Цели:
- Познакомить учащихся с произведением “Завтра была война”, расширить их представление о творчестве Б. Васильева, поставив перед ними проблему нравственного выбора героя;
- Развивать умение видеть особенности композиции, умение через художественную деталь приходить к проблематике произведения.
- Воспитывать патриотизм и такие нравственные качества, как совесть, доброта …
Слайд-1 Нельзя предавать отцов.
Нельзя ,иначе мы убьем сами себя,
своих детей, свое будущее.
Сл.-2 Ход урока
1.Ребята ,вы познакомились с повестью Б.Васильева «Завтра была война».
Учитель читает эпиграф.
-Как вы думаете, почему к нашему уроку взяты слова Б.Васильева?
(Это проблема, поднятая Б.Васильевым в данной повести. Сегодня об этом мы с вами и будем говорить.)
Сл.-3биография писателя
1.Портрет.Васильева. Прошел всю войну «Мое поколение –поколение погибших …Это было удивительное поколение. Мы жили с искренним убеждением в том, что должны что-то героическое сделать, мы готовили себя к этому»
Сл.-4
Учитель:
Один из читателей романа в письме на имя Б.Васильева признался:
«Я учился в 10-м,когда Вы были в 9-м классе, поэтому без слез не мог читать роман. Пошел в школу. В течение часа ходил по школе с номером журнала
«Юность». Спасибо Вам, дорогой мой сверстник! Спасибо за то, что дали возможность снова вернуться в те далекие годы, снова пережить их».
Учитель:
-Кто они молодые солдаты 41? Как они жили? О чем мечтали? Кого любили?
Мы сняли небольшой видеоролик, и я уверена в том, что это произведение никого из вас не оставило равнодушным.
Писатель однажды заметил « Я хочу вернуться в те дни…» и создал этот роман. Роман не о войне, она была еще «завтра». Он вернулся в 40 годы.
Слайд-5-вкл.просмотр видеоролика
В своем видеоролике мы старались быть похожими на них, детей 1940 года
Сл.-6 фото класса
Ученик читает(Артем) «На фотографии мы были 7-Б. После экзамена Искра Полякова потащила нас в фотоателье.
-Мы сфотографируемся после седьмого, а потом после десятого. Представляете ,как будет интересно рассматривать фотографии, когда мы станем старенькими бабушками и дедушками!
-Жаль только, что посетить фотоателье второй раз нам не пришлось, дедушками стали всего двое, да и бабушек оказалось куда меньше, чем девочек на фотографии класса. Когда мы пришли однажды на традиционный сбор, весь наш класс уместился в одном ряду. Из 45 человек, до седых волос дожило всего 19,а из всех мальчиков в живых осталось лишь четверо».
Ведь мы не знали,что же будет «завтра»
Сл.7
Учитель: Даша нам исполнит песню Б.Окуджавы «До свидания мальчики!»
-Каков довоенный 9 класс? Похожи ли они на вас? Ведь поколение 40-х годов, казалось, вышло из легенды. У одного из талантливых представителей этого поколения, Павла Когана, мы читаем такие строки:
Они нас выдумают снова-
Сажень косая, твердый шаг..
Мы были всякими, любыми
Не очень умными подчас.
Мы наших девушек любили,
Ревнуя ,мучась, горячась.
Они нас выдумают мудрых.
Мы будем строги и прямы.
Они прикрасят и припудрят,
И все-таки пробьемся мы.
Учитель:И правда: они прорвались на страницы романа такими, какими были похожими на нас и в чем-то совсем другими.
-Давайте посмотрим - какими же?
Сейчас мы познакомимся с главными героинями романа: Искрой, Зиночкой и Викой.
Искра была совестью класса. Её любили и слушали. Мама была для нее идеалом, а не просто примером и образцом. Слово «комиссар» для мамы решало все. В этом понятии заключался ее символ веры, символ чести и символ юности. Искра не желала быть любимой и с помощью маминых внушений и маминого примера целеустремленно шла к своему идеалу. Она во всем была максималисткой.
Зиночка. Постоянно жила в состоянии легкой влюбленности. Это была для нее насущная необходимость. Каждое первое сентября Зиночка определяла, в кого она будет влюблена в этом учебном году. Все шло просто замечательно, если бы не два десятиклассника, проявившие интерес. Один был самый красивый парень в школе, второй тоже ничего. Здесь надо было что-то решать, а решать Зиночка не умела. Все всегда решала Искра - лучшая подруга.
Вика.- Папа Вики Люберецкой был главным конструктором авиационного завода. Как и Искра, Вика была круглой отличницей ,и держалась всегда по -особенному. Только Вику подвозила служебная машина. Только у Вики была шубка из настоящей сибирской белки ,швейцарские часы и вечная ручка с золотым пером. И все это определяло Вику как существо из другого мира. И еще Вика была красивой. Ее любимым поэтом был Есенин.
_Чтение наизусть «Дай ,Джим ,на счастье лапу мне» С.Есенина.
Искра:-Это же упаднический поэт .Он воспевает кабаки, тоску и уныние!
Вика:- Ты умная, Искра?
-Не знаю .Во всяком случае не дура.
-Да, ты не дура. Я никому не даю эту книгу, потому что она папина, но тебе дам. Только читай не торопясь.
-Ребята ,а кто из мальчиков вам запомнился? Расскажите о них?
(Вовик Храмов- тихий отличник, над которым беззлобно подшучивали все)
Саша Стамескин- хулиган, чье имя склонялось на всех школьных педсоветах)
Жорка Ландыс - коллекционировал марки
-Кто научил ребят вере в людей, умению жить честно, приходить на помощь?
(Директор школы Н.Г.Ромахин, мать Искры, отец Вики Люберецкой, отец Зиночки Коваленко.)
Люберецкий- признанный товарищ, герой Гражданской войны, орденоносец.)
-А почему не любили Валентину Андроновну? (Валендру)
(она боролась не за личное, а за общественное. Не найдя путей к умам и душам детей, она начала чуть-чуть заискивать перед ребятами)
А сейчас хотелось бы подробнее остановиться на эпизоде, рассказывающем об аресте отца Вики Люберецкой.
гл.5стр.371
-Кем был отец для Вики?
(Примером для подражания, она гордилась им, героем Гражданской войны.)
_О каком периоде в истории нашей страны пишет Васильев?(1940)
-Что вы знаете об этом времени?(Сталинские времена. Доносы. Аресты. Травля детей врагов народа. Показана судьба людей старшего поколения ,сформировавшегося в годы революции и гражданской войны
-итак,время расставляло свои вехи. Рушились не только часовни и храмы, становились чужими друг другу люди, связанные кровными узами, менялись представления о добре и зле, о справедливости и низости.
В своем произведении Васильев поднимает проблему совести, чести, долга перед своими родителями.)
-Как вела себя Вика после ареста отца?(была замкнута)
-Как к ней отнеслись ее одноклассники- (стр.383 гл.6)
-Зачитаем( пришли на помощь.)
-Классный руководитель?
(-Классный руководитель заставляла Искру проводить комсомольское собрание, настаивала на том, чтобы Вика отказалась от своего отца. )
-Как отнеслась к этому Искра?
(Она не хотела проводить собрание ,но ее заставляли,искала решение, чтобы не оскорбить чувство Вики. Ведь к ней отнеслись как к дочери врага народа.)
-Почему Вика ушла из жизни?(нельзя предавать своих отцов)
-Чем для ребят стала гибель Вики? Как повели они себя в этой ситуации?
(Дети впервые проходят трудные испытания. Судьба Вики и ее отца является первым пробным камнем и этот бой был выдержан с честью.)
-Почему мать Искры запрещает участвовать в митинге на похоронах?
(Годы культа личности Сталина, когда люди исчезали без суда и следствия)
Сл.-8-Просмотр отрывка из фильма «Сцена похорон Вики»
Я просила вас дома составить портрет поколения 40 годов.
-Каков же он?
-Мы жаждали не личного счастья, а личного подвига. Все хотели стать командирами Красной Армии.
-Мы любили петь песни про Каховку, про Орленка и про своего сверстника, которого шлепнули в Иркутске.
-Наши любимые поэты - Багрицкий, Светлов и Маяковский.
-Для нас счастье - быть полезным своему народу.
-Мы на всю жизнь запомнили, что убивает не только пуля- убивает дурное слово, равнодушие и казенщина, трусость и подлость.
-Мы не могли предавать своих отцов, иначе у нас не будет будущего.
-Мы были настоящими.
-А сейчас мы с вами посмотрим отрывок приезда уцелевших учеников 9 б на открытие мемориальной доски в школе в 1951 году.
-Спасибо за урок.
Домашнее задание: поразмышлять над вопросом, что объединяет молодое поколение 40-х годов и нас, сегодняшних?
Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по повести Б.Васильева «Завтра была война»»
Урок внеклассного чтения
по повести Б.Васильева «Завтра была война»
Цели:
Познакомить учащихся с произведением “Завтра была война”, расширить их представление о творчестве Б. Васильева, поставив перед ними проблему нравственного выбора героя;
Развивать умение видеть особенности композиции, умение через художественную деталь приходить к проблематике произведения.
Воспитывать патриотизм и такие нравственные качества, как совесть, доброта …
Слайд-1 Нельзя предавать отцов.
Нельзя ,иначе мы убьем сами себя,
своих детей, свое будущее.
Сл.-2 Ход урока
1.Ребята ,вы познакомились с повестью Б.Васильева «Завтра была война».
Учитель читает эпиграф.
-Как вы думаете, почему к нашему уроку взяты слова Б.Васильева?
(Это проблема, поднятая Б.Васильевым в данной повести. Сегодня об этом мы с вами и будем говорить.)
Сл.-3биография писателя
1.Портрет.Васильева. Прошел всю войну «Мое поколение –поколение погибших …Это было удивительное поколение. Мы жили с искренним убеждением в том, что должны что-то героическое сделать, мы готовили себя к этому»
Сл.-4
Учитель:
Один из читателей романа в письме на имя Б.Васильева признался:
«Я учился в 10-м,когда Вы были в 9-м классе, поэтому без слез не мог читать роман. Пошел в школу. В течение часа ходил по школе с номером журнала
«Юность». Спасибо Вам, дорогой мой сверстник! Спасибо за то, что дали возможность снова вернуться в те далекие годы, снова пережить их».
Учитель:
-Кто они молодые солдаты 41? Как они жили? О чем мечтали? Кого любили?
Мы сняли небольшой видеоролик, и я уверена в том, что это произведение никого из вас не оставило равнодушным.
Писатель однажды заметил « Я хочу вернуться в те дни…» и создал этот роман. Роман не о войне, она была еще «завтра». Он вернулся в 40 годы.
Слайд-5-вкл.просмотр видеоролика
В своем видеоролике мы старались быть похожими на них, детей 1940 года
Сл.-6 фото класса
Ученик читает(Артем) «На фотографии мы были 7-Б. После экзамена Искра Полякова потащила нас в фотоателье.
-Мы сфотографируемся после седьмого, а потом после десятого. Представляете ,как будет интересно рассматривать фотографии, когда мы станем старенькими бабушками и дедушками!
-Жаль только, что посетить фотоателье второй раз нам не пришлось, дедушками стали всего двое, да и бабушек оказалось куда меньше, чем девочек на фотографии класса. Когда мы пришли однажды на традиционный сбор, весь наш класс уместился в одном ряду. Из 45 человек, до седых волос дожило всего 19,а из всех мальчиков в живых осталось лишь четверо».
Ведь мы не знали,что же будет «завтра»
Сл.7
Учитель: Даша нам исполнит песню Б.Окуджавы «До свидания мальчики!»
-Каков довоенный 9 класс? Похожи ли они на вас? Ведь поколение 40-х годов, казалось, вышло из легенды. У одного из талантливых представителей этого поколения, Павла Когана, мы читаем такие строки:
Они нас выдумают снова-
Сажень косая, твердый шаг..
Мы были всякими, любыми
Не очень умными подчас.
Мы наших девушек любили,
Ревнуя ,мучась, горячась.
Они нас выдумают мудрых.
Мы будем строги и прямы.
Они прикрасят и припудрят,
И все-таки пробьемся мы.
Учитель:И правда: они прорвались на страницы романа такими, какими были похожими на нас и в чем-то совсем другими.
-Давайте посмотрим - какими же?
Сейчас мы познакомимся с главными героинями романа: Искрой, Зиночкой и Викой.
Искра была совестью класса. Её любили и слушали. Мама была для нее идеалом, а не просто примером и образцом. Слово «комиссар» для мамы решало все. В этом понятии заключался ее символ веры, символ чести и символ юности. Искра не желала быть любимой и с помощью маминых внушений и маминого примера целеустремленно шла к своему идеалу. Она во всем была максималисткой.
Зиночка. Постоянно жила в состоянии легкой влюбленности. Это была для нее насущная необходимость. Каждое первое сентября Зиночка определяла, в кого она будет влюблена в этом учебном году. Все шло просто замечательно, если бы не два десятиклассника, проявившие интерес. Один был самый красивый парень в школе, второй тоже ничего. Здесь надо было что-то решать, а решать Зиночка не умела. Все всегда решала Искра - лучшая подруга.
Вика.- Папа Вики Люберецкой был главным конструктором авиационного завода. Как и Искра, Вика была круглой отличницей ,и держалась всегда по -особенному. Только Вику подвозила служебная машина. Только у Вики была шубка из настоящей сибирской белки ,швейцарские часы и вечная ручка с золотым пером. И все это определяло Вику как существо из другого мира. И еще Вика была красивой. Ее любимым поэтом был Есенин.
_Чтение наизусть «Дай ,Джим ,на счастье лапу мне» С.Есенина.
Искра:-Это же упаднический поэт .Он воспевает кабаки, тоску и уныние!
Вика:- Ты умная, Искра?
-Не знаю .Во всяком случае не дура.
-Да, ты не дура. Я никому не даю эту книгу, потому что она папина, но тебе дам. Только читай не торопясь.
-Ребята ,а кто из мальчиков вам запомнился? Расскажите о них?
(Вовик Храмов- тихий отличник, над которым беззлобно подшучивали все)
Саша Стамескин- хулиган, чье имя склонялось на всех школьных педсоветах)
Жорка Ландыс - коллекционировал марки
-Кто научил ребят вере в людей, умению жить честно, приходить на помощь?
(Директор школы Н.Г.Ромахин, мать Искры, отец Вики Люберецкой, отец Зиночки Коваленко.)
Люберецкий- признанный товарищ, герой Гражданской войны, орденоносец.)
-А почему не любили Валентину Андроновну? (Валендру)
(она боролась не за личное, а за общественное. Не найдя путей к умам и душам детей, она начала чуть-чуть заискивать перед ребятами)
А сейчас хотелось бы подробнее остановиться на эпизоде, рассказывающем об аресте отца Вики Люберецкой.
гл.5стр.371
-Кем был отец для Вики?
(Примером для подражания, она гордилась им, героем Гражданской войны.)
_О каком периоде в истории нашей страны пишет Васильев?(1940)
-Что вы знаете об этом времени?(Сталинские времена. Доносы. Аресты. Травля детей врагов народа. Показана судьба людей старшего поколения ,сформировавшегося в годы революции и гражданской войны
-итак,время расставляло свои вехи. Рушились не только часовни и храмы, становились чужими друг другу люди, связанные кровными узами, менялись представления о добре и зле, о справедливости и низости.
В своем произведении Васильев поднимает проблему совести, чести, долга перед своими родителями.)
-Как вела себя Вика после ареста отца?(была замкнута)
-Как к ней отнеслись ее одноклассники- (стр.383 гл.6)
-Зачитаем( пришли на помощь.)
-Классный руководитель?
(-Классный руководитель заставляла Искру проводить комсомольское собрание, настаивала на том, чтобы Вика отказалась от своего отца. )
-Как отнеслась к этому Искра?
(Она не хотела проводить собрание ,но ее заставляли,искала решение, чтобы не оскорбить чувство Вики. Ведь к ней отнеслись как к дочери врага народа.)
-Почему Вика ушла из жизни?(нельзя предавать своих отцов)
-Чем для ребят стала гибель Вики? Как повели они себя в этой ситуации?
(Дети впервые проходят трудные испытания. Судьба Вики и ее отца является первым пробным камнем и этот бой был выдержан с честью.)
-Почему мать Искры запрещает участвовать в митинге на похоронах?
(Годы культа личности Сталина, когда люди исчезали без суда и следствия)
Сл.-8-Просмотр отрывка из фильма «Сцена похорон Вики»
Я просила вас дома составить портрет поколения 40 годов.
-Каков же он?
-Мы жаждали не личного счастья, а личного подвига. Все хотели стать командирами Красной Армии.
-Мы любили петь песни про Каховку, про Орленка и про своего сверстника, которого шлепнули в Иркутске.
-Наши любимые поэты - Багрицкий, Светлов и Маяковский.
-Для нас счастье - быть полезным своему народу.
-Мы на всю жизнь запомнили, что убивает не только пуля- убивает дурное слово, равнодушие и казенщина, трусость и подлость.
-Мы не могли предавать своих отцов, иначе у нас не будет будущего.
-Мы были настоящими.
-А сейчас мы с вами посмотрим отрывок приезда уцелевших учеников 9 б на открытие мемориальной доски в школе в 1951 году.
-Спасибо за урок.
Домашнее задание: поразмышлять над вопросом, что объединяет молодое поколение 40-х годов и нас, сегодняшних?