СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения «Донская природа в поэзии и живописи».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • продолжить знакомство с творчеством русских поэтов и художников о Донском крае;
  • продолжить обучение языку словесного искусства;
  • продолжить формирование умения анализировать и интерпретировать лирическое стихотворение;
  • развивать навыки выразительного чтения, воображения, творчества;
  • воспитывать у учащихся любовь к родному краю и интерес к творчеству русских поэтов и художников;
  • расширять культурный кругозор ребёнка.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения «Донская природа в поэзии и живописи».»

Урок внеклассного чтения «Донская природа в поэзии и живописи».

Цели урока:

  • продолжить знакомство с творчеством русских поэтов и художников о Донском крае;

  • продолжить обучение языку словесного искусства;

  • продолжить формирование умения анализировать и интерпретировать лирическое стихотворение;

  • развивать навыки выразительного чтения, воображения, творчества;

  • воспитывать у учащихся любовь к родному краю и интерес к творчеству русских поэтов и художников;

  • расширять культурный кругозор ребёнка.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная.

Повторение: эпитет, метафора, олицетворение.

Оформление: на доске - дата, тема урока, эпиграф; рисунки учащихся; репродукции картин Б. Щербакова; презентация..

Ход урока

С чего начинается Родина?

С тропинки твоей у ворот.

С той самой берёзки, что во поле

Под ветром, склоняясь, растёт.


1. Вхождение в тему урока.

Объявление темы урока.

Предлагается обучающимся подумать над целями урока. Что предстоит сделать, чтобы цели были достигнуты?

Вступительное слово учителя:

- Родина, Родной край. Эти слова очень дороги каждому человеку. Родина у нас с вами одна – Россия. Но у каждого из нас есть и малая Родина – место, где ты живешь. Это место, где ты родился, сделал первые шаги. Сказал первое слово. Наша, ребята, с вами малая Родина – это Дон, донской край.

И поэтому цель нашего урока сегодня – посмотреть, как поэты и художники в своих произведениях выражают любовь к донской земле, продолжить знакомство с творчеством донских поэтов.

Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. Им стал отрывок из песни.

(Учитель выразительно читает эпиграф).

  • Как вы понимаете эти строки? (Ответы учащихся)

  • В творчестве каких известных вам русских поэтов говорится о Родине?

(Чтение учащимися стихотворений наизусть:С. Есенин “Топи да болота...”, А. Толстой “Край ты мой, родимый край...”, Н. Рубцов “Тихая моя Родина...”)

- Так писали о Родине Сергей Есенин, Алексей Толстой и Николай Рубцов. А сегодня мы с вами попытаемся пройти вместе с писателями, нашими современниками, по донской земле, увидеть поэтические картины родного края.

2. Текстовый элемент урока.

  • Стихи каких поэтов о нашем крае вам известны?

(Владимира Калмыкова, АшотаГарнакерьяна, Бориса Куликова, Анатолия Гриценко).

Давайте послушаем стихотворение нашего с вами земляка, новочеркасского поэта, Владимира Калмыкова “Я люблю...” (читает ученик)

Ялюблю степную безбрежность,

Дона тихого светлую гладь.

И цветов полевую нежность,

и курганов спокойную стать,

и подсолнухов шапки косые,

морозы твои, и зной,

уголок необъятной России –

край былинный, задумчивый мой!

Я люблю твои росные тропки

и арбузную свежесть рассвета,

крик птенца, беспокойный и робкий,

и казачек смех искрометный!

Стариков, как ковыль, поседелых.

Озорных загорелых детей. …

С этим мне ничего не поделать –

я донской до мозга костей

Какие чувства вызывает у вас прослушанное стихотворение?

  • Почему стихотворение так названо, о какой любви идет речь?

  • В каких строчках эта мысль выражена наиболее ярко?

  • Что помогло автору выразить в стихотворении свое отношение к родному краю, Родине? (Художественные выразительные средства)

  • Какие вы знаете изобразительно-выразительные средства языка?

  • Давайте ещё раз обратимся к тексту стихотворения и найдём эти художественные средства.

  • Еще одно стихотворение о родном крае Бориса Куликова “Донщина”.

(Учитель читает стихотворение.)

Родная степь.

Бескрайние покосы.

Кузнечики куют, как ковали,

Да солнце по колено бродит в росах,

Да шепчутся о чём-то ковыли.

Вдыхаю полной грудью терпкий запах;

И радостью кружится голова!

Бреду за солнцем по траве на запад

Шепчу земле хорошие слова.

Поля мои, сады мои зелёные,

Мой тихий Дон, озёра как моря.

Моя Донщина, солнцем прокалённая,

Ты - сердце, ты кровинушка моя.



  • Как вы понимаете, что значит слово “Донщина”?

  • В каких строках выражена главная мысль?

Как вы понимаете строку: “Моя Донщина, солнцем прокалённая, Ты - сердце, ты кровинушка моя».

  • Какие изобразительно-выразительные средства встречаются в стихотворении? Какова их роль?

Аналогичная работа проводится со стихотворением А.Гарнакерьяна «У нас на солнечном Дону…»

Мы только что увидели, как поэты-земляки выражают свою любовь к Родине, донской земле в стихотворениях. Но не только поэты, а и художники воспевают в своих произведениях родную землю.

Посмотрите на репродукции картин Б. Щербакова . Он родился и вырос не на донской земле, но, переехав сюда однажды, он полюбил ее, как сын. И его неудержимо влекла к себе донская ширь. На его картинах мы видим необъятные донские просторы: (учитель комментирует репродукции ). Это широкие ковыльные степи, царство птиц, полевых цветов, среди которых дышится необыкновенно легко;

Полыхающие сиреневым огнем поля. Малиновые головки татарника, лимонно-желтые вершины коровяка, тысячелистника - все переплетается в причудливом узоре. Гудят пчелы: это их царство.

А сейчас мы с вами проведем игру “Войди в картину”. У вас на столах лежат репродукции картин Б. Щербакова. Вы внимательно их рассмотрите и попытайтесь представить себя на том месте, которое изображено на картине. (Что вы видите, слышите, какие запахи чувствуете?). (Заслушать 5-6 учеников).

А теперь я предлагаю послушать стихотворение В.Калмыкова “Осеньв степи”.

Ложилась степь послушно под колеса,
Дорога мягко убегала в даль.
Была задумчива, златоволоса
Извечная осеняя печаль.

Чудесна степь в разливе увяданья,
Готовая забыться зимним сном,
Как будто в запоздалом ожиданье,
Устало дремлет жирный чернозем.

Под бременем плодов покорно клонятся
Деревья в тихой лесополосе,
И грустной лаской нежно гладит солнце
березку по растрепанной косе.

Давно умолкли птицы и комбайны.
Природа отдала себя сполна...
Какою-то неизъяснимой тайной
Под сенью осени вся степь полна.

Ребята, давайте попытаемся представить себе картину осенней степи.

Что вы видите, слышите?

Какие чувства, настроение вызывает стихотворение? (Ответы учащихся)

А теперь мы поиграем немного по-другому. Игра называется “Я художник”. Представьте, что вы - художники. У вас кисти и краски, вы рисуете наш донской край. Что именно нарисует каждый из вас, какие краски вы будете использовать и почему?

(Заслушать 5-6 учеников).

Я хочу обратить внимание на то, что некоторые из вас нарисовали дома рисунки о родном крае. (3-4 ученика делают комментарии. Рисунки на доске).

Домашним заданием к сегодняшнему уроку у вас было написать сочинение-миниатюру о родном крае, о любимых уголках родной природы. Кто хочет прочитать? (5-6 человек, у остальных собрать для проверки).

3. Посттекстовый элемент урока. Выводы.

Учитель подводит итог урока.

Сегодня на уроке вы послушали стихи донских поэтов о нашем крае, познакомились с творчеством художника Бориса Щербакова, чьи картины полны любви к донской земле, и пытались представить себя в том месте, которое изображено на картине; вы также представляли себя художниками, изображающими родной край. Все хорошо поработали на уроке и до урока. (Оценки).

И заканчивая сегодня наш разговор о родном крае, хочется, чтобы вы послушали стихотворение В.Калмыкова Ложилась степь послушно под колеса, Дорога мягко убегала в даль

И в заключение не могу не привести слова Виталия Закруткина, нашего земляка: “Край родной! Прославленный в песнях Дон. Песчаные его закоски, тополевые леса и вербы на берегах. Крутые яры правобережья, с которых далеко видны уплывающие баржи, теплоходы, быстрокрылые корабли. Возделанные человеком поля, пышные сады, виноградники. Где бы я ни был, душа моя тянется к тебе, любимая земля, и я счастлив тем, что живу здесь”.

4. Рефлексия

. - Достигли ли мы поставленных в начале урока целей?

- Считаете ли вы, что наша работа была плодотворной?

- Попробуйте оценить себя и своих товарищей.

Выставление отметок.



5. Домашнее задание: Написать сочинение-размыщление «Моя малая Родина – Тихий Дон» .