СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения: «Герои минувшей войны»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:                                                                                                                  

  • формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение»;
  • учить самостоятельно искать и проверять новые знания по теме;
  • развивать устную речь учащихся, умение анализировать, обобщать, сопоставлять, выделять главное, рассуждать;
  • обогащать словарный запас детей, наблюдать за выразительными средствами языка;
  • способствовать развитию креативности мышления учащихся через   воплощение в сценическом образе;
  • воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки произведения;
  • воспитание интереса к миру детской художественной литературы.

Оборудование:

  • выставка книг по рекомендательному списку,
  • «Толковый словарь» Ожегова С.И., и другие толковые словари.
  • аудиозапись песни «Священная война»,
  • плакат «За Родину!»,
  • презентации,
  • фотографии,
  • индивидуальные карточки, конверты с заданиями

 

 

Ход урока.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Дети разделены на 3 группы.

Вступительное слово.

     «Всё может родная земля: может накормить своим хлебом,                                                                                                              напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить себя не может. Поэтому защита родной земли – обязанность тех, кто ест хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой»

 

 Работа с выставкой книг. (Выставка книг помогает учащимся определить тему урока)

 Учитель: - Дети, посмотрите на выставку книг,  прочитайте названия            произведений, рассмотрите иллюстрации к ним.

(На выставке сборники С.Баруздина, Л. Кассиля, книга С. Михалкова «Быль для детей», произведение С. Георгиевской «Галина мама»)

Постановка цели урока, сообщение темы.

                    - Кто догадался, какая тема урока? (О войне, о защитниках Отечества)

(Учитель обобщает ответы учащихся.)

- Встаньте, дети. Прочитаем стоя тему урока.

(На доске запись) «Герои минувшей войны»

Учитель: «В сердцах наших жить будут вечно

                   Герои минувшей войны.

                   Нам память о них дорога бесконечно,

                   И ею мы с вами сильны!»

Под аудиозапись «Священная война» выходят дети с карточками.

1 ученик:

22 июня 1941г.

  • На рассвете немцы напали на нашу землю. Началась Великая Отечественная война.

2 ученик:

  • Она была очень жестокой, продолжалась долго –

1418 дней и ночей

3 ученик:  

  • Закончилась война победой русского народа

9 мая 1945 г.

(Карточки остаются на доске под записью «Важные даты»)

 

Учитель: - В этом году мы отмечаем 70-летие Победы. На уроке нам предстоит ответить на вопрос:

«Что помогло русскому народу одержать победу над врагом?»

(На доске запись, чтение вопроса хором)

Учитель: -  Как далеко от нас война,

                    О ней мы узнаём теперь из книг.

 

  1. Обзор прочитанных книг.

Чтение наизусть.

1 ученик: «Летней ночью, на рассвете,

                   Гитлер дал войскам приказ

                   И послал солдат немецких

                   Против всех людей советских,

                   Это значит – против нас.

                   И от моря и до моря

                   Встали русские полки

                   Все советские народы

                   Против общего врага,

                   Все, кому мила свобода

                   И Россия дорога»

2 ученик: «Дни бежали и недели,

                  Шёл войне не первый год.

                  Показал себя на деле

                  Богатырский наш народ.

                  Не расскажешь даже в сказке

                  Ни словами, ни пером,

                  Как летели с немцев каски

                  Под Москвой и под Орлом.

                  Как, на запад наступая,

                   Бились красные бойцы,

                   Наша армия родная,

                   Наши деды и отцы»

 

Учитель: - Дети, из какого произведения эти строки? Кто автор? (С.    Михалков «Быль для детей»)

                      - Что такое быль?

                        (*Работа со словарём.)

                      - Как автор называет наш народ?

                      - Что значит «богатырский»? (*Работа со словарём)

                      - Почему так автор называет наш народ? Ответьте словами автора.

                      - «Показал себя на деле…» Как понимаете эту строчку?

Учитель обобщает ответы школьников:

 - Наш народ вынес все трудности войны, отважно сражался, сумел отстоять Родину.

Сделайте вывод: «Что помогло русскому народу одержать победу?»                                                

Богатырский, сильный дух

(Карточка-вывод помещается на доске под вопросом)

 

Учитель: - Обратите своё внимание на плакат. Прочитайте хором слова ... «За Родину!»  Эти слова передают огромную любовь к Родине. Они стали для солдат девизом. Как надо прочитать их?

(Громко, твёрдо, призывно, с восклицательной интонацией, решительно, с любовью)

Встаньте, прочитайте хором.

- Кто автор рассказа, который так и называется «За Родину!»?

- О каких защитниках Родины рассказал С. Баруздин?

 (Дети отвечают, опираясь на вопросы кроссворда)

  1. Бойцы, действующие в пешем строю.
  2. Воины, владеющие крупными огнестрельными орудиями.
  3. Военнослужащие, управляющие тяжёлой боевой техникой.
  4. Защитники Родины на морских просторах.
  5. Небесные «ястребы»
  6. Народные мстители, которые ведут борьбу против захватчиков, самостоятельно действующими отрядами.

На доске итог работы:        

пехотинцы

артиллеристы

танкисты

военные моряки

лётчики

партизаны

 

Учитель:

- Отметьте общее качество у воинов.                                                                                                                    - Выделите, что ещё помогло нашим бойцам одержать победу?

любовь к Родине

Учитель: - Возьмите книгу Л. Кассиля «Главное войско». Какие в ней рассказы? Как вы думаете, почему вся книга называется «Главное войско»?

Какое войско автор считает главным на фронте? Почему?

Какие качества русского солдата вы выделите?

смелость

решительность

Учитель: - Нелёгкую солдатскую долю разделили с мужчинами и женщины нашей Родины. В каком произведении вы прочитали о подвиге женщины?

(С. Георгиевская «Галина мама»)

- Найдите отрывок, который рассказывает о подвиге героини. Прочитайте выразительно.

Учитель: - Какие качества героини помогли выполнить задание?

мужество

верность

выносливость

терпеливость

  - Вернёмся к вопросу на доске. Чтение хором выводы.

 

 

  1. Изучение нового материала.

Учитель: - В суровые годы войны рядом с взрослыми вставали и дети. Они работали на военных заводах, собирали тёплые вещи для фронтовиков, дежурили на крышах  домов при воздушных налётах, помогали партизанам.

 

 Какие подвиги ещё совершали дети? Многие из них удостоены Родиной высокого звания «Героя».

 Кто они? Их имена вы узнаете, работая с книгой.

Самостоятельная работа.

Инструкция работы:

  1. Работать будете по группам. (В каждой группе 10 человека)
  2. Рассмотрите книгу, узнайте имя героя. Прочитайте вслух.
  3. Каждый в группе прочитает справку о герое.
  4. Подготовьте ответ на вопрос. (Карточка)

 1 группа- Лёня Голиков.

 2 группа – Марат Казей.

 3 группа – Зина Портнова.

 

Проверка:

Учитель: - Какой героический поступок совершил Лёня Голиков? (Вопрос к 1 группе)

                 

                 - Как прославился Марат Казей? (Вопрос ко 2 группе)

 

                 - За что Зина Портнова получила звание «Героя»? (Вопрос к 3 группе)

 

4. Обобщение, домашнее задание.

Учитель: - Ребята, вам интересно было узнать о подвигах детей?

 Есть целая серия книг о детях-героях. Посмотрите на выставку.

 Знакомство с ними вы можете продолжить самостоятельно  дома. Давайте  прочитаем названия произведений.

  1. Итог урока.

Учитель: - Весь урок мы говорили о героях минувшей войны. Это были мужчины, женщины и дети, которые в час суровых испытаний вставали на защиту Родины.

 

«Не забудем тех героев,

  Что лежат в земле сырой,

  Жизнь отдав на поле боя

  За народ – за нас с тобой.

  Никогда мы не забудем

  Их геройские дела

  Честь и слава этим людям

  И великая хвала!»

                                  Презентация о героях минувшей войны.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения: «Герои минувшей войны»»

5


Открытый урок внеклассного чтения во 2 «Б» классе в рамках семинара-практикума «Формирование культуры чтения младших школьников в условиях стандартизации образования»

По теме: «Герои минувшей войны»

Учитель МБОУ СОШ № 68 Мария Александровна Шмидт, высшая квалификационная категория.


Цели:

  • формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение»;

  • учить самостоятельно искать и проверять новые знания по теме;

  • развивать устную речь учащихся, умение анализировать, обобщать, сопоставлять, выделять главное, рассуждать;

  • обогащать словарный запас детей, наблюдать за выразительными средствами языка;

  • способствовать развитию креативности мышления учащихся через воплощение в сценическом образе;

  • воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки произведения;

  • воспитание интереса к миру детской художественной литературы.

Оборудование:

  • выставка книг по рекомендательному списку,

  • «Толковый словарь» Ожегова С.И., и другие толковые словари.

  • аудиозапись песни «Священная война»,

  • плакат «За Родину!»,

  • презентации,

  • фотографии,

  • индивидуальные карточки, конверты с заданиями



Ход урока.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Дети разделены на 3 группы.

Вступительное слово.

«Всё может родная земля: может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить себя не может. Поэтому защита родной земли – обязанность тех, кто ест хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой»


Работа с выставкой книг. (Выставка книг помогает учащимся определить тему урока)

Учитель: - Дети, посмотрите на выставку книг, прочитайте названия произведений, рассмотрите иллюстрации к ним.

(На выставке сборники С.Баруздина, Л. Кассиля, книга С. Михалкова «Быль для детей», произведение С. Георгиевской «Галина мама»)

Постановка цели урока, сообщение темы.

- Кто догадался, какая тема урока? (О войне, о защитниках Отечества)

(Учитель обобщает ответы учащихся.)

- Встаньте, дети. Прочитаем стоя тему урока.

(На доске запись) «Герои минувшей войны»

Учитель: «В сердцах наших жить будут вечно

Герои минувшей войны.

Нам память о них дорога бесконечно,

И ею мы с вами сильны!»

Под аудиозапись «Священная война» выходят дети с карточками.

1 ученик:

22 июня 1941г.

  • На рассвете немцы напали на нашу землю. Началась Великая Отечественная война.

2 ученик:

  • Она была очень жестокой, продолжалась долго –

1418 дней и ночей

3 ученик:

  • Закончилась война победой русского народа

9 мая 1945 г.

(Карточки остаются на доске под записью «Важные даты»)


Учитель: - В этом году мы отмечаем 70-летие Победы. На уроке нам предстоит ответить на вопрос:

«Что помогло русскому народу одержать победу над врагом?»

(На доске запись, чтение вопроса хором)

Учитель: - Как далеко от нас война,

О ней мы узнаём теперь из книг.


  1. Обзор прочитанных книг.

Чтение наизусть.

1 ученик: «Летней ночью, на рассвете,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских,

Это значит – против нас.

И от моря и до моря

Встали русские полки

Все советские народы

Против общего врага,

Все, кому мила свобода

И Россия дорога»

2 ученик: «Дни бежали и недели,

Шёл войне не первый год.

Показал себя на деле

Богатырский наш народ.

Не расскажешь даже в сказке

Ни словами, ни пером,

Как летели с немцев каски

Под Москвой и под Орлом.

Как, на запад наступая,

Бились красные бойцы,

Наша армия родная,

Наши деды и отцы»


Учитель: - Дети, из какого произведения эти строки? Кто автор? (С. Михалков «Быль для детей»)

- Что такое быль?

(*Работа со словарём.)

- Как автор называет наш народ?

- Что значит «богатырский»? (*Работа со словарём)

- Почему так автор называет наш народ? Ответьте словами автора.

- «Показал себя на деле…» Как понимаете эту строчку?

Учитель обобщает ответы школьников:

- Наш народ вынес все трудности войны, отважно сражался, сумел отстоять Родину.

Сделайте вывод: «Что помогло русскому народу одержать победу?»

Богатырский, сильный дух

(Карточка-вывод помещается на доске под вопросом)


Учитель: - Обратите своё внимание на плакат. Прочитайте хором слова ... «За Родину!» Эти слова передают огромную любовь к Родине. Они стали для солдат девизом. Как надо прочитать их?

(Громко, твёрдо, призывно, с восклицательной интонацией, решительно, с любовью)

Встаньте, прочитайте хором.

- Кто автор рассказа, который так и называется «За Родину!»?

- О каких защитниках Родины рассказал С. Баруздин?

(Дети отвечают, опираясь на вопросы кроссворда)

  1. Бойцы, действующие в пешем строю.

  2. Воины, владеющие крупными огнестрельными орудиями.

  3. Военнослужащие, управляющие тяжёлой боевой техникой.

  4. Защитники Родины на морских просторах.

  5. Небесные «ястребы»

  6. Народные мстители, которые ведут борьбу против захватчиков, самостоятельно действующими отрядами.

На доске итог работы:

пехотинцы

артиллеристы

танкисты

военные моряки

лётчики

партизаны


Учитель:

- Отметьте общее качество у воинов. - Выделите, что ещё помогло нашим бойцам одержать победу?

любовь к Родине

Учитель: - Возьмите книгу Л. Кассиля «Главное войско». Какие в ней рассказы? Как вы думаете, почему вся книга называется «Главное войско»?

Какое войско автор считает главным на фронте? Почему?

Какие качества русского солдата вы выделите?

смелость

решительность

Учитель: - Нелёгкую солдатскую долю разделили с мужчинами и женщины нашей Родины. В каком произведении вы прочитали о подвиге женщины?

(С. Георгиевская «Галина мама»)

- Найдите отрывок, который рассказывает о подвиге героини. Прочитайте выразительно.

Учитель: - Какие качества героини помогли выполнить задание?

мужество

верность

выносливость

терпеливость

- Вернёмся к вопросу на доске. Чтение хором выводы.



  1. Изучение нового материала.

Учитель: - В суровые годы войны рядом с взрослыми вставали и дети. Они работали на военных заводах, собирали тёплые вещи для фронтовиков, дежурили на крышах домов при воздушных налётах, помогали партизанам.


Какие подвиги ещё совершали дети? Многие из них удостоены Родиной высокого звания «Героя».

Кто они? Их имена вы узнаете, работая с книгой.

Самостоятельная работа.

Инструкция работы:

  1. Работать будете по группам. (В каждой группе 10 человека)

  2. Рассмотрите книгу, узнайте имя героя. Прочитайте вслух.

  3. Каждый в группе прочитает справку о герое.

  4. Подготовьте ответ на вопрос. (Карточка)

1 группа- Лёня Голиков.

2 группа – Марат Казей.

3 группа – Зина Портнова.

Проверка:

Учитель: - Какой героический поступок совершил Лёня Голиков? (Вопрос к 1 группе)

- Как прославился Марат Казей? (Вопрос ко 2 группе)


- За что Зина Портнова получила звание «Героя»? (Вопрос к 3 группе)


4. Обобщение, домашнее задание.

Учитель: - Ребята, вам интересно было узнать о подвигах детей?

Есть целая серия книг о детях-героях. Посмотрите на выставку.

Знакомство с ними вы можете продолжить самостоятельно дома. Давайте прочитаем названия произведений.

  1. Итог урока.

Учитель: - Весь урок мы говорили о героях минувшей войны. Это были мужчины, женщины и дети, которые в час суровых испытаний вставали на защиту Родины.


«Не забудем тех героев,

Что лежат в земле сырой,

Жизнь отдав на поле боя

За народ – за нас с тобой.

Никогда мы не забудем

Их геройские дела

Честь и слава этим людям

И великая хвала!»

Презентация о героях минувшей войны.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!