СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 05.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения в 7-8 классе на тему "Нравственные уроки по сказе Г.Х. Андерсена ("Чайник")"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урко разработан по ТКРМ Внеклассное чтение 7-8 "Нравственные уроки по сказке Г.Х. Андерсена"

Просмотр содержимого документа
«ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧЕНИКА 7-8»



1 СЛАЙД

В Дании есть маленький остров Фюн. На этом острове находится небольшой городок Оденсе. 2 апреля 1805 года родился мальчик. Его назвали Ганс Христиан. Отец Андерсена, тоже Ханс Андерсен, был бедным башмачником, а мать Анна Мари была прачкой из бедной семьи.

2 СЛАЙД

Отец мечтал учиться и путешествовать. А так как ни то, ни другое не удалось, он читал сыну сказки и ходил с ним гулять по окрестностям города. Отец водил сына в театр, который был в их городке.

3 СЛАЙД

В раннем детстве Ганс Христиан был замкнутым ребёнком. Часто он сидел в углу и играл в свою любимую игру — кукольный театр. Он придумывал разные истории, героем которых был сам.

4 СЛАЙД

Одно из увлечений Андерсена - вырезание из бумаги. Лист бумаги превращался у него в старую ведьму на помеле, изящную балерину, аиста, стоящего на одной ноге в гнезде, сразу же рождались и сказки об этих фигурках.

5 СЛАЙД

В 14 лет Ганс отправился в Копенгаген, чтобы стать актером. Когда его мать спросила причину, по которой он едет, покидая её и дом, юный Ганс Кристиан тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!». Он поехал с целью устроиться на работу в театр.

6 СЛАЙД

В столице Дании он изучал латынь, немецкий и датский языки, мировую поэзию. Начал работать в театре.
И постоянно сочинял, живя по углам и впроголодь. Мечтам о театральной карьере пришел конец после приговора актера Линдгрена: «Чувств у Вас много, но актера из Вас никогда не получится».

7 СЛАЙД

Всемирную известность приобрёл в 1835 году после издания сборника «Сказок, рассказанных для детей»

Всего Г.Х. Андерсен написал более 150 сказок.

8 СЛАЙД

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ 7-8»



Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии
развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

( класс-комплект 7-8)

Учитель русского языка и литературы: Стекольникова Ю.В.

Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Тип урока: Чтение с остановками.

УМК: Учащиеся в классе-комплекте занимаются по УМК В.Я. Коровиной

Цель урока: Знакомство учащихся со сказкой Г.Х.Андерсена «Чайник», осмысление нравственной и философской проблематики произведения, через метафорический образ Чайника, наблюдение за мастерством писателя в выборе средств художественной выразительности.

Задачи обучения:

  1. образовательные:

- обучать школьников приемам медленного осознанного чтения

-продолжить формирование у обучающихся навыков анализа текста

-формировать у учащихся умение выделять главное, определять авторскую позицию

- обеспечить в ходе урока повторениепонятий: эпитет, метафора.

2) развивающие:

- развивать интерес к литературе, слову писателя;

- развивать творческие способности учащихся, их речь и художественное воображение, умение слушать собеседника;

3) воспитательные:

- формировать интерес к литературе;

- создать условия для воспитания нравственных качеств детей;

- содействовать воспитанию уважительного и внимательного отношения к людям;

- воспитывать культуру поведения учащихся.








Вызов

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приёмы

Результаты (УУД)

Создает учебную ситуацию, мотивирующую учащихся к учебной деятельности.

Совместно с обучающимися формулирует цель работы.


Участвует в учебной ситуации, осознаёт мотив и цель предстоящей деятельности, отвечает на вопросы учителя, выполняет предложенное задание.

Приём: Ассоциативный ряд


Личностные: понимание учебной цели и задачи.

Регулятивные: осознание учащимся того, что нужно усвоить.


Познавательные: формирование эмоционального потенциала, развитие речевых навыков.

Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, слушать мнение других, умение создавать устные и письменные высказывания.

Осмысление

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приёмы

Результаты (УУД)

Организует деятельность учащихся.

Способствует активности работы.

Служит источником информации.

Предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

Обеспечивает сохранение интереса к изучаемой теме.

Осуществляет контакт с новой информацией.

Сопоставляет информацию с имеющимся знанием и опытом.

Акцентирует внимание на поиске ответов на вопросы.

Отслеживает процесс знакомства с новой информацией.

Анализирует и обсуждает прочитанное и услышанное.

Выделение художественных средств языка писателя с помощью подчеркивания.

Поиск ответов на поставленные вопросы.

Чтение текста с остановками.

Прогнозирование текста.

Лингвистический эксперимент

(создание комплимента)



Личностные: установление учащимися связи между целью и учебной деятельностью.

Регулятивные:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

формирование умения контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с учебной задачей;

умение вносить коррективы к ходе работы;

умение прогнозировать результат;

коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

смысловое чтение;

синтез — составление целого из частей;

выдвижение гипотез и их обоснование;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта; принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приёмы

Результаты (УУД)

Организует рефлексивную деятельность учащихся.

Создает условия проведения рефлексии, обмена мнениями.

Организует обсуждение, задает вопросы.

Побуждает к дальнейшему расширению информационного поля.

Создает условия для соотнесения новой информации и имеющихся знаний, выработки собственной позиции и оценки процесса.

Обменивается мнениями.

Отвечает на вопросы.

Систематизирует новую информацию.

Высказывает оценочные суждения.

Самостоятельно выстраивает причинно-следственные связи.

Ставит новые цели.

Формулирование проблем текста, определение позиции автора; возвращение к ключевым словам;

ответы на вопросы;

прогнозирование.

Личностные:

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

нравственно - этическая ориентация;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона;

оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;

синтез — составление целого из частей;

выбор оснований и критериев для сравнения;

выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Ход урока: 1.Стадия вызова.

Прием «Ассоциативный ряд»

Запишите, пожалуйста, ваши ассоциации, связанные со словом Андерсен.

(Ответы детей: Сказки, Дания, «Снежная королева», «Соловей», «Огниво», добро побеждает зло).

Сегодня я предлагаю вам познакомиться еще с одной сказкой удивительного датского писателя Г.Х. Андерсена. Называется произведение очень просто -«Чайник». Но уверяю вас, что за кажущейся простотой у мудрого писателя скрыто много смысла. Давайте убедимся в сказанном.

Итак, начинаем урок, который я бы просто назвала «Чему учит сказка?» В чем заключается ваша задача? Верно, понять замысел автора. Сделать выводы о том, какие нравственные и философские уроки преподносит своему читателю Андерсен.

Читать сказку будем частями, с остановками. Свои мысли сначала запишем и только потом поделимся ими.

2.Стадия осмысления.

Перед тем, как мы начнем читать, вспомним, кто такой Г.Х. Андерсен (д.з проект – биография сказочника)

1 часть (текст детям выдается частями)

Жил-был гордый чайник. Он гордился и фарфором своим, и длинным носиком, и изящной ручкою — всем-всем, и об этом говорил. А вот что крышка у него разбита и склеена — об этом он не говорил, это ведь недостаток, а кто же любит говорить о своих недостатках, на то есть другие.

-Вам нравится внешность героя рассказа - чайника? У него много достоинств (фарфоровый материал, длинный носик, изящная ручка), лишь крышка разбита. Так часто случается в жизни: красота имеет какой-то изъян, недостаток.

- А нравится вам чайник как личность? Мы,взрослые читатели, понимаем, что олицетворение в сказках и баснях, используемые писателями, намекают нам на людей. Ребятам неприятен чайник из-за его хвастовства.

- Разрешите заступиться за героя: разве это плохо любить себя? знать свои плюсы, молчать о своих минусах?

Текст помогает понять, что постоянное хвастовство (всем-всем… об этом говорил), очень неприятно. Любить себя нужно, но делать это надо молча.


Предлагаю читать сказку дальше.

2 часть.

Весь чайный сервиз — чашки, сливочник, сахарница -охотнее говорили о хилости чайника, чем о его добротной ручке и великолепном носике. Чайнику это было известно.

"Знаю я их! — рассуждал он про себя. — Знаю и свой недостаток и признаю его, и в этом — мое смирение и скромность. Недостатки есть у всех нас, зато у каждого есть и свои преимущества. У чашек есть ручка, у сахарницы — крышка, а у меня и то и другое да и еще кое-что, чего у них никогда не будет, — носик. Благодаря ему я — король всего чайного стола. Сахарнице и сливочнице тоже выпало на долю услаждать вкус, но только я истинный дар, я главный, я услада всего жаждущего человечества: во мне кипящая безвкусная вода перерабатывается в китайский ароматный напиток"

Так рассуждал чайник в пору беспечальной юности.

-Ваши мысли по поводу услышанного? Что нового узнаем мы о Чайнике? Чайник называет 2 своих душевных качества? Какие? Согласны ли вы с тем, что герой скромен и смиренен? Нет, скромностью не обладает тот, кто хвалится. Скромность его в чем? В том, что умалчивает о недостатке? А что нового говорит наш гордец о себе? Сколько раз «якает» Чайник? (4 раза читаем Я в Им. падеже, а также у меня и во мне). Скромник именует себя КОРОЛЕМ.

-А умеет ли Чайник хвалить других? Прочтите эти похвалы? Замечаем, что о других наш герой заявляет скромно.

-Легко ли хвалить других?

Умеете вы хвалить людей? Часто хвалят вас? Почему мы редко хвалим людей? Не все люди способны сказать другому комплимент, заслуженно отметить красоту и талант собеседника, соседа, товарища. Предлагаю вам испытать себя, проверить на отзывчивость и душевность. Выберите предмет из чайного сервиза (чашку, сахарницу или сливочницу) и похвалите его.

Ребята письменно записывают свой комплимент, затем читают работы.

(Сахарница! Внутри Вас всегда сладко! Вы-ЧУДО!!!)

(Ты такая хрупкая, Чашечка, такая нежная. С твоей помощью люди пьют приятнейший напиток)

(Уважаемая Чашечка! Хочу отметить Вашу изящную форму и элегантную ручку с завитком. Восхищаюсь я и Вашей росписью: нежные алые розочки по голубому фону удивительно хороши. Как же приятно людям брать Вас в руки. Пить из такой красоты чай- истинное наслаждение!)

Не забывайте дарить людям комплименты. Это самое настоящее волшебство. Человек, долгое время не получающий комплиментов, начинает болеть. И помните: лучший комплимент –это тот, где каждое слово правдиво. Стоит нам чуток соврать, и комплимент превращается в лесть. Лесть –это горькая конфетка в золотой обертке. Ей радуются, пока не раскусят. Учитесь говорить хорошие слова людям. Энергия комплимента действует в обе стороны.

Возвращаемся к нашему Чайнику. Вторая часть сказки закончилась словами: «Так рассуждал чайник в пору беспечальной юности». Давайте попробуем предугадать, что нас ждет далее? Чем удивит нас Чайник? Запишите ваши версии.

Дети ожидают трагедии, знающие сюжет этой сказки не высказываются.

Читаем 3 часть.


Но вот однажды стоит он на столе, чай разливает чья-то тонкая изящная рука. Неловка оказалась рука: чайник выскользнул из нее, упал — и носика как не бывало, ручки тоже, о крышке же и говорить нечего, о ней сказано уже достаточно. Чайник лежал без чувств на полу, из него бежал кипяток. Ему был нанесен тяжелый удар, и тяжелее всего было то, что смеялись-то не над неловкою рукой, а над ним самим.

«Этого мне никогда не забыть! — говорил чайник, рассказывая впоследствии свою биографию самому себе. — Меня прозвали калекою, сунули куда-то в угол, а на другой день подарили женщине, просившей немного сала».


-Чему учит нас автор, рассказывая о несчастье Чайника? Запишите свои мысли. Обсуждаем версии. Их несколько:

1.Принести горе нам может красота (тонкая, изящная рука).

2. Никто не застрахован от беды.

3. Над несчастным человеком могут смеяться, а не сопереживать и сочувствовать ему.

-Как вы думаете: изменится ли жизнь героя к лучшему? Останется ли Чайник гордецом?


Читаем 4 часть.

(Физминутка)

Учащимся предлагается закрыть глаза, представить, что нос стал как у Карлика Носа, известного персонажа сказки Г.Х. Андерсена, обмакнув нос в чернильницу написать «сказка»


И вот попал я в бедную обстановку и пропадал без пользы, без всякой цели — внутренней и внешней. Так стоял я и стоял, как вдруг для меня началась новая, лучшая жизнь... Да, бываешь одним, а становишься другим. Меня набили землею — для чайника это все равно что быть закопанным, — а в землю посадили цветочную луковицу. Кто посадил, кто подарил ее мне, не знаю, но дали мне ее взамен китайских листочков и кипятка, взамен отбитой ручки и носика. Луковица лежала в земле, лежала во мне, стала моим сердцем, моим живым сердцем, какого прежде во мне никогда не было. И во мне зародилась жизнь, закипели силы, забился пульс. Луковица пустила ростки, она готова была лопнуть от избытка мыслей и чувств. И они вылились в цветке.

Я любовался им, я держал его в своих объятиях, я забывал себя ради его красоты. Какое блаженство забывать себя ради других!


-Ожидали вы такой поворот событий?

Перечитайте 1 и последнее предложения в этой части.

В каком соотношении находятся эти предложения? Дети выясняют, что у бывшего гордеца появилась цель жизни: служить другим.

А вы согласны с мнением чайника? Почему раньше этого Чайник не понимал? Юному и не знающему бед Чайнику не могли прийти в голову такие мудрые мысли. Мысли о смысле жизни. Умнеет, мудреет тот, кто прошел через испытания, беды и горе. Если с тобой не случится беда – ты можешь быть прежним, гордым и наивным, влюбленным в себя.

Найдите в отрывке яркие выражения, важные и красивые фразы, предложения. Как называются эти выразительные средства языка? Наблюдаем за авторскими метафорами: во мне зародилась жизнь, закипели силы, забился пульс; луковица лежала в земле, лежала во мне, стала моим сердцем, моим живым сердцем.

-И снова наш герой неоднократно произносит «Я». Это прежнее хвастовство, с которым мы встретились в начале сказки? Теперь «Я» героя тесно связано с цветком.

Читаем 5 часть.

А цветок даже не сказал мне спасибо, он и не думал обо мне, — им все восхищались, и если я был рад этому, то как же должен был радоваться он сам! Но вот однажды я услышал: "Такой цветок достоин лучшего горшка!" Меня разбили, было ужасно больно... Цветок пересадили в лучший горшок, а меня выбросили на двор, и теперь я валяюсь там, но воспоминаний моих у меня никто не отнимет!"

-Напишите, пожалуйста, ваши мысли, которые пришли к вам в голову после прочтения истории о Чайнике.

Дети говорят о трагическом финале. Обращаем их внимание на восклицательный знак заключительного предложения.Перечитывает его. Объясняем оптимизм героя.

История Чайника - это история каждого из нас. Беспечная юность, затем жизненные уроки, подчас жестокие, понимание смысла жизни, старение. Старость как итог.

3.Стадия рефлексии.


Маленькая сказка Андерсена заставила нас о многом задуматься, может, пересмотреть свои взгляды на жизнь.Итак, мы завершаем наш разговор, подводим итоги. Попрошу вас сделать запись:

- Какие нравственные и философские уроки дает нам Г.Х.Андерсен.

Дети зачитывают свои записи.

(Главный урок этой сказки для меня – это возможность идти вперед, несмотря на неудачи, и радоваться тому, что имеешь.

Сегодня у тебя –все, завтра- ничего.

Сказка учит: Жизнь ради других- это цель жизни человека.

Всё когда-нибудь закончится… Нужно помнить лучшее, а лучшее-это жизнь ради людей.)

Мы переводим сказку Андерсена в сферу нашей современной жизни. Какие проблемы поднимает в финале сказки Андерсен?

Среди проблем такие важные, как: человеческий эгоизм, одиночество, неблагодарность, мудрость, умение жить приятными воспоминаниями

Разноуровневое домашнее задание (по выбору):

  1. Сказка( История): Жизнь прекрасного цветка.

  2. Эссе «Перечитываю сказки Андерсена и...»

  3. Синквейны(диаманты):Чайник, Чашка, Цветок.

3.Стадия рефлексии.

Анкетирование(нужное подчеркнуть)

  1. На уроке я работал(а) активно, пассивно.

  2. Своей работой на уроке я доволен(довольна), так как...

  3. Сказка мне понравилась, потому что…



Просмотр содержимого документа
«ТЕКСТ 7-8»

Г.Х.Андерсен

Сказка

Я горжусь и фарфором своим, и длинным носиком, и широкой ручкой — всем. У меня была приставка и спереди, и сзади; спереди — носик, сзади — ручка. О том же, что крышка у меня разбита и склеена, — молчу. Это ведь недостаток, а кто же любит говорить о своих недостатках, — это и другие сделают. Чашки, сливочник, сахарница, словом — весь чайный прибор, конечно, больше помнят и охотнее говорят о моих недостатках, нежели о моей прекрасной ручке и о великолепном носике.

Знаю я их! Знаю и сознаю и свой недостаток — я скромен, смиренен! Недостатки у всех у нас есть, но у каждого есть зато и свои преимущества. У чашки есть ручка, у сахарницы — крышка, а у меня и то и другое, да еще кое-что сверх того, чего у них никогда не будет, — носик. Благодаря ему,

я — король всего чайного стола! Я – главный, я утоляю жажду людей, во мне кипящая безвкусная вода перерабатывается в китайский ароматный напиток!

Однажды чай разливала тонкая, изящная ручка. Но не ловка она была: я выскользнул из нее, упал, и – носика как не бывало, ручки тоже, о крышке и говорить нечего. Я без чувств лежал на полу, горячая вода бежала из меня ручьем. Мне был нанесен тяжелый удар! И тяжелее всего было то, что смеялись-то не над неловкою рукою, а надо мной.

Этого мне никогда не забыть! Меня прозвали калекою, ткнули куда-то в угол, а на другой день подарили женщине, получавшей обыкновенно остатки со стола. Пришлось мне попасть в бедную обстановку, стоять без пользы, без всякой цели – и внутренней и внешней. Но вот стоял я, стоял, и вдруг для меня началась новая, лучшая жизнь. Да, бываешь тем, а становишься совсем иным.

Меня набили землею — это то же, что быть зарытым в землю, но в эту землю посадили цветочную луковицу. Луковица лежала в земле, лежала во мне, стала моим сердцем, моим живым сердцем, какого прежде во мне никогда не бывало. И во мне зародилась жизнь, закипели силы, забился пульс; луковица пустила ростки; она готова была лопнуть от избытка мыслей и чувств. Они и вылились в цветке! Я любовался на него, держал его в своих объятиях, я забывал себя самого ради его красоты. Какое блаженство забывать себя самого ради других! А цветок даже не сказал мне за то спасибо, он и не думал обо мне, — ему все удивлялись, им все восхищались, и если я был так рад этому, то как же должен был радоваться он сам?

Но вот однажды я услышал слова: «Такой цветок достоин лучшего горшка!» Меня разбили... Ужасно было больно! Зато цветок пересадили в лучший горшок! Меня же выбросили на двор, и я теперь валяюсь там, как старый черепок, но воспоминаний моих у меня никто не отнимет!



Просмотр содержимого презентации
«ПРЕЗЕНТАЦИЯ 7-8»

Ганс Христиан Андерсен

Ганс Христиан Андерсен

Родина Г.Андерсена 30.07.14

Родина Г.Андерсена

30.07.14

Детские годы

Детские годы

Детс кие годы 4

Детс кие годы

4

Любимое занятие 30.07.14 4 4

Любимое занятие

30.07.14

4

4

Юность  4

Юность

4

Учеба в Копенгагене 4

Учеба в Копенгагене

4

Андерсен – великий   датский сказочник

Андерсен – великий датский сказочник

2 апреля - Международный день   детской книги

2 апреля - Международный день детской книги

Рефлексия Выберите и продолжите предложение :

Рефлексия

Выберите и продолжите предложение :

  • На сегодняшнем уроке мне было…
  • Я узнал …
  • Мне бы хотелось…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!