СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения по теме: «Стихи и сказки К. И. Чуковского»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения по теме: «Стихи и сказки К. И. Чуковского»

2 класс

 

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по теме: «Стихи и сказки К. И. Чуковского»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 69







Урок внеклассного чтения

по теме:

«Стихи и сказки

К. И. Чуковского»

2 класс















Подготовила и провела:

Потамошнева Н. А.,

учитель начальных классов, ВКК



Воронеж. 2011 год.

Цели:

  1. Обобщить и углубить знания о творчестве К.И.Чуковского;

  2. Вызвать интерес к шутке, меткому слову, умению сочинять:

  3. Воспитывать чувство радости от  общения друг с другом на основе произведений автора.

Задачи:
1) расширение кругозора детей;
2) повышение культуры живого слова через произведения поэтов ХIХ – ХХ веков;
3) развитие внимания, памяти учащихся;
4) воспитание любви к чтению.

Оборудование:  

  • портрет писателя,  книги К.И.Чуковского и его переводы, выставка рисунков, газета по произведениям Чуковского;

  • пословицы: Книгу прочитал – умнее стал.  Кто много  читает, тот много  знает. Хлеб питает тело, а книга питает ум.

  • таблички с названием команд, жетоны – «солнышки» 

  • электронная презентация  к уроку.

Участники: ведущий, учащиеся.
Продолжительность: 40 минут

ХОД РАБОТЫ.

Организационный момент.

Учитель: Дорогие ребята, уважаемые коллеги, гости! Сегодняшний урок внеклассного чтения, посвящен творчеству великого повелителя слова. С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки не представляли своего детства без сказок Корнея Чуковского! Урок пройдет в виде соревнования четырех команд, которое называется «Литературный ринг». Но соревноваться вы будете не в силе, а в знаниях стихов и сказок  К.И. Чуковского. За правильные ответы вы будете получать жетоны. Чья команда наберет больше жетонов – та и станет победителем. (Слайд №1)

Ученик: Корней Иванович Чуковский родился 31 марта 1882 года в Петербурге. Когда ему было три года, семья Чуковских переехала в Одессу. (Слайд № 2,3)

Настоящее имя – Николай Васильевич Корнейчуков – теперь уже никто не помнит, настолько прилип к нему литературный псевдоним. Он известен нам как поэт, прозаик, критик, историк литературы, исследователь детской психологии, переводчик, литературный критик. (Слайд №4)

Учился К.И. Чуковский в одесской гимназии (обратите внимание на экран: вы видите здание гимназии, в которой учился К.И. Чуковский). (Слайд № 5)

С юношеских лет Корней Чуковский вёл трудовую жизнь, много читал, самостоятельно изучил английский и французский языки. В 1901 году начал печататься в газете «Одесские новости», в качестве корреспондента которой был в 1903 году направлен в Лондон. Целый год жил в Англии, изучал английскую литературу, писал о ней в русской печати. (Слайд №6)

После возвращения из-за границы он блестяще переводит произведения Марка Твена, Редьярда Киплинга, Уолта Уитмена. Он автор перевода английских народных песенок. Но наибольшую известность Чуковский приобрел в качестве детского писателя. (Слайд №7)

В 1916 году по приглашению Горького Чуковский руководит детским отделом издательства «Парус» и начинает писать для детей стихотворные сказки. Его сказки: «Муха – Цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Бармалей» и другие сказки пользуются любовью многих поколений детей.

Учитель: На этом уроке мы увидим, кто больше читал книг дедушки Корнея, кто лучше знает героев его произведений.  Итак, разрешите представить уважаемое жюри.

Любое соревнование начинается с разминки. На доске записаны пословицы. Прочитайте их и объясните, как вы их понимаете. (Слайд №7)

Книгу прочитал – умнее стал.
Кто много  читает, тот много  знает.
Хлеб питает тело, а книга питает ум.

Первый раунд. Поэтический.

По началу  строки вы должны узнать произведение  и всей командой продолжить: (Слайд № 8, 9, 10, 1)

Ехали…
На…
А за ними...

Добрый...
Он под...
Приходи...
И корова...

Замяукали...
Надоело...
Мы хотим…

Маленькие …





Ни за что …

Не ходите …

В Африку…









А сейчас вы должны узнать произведение по концу строки  и дружно его прочитать. Родители могут помогать. (Слайд №12) ……по полям,
………по лугам
……….метла
……… пошла







И в завершении 1 раунда попробуем сами посочинять и тем самым узнать, кто был на приёме у Доктора Айболита. Вам надо подобрать слово, чтобы получилась рифма. (Слайд №13)

И пришла к Айболиту лисица:
«Ой. Болит у меня ……..ПОЯСНИЦА»
И влетела к нему канарейка:
«У меня исцарапана………..ШЕЙКА»
Прилетела к нему куропатка:
«У меня, говорит. ……ЛИХОРАДКА»

Прилетела к нему сова:
«Ой, болит у меня……..ГОЛОВА»
И влетела к нему чечётка:
«У меня говорит ………….ЧАХОТКА»
И приплёлся к нему утконос:
«У меня, говорит, болит ……ХВОСТ»

Второй раунд. Сказочный.  (Слайд №14)

- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
«Айболит»

Вдруг из подворотни -
Страшный великан,
Рыжий и усатый … (таракан)
«Тараканище»

Я – Великий Умывальник
Знаменитый… (Мойдодыр)
Умывальников начальник
И мочалок командир.
«Мойдодыр»

Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)
«Путаница»

В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный… (Бармалей)
«Бармалей»

Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара)
«Муха – Цокотуха»

Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».



Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону)
«Телефон»
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»

Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей)
«Тараканище»

А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (чудовище).
«Крокодил»
И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей)
«Бармалей»

Динамическая пауза (Слайд №15)

Третий раунд. Детективный. (Слайд №16) Звучит музыкальная заставка

Ребята, детектив – это вид литературы, в котором сыщики находят человека  по самым  незначительным деталям его внешности или характера. Вы будете выступать в роли детектива. Вам предстоит  по описанию определить, о каком литературном  герое идет речь.

а) Передо мной лежат жалобы и просьбы, которые получил Доктор Айболит. Вы должны узнать, кто их прислал.
Меня  укусила  оса.      (ЛИСА)
Меня  курица клюнула в нос …….(Барбос)
Пришейте, пожалуйста, лапки……..(Зайчата)
У нас очень  болят    животики………(Бегемотики)

б). Узнайте, кому принадлежат эти слова:

Я кровожадный
Я беспощадный
Я злой разбойник…..
И мне не надо
Ни мармелада
Ни шоколада.
/Бармалей/ «Бармалей»



Еду, еду в Африку
В милые края
Африка, Африка
Родина моя!
/обезьяна Чики «Доктор Айболит»/

Ой, вы, бедные сиротки мои
Утюги и сковородки мои
Вы подите-ка немытые домой
Я водою вас умою ключевой
Я почищу вас песочком
Окачу вас кипяточком.
/Федора/ «Федорино горе»



Дорогие гости, помогите!
Паука – злодея погубите.
И кормила я вас,
И поила я вас.
Не оставьте меня
В этот трудный час.
«Муха - Цокотуха»

в) - Соедини героя сказки с поступком, который он совершил. (Слайд № 18, 17.)

( по 1 представителю команды работают с таблицами).



Айболит

Зажгли море.

Воробей

Проглотил солнце.

Крокодил

Помыла свою посуду.

Комар

Вернул солнце в небо.

Федора

Потушила море.

Медведь

Спас Муху – Цокотуху.

Бабочка

Съел таракана.

Лисички

Вылечил зверей.

(Взаимопроверка результатов.)

Викторина для команд

(пока представители команды работают с таблицами).

  1. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)

  2. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)

  3. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).

  4. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)

  5. Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)

  6. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)

  7. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)

  8. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)

  9. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)

  10. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)

Учитель: Ираклий Андроников писал, что «талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь».(Слайд 19)

Учитель: Сказки Чуковского принесли автору такую громкую славу, что она на время совершенно заслонила известность Чуковского ученого – литературоведа. (Слайд №20)

Чуковский – историк и исследователь творчества Николая Алексеевича Некрасова. Некрасов был его любимым поэтом. Чуковскому принадлежат книги «Рассказы о Некрасове» (1930) и «Мастерство Некрасова» (1952). Стихи Некрасова печатались с цензурными искажениями и сокращениями, а многие из них вообще не вышли в свет. Чуковский разыскивал и публиковал некрасовские рукописи, в результате наследие поэта увеличилось в полтора раза, то есть из каждых трёх известных ныне некрасовских строк одна разыскана Чуковским. (Слайд №21)

В мае 1962 года под сводами Оксфордского университета – одного из старейших в Европе – Корнею Ивановичу Чуковскому набросили на плечи черно – красную мантию и вручили диплом почетного доктора литературы. После И.С. Тургенева он стал вторым русским писателем, удостоенным этого звания в Англии. А за монументальное исследование «Мастерство Некрасова» ему была присуждена Ленинская премия. (Слайд №22)

Итог урока. Оценки. Задание на дом.

(в это время подводят итоги представители от гостей).
Ребята, ещё много раз мы будем встречаться с произведениями К. И. Чуковского. В старших классах вы познакомитесь с Чуковским-переводчиком. Он перевёл с английского «Приключения барона Мюнхаузена», «Приключения Робинзона Крузо», «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий», «Рикки – Тикки – Тави» и другие книги.

Какое же задание будет  к следующей встрече?
Предлагают дети:

- сделать иллюстрированную книгу-загадку к сказкам К. Чуковского
- сделать иллюстрации к понравившемуся произведению
- подготовить вопросы для викторины

Вручение почетных грамот. (Слайд №23 ).