Тема : Рассказы Антона Павловича Чехова.
Урок внеклассного чтения.
Цели урока:
Обобщить знания , полученные обучающимися, в ходе изучения творчества А.П.Чехова.
Развивать интерес к чтению чеховских рассказов, навыков выразительного чтения, монологической речи.
Воспитывать высокие нравственные качества личности, культуры речи обучающихся. Любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Личностные: развитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению литературного наследия классиков.
Метапредметные:
Познавательные: расширить представление детей о творчестве Чехова А.П.; воспитывать думающего читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.
Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать; развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию.
Коммуникативные: продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли, используя различные художественные средства, формирование умения выразительного чтения, навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.
Предметные: умение анализировать литературное произведение; формулирование собственного отношения к прочитанному; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту.
Оборудование: мультимедийная презентация, учебник, тетрадь, коробка с предметами , тексты рассказа, карточки для групповой работы.
Ход урока:
Оргмомент. 1 мин.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Мотивация к деятельности. 2 мин.
Мне хотелось бы узнать, ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на урок. У каждого на парте лежат смайлики. Если настроение в начале урока у вас хорошее-поднимите веселый смайлик, если настроение - не очень хорошее- поднимите грустный смайлик.
3. Актуализация знаний.
Жил на свете необыкновенный доктор. Он очень много помогал людям. Помогал не только микстурами, пилюлями, мазями, но и, главное, словами. Помогал он и больным и здоровым. Потому, что он был не только доктор, но и замечательный писатель. А звали его … Антон Павлович Чехов.
Ребята , а какие рассказы он написал?
Сформулируйте тему нашего урока. Какова цель нашего урока?
Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством А.П.Чехова, поговорим о тех, юмористических рассказах, которые вы прочитали в классе и дома.
Но для того, чтобы приступить к обсуждению прочитанных рассказов, давайте вспомним то, что вам уже известно о Чехове. Для этого мы проведем игру «Верю – не верю»
Верите ли вы, что А. П. Чехов родился в Москве? (Нет, не верим. А.П. Чехов родился в Таганроге в 1860 году)
Верите ли вы, что у А.П. Чехова было четыре брата и сестра? (Да, верим)
Верите ли вы, что в нижнем этаже дома, где прошло детство А.П. Чехова, помещалась аптека? (Нет, не верим. Там помещалась бакалейная лавка отца)
Верите ли вы, что А.П.Чехов закончил медицинский факультет Московского университета и стал врачом? ((Да, верим)
Верите ли вы, что свои первые рассказы он печатал в журналах «Стрекоза», «Будильник», Сверчок»? ((Да, верим)
Верите ли вы, что А. П. Чехов писал под псевдонимами Антоша Чехонте, Дон Антонио Чехонте? ((Да, верим)
Одним из героев рассказа «Хирургия» является хирург? (Нет, не верим. Фельдшер)
- Молодцы, отлично справились с заданием!
А сейчас вспомним рассказы , которые мы читали.
I.Название первого рассказа зашифровано в ребусе. Ваша задача разгадать этот ребус и озвучить название рассказа.
| | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | 6 | 0 | 9 | 8 | 5 | 1 | 9 | 7 | | 4 | 9 | 3 | 5 | 2 | 5 | 7 |
Л=6:3 | Я=14:2 | И=15:3 | Н=7:7 | Ф=20:5 |
А=18:2 | О=12:2 | Д=16:2 | М=9:3 | Ш=0:12 |
Лев и Антон подготовили нам инсценировку отрывка из данного рассказа.
- Почему рассказ мы считаем юмористическим? (В нем много смешных моментов).
- Что именно показалось вам смешным? (То, как вся усадьба в угоду генералу подбирала «лошадиную» фамилию).
II. Посмотрите на экран и скажите, к какому рассказу Антона Павловича Чехова можно отнести эту иллюстрацию? Кто герои этого произведения?
Давайте послушаем эту историю от лица героев этого произведения. (Катя, Егор). Что высмеивает автор в этом рассказе?
III. Ребята, мне вахтер передал коробку и сказал, что ученики 5 А класса знают, кому она принадлежит. Посмотрим , что там, и попробуем угадать , кому она принадлежит.
( в коробке вата, шприц, перчатки, шипцы)
Верно, это коробка фельдшера Курятина из рассказа “Хирургия”.
Ребята, придумайте в группе вопросы по этому произведению и задайте самый интересный другой группе.
Физкультминутка.
Вертим головой, как землемер осматривается по сторонам.
Клим боится и все быстрее стегает лошадей то правой рукой, то левой рукой(вращательные движения руками)
Землемер говорит о пистолетах-Клим в страхе поворачивается корпусом вправо и влево.
3. Изучение нового.
Словарная работа. (слайд)
Чтение рассказа “Радость”(распечатка рассказа на каждой парте).
Как вы думаете, почему рассказ называется “Радость”?
Почему рассказ можно считать юмористическим?
Что именно вам показалось смешным?
Как прославился герой?
Скажите , умный ли это способ прославиться?
О чем этот рассказ? ( о человеческой глупости)
Сам герой осознает свою глупость?
Молодцы.
4. Если остается время, слушаем пересказы произведений Чехова, которые дома прочитали дети.
5. Итог урока.
Над чем смеется А.П.Чехов в своих рассказах? (он показывал в своих рассказах недостатки людей, прочитав о которых, каждый умный человек постарается исправиться)
6. Рефлексия
Что понравилось в сегодняшней работе?
Какое у вас настроение после урока?
7.Домашнее задание.
Придумать рекламу одного из рассказов Чехова и представить ее на следующем уроке.
Или
2. Написать заметку в школьную газету об уроке или о рассказах Чехова.
| | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | 6 | 0 | 9 | 8 | 5 | 1 | 9 | 7 | | 4 | 9 | 3 | 5 | 2 | 5 | 7 |
Л=6:3 | Я=14:2 | И=15:3 | Н=7:7 | Ф=20:5 |
А=18:2 | О=12:2 | Д=16:2 | М=9:3 | Ш=0:12 |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | 6 | 0 | 9 | 8 | 5 | 1 | 9 | 7 | | 4 | 9 | 3 | 5 | 2 | 5 | 7 |
Л=6:3 | Я=14:2 | И=15:3 | Н=7:7 | Ф=20:5 |
А=18:2 | О=12:2 | Д=16:2 | М=9:3 | Ш=0:12 |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | 6 | 0 | 9 | 8 | 5 | 1 | 9 | 7 | | 4 | 9 | 3 | 5 | 2 | 5 | 7 |
Л=6:3 | Я=14:2 | И=15:3 | Н=7:7 | Ф=20:5 |
А=18:2 | О=12:2 | Д=16:2 | М=9:3 | Ш=0:12 |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | 6 | 0 | 9 | 8 | 5 | 1 | 9 | 7 | | 4 | 9 | 3 | 5 | 2 | 5 | 7 |
Л=6:3 | Я=14:2 | И=15:3 | Н=7:7 | Ф=20:5 |
А=18:2 | О=12:2 | Д=16:2 | М=9:3 | Ш=0:12 |
Лист оценивания