Тема: Нравственная проблематика рассказов Л. Ю. Улицкой
Тип урока: урок внеклассного чтения
Планируемые результаты: ученик получит возможность научиться основам рефлексивного чтения
Используемые приемы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, «дерево предсказаний», эссе, дискуссия
Название урока: «Веков связующая нить…»
Ход урока
Стадия вызова
Тема сегодняшнего разговора подсказана вашими интересными сочинениями, портретными очерками, которые мы с вами опубликовали в школьном бюллетене «Семейный летописец»
Слайд 1
Я позавидовала некоторым из вас, так как вы писали не только о дедушках и бабушках, но и о прабабушках и прадедушках как о самых близких людях.
Что означает приставка пра-?
Почему для вас именно они самые близкие люди?
Чем они вам интересны ?
Запишите ассоциативный ряд к слову «старость».
Эйджизм - глубокая тревога, отвращение и ощущение неприязни к стареющим людям, болезни, инвалидности, беспомощности, смерти.
Ф. И. Тютчев «Обломки старых поколений»
Как грустно полусонной тенью,
С изнеможением в кости,
Навстречу солнцу и движенью
За новым племенем брести.
Проблемные вопросы ко всему уроку:
Почему у Л. Улицкой так много рассказов о старших поколениях?
В чем своеобразие взгляда писательницы на старость?
Влияет ли отношение к старости в обществе на будущее?
Из «Домостроя»: «Отцовское проклятие иссушит, материнское – искоренит».
Сообщение о писательнице, работа с автобиографией и ее юбилейным интервью
В каком году родилась Л. Улицкая, если в этом году она отметила семидесятилетие?
Какие исторические события произошли 70 лет тому назад в нашей стране?
Каково творческое кредо Л. Улицкой?
Слайд 2, 3
Как вы понимаете выражение «прекрасный самотек»?
Как вы поняли последнюю фразу из автобиографии?
Почему сборник, из которого мы прочитали рассказы, называется «Детство -49»?
Слайд 4
Проверка домашнего задания
Представители от каждой группы выступают с отзывом о прочитанном рассказе («Гвозди» и «Русская история»)
Стадия осмысления содержания
Учащимся предлагается текст, разбитый на отрывки. После прочтения эпизод анализируется с использованием вопросов разного вида (уточняющих, интерпретационных и т. д.). В тетради учащиеся собирают материал в таблицу синтеза «Образ прадеда Дины» (внешность, привычки, занятия, речь и т. д.)
Выписки из текста | Толкование |
Слайд 5
После прочтения отрывков 1 и 2 используется прием «дерево предсказаний»
Слад 1,2 из презентации «Дерево предсказаний»
Прочтение и анализ отрывков 3, 4, 5
Слайд 6,7
Какую книгу мог читать старый человек?
Что шептал дед?
Про какого человека можно сказать, что он отличает свет от тьмы?
На кого похож прадед в этом описании: Старичок с редкими белыми волосами, стоявшими вокруг маленькой головы?
Почему слепой дед смог починить часы?
Что значат его слова: Пожалуй, кое-что вижу…
Что он имел в виду, говоря, что видит самое главное?
Как открылся прадед для девочки Дины?
Что в этой истории взрослой Дине «делается с годами все ясней»?
Чтение стихотворения Н. Заболоцкого «Старость»
Задание: продолжите ассоциативный ряд к слову «старость». Звучит хор Сретенского монастыря «Блаженны»
Слайд 8, 9,10,11
А. С. Михайлова: «…бесстрашие и сила – вот, что понадобится нам всем, даже если представить себе идиллическую картину умытой, подтянутой старости в окружении любящей семьи»
Рефлексия
Просмотр отрывка из телепередачи «Беседа с А. Дугиным»
Согласны ли вы с ученым в оценке складывающейся ситуации : изменение отношения к старости, изменение ценностных установок в обществе?
Почему отношение к старости влияет на будущее каждого?
Идеальный вариант: молодое поколение активно и заинтересованно берет и осваивает опыт предшествующих поколений, тем самым обеспечивая собственное развитие и психическое благополучие.
Слайд 12 Продолжить предложение «После сегодняшнего урока я задумался о том, что…»
«На сегодняшнем уроке я узнал, что…»
«На сегодняшнем уроке я понял, что…»
Звучит стихотворение «Веков связующая нить…»
Домашнее задание Письменная работа на выбор с учетом индивидуальных литературных склонностей: а. отзыв о рассказе «Дед-шептун»;
б. история из своей жизни, т. е. рассказ о роли старшего поколения в вашей жизни;
в.используя материал таблицы синтеза написать эссе, начинающееся с фразы «Мастерство Людмилы Улицкой в том, что…»
г. «Тревожный взгляд в будущее»