СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения в 8кл. по по произведению Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме» «Узники фашистских лагерей»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения в 5-8кл. по по произведению Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме» «Узники фашистских лагерей»

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения в 8кл. по по произведению Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме» «Узники фашистских лагерей»»



Урок литературы

«Тема детства в лирике поэтов XX века»


ЦЕЛИ:

  1. Создать условия для организации деятельности учащихся по продолжению знакомства с поэзией, особенностями поэтической манеры Бунина, Цветаевой, Бальмонта.

  2. Обеспечить условия для развития умения рассуждать, делать выводы, анализировать поэтическое произведение; для развития осознанного выразительного чтения. Постижение тайн бытия, проникновение в сокровенные стороны реальности, познание законов развития личности – дар, которым от рождения наделён человек. И задача учителя этот огонь зажечь, помочь обыденный мир увидеть глазами художника, писателя.

  3. Воспитывать у детей чувство любви к родной земле, природе, русскому слову; способствовать развитию интереса к литературе.

  4. Тема «духовный опыт детства» проходит через весь курс литературы в школе и позволяет не только использовать живые впечатления детей, но обогатить их опыт, сформировать сознательное отношение к детству как важнейшему периоду человеческой жизни, создать условия для их духовного роста, раскрыть живые связи жизни и искусства.


Вступительное слово учителя, вводно-мотивационные моменты.

Ребята, здравствуйте! Садитесь, пожалуйста.

Ребята, в этом учебном году мы читали и разбирали произведения, целиком посвященные детству человека. Тема детства является сквозной в русской литературе, и не раз мы уже обращались и будем обращаться к ней впредь. Какие произведения, посвященные детству, вы можете перечислить?

Кто одним из первых обратился к теме детства? Л.Н. Толстой в своей автобиографической повести «Детство». Чем была оригинальна эта повесть? Тем, что впервые взрослому человеку удалось так правдиво и трепетно заговорить от имени ребенка, передать его чувства и переживания, как радостные, так и печальные. Ведь Николенька Иртеньев не только совершает какие-либо поступки, но и старается сам их осмыслить.

Мир детства всегда предстает как нечто особенное. Что такого чарующего в мире детства? (В детстве человек еще не знает лжи, ненависти, он открыт всему хорошему, доброму, он чист душой).

Сегодня на уроке мы еще раз обратимся к детству, но детству, описанному в стихотворной форме поэтами первой половины 20 века: Буниным, Цветаевой, Бальмонтом.

Итак, откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите тему урока:

«Тема детства в лирике поэтов XX века»


Ребята, кто всех дороже для ребенка в детстве? Кто любит его безгранично? И предан ему до конца жизни? (Мама). Конечно, мама. Первое стихотворение, которое мы прочитаем и проанализируем, посвящено маме. Это стихотворение Ивана Андреевича Бунина, которое так и называется --«Матери».

Но сначала давайте послушаем небольшое сообщение о детстве будущего писателя. (доклад)



Иван Андреевич Бунин родился в 1870 году в Воронеже. Детство его прошло в имении отца Бутырки в Орловской губернии. Он гордился тем, что происходил из старинного дворянского рода, давшего России немало видных деятелей как на поприще государственной службы, так и в области искусства. Среди его предков — В. А. Жуковский, известный поэт, друг А. С. Пушкина. Мир его детства ограничивался семьёй, усадьбой, деревней. Он вспоминал: "Тут, в глубочайшей тишине, летом среди хлебов, подступавших к самым порогам, а зимой среди сугробов, и прошло моё детство, полное поэзии, печальной и своеобразной." Родной дом он покидает ненадолго, поступив в гимназию уездного города Ельца, где не проучился и четырех лет. Маленький Ваня рос в атмосфере любви и ласки. В характере Вани Бунина слились противоположные друг другу родительские черты. Его отец, Алексей Николаевич, был человек открытый, широкий, с чертами талантливой, артистической натуры, беззаботный, обаятельный в своей вспыльчивости и отходчивости. Мать Бунина, Людмила Александровна, урожденная Чубарова, была женщина тихая и печальная, религиозная и кроткая. Иван Алексеевич горячо ее любил и после се кончины так глубоко запрятал память о ней, что до конца своей жизни ни с кем не говорил о ней вслух. «Мать была для меня совсем особым существом среди всех прочих, нераздельным с моим собственным, я заметил, почувствовал ее, вероятно, тогда же, когда и себя самого» («Жизнь Арсеньева»).

Выразительное чтение стихотворения (ученик)


МАТЕРИ

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»


Бывало, раздевает няня
И полушепотом бранит,
А сладкий сон, глаза туманя,
К ее плечу меня клонит.


Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что Он со мной,
И верой в счастье очаруешь,
Я помню, помню голос твой!


Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки.
Не ты ли ангелом была?


Анализ стихотворения И.А. Бунина «Матери»


Ребята, каков общий тон этого стихотворения? (торжественный, приподнятый).

Почему Бунин вспоминает именно вечер, события перед сном? Вечер – пограничье, открывающее простор детским сновиденьям, фантазии.

Засчет чего это достигается торжественный тон стих-я? Засчет высокой лексики (Высокая лексика характеризуется торжественностью, поэтичностью, она употребляется преимущественно в ораторской и поэтической речи): ангел, лампадка, перекрестишь, очаруешь.

Няня – тоже близкий человек. Вспомним Арину Родионовну, образ которой Пушкин пронес через всю жизнь.

Случайно ли использование уменьшительных суффиксов: лампадка, кроватка? Нет.

Какова композиция стих-я? Кольцевая: в начале и в конце повторяется образ матери-ангела. Зачем? Кольцо – символ неразрывной связи мамы и ребенка, символ их любви и верности друг другу.

Засчет звукописи. Первая и вторая строфы: какая гласная повторяется? Звук А. Как называется этот прием? Ассонанс. Почему именно этот звук? Он подчеркивает открытость ребенка прежде всего маме, миру, добру, людям. Третья строфа – звук О, передающий восклицание: «О! как люблю маму, мир!». Еще звук Ш: ангел приходит тихо, бережет ребенка.

На уровне синтаксиса?

Анафора – еще особенность. 3 раза повторяется «Я помню», 3 – тоже магическое, сакральное число.

Восклицательные предложения. В конце вопрос. Какой? Риторический. Ребенок делает открытие: мама = ангел.


Ребята, перед вами еще одно стих-е Бунина – «Детство». Его нам прочитает ...

Детство

Чем жарче день, тем сладостней в бору   
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!


Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок - как шелк... Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол - гигант, тяжелый, величавый.


Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.


Анализ стихотворения И.А. Бунина «Детство»

По форме это стихотворение-воспоминание. Глагол прошедшего времени в первой строфе – «было». Воспоминание о невозвратимой поре детства.

Бунин рисует две параллельные картины: реальную и нереальную. Реальная: лес, дуб. Нереальная: страна детства, яркая и незабываемая (экспрессивно повторяет «блеск», «свет» в одном стихе, как бал, как феерия, песок – шелк).

Меняя время, автор приближается туда, он как бы возвращается в свое детство.

Фигура умолчания – многоточие, оно оставляет картину как бы недорисованной.

Какие чувства испытывает лирический герой при воспоминании о детстве? Он испытывает восторг, наслаждение. Это настоящее, прекрасное чувство.

Антитеза: ребенок – вековой дуб.

Обратим внимание на синтаксис. Первая строфа – одно предложение. Дальше – прерывисто: волнение, испытывает трепет при воспоминании.

Выпишите эпитеты из стих-я.


Перейдем к стихотворению другого поэта. Вернее, поэтессы – Марины Цветаевой. (ученик)

* * *

Ты, чьи сны ещё непробудны,

Чьи движенья ещё тихи,

В переулок сходи Трёхпрудный,

Если любишь мои стихи.

О, как солнечно и как звёздно

Начат жизненный первый том,

Умоляю - пока не поздно,

Приходи посмотреть наш дом!

Будет скоро мир тот погублен,

Погляди на него тайком,

Пока тополь ещё не срублен

И не продан ещё наш дом.

Этот тополь! Под ним ютятся

Наши детские вечера.

Этот тополь среди акаций

Цвета пепла и серебра.

Этот мир невозвратно-чудный

Ты застанешь ещё, спеши!

В переулок сходи Трёхпрудный,

В эту душу моей души.


Где и как проходило детство будущей поэтессы? Об этом нам расскажет ...


26 сентября 1892 г в Москве, в семье профессора Московского университета, будущего основателя Музея изобразительных искусств Ивана Владимировича Цветаева и его жены, Марии Александровны, урожденной Мейн, родилась дочь Марина. Детство Марины Цветаевой проходило в Москве, а летние месяцы, до 1902 г., — в Тарусе на Оке.

Трехпрудный переулок, упоминающийся в стихотворении, - одно из памятных литературных мест Москвы, связанное с биографией Марины Цветаевой. Она родилась в доме № 8, построенном к 1838 г. и перешедшем к ее отцу как приданое его первой жены. Сам Цветаев, прожил здесь до кончины в 1913 г. Сестра Марины, Анастасия Цветаева, так описывала этот дом: "С улицы... одноэтажный, деревянный, крашенный - сколько помню его, с 1897 года - коричневой краской, с семью высокими окнами, воротами, над которыми склонялся разлатый серебристый тополь, и калиткой с кольцом; нажав его, входили в немощенный, летом зеленый двор, мостки вели к полосатому, красному с белым парадному, - над ним шли антресоли". Во время первой мировой войны дом передали под лазарет, а в 1926 г. на его месте началось строительство жилого дома. Нет  сейчас того  дома,  в  котором  Цветаева  провела   самые счастливые дни - дни детства.


Какие чувства переполняют лирического героя? Дневниковое начало, поражает искренность, интимность, с которой делится Цветаева.

Она никогда не переставала любить свой родной дом в Трехпрудном и чувствовать к нему благодарность. Поэтому поэтесса умоляет, просит посетить те родные для нее места.

Этот переулок показан как хранитель самых заветных моментов из детства.

Выпишите необычные эпитеты. Эпитет авторский использует: невозвратно-чудный. Выпишите метафоры: первый том жизни, вечера ютятся.

Финальная фраза: детство – это душа.

Показан и богатый внутренний мир героини-ребенка.


РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ДАМА (ученик)

Серый ослик твой ступает прямо,
Не страшны ему ни бездна, ни река...
Милая Рождественская дама,
Увези меня с собою в облака!

Я для ослика достану хлеба,
(Не увидят, не услышат, - я легка!)
Я игрушек не возьму на небо...
Увези меня с собою в облака!

Из кладовки, чуть задремлет мама,
Я для ослика достану молока.
Милая Рождественская дама,
Увези меня с собою в облака!


От чьего лица написано стих-е? От лица самого ребенка!

Необычное посвящение: к Рождественской даме. Кто это? Богородица? Или фея, творящая чудеса?

Какие реалии из детской жизни мы обнаруживаем? Ослик (уменьшительный суффикс), мама, обращение к даме на ты. Кто они? Взрослые?

Рефрен (повторяющийся стих) – «Увези меня с собой». Почему повторяется? Хочет унестись из реального мира в сказочный? Стремление к бегству, даже от мамы, от игрушек, что странно для ребенка. Противопоставление ребенок – мир.


доклад

Константин Дмитриевич Бальмонт родился 3 июня 1867 г. в селе Гумнище Шуйского уезда Владимирской губернии. В семье он был третьим сыном из семи. Раннее детство будущего поэта прошло в деревне. "Мои первые шаги, вы были шагами по садовым дорожкам среди бесчисленных цветущих трав, кустов и деревьев, - писал впоследствии Бальмонт, - Мои первые шаги первыми весенними песнями птиц были окружены, первыми перебегами теплого ветра по белому царству цветущих яблонь и вишен, первыми волшебными зарницами постигания, что зори подобны неведомому Морю и высокое Солнце владеет всем". Бальмонт много вспоминал свое детство, детские впечатления – описывая все это с каким-то трепетным умилением.


Бабочка (ученик)

Помню я, бабочка билась в окно.
    Крылышки тонко стучали.
Тонко стекло, и прозрачно оно.
    Но отделяет от дали.


В Мае то было. Мне было пять лет.
    В нашей усадьбе старинной.
Узнице воздух вернул я и свет.
    Выпустил в сад наш пустынный.


Если умру я, и спросят меня:
    В чем твое доброе дело?
Молвлю я; Мысль моя майского дня
    Бабочке зла не хотела.


Удивительная простота! Ребенок не хочет зла!!! Важно сохранить это на всю жизнь. Взрослого в будущем эта доброта спасет, возвратит в чудесный мир детства.

«Знайте же, ничего нет выше и сильнее и здоровее и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть самое лучшее воспитание и есть» Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»

СВЕТЛЫЙ МИР (я)

Тонкий, узкий, длинный ход

В глубь земли мечту ведет.

Только спустишься туда,

Встретишь замки изо льда.

Чуть сойдешь отсюда вниз,

Разноцветности зажглись,

Смотрит чей-то светлый глаз,

Лунный камень и алмаз.

Там опал снежит, а тут

Расцветает изумруд.

И услышишь в замках тех

Флейты, лютни, нежный смех.

И увидишь чьих-то ног

Там хрустальный башмачок.

Льды, колонны, свет, снега,

Нежность, снежность, жемчуга.

Тонкий, узкий, длинный ход

В этот светлый мир ведет.

Но, чтоб знать туда пути,

Нужно бережно идти.


В стих-нии создается образ идеального мира, в котором ребенок должен быть счастлив. Важно, по мысли писателя, чтобы этот мир, эта «сказка» не были разрушены грубым прикосновением жизни, ибо «если детство проходит счастливым, этот свет счастливого детства светит потом всю жизнь».


Итоги урока.

Итак, почему так волнует писателей, поэтов тема детства? Потому что это пора невозвратимая. Сила детства является спасительной. Ребенок не дает возобладать злу, возвращает к высшим ценностям жизни, восстанавливает сердечную теплоту, добро, нравственную красоту.

Вспомним, как писал о своем детстве Лев Николаевич Толстой:

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как ни лю­бить, ни лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником наслаждений...

Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и силы веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время мо­жет быть лучше того, когда две лучшие добродетели - невинная весе­лость и беспредельная потребность любви - были единственными по­буждениями в жизни?»

Почти каждый большой мастер слова отдал дань этой незабываемой поре жизни. Кто-то сосредоточил своё внимание на сложностях становления личности, на психологических особенностях детской души (как, например, Достоевский, Толстой, Набоков), кто-то на поэзии детства (как Бальмонт), кто-то на чистоте и одухотворённости детского восприятия мира (как Бунин). Уроки внеклассного чтения дают возможность сконцентрировать внимание учащихся на этих проблемах.



Записывают в тетрадях:

ДЕТСТВО – это…

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!