СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения по В.Крапивину, рассказ "Старый дом"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по В.Крапивину, рассказ "Старый дом"»

План – конспект урока на тему «Творчество В.П. Крапивина. Рассказ «Старый дом»».

Составила Плеханова Мария Александровна, учитель русского языка и литературы.

Данная тема актуальна, потому что произведения В.П. Крапивина включены в золотой фонд детской литературы, герои его произведений – дети, ровесники обучающихся. Также эта тема актуальна в нашем регионе, так как писатель-земляк всегда приятен и интересен читателю.

Тип урока: урок комплексного применения предметный знаний, умений, навыков.

Классы: 5 – 6 класс.

Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Средства обучения, оборудование: компьютер, проектор, презентация, текст рассказа «Старый дом», раздаточный материал, оформление доски.

Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П. Крапивина, проанализировать рассказ.

Задачи:

- активация познавательного интереса ученика к художественному произведению и личности автора;

- способствовать правильному восприятию произведения;

- формирование системы читательских умений;

- развивать способность самостоятельной работы с книгой, находить и выбирать нужный материал.

Планируемые результаты:

Предметные:

- формирование навыков осмысленного чтения;

- развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации, умений отвечать на вопросы по содержанию произведения;

- умение находить и определить средства художественной выразительности.

Метапредметные:

- умение высказывать своё мнение, предположение;

- умение находить информацию в тексте (развитие читательской грамотности);

- развитие навыков речи, выразительное чтение.

Личностные:

- умение самостоятельно делать выводы;

- формирование нравственно – этических представлений;

- умение оценивать поступки героев, выражать отношение к ним.



Ход урока

Организационный момент. Актуализация знаний.

Учитель: Добрый день, ребята.

К уроку вы все получили домашнее задание – прочитать рассказ Владислава Крапивина «Старый дом».

Многие из вас впервые услышали об этом авторе. Поэтому на уроке у каждого из вас будет возможность познакомиться с Владиславом Крапивиным и даже задать ему вопросы.

Выходит подготовленный ученик в маске В.П.Крапивина и в формате интервью отвечает на заранее подготовленные вопросы одноклассников.

- Владислав Петрович, расскажите о своём детстве: где и как оно проходило, о своей семье.

- Я родился осенью 1938 года в городе Тюмень в семье педагогов. У меня двое братьев и одна сестра. Из детства помню войну, голод, холодные зимы. В 42 году отца забрали на фронт и в семью он больше не вернулся. Позже война свяжет его с другой женщиной, в далёкой Белоруссии. С самого детства меня сопровождали книги.

- Когда вас впервые опубликовали?

- Впервые уже в третьем классе газета «Пионерская правда» публикует моё четверостишие: «Свергнут царь, и свергнута вся свита,

Не владеть землёю паразитам.

Знамя красное ярко горит,

Власть Советов всегда победит.»

- Владислав Петрович, как Вы выбирали свою профессию?

- У меня было три одинаково сильных желания: стать капитаном дальнего плавания, сделаться педагогом (как родители) и выбрать путь профессионального литератора. В море меня не пустили врачи, в пединститут в том году почему-то не принимали документы, и оставалось одно: ехать в Свердловск и пытаться сдать экзамены на журналиста. Я поехал и сдал…»

- Какая мечта была у Вас в молодости? Сбылась ли она?

- Моей мечтой было посетить Севастополь. Я мечтал об этом с 7 лет. В 1960 году на заработанные на практике деньги я смог это сделать.

- Кто ваш любимый писатель? И литературный герой?

- Константин Георгиевич Паустовский. В наших судьбах мне видится много общего, особенно в детстве. Оба мечтали о парусах и путешествиях, оба хотели писать книги.

Любимые литературные герои – Буратино и Том Сойер.

-Владислав Петрович, как Вы считаете, что самое главное в книге?

- В книге необходимы два главных свойства: она должна быть интересной и учить человека добру.

Учитель: большое спасибо всем за интервью! Теперь каждый из вас, ребята, имеет представление о личности автора – нашего земляка. Работа по теме урока.

Учитель: Крапивиным написано около 250 различных произведений: рассказов, повестей, романов. И все они адресованы школьникам.

Мы сегодня познакомимся с одним из его рассказов – рассказ «Старый дом».

По названию попробуйте предположить, о чём в нем будет идти речь? (ответы учеников)

Что же произошло однажды со старым домом, мы с вами сейчас и обсудим.

Анализ произведения.

- Зачитайте описание дома и перечислите его жителей с указанием рода деятельности/занятий.

(Дом был небольшой. Старый и деревянный. Двухэтажный. Жили в нём разные люди: монтёр Веточкин, который всем чинил электроплитки и любил играть в домино; фотограф по фамилии Кит, который фотографировал только на работе, а дома — никогда; очень застенчивый музыкант Соловейкин, который играл на трубе. Жила Аделаида Фёдоровна — женщина, считавшая, что её все обижают. Жил Вовка — обыкновенный третьеклассник. Ещё обитал в доме ничей котёнок с удивительным именем — Акулич. И, кроме того, в квартире номер шесть проживал Петр Иванович. Днём он работал в конторе, а по вечерам писал жалобы. На всех по очереди. На монтёра Веточкина — за то, что он чинит электроплитки, а телевизоры чинить не умеет. На музыканта Соловейкина — за то, что однажды он солнечным майским утром заиграл дома на трубе. На Вовку — за то, что он не поздоровался на лестнице. На Акулича — за то, что он ничей. На товарища Кычикова — за то, что он допускает все эти безобразия.

Ответы на жалобы иногда приходили с опозданием. Тогда Петр Иванович писал жалобы на тех, кто задерживает ответы.)

- Расскажите о новом жителе дома и о том, как он обставил свою комнату.

(Летом в доме появился новый жилец. Капитан Самого Дальнего Плавания, который вышел на пенсию. Это был настоящий Старый Капитан.

Как все старые капитаны, он курил большую трубку, скучал по морю и носил куртку с блестящими пуговицами и нашивками.

Он поселился в квартире номер пять у своей взрослой дочери. Дочь говорила, что очень рада. Она и в самом деле была рада. Но Капитан громко кашлял по ночам, и была у него привычка тяжело ходить из угла в угол. А со своей комнатой Капитан сделал что-то непонятное. Он развесил по стенам бело-синие морские карты и фотографии больших пароходов. Напротив двери он прибил портрет бородатого хмурого человека. А в углу у шкафа… Нет, вы только подумайте! Старый Капитан укрепил там на стене корабельный штурвал. А рядом поставил тумбочку с морским компасом. Компас был величиной с кастрюлю и назывался «компас». Тумбочку капитан сколотил сам. Называлась тумбочка «нактоуз».)



- Ребята, пользуясь отрывком, который находится перед вами на рабочем листе №1, заполните таблицу «Сходства и различия в предпочтениях Вовки и Старого Капитана».

(Работа с рабочим листом, проверка).

- Молодцы! Вы отлично справились! Переходим к следующему заданию на рабочем листе №2. Необходимо найти олицетворения в данном отрывке.

(Работа с рабочим листом, проверка).

- В комнате старого Капитана Вовке не нравилась одна вещь. Какая и почему?

(Портрет бородатого человека. Вовке казалось, что тот смотрит на него «угрюмо и неодобрительно»).

- Ребята, вас ждёт рабочий лист №3, где необходимо найти сравнения.

(Работа с рабочим листом, проверка).

- Какой подарок Старый Капитан сделал Вовке за смелось(эпизод со снятием флага)?

(«По шаткой приставной лестнице Вовка забрался на крышу. Это было страшно. Крыша оказалась очень высокой и очень крутой. И ветер здесь гудел сильнее, чем внизу. Но Вовка вел себя смело. Он всё же добрался до антенны и снял флаги, хотя два раза чуть не покатился кубарем и ободрал о ржавое железо оба колена.»)

- Какое свойство открыл Вовка в бинокле?

(«А потом Вовка открыл в бинокле одно свойство: если смотреть в него наоборот, всё близкое кажется далёким. Комната превращается в длинный коридор, потолок убегает на звёздную высоту, а котёнок Акулич делается крошечным, как муха.

А когда Вовка смотрел на свои ноги, они становились тонкими и такими длинными, что бинты на коленях казались белыми точками. А тротуар казался просто ниточкой.»)

- Почему Аделаида Фёдоровна огорчилась на Вовку? И почему Вовка не захотел пойти извиняться перед ней?

Жаль только, что Вовка смотрел в бинокль и, кроме ног, ничего не видел. Именно поэтому он стукнул головой Аделаиду Фёдоровну, которая возвращалась с работы. Представляете, что тут было?

Аделаида Фёдоровна сказала, что она всегда считала Вовку невоспитанным ребенком, но не думала, что он решится на Такое Хулиганство.

Конечно, она пошла к Вовкиным родителям и наябедничала. Она сказала, что это сверхвозмутительно, когда дети, как сумасшедшие, кидаются на больных людей и чуть не ломают им рёбра.

И родители велели Вовке идти и как следует просить прощения. Вовка уставился в пол и сказал:

— Не пойду. Я уже один раз сказал «простите», когда стукнулся. А она ещё ябедничает…»)

Какие сны снились жителям дома этой ночью?

(«Спал Пётр Иванович, и ему снилось, что на все его жалобы пришел Положительный Ответ.

Спал Старый Капитан. Ему снилось, что на шведском судне «Викинг» загорелись тюки с джутовым волокном и надо спешить на помощь.

Музыкант Соловейкин видел, будто он выступает с концертом в пионерском лагере, и улыбался.

Аделаиде Фёдоровне снилась всякая неразбериха.

А Вовке?

Вовка видел, будто в светлую луговую речку зашел с дальнего моря громадный пароход. У него был высокий чёрный корпус, блестящие иллюминаторы, многоэтажные белые надстройки и жёлтые мачты. Пароход заполнил собой речку от берега до берега. Он двигался медленно и бесшумно, и его борта нависали над солнечными травами. Крупные ромашки ласково касались бортов лепестками.»)

- Куда и почему улетел дом?

(Ответы учащихся).

Подведение уроков.

Учитель: Мы с вами хорошо поработали. Пришло время подвести итоги.

Итак, что мы можем сказать про Вовку?

(Любознательный мальчишка, жаждущий приключений. Любопытен, любит узнавать что-то новое, интересное. В лице Старого Капитана находит друга и интересного собеседника, рассказчика. Горд и упрям.)

Чему же учит читателя рассказ «Старый дом»?

(Дружбе, доброте, верить в мечту, никогда не поздно следовать за мечтой, не бояться перемен).

Домашнее задание (на выбор):

  1. Нарисовать иллюстрацию к рассказу.

  2. Рассказать в сочинении о своей мечте.

Рабочий лист № 1

Задание: заполните таблицу, использую отрывок, приведённый ниже.

Сходства

Различия



«…Конечно, Вовка быстро подружился со Старым Капитаном. Они оба любили сквозняки, фильмы про море, серьёзные разговоры и приключения. Оба не любили рано ложиться спать, книжки, где только одна любовь, манную кашу и Аделаиду Фёдоровну.

По вечерам Вовка часто приходил к Старому Капитану. Он крутил штурвал, смотрел на компас и слушал Истории. Их рассказывал Капитан. Истории были разные: про извержение нового вулкана на острове Тристан д’Акунья, про Арктику, про ручного пингвина Сёмку, про плавания по Дуге Большого Круга, про Сингапур, тайфуны и последнего пиратского капитана Питера Гринхауза, который потом исправился и жил на маяке вдвоём с собакой по имени Ахтер-Буба»

.















Рабочий лист № 2

Задание: найти и подчеркнуть олицетворения в данном отрывке.

«Однажды, во время Истории про голубого кита и подводную лодку, поднялся за окнами ветер. Это был августовский ветер — предвестник осенних ветров. Хлопали ставни. Звякали стёкла. Дом скрипел и шевелился. В квартире Петра Ивановича распахнулась форточка, и порыв ветра унёс со стола все жалобы, написанные за этот вечер. В квартире музыканта Соловейкина сама собой тихонько заиграла труба. Замигали лампочки. Акулич притих под нактоузом. А картушка в компасе, покачавшись, вдруг медленно пошла вправо, и курсовая черта сползла на два градуса к югу.»

Олицетворение — это литературный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия. В основе возникновения олицетворения лежит перенос свойств и качеств человека на неодушевленные предметы и явления окружающей действительности.



Рабочий лист № 3

Задание: найти и подчеркнуть сравнения в данном отрывке.

«Из форточки они забросили на антенну телевизора бельевую верёвку. И на этой верёвке подняли над крышей флаги:

один — синий с белым прямоугольником посередине;

второй — красный с жёлтыми косыми полосками;

третий — с квадратами, как на шахматной доске: два белых и два красных.

Солнечный ветер подхватил флаги, и они захлопали, как большие крылья.

Но через полчаса к Старому Капитану постучал товарищ Кычиков.»















Оформление доски



Микрофон для интервью