Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 69
Урок внеклассного чтения
по теме:
«Стихи и сказки
К. И. Чуковского»
2 класс
Подготовила и провела:
Потамошнева Н. А.,
учитель начальных классов, ВКК
Воронеж. 2011 год.
Цели:
Обобщить и углубить знания о творчестве К.И.Чуковского;
Вызвать интерес к шутке, меткому слову, умению сочинять:
Воспитывать чувство радости от общения друг с другом на основе произведений автора.
Задачи:
1) расширение кругозора детей;
2) повышение культуры живого слова через произведения поэтов ХIХ – ХХ веков;
3) развитие внимания, памяти учащихся;
4) воспитание любви к чтению.
Оборудование:
портрет писателя, книги К.И.Чуковского и его переводы, выставка рисунков, газета по произведениям Чуковского;
пословицы: Книгу прочитал – умнее стал. Кто много читает, тот много знает. Хлеб питает тело, а книга питает ум.
таблички с названием команд, жетоны – «солнышки»
электронная презентация к уроку.
Участники: ведущий, учащиеся.
Продолжительность: 40 минут
ХОД РАБОТЫ.
Организационный момент.
Учитель: Дорогие ребята, уважаемые коллеги, гости! Сегодняшний урок внеклассного чтения, посвящен творчеству великого повелителя слова. С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки не представляли своего детства без сказок Корнея Чуковского! Урок пройдет в виде соревнования четырех команд, которое называется «Литературный ринг». Но соревноваться вы будете не в силе, а в знаниях стихов и сказок К.И. Чуковского. За правильные ответы вы будете получать жетоны. Чья команда наберет больше жетонов – та и станет победителем. (Слайд №1)
Ученик: Корней Иванович Чуковский родился 31 марта 1882 года в Петербурге. Когда ему было три года, семья Чуковских переехала в Одессу. (Слайд № 2,3)
Настоящее имя – Николай Васильевич Корнейчуков – теперь уже никто не помнит, настолько прилип к нему литературный псевдоним. Он известен нам как поэт, прозаик, критик, историк литературы, исследователь детской психологии, переводчик, литературный критик. (Слайд №4)
Учился К.И. Чуковский в одесской гимназии (обратите внимание на экран: вы видите здание гимназии, в которой учился К.И. Чуковский). (Слайд № 5)
С юношеских лет Корней Чуковский вёл трудовую жизнь, много читал, самостоятельно изучил английский и французский языки. В 1901 году начал печататься в газете «Одесские новости», в качестве корреспондента которой был в 1903 году направлен в Лондон. Целый год жил в Англии, изучал английскую литературу, писал о ней в русской печати. (Слайд №6)
После возвращения из-за границы он блестяще переводит произведения Марка Твена, Редьярда Киплинга, Уолта Уитмена. Он автор перевода английских народных песенок. Но наибольшую известность Чуковский приобрел в качестве детского писателя. (Слайд №7)
В 1916 году по приглашению Горького Чуковский руководит детским отделом издательства «Парус» и начинает писать для детей стихотворные сказки. Его сказки: «Муха – Цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Бармалей» и другие сказки пользуются любовью многих поколений детей.
Учитель: На этом уроке мы увидим, кто больше читал книг дедушки Корнея, кто лучше знает героев его произведений. Итак, разрешите представить уважаемое жюри.
Любое соревнование начинается с разминки. На доске записаны пословицы. Прочитайте их и объясните, как вы их понимаете. (Слайд №7)
Книгу прочитал – умнее стал.
Кто много читает, тот много знает.
Хлеб питает тело, а книга питает ум.
Первый раунд. Поэтический.
По началу строки вы должны узнать произведение и всей командой продолжить: (Слайд № 8, 9, 10, 1)
Ехали… На… А за ними... | Добрый... Он под... Приходи... И корова... Замяукали... Надоело... Мы хотим… |
Маленькие …
Ни за что …
Не ходите …
В Африку…
А сейчас вы должны узнать произведение по концу строки и дружно его прочитать. Родители могут помогать. (Слайд №12) ……по полям,
………по лугам
……….метла
……… пошла
И в завершении 1 раунда попробуем сами посочинять и тем самым узнать, кто был на приёме у Доктора Айболита. Вам надо подобрать слово, чтобы получилась рифма. (Слайд №13)
И пришла к Айболиту лисица: «Ой. Болит у меня ……..ПОЯСНИЦА» И влетела к нему канарейка: «У меня исцарапана………..ШЕЙКА» Прилетела к нему куропатка: «У меня, говорит. ……ЛИХОРАДКА» | Прилетела к нему сова: «Ой, болит у меня……..ГОЛОВА» И влетела к нему чечётка: «У меня говорит ………….ЧАХОТКА» И приплёлся к нему утконос: «У меня, говорит, болит ……ХВОСТ» |
Второй раунд. Сказочный. (Слайд №14)
- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
«Айболит»
Вдруг из подворотни -
Страшный великан,
Рыжий и усатый … (таракан)
«Тараканище»
Я – Великий Умывальник
Знаменитый… (Мойдодыр)
Умывальников начальник
И мочалок командир.
«Мойдодыр»
Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)
«Путаница»
В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный… (Бармалей)
«Бармалей»
Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара)
«Муха – Цокотуха»
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».
Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону)
«Телефон»
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»
Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей)
«Тараканище»
А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (чудовище).
«Крокодил»
И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей)
«Бармалей»
Динамическая пауза (Слайд №15)
Третий раунд. Детективный. (Слайд №16) Звучит музыкальная заставка
Ребята, детектив – это вид литературы, в котором сыщики находят человека по самым незначительным деталям его внешности или характера. Вы будете выступать в роли детектива. Вам предстоит по описанию определить, о каком литературном герое идет речь.
а) Передо мной лежат жалобы и просьбы, которые получил Доктор Айболит. Вы должны узнать, кто их прислал.
Меня укусила оса. (ЛИСА)
Меня курица клюнула в нос …….(Барбос)
Пришейте, пожалуйста, лапки……..(Зайчата)
У нас очень болят животики………(Бегемотики)
б). Узнайте, кому принадлежат эти слова:
Я кровожадный Я беспощадный Я злой разбойник….. И мне не надо Ни мармелада Ни шоколада. /Бармалей/ «Бармалей» Еду, еду в Африку В милые края Африка, Африка Родина моя! /обезьяна Чики «Доктор Айболит»/ | Ой, вы, бедные сиротки мои Утюги и сковородки мои Вы подите-ка немытые домой Я водою вас умою ключевой Я почищу вас песочком Окачу вас кипяточком. /Федора/ «Федорино горе» Дорогие гости, помогите! Паука – злодея погубите. И кормила я вас, И поила я вас. Не оставьте меня В этот трудный час. «Муха - Цокотуха» |
в) - Соедини героя сказки с поступком, который он совершил. (Слайд № 18, 17.)
( по 1 представителю команды работают с таблицами).
Айболит | Зажгли море. |
Воробей | Проглотил солнце. |
Крокодил | Помыла свою посуду. |
Комар | Вернул солнце в небо. |
Федора | Потушила море. |
Медведь | Спас Муху – Цокотуху. |
Бабочка | Съел таракана. |
Лисички | Вылечил зверей. |
(Взаимопроверка результатов.)
Викторина для команд
(пока представители команды работают с таблицами).
В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)
В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)
Учитель: Ираклий Андроников писал, что «талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь».(Слайд 19)
Учитель: Сказки Чуковского принесли автору такую громкую славу, что она на время совершенно заслонила известность Чуковского ученого – литературоведа. (Слайд №20)
Чуковский – историк и исследователь творчества Николая Алексеевича Некрасова. Некрасов был его любимым поэтом. Чуковскому принадлежат книги «Рассказы о Некрасове» (1930) и «Мастерство Некрасова» (1952). Стихи Некрасова печатались с цензурными искажениями и сокращениями, а многие из них вообще не вышли в свет. Чуковский разыскивал и публиковал некрасовские рукописи, в результате наследие поэта увеличилось в полтора раза, то есть из каждых трёх известных ныне некрасовских строк одна разыскана Чуковским. (Слайд №21)
В мае 1962 года под сводами Оксфордского университета – одного из старейших в Европе – Корнею Ивановичу Чуковскому набросили на плечи черно – красную мантию и вручили диплом почетного доктора литературы. После И.С. Тургенева он стал вторым русским писателем, удостоенным этого звания в Англии. А за монументальное исследование «Мастерство Некрасова» ему была присуждена Ленинская премия. (Слайд №22)
Итог урока. Оценки. Задание на дом.
(в это время подводят итоги представители от гостей).
Ребята, ещё много раз мы будем встречаться с произведениями К. И. Чуковского. В старших классах вы познакомитесь с Чуковским-переводчиком. Он перевёл с английского «Приключения барона Мюнхаузена», «Приключения Робинзона Крузо», «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий», «Рикки – Тикки – Тави» и другие книги.
Какое же задание будет к следующей встрече?
Предлагают дети:
- сделать иллюстрированную книгу-загадку к сказкам К. Чуковского
- сделать иллюстрации к понравившемуся произведению
- подготовить вопросы для викторины
Вручение почетных грамот. (Слайд №23 ).