Урок-викторина «Мои любимые сказки».
Цель:
поддержать интерес учеников к русским народным сказкам;
развивать навыки монологической речи, описания иллюстрации;
развитие у детей художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений.
Оборудование: сборник сказок, иллюстрации художников к сказкам; рисунки учеников, презентация, выставка «Русские народные сказки».
Ход урока.
Вступительное слово. (Слайд 1)
Сегодня наш урок будет посвящен одному из самых интересных жанров фольклора – сказке. Пожалуй, нет такого человека, которому была бы не интересна сказка. Сказка сопровождает нас всю жизнь, начиная с рождения. По мотивам народных сказок создано много фильмов. Народная сказка – это основа жизни художника, его вдохновение. Итак, мы начинаем, я приглашаю вас в мир удивительной сказки.
Повторительно-обобщающая беседа по сказкам. (Слайд 2)
Всем нам нравятся сказки, и думаю, что у вас наверняка есть любимая сказка и герои сказок.
- За что вы любите сказки?
- Назовите ваши любимые народные сказки.
- Каких сказочных героев вы особенно понравились?
- Чем интересны герои народных сказок?
- Каким героем народной сказки вы могли бы быть?
Викторина. (Слайд 3)
- Сегодня мы с вами продолжим работу с этим прекрасным жанром – сказка. Я думаю, что все вы готовы отправиться в этот мир удивительной сказки. И наше первое задание «Разминка»
Задание 1 - «Разминка» (слайд 4).
Одно из имен Василисы? (Премудрая, Прекрасная)
Оружие, которым пользовались сказочные богатыри? (Меч)
Река, у которой сражался Иван – крестьянский сын? (Смородина)
Животное, в которое была заколдована Кощеем прекрасная девушка? (Лягушка)
Какой транспорт доставил Василису к дворцу? (Карета)
С кем Журавль решил создать ячейку общества? (Цаплей)
О какой сказке гласит народная мудрость «Кто ничего не делает, то на перине не уснёт»? (Солдатская шинель)
Чем занимались братья Ивана во время дозора? (Спали)
Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для Кощея? (Игла)
Какая сказочная героиня, прежде чем спрашивать Ивана, должна его была напоить, накормить и выпарить? (Баба-Яга)
- Вы хорошо знаете сказки, но в сказках, как и в других произведениях, встречаются непонятные слова. И следующее ваше задание заключается в том, чтобы объяснить эти непонятные слова.
Задание 2 – «Словарик» (слайд 5).
Объяснить значение слов.
Терем - (дом в Древней Руси).
Рыскучие (звери) - (бегущие).
Зачин – начало сказки.
Концовка – последние слова сказки.
- Если вы внимательно читайте сказки, то вы помните, что в сказках есть волшебные предметы, которые помогают нашим героям в трудной ситуации. Ваша задача определить, что это за волшебный предмет.
Задание 3 –«Чёрный ящик» (слайд 6).
Это то, на что положил каравай Иван-царевич. (Блюдце)
Это то, что использовала Василиса при создании ковра. (Игла)
Это то, что использовала Василиса во время пира. (Кубок)
Это то, что помогало Ивану искать Василису. (Клубок)
- В каждой сказке есть положительный герой, который борется со злом и коварством. И вот сейчас я прошу вас дать этим героям характеристику, но характеристику необычную. А необычность её в том, что охарактеризовать их вы должны пословицами и поговорками.
Задание 4 - «Творческое» (слайд 7).
Подберите пословицы к героям сказки:
1 команда - Василиса Премудрая (Утро вечера мудренее, по одежке встречают, по уму провожают).
2 команда – Иван – крестьянский сын. (Кто скоро помог, тот дважды помог).
- Все мы любим рисовать, создавать иллюстрации к произведениям, создавать тематические рисунки. Но сегодня мы будем писать портрет и не просто портрет, а шуточный портрет героев многих сказок. Во многих сказках они являются героями отрицательными, злыми, даже вызывающими страх, но мы посмотрим на них с другой стороны. Итак, конкурс «Шуточный рисунок».
Задание 5 – «Шуточный рисунок» (слайд 8).
Нарисовать портрет 1 команда – Кощея Бессмертного
2 команда - Бабы-Яги
- Воображение является неотъемлемой частью нашего творческого мышления. Все мы, когда читаем интересное произведение, то живо представляем себе героев произведения, захватывающие события. И нам всегда интересно, а какой же он этот Иван-царевич или Василиса Премудрая? А каким бы я их изобразил? Как бы я их сыграл? Следующий конкурс поможет нам это узнать.
Задание 6 – «Живые картины» (слайд 9).
Изобразить как старший брат пошел в дозор.
Изобразить танец Василисы Премудрой на пиру у царя.
- Ребята, вам было дано домашнее задание - создать иллюстрацию к народной сказке на ваш выбор, рисунки у вас получились очень хорошие, теперь ваша задача представить свою иллюстрацию в шуточной форме.
Задание 7 – Защита иллюстраций «Мои любимые сказки» (слайд 10).
Подведение итогов (Слайд 11).
- Это был наш заключительный конкурс. Я надеюсь, что вам понравилась викторина, что для многих из вас сегодня открылся какая-то по-новому это жанр - сказка, что каждый из вас усвоил свой урок.
Подсчитываются командные очки и учащиеся награждаются оценками.
- Ребята, я думаю, что вам понравилась наша викторина по самому чудесному жанру литературного произведения – сказке. Все мы знаем, что в сказке прославляются лучшие качества человека – в этом нет ничего волшебного. Чудеса только подчеркивают ценность этих качеств, поэтому недаром говориться сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Я надеюсь, что и вы извлечёте для себя самый нужный и важный урок – это урок доброты. Будьте добры и толерантны, тогда и у вас всё будет хорошо.
3