Урок внеклассного чтения для 5 класса.
Тема: «Что есть красота и почему её обожествляют люди?»
Цель: создать условия для понимания того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира.
Задачи: 1) содействовать развитию умения анализировать художественное произведение;
2) содействовать развитию речевой деятельности;
3) содействовать воспитанию доброты, внимательного отношения к людям;
4) создать условия для понимания того, что истинная красота невозможна без доброты, без чувства ответственности за собственные поступки.
Предварительная работа: на любом уроке русского языка до данного урока литературы написать сочинение-миниатюру на тему: « Что такое красота?»; подготовить чтеца для выразительного чтения стихотворения Заболоцкого « Некрасивая девочка».
Вид урока: урок нравственности.
Оборудование: тексты произведения О. Уайльда «Мальчик-звезда», , презентация к уроку, мультимедийная установка.
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с вами поговорим об очень важном, серьёзном, вечном.… О красоте.…А поможет нам в этом замечательный английский писатель Оскар Уайльд и герои его сказки « Мальчик-звезда».
Слово учителя.
Открываем тетради и записываем тему урока. (Выводится на экран 1 слайд.)Сначала давайте подумаем над формулировкой темы нашего урока. Вспомните ваши сочинения-миниатюры на тему: «Что такое красота?» давайте послушаем некоторые из них и узнаем, что же думают об этом ваши одноклассники.
Чтение сочинений-миниатюр.
Слово учителя.
Вы знаете, ребята, данная тема давно волновала умы многих писателей, художников и философов во все времена. Давайте познакомимся с тем, что говорили о красоте известные философы Фалес и Шевелёв. Слайд 2.
Работа по тексту.
-Давайте же обратимся к тексту нашей сказки. Обратите внимание на начало. В какой мир оно нас погружает? (в мир лютого холода)
-Какую сказку напоминает начало? («Снежная королева» Г. Х. Андерсена)
-А что олицетворяет собой холод? ( мир зла)
- Что же произошло в лесу? Слайд 3.
- Из каких побуждений лесоруб решил взять чужого ребёнка к себе?
- Как отнеслась к этому жена лесоруба?
- Как вы понимаете слова: « В доме, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа?»
Слайд 4.
- Каким стал мальчик-звезда? Найдите и прочитайте его портрет. Слайд 5.
- С чем сравнивает внешность мальчика автор? (с цветами: роза красивая, но колючая, фиалка – капризная, нарцисс напоминает о самовлюблённости)
- Соответствует ли внешняя красота его внутреннему миру? (Нет, он красив, но жесток).
-Докажите примерами из текста, что душа героя черна и в ней нет места доброте. Слайд 6.
- Как вы думаете, повлияли ли сверстники мальчика-звезды на развитие в нём жестокости и эгоизма? (его не наказывали и не выражали неодобрения).
- Как вы считаете, какой эпизод в сказке является главным? (встреча с матерью) Слайд 7.
- Поверил ли мальчик-звезда, что нищенка – его мать? (да, но испугался).
Прочитаем отрывок «Встреча с матерью».
-Каким вы представляете здесь Мальчика-звезду - красивым или некрасивым?
-Вернёмся к высказыванию И.Шевелёва. Как вы понимаете теперь его слова? Слайд 8.
-Был ли наказан мальчик? А почему он стал некрасивым? (теперь его внешность соответствует его внутреннему миру). Слайд 9.
- Как изменилось отношение к нему окружающих?
- А изменилось ли отношение к окружающим мальчика-звезды?
- Расскажите, в какой момент происходит возрождение души мальчика?
- Изменился ли мальчик в конце сказки?
- Благодаря каким качествам мать и отец простили сына и сделали его правителем? Слайд 9.
- Давайте задумаемся над заглавием сказки! Как вы понимаете слово звезда? И почему у мальчика такое имя? (светлая, путеводная).
- Когда мальчик становится настоящей звездой?
6) Подведение итогов.
- Чему научила вас эта сказка?
- Посмотрите на первое высказывание Фалеса. Слайд 10. Как теперь вы понимаете это высказывание?
Слайд 11.
- Так что же такое красота?
- Я говорила вам, что о красоте писали многие поэты. Сейчас вам прочитают стихотворение Заболоцкого « Некрасивая девочка». А вы ответите на вопрос, исходя из тех знаний, которые вы получили на уроке, и содержания стихотворения Заболоцкого, что же такое красота?
7) Читает стихотворение подготовленный ученик.
8) Слово учителя.
- Получается, что красота – это сокровище, но распорядиться ею можно по-разному: можно нести людям свет, добро, любовь, а можно – холод, зло, жестокость.… В конце сказки красота лица героя стала красотой его души. Наступила гармония.
Дорогие мои ребята, вы такие замечательные, умные, красивые! Я очень хочу, , чтобы ваша красота приносила миру только свет и тепло. Спасибо вам за урок.