СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения по повести Б.Васильева «Завтра была война»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  • Познакомить учащихся с произведением “Завтра была война”, расширить их представление о творчестве Б. Васильева, поставив перед ними проблему нравственного выбора героя;
  • Развивать умение видеть особенности композиции, умение через художественную деталь приходить к проблематике произведения.
  • Воспитывать патриотизм и такие нравственные качества, как совесть, доброта …

 Слайд-1                                                                  Нельзя предавать отцов.

                                                                      Нельзя ,иначе мы убьем сами себя,

                                                                              своих детей, свое будущее.

    Сл.-2                            Ход урока

 

1.Ребята ,вы познакомились с  повестью Б.Васильева «Завтра была война».

Учитель читает эпиграф.

-Как вы думаете, почему к нашему уроку взяты слова Б.Васильева?

(Это проблема, поднятая Б.Васильевым в данной повести. Сегодня об этом мы с вами и будем говорить.)

Сл.-3биография писателя

1.Портрет.Васильева. Прошел всю войну «Мое поколение –поколение погибших  …Это было удивительное поколение. Мы жили с искренним убеждением в том, что должны что-то героическое сделать, мы готовили себя к этому»

Сл.-4

Учитель:

 Один из читателей романа в письме на имя Б.Васильева признался:

«Я учился в 10-м,когда Вы были в 9-м классе, поэтому без слез не мог читать роман. Пошел в школу. В течение часа ходил по школе с номером журнала

«Юность». Спасибо Вам, дорогой мой сверстник! Спасибо за то, что дали возможность снова вернуться в те далекие годы, снова пережить их».

Учитель:

-Кто они молодые солдаты 41? Как они жили? О чем мечтали? Кого любили?

Мы  сняли небольшой  видеоролик, и я уверена в том, что это произведение никого из вас не оставило равнодушным.

Писатель  однажды заметил  « Я хочу вернуться в те дни…» и создал этот роман. Роман не о войне, она была еще «завтра». Он вернулся в 40 годы.

Слайд-5-вкл.просмотр видеоролика

В своем видеоролике мы старались быть похожими на них, детей 1940 года

Сл.-6 фото класса

Ученик читает(Артем) «На фотографии  мы были 7-Б. После экзамена Искра Полякова потащила нас в фотоателье.

-Мы сфотографируемся после седьмого, а потом после десятого. Представляете ,как будет интересно рассматривать фотографии, когда мы станем старенькими бабушками и дедушками!

-Жаль только, что посетить фотоателье второй раз нам не пришлось, дедушками стали  всего двое, да и бабушек оказалось куда меньше, чем девочек на фотографии класса. Когда мы пришли однажды на традиционный сбор, весь наш класс уместился в одном ряду. Из 45 человек, до седых волос дожило всего 19,а из всех мальчиков в живых осталось лишь четверо».

Ведь мы не знали,что же будет «завтра»

Сл.7

Учитель: Даша нам исполнит песню Б.Окуджавы «До свидания мальчики!»

-Каков довоенный 9 класс? Похожи ли они на вас? Ведь поколение 40-х годов, казалось, вышло из легенды. У одного из талантливых представителей этого поколения, Павла Когана, мы читаем такие строки:

Они нас выдумают снова-

Сажень косая, твердый шаг..

Мы были всякими, любыми

Не очень умными подчас.

Мы наших девушек любили,

Ревнуя ,мучась, горячась.

Они нас выдумают мудрых.

Мы будем строги и прямы.

Они прикрасят и припудрят,

И все-таки пробьемся мы.

Учитель:И правда: они прорвались на страницы романа такими, какими были похожими на нас и в чем-то совсем другими.

-Давайте посмотрим -  какими же?

Сейчас мы познакомимся с главными героинями романа: Искрой, Зиночкой и Викой.

Искра была совестью класса. Её любили и слушали. Мама была для нее идеалом, а не просто примером и образцом. Слово «комиссар» для мамы решало все. В этом понятии заключался ее символ веры, символ чести и символ юности. Искра не желала быть любимой и с помощью маминых внушений и маминого примера целеустремленно шла к своему идеалу. Она во всем была максималисткой.

Зиночка. Постоянно жила в состоянии легкой влюбленности. Это была для нее насущная необходимость. Каждое первое сентября Зиночка определяла, в кого она будет влюблена в этом учебном году. Все шло просто замечательно, если бы не  два десятиклассника, проявившие интерес. Один был самый красивый парень в школе, второй тоже ничего. Здесь надо было что-то решать, а решать Зиночка не умела. Все всегда решала Искра - лучшая подруга.

Вика.- Папа Вики Люберецкой был главным конструктором авиационного завода. Как и Искра, Вика была круглой отличницей ,и держалась всегда по -особенному. Только Вику подвозила служебная машина. Только у Вики была шубка из настоящей сибирской белки ,швейцарские часы и вечная ручка с золотым пером. И все это определяло Вику как существо из другого мира. И еще Вика была красивой. Ее любимым поэтом был Есенин.

_Чтение наизусть «Дай ,Джим ,на счастье лапу мне» С.Есенина.

Искра:-Это же упаднический поэт .Он воспевает кабаки, тоску и уныние!

Вика:- Ты умная, Искра?

-Не знаю .Во всяком случае не дура.

-Да, ты не  дура.  Я никому не даю эту книгу, потому что она папина, но тебе дам. Только читай не торопясь.

 

-Ребята ,а кто из мальчиков вам запомнился? Расскажите о них?

(Вовик Храмов- тихий отличник, над которым беззлобно подшучивали все)

Саша  Стамескин- хулиган, чье имя склонялось на всех школьных педсоветах)

Жорка  Ландыс - коллекционировал марки

-Кто научил ребят вере в людей, умению жить честно, приходить на помощь?

(Директор школы Н.Г.Ромахин,  мать Искры, отец Вики Люберецкой, отец Зиночки Коваленко.)

Люберецкий- признанный товарищ, герой Гражданской войны, орденоносец.)

-А почему не любили Валентину Андроновну? (Валендру)

(она боролась не за личное, а за общественное. Не найдя путей к умам и душам детей, она начала чуть-чуть заискивать перед ребятами)

А сейчас хотелось бы подробнее остановиться на эпизоде, рассказывающем об аресте отца Вики Люберецкой.

  гл.5стр.371

-Кем был отец для Вики?

(Примером для подражания, она гордилась им, героем Гражданской войны.)

_О каком периоде в истории нашей страны пишет Васильев?(1940)

-Что вы знаете об этом времени?(Сталинские времена. Доносы. Аресты. Травля  детей врагов народа. Показана судьба людей старшего поколения ,сформировавшегося в годы революции и гражданской войны

-итак,время расставляло свои вехи. Рушились не только часовни и храмы, становились чужими друг другу люди, связанные кровными узами, менялись представления о добре и зле, о справедливости и низости.

В своем произведении Васильев поднимает проблему совести, чести, долга перед своими родителями.)

-Как вела себя Вика после ареста отца?(была замкнута)

-Как к ней отнеслись ее одноклассники- (стр.383 гл.6)

-Зачитаем( пришли на помощь.)

-Классный руководитель?

(-Классный руководитель заставляла Искру проводить комсомольское собрание, настаивала на том, чтобы Вика отказалась от своего отца. )

-Как отнеслась к этому Искра?

(Она не хотела проводить собрание ,но ее заставляли,искала решение, чтобы не оскорбить чувство Вики. Ведь к ней отнеслись как к дочери врага народа.)

-Почему Вика ушла из жизни?(нельзя предавать своих отцов)

-Чем для ребят стала гибель Вики? Как повели они себя в этой ситуации?

(Дети впервые проходят трудные испытания. Судьба Вики и ее отца является первым пробным камнем и этот бой был выдержан с честью.)

-Почему мать Искры запрещает  участвовать в митинге на похоронах?

(Годы культа личности Сталина, когда люди исчезали без суда и следствия)

Сл.-8-Просмотр отрывка из  фильма «Сцена похорон Вики»

Я просила вас дома составить портрет  поколения 40 годов.

-Каков же он?

-Мы жаждали не личного счастья, а личного подвига. Все хотели стать командирами Красной Армии.

-Мы любили петь песни  про Каховку, про Орленка и про своего сверстника, которого шлепнули в Иркутске.

-Наши любимые поэты -  Багрицкий, Светлов и Маяковский.

-Для нас счастье -  быть полезным своему народу.

-Мы на всю жизнь запомнили, что убивает не только пуля- убивает дурное слово, равнодушие и казенщина, трусость и подлость.

 

-Мы не могли предавать своих отцов, иначе у нас не будет будущего.

-Мы были настоящими.

-А сейчас мы с вами посмотрим  отрывок приезда уцелевших учеников 9 б на открытие мемориальной доски в школе в 1951 году.

-Спасибо за урок.

Домашнее задание: поразмышлять над вопросом, что объединяет молодое поколение 40-х годов и нас, сегодняшних?

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по повести Б.Васильева «Завтра была война»»



Урок внеклассного чтения

по повести Б.Васильева «Завтра была война»



Цели:

  • Познакомить учащихся с произведением “Завтра была война”, расширить их представление о творчестве Б. Васильева, поставив перед ними проблему нравственного выбора героя;

  • Развивать умение видеть особенности композиции, умение через художественную деталь приходить к проблематике произведения.

  • Воспитывать патриотизм и такие нравственные качества, как совесть, доброта …

Слайд-1 Нельзя предавать отцов.

Нельзя ,иначе мы убьем сами себя,

своих детей, свое будущее.

Сл.-2 Ход урока



1.Ребята ,вы познакомились с повестью Б.Васильева «Завтра была война».

Учитель читает эпиграф.

-Как вы думаете, почему к нашему уроку взяты слова Б.Васильева?

(Это проблема, поднятая Б.Васильевым в данной повести. Сегодня об этом мы с вами и будем говорить.)

Сл.-3биография писателя

1.Портрет.Васильева. Прошел всю войну «Мое поколение –поколение погибших …Это было удивительное поколение. Мы жили с искренним убеждением в том, что должны что-то героическое сделать, мы готовили себя к этому»

Сл.-4

Учитель:

Один из читателей романа в письме на имя Б.Васильева признался:

«Я учился в 10-м,когда Вы были в 9-м классе, поэтому без слез не мог читать роман. Пошел в школу. В течение часа ходил по школе с номером журнала

«Юность». Спасибо Вам, дорогой мой сверстник! Спасибо за то, что дали возможность снова вернуться в те далекие годы, снова пережить их».

Учитель:

-Кто они молодые солдаты 41? Как они жили? О чем мечтали? Кого любили?

Мы сняли небольшой видеоролик, и я уверена в том, что это произведение никого из вас не оставило равнодушным.

Писатель однажды заметил « Я хочу вернуться в те дни…» и создал этот роман. Роман не о войне, она была еще «завтра». Он вернулся в 40 годы.

Слайд-5-вкл.просмотр видеоролика

В своем видеоролике мы старались быть похожими на них, детей 1940 года

Сл.-6 фото класса

Ученик читает(Артем) «На фотографии мы были 7-Б. После экзамена Искра Полякова потащила нас в фотоателье.

-Мы сфотографируемся после седьмого, а потом после десятого. Представляете ,как будет интересно рассматривать фотографии, когда мы станем старенькими бабушками и дедушками!

-Жаль только, что посетить фотоателье второй раз нам не пришлось, дедушками стали всего двое, да и бабушек оказалось куда меньше, чем девочек на фотографии класса. Когда мы пришли однажды на традиционный сбор, весь наш класс уместился в одном ряду. Из 45 человек, до седых волос дожило всего 19,а из всех мальчиков в живых осталось лишь четверо».

Ведь мы не знали,что же будет «завтра»

Сл.7

Учитель: Даша нам исполнит песню Б.Окуджавы «До свидания мальчики!»

-Каков довоенный 9 класс? Похожи ли они на вас? Ведь поколение 40-х годов, казалось, вышло из легенды. У одного из талантливых представителей этого поколения, Павла Когана, мы читаем такие строки:

Они нас выдумают снова-

Сажень косая, твердый шаг..

Мы были всякими, любыми

Не очень умными подчас.

Мы наших девушек любили,

Ревнуя ,мучась, горячась.

Они нас выдумают мудрых.

Мы будем строги и прямы.

Они прикрасят и припудрят,

И все-таки пробьемся мы.

Учитель:И правда: они прорвались на страницы романа такими, какими были похожими на нас и в чем-то совсем другими.

-Давайте посмотрим - какими же?

Сейчас мы познакомимся с главными героинями романа: Искрой, Зиночкой и Викой.

Искра была совестью класса. Её любили и слушали. Мама была для нее идеалом, а не просто примером и образцом. Слово «комиссар» для мамы решало все. В этом понятии заключался ее символ веры, символ чести и символ юности. Искра не желала быть любимой и с помощью маминых внушений и маминого примера целеустремленно шла к своему идеалу. Она во всем была максималисткой.

Зиночка. Постоянно жила в состоянии легкой влюбленности. Это была для нее насущная необходимость. Каждое первое сентября Зиночка определяла, в кого она будет влюблена в этом учебном году. Все шло просто замечательно, если бы не два десятиклассника, проявившие интерес. Один был самый красивый парень в школе, второй тоже ничего. Здесь надо было что-то решать, а решать Зиночка не умела. Все всегда решала Искра - лучшая подруга.

Вика.- Папа Вики Люберецкой был главным конструктором авиационного завода. Как и Искра, Вика была круглой отличницей ,и держалась всегда по -особенному. Только Вику подвозила служебная машина. Только у Вики была шубка из настоящей сибирской белки ,швейцарские часы и вечная ручка с золотым пером. И все это определяло Вику как существо из другого мира. И еще Вика была красивой. Ее любимым поэтом был Есенин.

_Чтение наизусть «Дай ,Джим ,на счастье лапу мне» С.Есенина.

Искра:-Это же упаднический поэт .Он воспевает кабаки, тоску и уныние!

Вика:- Ты умная, Искра?

-Не знаю .Во всяком случае не дура.

-Да, ты не дура. Я никому не даю эту книгу, потому что она папина, но тебе дам. Только читай не торопясь.



-Ребята ,а кто из мальчиков вам запомнился? Расскажите о них?

(Вовик Храмов- тихий отличник, над которым беззлобно подшучивали все)

Саша Стамескин- хулиган, чье имя склонялось на всех школьных педсоветах)

Жорка Ландыс - коллекционировал марки

-Кто научил ребят вере в людей, умению жить честно, приходить на помощь?

(Директор школы Н.Г.Ромахин, мать Искры, отец Вики Люберецкой, отец Зиночки Коваленко.)

Люберецкий- признанный товарищ, герой Гражданской войны, орденоносец.)

-А почему не любили Валентину Андроновну? (Валендру)

(она боролась не за личное, а за общественное. Не найдя путей к умам и душам детей, она начала чуть-чуть заискивать перед ребятами)

А сейчас хотелось бы подробнее остановиться на эпизоде, рассказывающем об аресте отца Вики Люберецкой.

гл.5стр.371

-Кем был отец для Вики?

(Примером для подражания, она гордилась им, героем Гражданской войны.)

_О каком периоде в истории нашей страны пишет Васильев?(1940)

-Что вы знаете об этом времени?(Сталинские времена. Доносы. Аресты. Травля детей врагов народа. Показана судьба людей старшего поколения ,сформировавшегося в годы революции и гражданской войны

-итак,время расставляло свои вехи. Рушились не только часовни и храмы, становились чужими друг другу люди, связанные кровными узами, менялись представления о добре и зле, о справедливости и низости.

В своем произведении Васильев поднимает проблему совести, чести, долга перед своими родителями.)

-Как вела себя Вика после ареста отца?(была замкнута)

-Как к ней отнеслись ее одноклассники- (стр.383 гл.6)

-Зачитаем( пришли на помощь.)

-Классный руководитель?

(-Классный руководитель заставляла Искру проводить комсомольское собрание, настаивала на том, чтобы Вика отказалась от своего отца. )

-Как отнеслась к этому Искра?

(Она не хотела проводить собрание ,но ее заставляли,искала решение, чтобы не оскорбить чувство Вики. Ведь к ней отнеслись как к дочери врага народа.)

-Почему Вика ушла из жизни?(нельзя предавать своих отцов)

-Чем для ребят стала гибель Вики? Как повели они себя в этой ситуации?

(Дети впервые проходят трудные испытания. Судьба Вики и ее отца является первым пробным камнем и этот бой был выдержан с честью.)

-Почему мать Искры запрещает участвовать в митинге на похоронах?

(Годы культа личности Сталина, когда люди исчезали без суда и следствия)

Сл.-8-Просмотр отрывка из фильма «Сцена похорон Вики»

Я просила вас дома составить портрет поколения 40 годов.

-Каков же он?

-Мы жаждали не личного счастья, а личного подвига. Все хотели стать командирами Красной Армии.

-Мы любили петь песни про Каховку, про Орленка и про своего сверстника, которого шлепнули в Иркутске.

-Наши любимые поэты - Багрицкий, Светлов и Маяковский.

-Для нас счастье - быть полезным своему народу.

-Мы на всю жизнь запомнили, что убивает не только пуля- убивает дурное слово, равнодушие и казенщина, трусость и подлость.



-Мы не могли предавать своих отцов, иначе у нас не будет будущего.

-Мы были настоящими.

-А сейчас мы с вами посмотрим отрывок приезда уцелевших учеников 9 б на открытие мемориальной доски в школе в 1951 году.

-Спасибо за урок.

Домашнее задание: поразмышлять над вопросом, что объединяет молодое поколение 40-х годов и нас, сегодняшних?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!