке? Какие задания оказались для вас самыми сложными? Нужна ли коррекция знаний по определенному вопросу?
8.Домашнее задание на выбор.
1. Задание повышенной трудности с элементом творчества: упражнение №115.
2. упражнение № 116.
Приложение к уроку.
Карточка №3
Блиц – опрос.
1.Сложноподчиненное предложение состоит из двух и …
2. Одно предложение называется главным, другое…
3.Средствами связи являются подчинительные союзы и …
4.Указательное слово всегда стоит в …
5.Союзные слова могут выражаться….
6.Какое средство связи не является членом предложения?
Карточка№ 4
Задание: используя теоретические материалы учебника стр.72,73,75, составьте кластер «Характеристика придаточного определительного предложения».
Карточка №5 Контроль карточки № 4

Карточка № 6
Работа с текстом.
Свежим майским утром 1820 года три экипажа, подпрыгивая на ухабах, въехали в маленький пыльный городок Мариуполь. Местные жители, оповещенные о знатном госте, ждали его на Базарной площади с хлебом и солью. С большим почётом встречали они знаменитого генерала Н.Н. Раевского, прославленного героя Отечественной войны 1812 года, совершавшего со своей семьёй путешествие на Кавказ и в Крым.
Вряд ли знали тогда мариупольцы, что среди путешествующих находился человек, имя которого составит славу и гордость России. Между тем, в одном из экипажей сидел молодой Пушкин. Вместе с другом – Раевским, А.С. Пушкин направлялся на юг «для укрепления здоровья». ( по Л. Яруцкому)
Задание:
1.Озаглавьте текст.
2. К какому стилю и типу речи относится?
3.Если в тексте сложноподчиненные предложения с придаточным определительным?
4. Что в тексте отмечено курсивом?
5. Замените причастный оборот на придаточное определительное.