Урок-викторина по басням И.А. Крылова в 5 классе
Е.С. Цибикова
МАОУ СОШ № 63,г. Улан-Удэ
Главные цели изучения предмета «Литература»
- Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.
- Постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы.
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.
- Поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
- Формирование умения использовать в процессе анализа текста соответствующей научной терминологии: литература как искусство словесного образа, художественный мир, художественная речь, литературные роды и жанры, историко-литературный процесс .
- Создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного.
- Использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Читать Думать, понимать, анализировать Знать литературоведческие термины Создавать тексты Совершенствовать речь
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» (познавательные, регулятивные УД+межпредметные связи)
- понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в тексте, формулировать выводы
- самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов
- работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности
Предметные результаты изучения предмета «Литература»
1 ) в познавательной сфере:
-умение понимать и интерпретировать текст на уровне содержания и языка;
-понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
2) в ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов
3) в коммуникативной сфере: • восприятие на слух литературных произведений, осмысленное чтение и адекватное восприятие; • умение пересказывать; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания; уметь вести диалог; • написание изложений и сочинений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; 4) в эстетической сфере: эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.
Личностные результаты изучения предмета «Литература»
- Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание патриотизма, уважительного отношения к литературе, к культуре других народов.
- Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.)
Компетенции Коммуникативная Творческая Литературоведческая
Задания к викторине. Формирование УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)
- Биографические сведения об И.А. Крылове
- Из истории басни
- Содержание басен
- Герои басен
- Продолжить строки
- Крылатые слова из басен Крылова
- Мораль басен
- Рисунки к басням
Этапы структуры урока мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность); целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока) осознание недостаточности имеющихся знаний (учащиеся понимают, что имеющихся знаний для успешного участия в викторине недостаточно); коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе)
Иван Андреевич Крылов
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.( М. Исаковский )
1769-1844
Из истории басни
- Что такое басня?
- Кто известен как первый баснописец, когда он жил?
- В каком веке жил Лафонтен?
- Что вы знаете об И.А. Крылове? Сколько басен он написал?
Назови басню, прочитай строки наизусть
Какие качества олицетворяют ( аллегория, олицетворение )
- Волк
- Мартышка
- Ягнёнок
- Свинья
- Стрекоза
Вспомни
- Басни о лисе
- Басни об обезьяне
- Басни о волке
Объясните смысл крылатых выражений из басен Крылова (афоризм)
- Слона- то я и не приметил
- А воз и ныне там
- На задних лапках я хожу (Ходить на задних лапках)
- Кукушка хвалит Петуха, за то, что хвалит он Кукушку
- У сильного всегда бессильный виноват
- А ларчик просто открывался
- А Васька слушает да ест
- Ворона в павлиньих перьях ( работа со словарем )
- Как белка в колесе ( проблемный вопрос )
Белка
В деревне, в праздник, под окном
Помещичьих хором,
Народ толпился.
На Белку в колесе зевал он и дивился.
Вблизи с березы ей дивился тоже Дрозд:
Так бегала она, что лапки лишь мелькали
И раздувался пышный хвост.
«Землячка старая,— спросил тут Дрозд,— нельзя ли
Сказать, что делаешь ты здесь?» —
«Ох, милый друг! тружусь день весь:
Я по делам гонцом у барина большого;
Ну, некогда ни пить, ни есть,
Ни даже духу перевесть».—
И Белка в колесе бежать пустилась снова.
«Да,— улетая, Дрозд сказал, — то ясно мне,
Что ты бежишь, а всё на том же ты окне»
Посмотришь на дельца иного:
Хлопочет, мечется, ему дивятся все:
Он, кажется, из кожи рвется,
Да только все вперед не подается,
Как Белка в колесе .
Из какой басни эта мораль
Не смейся, Голубок!
- И в сердце льстец всегда отыщет уголок
- Избави Бог и нас от этаких судей
- Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука
Выставка детских рисунков
Закончи фразу
- Ты всё пела? Это дело…
- А вы друзья, как ни садитесь…
- Беда, коль пироги начнёт печи сапожник…
- Ай, Моська…
- Чем кумушек считать трудиться…
- А жаль, что не знаком…
Найди пару
- Свинья
- Моська
- Повар
- Ворона
- Ягнёнок
- Кукушка
- Муравей
Инсценирование басни
Литературоведческий словарь
- Аллегория
- Афоризм
- Басня
- Крылатые слова
- Мораль
- Олицетворение
П.А. Клодт памятник И.А. Крылову в Летнем саду г. Санкт-Петербург
- Почему Исаковский написал стихотворение об И.А. Крылове?
- Почему в Санкт-Петербурге был воздвигнут памятник И.А. Крылову?
- (д/з)
В продолжение урока
самоконтроль
взаимоконтроль
- Подведение итогов. Рефлексия - Понравился ли урок? - Что показалось особенно интересным? - Что узнали нового? - Сколько дали правильных ответов? - Какие задания вызвали затруднения? - Оцените свою работу на уроке.
Спасибо за внимание