СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения по теме: Произведения К.Г. Паустовского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коспект урока по внеклассному чтению для 3 класса.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по теме: Произведения К.Г. Паустовского»

Тема: Урок внеклассного чтения по творчеству К. Г. Паустовского.

Цель урока: формировать у обучающихся активную читательскую позицию, формировать собственное суждение и высказывание по теме;

- формировать умение общаться через работу, умение слушать и оценивать ответы одноклассников;

- создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения;

- учить оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки.

Планируемые предметные результаты: уметь давать полное название произведения; знать о характере героев произведения и уметь создавать их художественный образ; выразительно и осознанно читать.

Планируемые метапредметные результаты

Личностные: уметь видеть внутренний мир героев произведения и умение сопереживать, уважительно относиться к собеседнику.

Регулятивные: уметь определять тему и формулировать цели на урок с помощью учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, уметь оценивать правильность своих действий и на основе оценки и вносить коррективы.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя текст, иллюстрации произведения, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, работать с учебником, с таблицей.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, строить высказывание в устной форме. слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение и позицию, вести учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.


Этапы урока

Содержание урока

Деятельность детей

1. Организационная часть




2. Постановка проб-лемы, формулировка темы урока.













  1. 3. Работа по теме урока.


- Сегодня у нас с вами урок внеклассного чтения. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощником вам будет девиз

«Пусть книги друзьями заходят в дома, читайте всю жизнь, набирайтесь ума»


- Перед вами буквы, я вам предлагаю поменять буквы местами, и сложить фамилию писателя. ЙСИТУПАВОСК

- Фамилия какого писателя у вас получилась? (Паустовский) Кто помнит его имя и отчество?

- Вы уже знакомы с этим писателем, читали его произведения и к сегодняшнему уроку тоже прочитали новые произведения Паустовского.

- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока? (Тема урока Творчество Константина Георгиевича Паустовского) (слайд портрет)

- Исходя из темы нашего урока, давайте попробуем поставить цель.

Творчество К. Г. Паустовского (здесь нам нужно будет поработать с биографией Паустовского, вспомнить прочитанные произведения)

- Ну тогда, давайте вспомним, какие новые произведения вы читали к внеклассному чтению?

- К какому жанру можно отнести эти произведения? (сказки)

- Да, мы будем говорить о сказках этого автора, а об одной из них, более подробно. А о какой, вы догадаетесь, разгадав загадку.

На пальчик надевается, и на нем катается, как называется? (колечко)


- Вы догадались, о какой сказке будем говорить более подробно?

СЛАЙД (обложка книги)

- С биографией Паустовского вы уже немного знакомы, я предлагаю вам поиграть в игру «Маркировка текста» (Прием инсерт). Перед вами листочки, на которых написана биография Паустовского, вам нужно прочитать эту биографию и отметить знаками,

то что вы знали – галочкой

узнали нового - плюсиком

хочу узнать - вопросом

- На это задание вам 1 минута. Зачитайте, что вы уже знали о биографии Паустовского? (ответы детей)

- Что нового узнали? (ответы) Что бы вы хотели узнать? (ответы) МОЛОДЦЫ!


  1. Картинная викторина по произведениям К. Паустовского.

-Теперь я предлагаю вспомнить прочитанные произведения и узнать их по иллюстрациям.

- Возьмите карточку, положите перед собой. К каждой иллюстрации 3 ответа, вам нужно обвести ту букву с ответом, который будет соответствовать данной иллюстрации.

(10 штук) (Слайды)

- Предлагаю сделать взаимопроверку, для этого вам нужно будет обменяться своими работами, взять карандаш и проверить работы друг друга по слайду с ответами. (слайд с ответами)

- Оцените работы: Если нет ошибок-5, если 1- 3 ошибки – 4, если 4 - 5 ошибок - 3

- Поднимите руки те ребята, у которых оценка поставлена «5», поднимите руки те ребята, у которых оценка поставлена «4». МОЛОДЦЫ.

- Остальные ребята вернутся к произведениям и еще раз их прочитают.

- Все эти произведения имеют «особый подчерк автора». Какой это подчерк сейчас мы попробуем это проследить

- Паустовский по жанру определил эти произведения как сказки. Как вы думаете, почему эти произведения относятся к сказкам? Да, так как в них совершается волшебство.


- Какое волшебство встречалось в каждой из сказок? (Растрепанный воробей-воребей помогал Маше, Квакша- лягушка при помощи ласточек вызвала дождь для Тани , Похождение жука- носорога- жук спас жизнь солдату, Дремучий медведь-природа птицы помогали мальчику Пете, Стальное колечко- кольцо исцелило деда)


- В сказках Паустовского прослеживается тема Великой Отечественной Войны. Это сказки: «Теплый хлеб», «Стальное колечко», «Похождение жука носорога».

- Как выдумаете, кто является главными героями этих сказок? (дети)

- Во всех сказках дети стремятся совершать добрые поступки.

- Как вы уже сказали, в сказках Паустовского живет волшебство. А есть ли в них темные (злые) волшебные силы? (Растрепанный воробей- ворона, Квакша- злая послеповатая курица, Жук носорог- …Стальное колечко- воробей Сидор, Дремучий медведь- медведь вечно злой и голодный.)


- А кто «играет роль» добрых волшебников в этих сказках? (дети) (Таня вызывала дождь, Маша –заботилась о раненом воробье, Степа-подарил жука, который оберегал отца, Петя маленький- помогал животным…,Варюша-угостила махоркой бойца).


- Совершая добрые поступки, просили ли герои благодарности? (Нет). А почему?

- Добрые дела в сказках делались незаметно, как бы, между прочим, не на показ. Природа в произведениях Паустовского – милосердная и карающая. Она вторгается в дела детей, награждает добрых и наказывает злых.

- А теперь давайте вернемся к первой задаче урока, поработали ли мы над творчеством Паустовского? (ДА)

- Можем переходить к следующему пункту? (да)

- Кто по вашему добрый человек? (ответы)

- Особенно хорошо это можно проследить на образе Варюши из сказки «Стальное колечко».

К концу урока вы должны будете хорошо отличать, какими качествами обладает добрый человек.

- Вы читали дома сказки, и я читала сказки, но при чтении столкнулась с тем, что значение некоторых слов было непонятно, помогите мне разобраться

Словарная работа. (слайд)

- Соотнесите слово и его лексическое значение.

ПЛАТФОРМА (Возвышение, площадка для посадки пассажиров, погрузки багажа)

ЦИГАРКА (Свёрнутая из бумаги трубочка с табаком, самодельная папироса).

МАХОРКА (Курительный табак низшего сорта.)

САПЕР (Военнослужащий инженерных войск.)

ЗАТЯНУТЬСЯ (Закурить).

ДОБРАЯ ГОРСТЬ (Большая горсть)

КОЛДУН (Человек, занимающийся колдовством).


Физкультурная пауза. Игра «Да-нет» (Блиц- опрос)

- Если вы согласны с моим высказыванием, присядьте, если не согласны , стойте и показывайте головой «нет»


  1. Девочка Маша из сказки «Р_В) взяла себе воробья и ухаживала за ним (Да)

  2. Лягушка из сказки «Квакша» не помогла Тане вызвать дождь (Нет)

  3. Жук носорог из сказки «ПЖН» сразу улетел от солдата (нет)

  4. Медведь из сказки «ДМ» был злым и вечно голодным (да)

  5. Колечко из сказки «СК» было волшебным (да)

  6. Воробья из сказки «РВ» Маша вылечила ,и он сразу улетел от нее (нет)

  7. Квакша была доброй лягушкой (да)

  8. Степа из сказки «ПЖН» был очень хулиганистым мальчиком (нет)

  9. Варюша из сказки «СК» была очень доброй и заботливой девочкой (да)

Медведь из сказки «ДМ» напал на телят и всех съел (нет)

Прослушивание диафильма «Стальное колечко»

Аналитическая беседа.

- Назовите главную героиню сказки Паустовского «Стальное колечко».

- Прочитайте, с кем и где жила Варюша? (Дед Кузьма жил со своей внучкой Варюшей в деревушке Моховое, у самого леса.)

- Почему Варюша жила с дедом Кузьмой? Что мы можем осмелиться предположить?


- Что заставило девочку пойти в соседнее село средь суровой зимы? О каких качествах характера говорит данный поступок?

- Почему Варюша пошла посмотреть на поезд? Как это ее характеризует?

Она любознательная.

- Варюша поддержала разговор с бойцами. А как это ее характеризует?

(общительная –карточка)


- Почему Варюша угостила бойца махоркой?

(щедрая –карточка)


- А почему она поверила бойцу, рассказавшему ей о волшебном колечке?

(доверчивая – карточка)


Выборочное чтение.

- Как девочка потеряла колечко? (Она надела колечко на мизинец. Он был худенький, колечко на нем не удержалось, упало в глубокий снег около тропинки и сразу нырнуло на самое снежное дно.)

- Какие чувства испытывала Варя от потери колечка? Сожаление, жалость, грусть, тоску, безвыходность, трагедию

- О каком качестве характера Вари это говорит? (Варя неравнодушная, впечатлительная, ответственная, жалостливая)

( Карточка неравнодушная)

- Прочитайте, что предприняла Варюша, чтобы в дальнейшем найти место пропажи колечка?



- А это ее как характеризует? (Как девочку находчивую).

(карточка находчивая)

- Вместе с дедом и Варей в избе жил воробей Сидор. Что о нем рассказывает автор. (Старый воробей Сидор спал на шестке, раздувшись, как шарик. Всю зиму Сидор жил в избе у Кузьмы самостоятельно, как хозяин. С характером своим он заставлял считаться не только Варюшу, но и самого деда. Кашу он склевывал прямо из мисок, а хлеб старался вырвать из рук и, когда его отгоняли, обижался, ершился и начинал драться и чирикать так сердито, что под стреху слетались соседские воробьи, прислушивались, а потом долго шумели, осуждая Сидора за его дурной нрав. Живет в избе, с тепле, в сытости, а все ему мало!)


- У воробья довольно строптивый характер (чувствовал себя хозяином в доме, устраивал драки, не захотел искать колечко), но Варя не обижается и не держит на него зла, Так какая же Варюша? О какой черте характера это говорит?

(карточка терпеливая)


- А теперь давайте перенесемся вперед во времени: прошла зима, наступила весна. Как об этом узнает Варюша? (Однажды утром Варюша проснулась оттого, что Сидор прыгал по оконцу и стучал клювом в стекло. Варюша открыла глаза и зажмурилась. С крыши, перегоняя друг друга, падали длинные капли. Горячий свет бил в оконце. Орали галки.

- Какими словами Варюша встретила весну? Найти и зачитать. (Варюша выглянула на улицу. Теплый ветер дунул ей в глаза, растрепал волосы.

Вот и весна! – сказала Варюша.)

- Прочитайте, на какой палец надела Варюша кольцо, когда нашла его?

(картинка Варюша надевает кольцо)


- С каким чудом встретилась девочка на следующее утро? (подснежники)

- А как вы думаете, каждый ли человек способен увидеть и услышать весну?

(карточка восприимчивая)


-Как вы думаете, почему Варюша не одела кольцо на указательный палец?

( Варюша думала было надеть перстенек на указательный палец, чтобы повидать белый свет со всеми его чудесами, но посмотрела на все эти цветы, на липкие березовые листочки, на ясное небо и жаркое солнце, послушала перекличку петухов, звон воды, пересвистывание птиц над полями - и не надела перстенек на указательный палец.

"Успею, - подумала она. - Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом. Это же прелесть что такое! Не зря ведь дед Кузьма говорит, что наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете!")

- Варюша не надела кольцо на указательный палец, потому что она любила свою родину.

- Как считаете, счастлива ли Варюша? Вырастет ли из Вари добрый человек?


- Итак, посмотрите на доску. Перед вами слова, давайте выберем среди этих слов, те слова, которыми должен обладать добрый, а значит и счастливый

человек. (Общительная, щедрая, доверчивая, неравнодушная, добродушная, терпеливая, заботливая)




- А теперь давайте обратимся ко 2 и 3 пункту нашего плана.

- Как вы считаете, мы с вами поработали над произведением?

- Узнали, каким качеством обладает главная героиня? Мы достигли цели урока?

- Чтобы хорошо запомнить , что такое доброта, я предлагаю вам поработать в паре и составить «Синквейн».

- Что такое синквейн? Это такое необычное стихотворение, которое составляется по правилам.






















Паустовский

Константин Георгиевич



Тема урока «Творчество К. Г. Паустовского»

Цель урока: Продолжать работу над творчеством Паустовского, работать над анализом произведения.

Да.

- Растрепанный воробей, Похождение жука носорога, Квакша, Стальное колечко, Теплый хлеб, Дремучий медведь)


- «Стальное колечко»







































(Сын Петра Терентьева – Степа из сказки Похождение жука носорога, внук бабки Анисьи - Петя-маленький из сказки Дремучий медведь, дочка балерины - Маша из Растрепанного воробья, девочка пяти лет – Таня из Квакши. Варюша, из Стального






- Нет, они совершали добрые дела от души.







- Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов прийти на помощь. Добрый человек любит природу и бережет ее.


































- Родители на фронте или погибли, она сирота.



- О доброте и заботе

- Девочке интересно.


- Варя – общительная девочка.


- Потому что девочка щедрая, милосердная.



- Она доверчивая, верит в чудеса, хочет видеть деда здоровым.











(Варюша воткнула в снег, в том месте, где уронила колечко, старую еловую ветку и пошла домой.) 













- Варя добродушная, терпеливая













(Варюша схватила его, надела на средний палец и побежала домой.)



- Только внимательный и восприимчивый. Такой и была Варюша






1. Доброта

  1. 2. прилагательных

  2. 3 глагола

  3. 4 Предложение, фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме

  4. 5. Слово, выражающее свое отношение. Синоним.

Доброта

Понимающая, душевная

Дарит, облагораживает, поддерживает

Доброта спасёт мир

Милосердие.


Доброта
терпеливая искренняя
присутствует наделяет впечатляет
проявление чувств, полезных другим
забота