СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-викторина "Русский язык-друг мой"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-викторина направлен на закрепление темы "Односоставные предложения". Обучающимся предложены задания для самостоятельного выполнения.

Просмотр содержимого документа
«Урок-викторина "Русский язык-друг мой"»


Урок-викторина по русскому языку для обучающихся с ОВЗ

«Русский язык-друг мой!»


Цели и задачи:

Учебные:


  • Систематизировать и обобщить знания обучающихся по теме «Односоставные предложения».


  • Закрепить умение различать виды односоставных предложений.


  • Совершенствовать умение видеть их в контексте и использовать в собственно речи.


  • Углубить знания о речевой роли односоставных предложений.


Развивающие:


  • Развитие мыслительных процессов, творческого исполнения.


  • Развитие положительной мотивации к изучению русского языка и литературы.


  • Развивать интерес к изучению русского языка.


Воспитательные:


  • Развитие и совершенствование таких качеств личности, как внимательность, организованность, самостоятельность, целеустремленность, коллективизм.

  • Воспитывать любовь и уважение к русскому языку.


Оформление:


- плакаты и высказывания о русском языке.

- карточки с заданиями.


Ход мероприятия:


1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, учителя, гости нашего праздника! Сегодня у нас в колледже проходит викторина по русскому языку, которая так и называется «Русский язык-друг мой!».  Русский язык – наука интересная и увлекательная. Только тот, кто имеет настойчивость, терпение, старательность и усердие, сможет достичь успеха.

Стихотворение «Ода русскому языку» (Читает ученик наизусть)
Русский язык нам всем понятен.
Красив, величествен и ясен.
На нём мы мысли выражаем
И говорим, и пишем, и читаем.
В нём есть и птичьи голоса,
Любви и счастья чудеса.
Дремучие леса, бескрайние поля
И краски осени, и свежесть января.
На свете нет другого, такого нам родного.
Ты благороден, ты велик,
Любимый русский наш язык!
Тебя пусть славят все на свете,
Потомки наши, внуки, дети.
И знаем мы тебя, и чтим,
И если надо защитим!


Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Мы начинаем работать с хорошим настроением. Сегодня мы будем соревноваться в знаниях. Займемся повторением темы «Предложения». Но какие предложения? У этих предложений есть изюминка, отличающая их от множества других.

Есть притча о двух римлянах, поспоривших, кто из них скажет самую короткую речь или предложение. Один сказал: «Еду в деревню», второй ответил: «Езжай». Ребята, подумайте в чем изюминка этих предложений?

(Это односоставные предложения). Итак, тема нашего урока «Односоставные предложения».


  1. Конкурс «Путаница»

На этих карточках «перепутались» данные, верните все на свои места.


Безличное предложение

Главный член -сказуемое

Весна!


Определенно-личное предложение

Главный член-подлежащее

Тебе звонили.


Неопределенно-личное предложение

Главный член-сказуемое

Светает.


Назывное предложение

Главный член-сказуемое

Встаю рано каждый день.



  1. Конкурс «Плюс! Минус!»

Команды отвечают на вопросы по очереди.


1. Назывные предложения- это односоставные предложения. +

2. Безличные глаголы изменяются по лицам и числам. –

3. Определенно-личные предложения- это односоставные предложения. +

4. Это предложение с одним главным членом, совпадающим по выражению с подлежащим. –

5. Это предложения, в которых иногда глагол-сказуемое имеет форму повелительного наклонения. +

6. Безличное предложение –односоставное. +

7. В безличных предложениях можно восстановить подлежащее. –

8.Назывные предложения могут быть распространенными. +

9.Назывные предложения не могут быть распространенными. –

10. Неопределенно-личные предложения- это двусоставные предложения. –

11.В них можно восстановить подлежащее. +

12. В них можно вводить подлежащее-местоимение 1,2 лица. -


  1. Конкурс «Рецепт»

Послушайте внимательно текст.

Врач спрашивает пришедшего к нему на приём ученика:

- В каком классе ты учишься, "молодой человек"?

- В седьмом "Бы".

- "Бы"? Не знаю такого класса. А дружно вы живёте в своём классе?

- Жутко дружно, жутко весело.

- Жутко и весело! А учитесь-то хорошо?

- Порядок! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.

- Порядок... В пух и прах хвалит... да болезнь серьёзная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет, вылечиться ты сможешь только сам.

Врач даёт рецепт- учебник грамматики русского языка.


Задание.

Дайте рецепт этому ученику, используя односоставные предложения.


  1. Конкурс «Поэтическая страничка»

У вас на карточках записаны стихи А.А.Фета. Выразительно прочитайте и назовите типы односоставных предложений.


Карточка№1


Учись у них – у дуба, у берёзы.

Кругом зима. Жестокая пора!


Карточка№2


Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -

Я ничего не пойму.


Карточка №3


Шёпот, робкое дыхание,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,


В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!..


(Ответы: 1)определённо-личное, назывные; 2) двусоставное, назывное, безличное, двусоставное; 3) назывные.)


  1. Конкурс "Тип предложения"

Задание. Найти односоставные предложения и указать тип предложений.


Текст 1

Рассвело. Наскоро закусив, отправляемся дальше. Мы то едем по равнине, то спускаемся в долины. Вот и озеро. Вода прозрачна. Гиппопотамов нет. Хорошо бы искупаться! Кусок скалы – удобное место для ныряния. Но вдруг скала зашевелилась и оказалась громадным крокодилом.


Текст 2

Какую роль играют односоставные предложения в тексте? Попробуйте заменить односоставные предложения на двусоставные. Произошли ли в тексте какие-либо изменения или нет? (Отрывок из рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки».)


Текст 3

Утро. Я ещё в полусне. Чувствуется приятная свежесть летнего утра. Вдруг в дверь постучались. Быстро я вскакиваю, одеваюсь, бегу открывать. На пороге стоят мои друзья. В руках держат удочки, сачки и корзины. Завтракаем легко, и в путь. Узкая тропинка, цветы вокруг, птицы! Знаю: день проведем отлично! Поэтому весело!



  1. Конкурс "Пословицы и поговорки"

Дополните пословицы и поговорки. К какому типу односоставных предложений они относятся?


1. Без труда не… и рыбку из пруда.

2. Тише…..- дальше….

3. Не … «гоп», пока не … .

4.Бездонную бочку водой не …

5……- и саночки возить.


Слова для справок:(Вынешь; едешь, будешь; говори, перепрыгнешь; наполнишь; любишь кататься,

люби.)


  1. Конкурс "Угадай!"


Учитель читает предложение, учащиеся определяют тип предложения.

  1. Люблю грозу в начале мая.

  2. Осенний скучный день.

  3. В воде кишат крошечные рачки.

  4. Мои стихи дарю забвенью.

  5. Дни поздней осени бранят обыкновенно.

  6. Ночью кают-компанию убирают букетами из красной осенней рябины.

  7. Закон природы.

  8. Только к вечеру ему удалось причалить к маленькому острову.

  9. На берегу громко пели.

  10. Под ногами у меня приятно поскрипывало.


Итог.


На этом наша игра закончилась. Наши знания пополнились и настроение у всех отличное.

В конце урока подводятся итоги, определяется победитель, подсчитываются баллы участников.

Рефлексия

В самом конце урока обучающиеся делятся своими впечатлениями об уроке.





Список литературы:


  1. Е.К. Мережинская, А.Ю. Гуревич, С. А. Зарицкий. Занимательная грамматика.- Киев: Радянська школа, 1964.