СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок «Внешнее строение листа»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок спроектирован с использованием мультимедийной презентации и элементов активной оценки. Урок проводится седьмым по счёту в теме «Вегетативные органы покрытосеменных растений».

Просмотр содержимого документа
«Урок «Внешнее строение листа»»

Тема урока «Внешнее строение листа»

Урок биологии, 7класс


К. Б. Чистова, учитель первой категории биологии ГУО «Средняя школа № 15 г. Новополоцка»



Место урока в теме:

Урок спроектирован с использованием мультимедийной презентации и элементов активной оценки. Урок проводится седьмым по счёту в теме «Вегетативные органы покрытосеменных растений».

Тип урока: комбинированный

Обучающая цель урока была сформулирована через планируемые учебные результаты. Планируется, что учащиеся к концу урока будут:

  • знать внешнее строение листа, его части, виды листьев и функции листа;

  • объяснять причины возникновения листовой мозаики;

  • уметь приводить примеры простых и сложных листьев.



Данная формулировка цели позволит обеспечить целенаправленную деятельность учителя и учащихся, а также оценить в конце занятия его педагогический эффект.

Задачи развития и воспитания учащихся:

  • содействовать развитию наблюдательности, внимания, коммуникативных и рефлексивных навыков;

  • способствовать развитию умения анализировать информацию и явления в природе.

Формы организации познавательной деятельности на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная.

Глоссарий урока: лист, основание, листовая пластинка, черешок, прилистник, листовая мозаика, черешковый лист, сидячий лист, влагалищный лист, простой лист, цельный лист, расчленённый лист, сложный лист, пальчатосложный лист, перистосложный лист, тройчатосложный лист.



Учебно-методическое обеспечение:

Оборудование: мультимедийная презентация, гербарная коллекция, раздаточный материал: картинки для игры «Я знаю, что…», критерии достижения целей урока (лист самооценки), задания «Лови ошибку», карточка-подсказка для домашнего задания «Тонкие» и «толстые» вопросы.

Ход урока

1-й этап: организационный – 1 мин.

Ожидаемый результат: организация внимания учащихся, психологическая готовность к уроку.

Задача учителя: обеспечить психологическую готовность ребят к работе на уроке.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

1.1. Добрый день, мои друзья! Приветствую тех, кто проснулся сегодня с хорошим настроением. Приветствую тех, у кого после нескольких уроков настроение не испортилось. Приветствую тех, кто выполнил домашнее задание. Приветствую тех, кто пришёл на урок работать. Приветствую тех, кто пришёл на урок отдохнуть. 1.2. Предлагаю учащимся правила работы на уроке.

А сейчас улыбнитесь один одному и начнём работать.

1.1. Учащиеся улыбаются друг другу.









1.2. Учащиеся слушают.

Слайд презентации 2, карточки с правилами работы на уроке

2-й этап: мотивационно – целевой – 8 мин.

Ожидаемый результат: мотивация на познавательную активность и целеопределение.

Задача учителя: активизировать субъективный опыт учащихся, актуализировать опорные знания, сформировать познавательный интерес.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

2.1. Давайте проверим, насколько правильно вы поняли предыдущие темы. Предлагаю вам поиграть в игру «Я знаю, что…». У вас на партах находятся картинки с изображениями органов растений. Ребята, если ваша картинка совпадает с картинкой на экране, значит, вы становитесь участниками игры «Я знаю, что…». В каждом случае начинайте ответ со слов «Я знаю, что…(например, цветок – это генеративный орган растения).


2.1. Учащиеся парами участвуют в игре.




Приложение 1

Слайды презентации 3-14

2.2. В конце игры, когда учащиеся рассказали обо всех органах, которые были показаны, я задаювопрос: «О каком органе мы ещё знаем мало?».

2.2. Отвечая на этот вопрос, учащиеся могут сформулировать тему урока.


Слайд презентации 15












2.3. На доске записываю тему. Организую деятельность по совместному определению целей урока. Задаю вопрос: «Что нужно знать, чтобы рассказать о листе?» Цели записываются словами учащихся. Обобщаю цель урока: мы сегодня узнаем о листе, как о важной составной части побега; познакомимся с особенностями внешнего строения; научимся распознавать простые и сложные листья.

Также предлагаю учащимся критерии, по которым они смогут оценить, в какой степени они достигли целей урока.


2.3. Записывают тему в тетрадь. Учащиеся отвечают на вопрос и на их основе формулируют цели урока.

Слайд презентации 16









Приложение 2

3-й этап: операционно – познавательный – 26 мин.

Ожидаемый результат: познавательная активность, усвоение учащимися основного материала урока.

Задача учителя: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся по усвоению новых знаний, создать ситуации для рассуждений по решению проблем урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

3.1. Предлагаю ребятам вспомнить, какими разнообразными бывают листья различных растений! Насколько они отличаются по размерам!

Самые большие листья.

Пальма раффия имеет листья длиной 20 м. Под такой лист можно спрятаться от дождя не одному человеку. В Индии такие листья жители используют для покрытия жилищ.

Самые маленькие листья

Лист водного растения ряски имеет в диаметре всего около 3 мм, меньше ногтя.




Самый большой нерасчлененный лист у алоказии. Экземпляр, найденный в 1966г., достигал в ширину 3,02 м.





Самый большой в диаметре лист. Королевская кувшинка, или «Виктория Регия».  Ее листья в поперечнике до 2 метров, а цветки – до 35 см. Они выдерживают вес до 80 килограммов.




Самая большая продолжительность жизни у листьев вельвичии удивительной, растущей в пустынях Юго-западной Азии. Ее два сидячих листа длиной более 3 м живут около 100 лет, нарастая ежегодно у основания и отмирая у верхушки.


3.2. Просматривают и отмечают для себя разнообразие листьев.

Слайд презентации 17









С лайд презентации 18









С лайд презентации 19









С лайд презентации 20












С лайд презентации 21









3.2. Задаю вопросы учащимся:

1) Где располагается лист? 

2) Как вы думаете, смогло ли бы растение жить без листьев?

3) Для чего они нужны растению?


3.2. Отвечают:

1) В узлах стебля.

2) Нет.


3) Фотосинтеза, испарения воды и газообмена , накопления органических веществ, размножение (записывают функции в тетрадь).

Слайды презентации 22,23

















3.3. Физкультминутка.


Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на цыпочках, руки в стороны).

Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают).

И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо-влево).

Будто опять закружиться хотят (Поднимаются, кружатся).

По окончанию физкультминутки задаю учащимся вопрос: «Объясните с точки зрения физики, почему листья падают на землю?».

А как с точки зрения биологии, ответ мы узнаем на следующем уроке.

3 .3. Выполняют упражнения.










Учащиеся отвечают: На них действует сила тяжести (притяжения).




Слайд презентации 24


3.4.Учащиеся получают задание для самостоятельной работы с учебником: прочитайте в учебнике текст на стр.95, 2 абзац на стр.96.

Зарисуйте лист в тетради и подпишите основные части. Учитель обращает внимание на края листовых пластинок.

3.4. Учащиеся читают, зарисовывают лист в тетрадь и подписывают основные части.

Слайд презентации 25






3.5. Однако не у всех листьев можно выделить все четыре части. Листья отличаются по способу прикрепления к стеблю.Задаю вопрос: сколько существует способов прикрепления листьев к стеблю?

Делают в тетради схему «Способ прикрепления листа».

3.5. Отвечают: существует три способа прикрепления листьев к стеблю. Если лист имеет черешок, такой лист называются черешковым. Если лист не имеет черешок, такой лист называют сидячим. У некоторых растений основание листа разрастается и охватывает стебель над узлом. Такой лист называют влагалищным (стебель как бы вложен в лист).

Слайд презентации 26


3.6. Прошу учащихся ответить на вопрос «Какова роль черешка, кроме прикрепления листовой пластинки?»

Демонстрирую картинку с листовой мозаикой.

3.6. Отвечают:

черешок может менять свое положение в пространстве, а вместе с ним меняет положение и листовая пластинка, которая оказывается в условиях наиболее благоприятного освещения (свет необходимое условие для фо-тосинтеза)- листовая мозаика. Черешок изгибается при ударах, при дожде, граде, что предохраняет лист от повреждений.

Слайд презентации 28


3.7. А теперь посмотрите на гербарные экземпляры и скажите, одинаковые ли листья?Листья различаются не только по наличию частей, но и по форме листовой пластинки и по количествулистовых пластинок. Предлагаю учащимся, работая в парах, используя учебник заполнить схему «Листья по числу листовых пластинок на черешке»

3.7. Работают с гербариями и учебником. Заполняют схему.

Слайды презентации 29, 30
















Приложение 3


4-й этап: контрольно – коррекционный – 6 мин.

Ожидаемый результат: выявление учителем и учащимися уровня достижения целей урока.

Задача учителя: организовать выполнение учащимися проверочного задания по теме урока, осуществить контроль и коррекцию знаний, организовать самоконтроль и самооценку деятельности учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

4.1. Предлагаю задание. (Приём «Лови ошибку»)

Спрашиваю, есть ли ребята, которые ответили верно на все утверждения. Предлагаю исправить неверные утверждения.

Организую самопроверку и взаимную коррекцию. Анализирую степень усвоения темы и выполнения задач урока.

4.1. Выполняют задание. Результаты сверяют с ключом. Осуществляют взаимную коррекцию.

Слайд презентации 31,32











Приложение 4

4.2. Предлагаю учащимся по критериям оценить степень достижения ими цели урока.

Урок уже заканчивается, чтобы оценить свои знания по теме урока, прошу учащихся в карточках «Критерии достижения целей урока» отметить знаком «+» те понятия, которые они могут определить, объяснить, привести примеры.

4.2. Выполняют самооценку.

Приложение 2



5-й этап: предъявление домашнего задания –1 мин.

Ожидаемый результат: осознанный выбор и последующее успешное выполнение учащимися домашнего задания.

Задача учителя: обеспечить самоопределение учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

Предлагаю домашнее задание трёх видов: 1)§32, вопросы после параграфа;

2) §32, кроссворд по теме «Лист. Внешнее строение листа» (10 слов);

3) §32, составить и записать в тетрадь по два «толстых» и по два «тонких» вопроса.

Выберите то домашнее задание, которое вам интересно и вы сможете его выполнить.

Записывают домашнее задание в дневники.

Слайд презентации 34

П риложение 5

6-й этап: рефлексия – 3 мин.

Ожидаемый результат: осознание учащимися результативности своей деятельности на уроке.

Задача учителя: создать условия для развития рефлексивной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

6.1. Предлагаю учащимся оценить свою деятельность на уроке.

Приём «Рефлексивный экран».

Давайте обменяемся впечатлениями от урока, выбрав одну из фраз и закончив её. Я начинаю «Сегодня я узнала, что в школе есть очень активный и любознательный 7 класс».


6.1. Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде.



Приложение 6

Слайд презентации 35









6.2.Возвращаюсь к организационному моменту начала урока. Говорю, что я получила удовольствие от нашей совместной работы. Снова обращаюсь к плакату и спрашиваю тех, кто на урок пришёл немотивированным: изменилось ли их настроение к концу урока?

Самым активным на уроке выставляю оценки.


Скоро прозвенит звонок,

Пора заканчивать урок.

Пожелания:

Желаю успехов, вдохновения и хорошего настроения!!!

6.2. Учащиеся озвучивают по жел анию

Слайд презентации 36














Приложение 1

Игра «Я знаю, что…»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10







Приложение 2

Критерии достижения целей урока:


1) Формулирую, что такое лист, листовая пластинка, черешок, основание, прилистники,черешковые листья, сидячие листья, влагалищные листья, простые листья, сложные листья.

2) Могу объяснить, почему возникает листовая мозаика.

3) Привожу примеры простых и сложных листьев, черешковых листьев, сидячих листьев, влагалищных листьев.




Приложение 3



Приложение 4

Утверждение

+/-

1.Лист – это часть побега.


2. У всех листьев есть прилистники.


3. У большинства видов растений листья имеют черешок.


4. Листья березы простые сидячие.


5. Листья растениям нужны для прочности.


6. При помощи основания лист прикрепляется к стеблю.


7.Сложные листья на общем черешке могут иметь 1-2 листочка.


8. Листовая мозаика очень важна для фотосинтеза.


9. Простые листья могут быть цельными и расчленёнными.


10. Листья каштана пальчатосложные.


Приложение 5

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните, почему …?

Почему вы считаете …?

В чём различие …?

Предположите, что будет, если …?


Кто? Что? Когда?

Где? Как?

Может …?

Будет ли …?

Было ли …?

Согласны ли вы …?

Верите ли вы …?



Приложение 6

Рефлексивный экран

Сегодня я узнал… Я научился…

Меня удивило… У меня получилось…

Было трудно… Я смог ….

Я понял, что… Я попробую…

Я теперь могу…. Я приобрел…

Мне захотелось…. Было интересно…



























5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя