Урок внеклассного чтения по книге
Л. Воронковой «Девочка из города»
3 класс
Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о самом дорогом, о самом главном для каждого из нас человеке. Догадайтесь, о ком пойдёт речь?
Ученики: О маме.
Учитель: Совершенно верно, для каждого человека независимо от его возраста, дорогой и любимой остаётся Мама. О материнской любви, нежности и заботе написано много произведений, но одно из самых тёплых и задушевных – это произведение Л. Воронковой «Девочка из города».
Любовь Федоровна Воронкова родилась 1906 году в Москве. Она училась в городском училище и очень любила рисовать. Мечтала быть художницей. Рисовала всюду, даже на земле. Самым дорогим подарком, памятным на всю жизнь, оказалась для нее коробка цветных карандашей. Учительница, заметив способности своей ученицы к рисованию, помогла ей поступить в Строгановское училище. Но очень скоро любимые занятия пришлось прекратить: семья покинула Москву, жить стало трудно и голодно.
Поселились в подмосковном поселке Коськове, где насчитывалось всего-то семь дворов. Самой маленькой была их избушка. А в семье – семь человек. Не понаслышке, не по рассказам узнала она тогда с двенадцатилетнего возраста, что такое крестьянский труд.….
Да, жизнь была нелегкая. Но выпадали в этой жизни и радости – чтение книг. В доме любили читать книги, читали вслух.
Жизнь в деревне дала Любови Федоровне и нечто другое, не только привычку к неустанному труду. Там открылась ей красота русской природы. И она научилась слышать ее таинственный голос...
Сколько она себя помнила, ей всегда хотелось писать и рисовать, «до страсти» - ее любимое слово. Еще в раннем детстве как-то неожиданно для себя сочинила первые стихи. С тех пор все постепенно становилось поэзией, приобретало ей одной видимые краски...
И наконец-то она снова в Москве. Она упорно шла к своей заветной цели. Бралась за любую работу, чтобы было на что жить, а по ночам писала.
В литературном кружке, где она стала бывать по вечерам, ее заметили и помогали. Она написала стихи про домашнюю работницу Варвару, судьба которой напоминала ее собственную. Стихи были опубликованы в газете «Комсомольская правда».
С тех пор жизнь ее переменилась: она стала журналисткой. Много ездила по стране, писала о сельских тружениках.
В 1940 году вышла первая книга Любови Федоровны – «Шурка», тонкая, всего одиннадцать крошечных рассказов, но в ней уже проявилось основное, характерное для творчества писательницы – любовь к природе и людям, доброта, чистый, прозрачный язык.
После «Шурки» она задумала новую книгу для детей – «Солнечный денек». Но осуществить замысел помешала война. Уже нельзя было писать о радостном, безоблачном детстве девочки Тани и ее друзей. Наступило время других героев.
Одна за другой стали выходить у Любови Федоровны Воронковой книги о войне: «Лихие дни», «Лесная избушка», «Девочка из города», «Село Городище». Повесть «Девочка из города» сразу же принесла автору большую известность. Написанная в суровом 1943 году, она до сих пор трогает сердца детей и взрослых...
Закончилась война. Мир и благополучие пришли на нашу землю. И появились книги о жизни без войны. Были изданы и другие повести о детях:
«Солнечный денек», «Снег идет», «Золотые ключики», «Подружки идут в школу», «Командир звездочки».
Около сорока лет занималась литературной деятельностью Любовь Федоровна Воронкова. Книги Любовь Федоровны Воронковой не стареют и не забываются. Сегодня мы поговорим об одном из произведений Воронковой «Девочка из города».
Учитель: Эта теплая, задушевная повесть написана в 1943 году, в разгар войны. На примере семьи Шалихиных автор показывает, как в суровые годы Великой Отечественной войны люди сумели сохранить лучшие человеческие качества: доброту, великодушие и сострадание.
- Кто прочитал это произведение?
Учитель: Что вы знаете о сердце?
Ученики: Орган кровеносной системы.
Учитель: От взрослых людей вы не раз слышали такие выражения как:
Давайте объясним смысл этих выражений. (Ответы детей)
Учитель: Из ваших ответов следует, сердце - это символ души, переживаний, чувств, настроений. Каким может быть сердце?
Добрым;
Чутким;
Чёрствым;
Холодным;
Отзывчивым.
Учитель: Ребята, я вам предлагаю ещё одно слово - «Осердечивание». Как вы его понимаете?
Ученики: (Сердце наше станет добрее и более чутким к чужим бедам)
Учитель: Мы с вами непросто так затронули тему о сердце. Ребята, у нас сегодня с вами, не простой урок, а урок осердечивания. Говорить мы будем на уроке о войне, о детстве без матери, о материнской любви. Поэтому всё прочитанное и увиденное мы должны принять близко к сердцу, т.е. пережить, прочувствовать все несчастья Валентинки. Потому что, размышляя, думая о ближнем, мы становимся лучше. Наше сердце становится добрым, чутким и отзывчивым. И я, предлагаю продолжить нашу работу под лозунгом «Думай, размышляй, делись своими мыслями!».
Викторина «Думай, размышляй, делись своими мыслями!»
(вопросы по книге)
1.Сколько детей было у Дарьи Шалихиной? Охарактеризуйте их.
(Груша, Таиска, Романок).
2. Почему Дарья оставила девочку у себя?
3. Как вы думаете, почему Валентинка не смогла сразу назвать тетю Дарью мамой?
4.Чем отличалась Валентинка от деревенских детей?
(Мама Валентинке читала много книг. Девочка знала названия птиц: колибри, варакушка, знала истории о мореплавателях, собирала красивые картинки, У неё была богатая фантазия, умела придумывать истории).
5.В деревенской жизни много нового необычного для городской девочки. Что нового узнала, увидела Валентинка?
(Узнала что такое баня по-чёрному и подпол – подвал, как прорастают семена, интересные факты из жизни домашних животных – ягнят, телят и из жизни леса - цветы. Праздник весны - когда пекли жаворонков).
6.Что подарили маме дети на День рожденья?
(Романок нарисовал танк на печке, Таиска перемыла крынки, Валентинка нарисовала цветы на столешнице)
7. Как Валентинка встретила тетю Даша после долгого дня расставания.
8. Как Валентинка подружилась с дедом?
(Наблюдала как прорастают семена и об увиденном рассказала деду).
9. Какие события, произошедшие в семье, подтверждают, что Валентинка стала своим человеком?
(Таиска защищает её от мальчишек. Валентинка спасает Романка. Письмо отца с фронта.).
10. Когда впервые Валентинка назвала тетю Дашу мамой?
(Когда убегала от быка, девочка кричала: «Мама, мама!»).
Учитель: Давайте ещё раз вместе с Валентинкой переживём самый волнующий, трогательный момент её новой жизни. Она вновь сказала самое тёплое, ласковое слово: «МАМА». Предлагаю прочесть по ролям этот эпизод.
11. Что принесла Валентинка маме в подарок после прогулки по лесу?
(Подснежники.)
И что сказала, когда их дарила?
(«Это я тебе принесла … мама»)
12. О каком чувстве к самому дорогому человеку рассказывает книга?
Учитель: Правильно, эта книга о материнской любви, о любви дочери к матери, о том, что человеку необходимо, чтобы его кто-то любил.
Учитель: Я полагаю, что книга вызвала в вас много чувств, поэтому давайте поговорим о ваших впечатлениях. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
Для меня было открытием то, что…
Что на меня произвело наибольшее впечатление?
Для чего автор написал книгу?
Я почувствовал, что…
Учитель: Отвечая на вопросы по книге, каждый из вас, делился своими мыслями и переживаниями о прочитанном. Вы говорили о важности для каждого ребёнка жить в семье, чувствовать себя любимым и родным и, конечно же, говорили о великой материнской любви.