СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения по произведениям Л. Улицкой

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки внеклассного чтения помогают приобщить школьников к современной литературе, содействуют развитию читательской грамотности. Короткие, но очень глубокие по содержанию рассказы Л. Улицкой позволяют в течение урока и прочитать произведение, и проанализировать  почти каждую деталь рассказа, и вывести на серьезный разговор.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по произведениям Л. Улицкой»

Тема: Нравственная проблематика рассказов Л. Ю. Улицкой

Тип урока: урок внеклассного чтения

Планируемые результаты: ученик получит возможность научиться основам рефлексивного чтения

Используемые приемы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, «дерево предсказаний», эссе, дискуссия

Название урока: «Веков связующая нить…»

Ход урока

Стадия вызова

Тема сегодняшнего разговора подсказана вашими интересными сочинениями, портретными очерками, которые мы с вами опубликовали в школьном бюллетене «Семейный летописец»

Слайд 1

Я позавидовала некоторым из вас, так как вы писали не только о дедушках и бабушках, но и о прабабушках и прадедушках как о самых близких людях.

  • Что означает приставка пра-?

  • Почему для вас именно они самые близкие люди?

  • Чем они вам интересны ?

  • Запишите ассоциативный ряд к слову «старость».

Эйджизм - глубокая тревога, отвращение и ощущение неприязни к стареющим людям, болезни, инвалидности, беспомощности, смерти.

Ф. И. Тютчев «Обломки старых поколений»

Как грустно полусонной тенью,

С изнеможением в кости,

Навстречу солнцу и движенью

За новым племенем брести.

Проблемные вопросы ко всему уроку:

  • Почему у Л. Улицкой так много рассказов о старших поколениях?

  • В чем своеобразие взгляда писательницы на старость?

  • Влияет ли отношение к старости в обществе на будущее?

Из «Домостроя»: «Отцовское проклятие иссушит, материнское – искоренит».

Сообщение о писательнице, работа с автобиографией и ее юбилейным интервью

  • В каком году родилась Л. Улицкая, если в этом году она отметила семидесятилетие?

  • Какие исторические события произошли 70 лет тому назад в нашей стране?

  • Каково творческое кредо Л. Улицкой?

Слайд 2, 3

  • Как вы понимаете выражение «прекрасный самотек»?

  • Как вы поняли последнюю фразу из автобиографии?

  • Почему сборник, из которого мы прочитали рассказы, называется «Детство -49»?

Слайд 4

Проверка домашнего задания

Представители от каждой группы выступают с отзывом о прочитанном рассказе («Гвозди» и «Русская история»)

Стадия осмысления содержания

Учащимся предлагается текст, разбитый на отрывки. После прочтения эпизод анализируется с использованием вопросов разного вида (уточняющих, интерпретационных и т. д.). В тетради учащиеся собирают материал в таблицу синтеза «Образ прадеда Дины» (внешность, привычки, занятия, речь и т. д.)

Выписки из текста

Толкование

Слайд 5

После прочтения отрывков 1 и 2 используется прием «дерево предсказаний»

Слад 1,2 из презентации «Дерево предсказаний»

Прочтение и анализ отрывков 3, 4, 5



  • Обобщите, каким предстает внешне прадед при беглом знакомстве?

Слайд 6,7

  • Какую книгу мог читать старый человек?

  • Что шептал дед?

  • Про какого человека можно сказать, что он отличает свет от тьмы?

  • На кого похож прадед в этом описании: Старичок с редкими белыми волосами, стоявшими вокруг маленькой головы?

  • Почему слепой дед смог починить часы?

  • Что значат его слова: Пожалуй, кое-что вижу…

  • Что он имел в виду, говоря, что видит самое главное?

  • Как открылся прадед для девочки Дины?

  • Что в этой истории взрослой Дине «делается с годами все ясней»?





Чтение стихотворения Н. Заболоцкого «Старость»

  • В чем созвучность этих произведений?

Задание: продолжите ассоциативный ряд к слову «старость». Звучит хор Сретенского монастыря «Блаженны»

Слайд 8, 9,10,11

А. С. Михайлова: «…бесстрашие и сила – вот, что понадобится нам всем, даже если представить себе идиллическую картину умытой, подтянутой старости в окружении любящей семьи»

Рефлексия



Просмотр отрывка из телепередачи «Беседа с А. Дугиным»

  • Согласны ли вы с ученым в оценке складывающейся ситуации : изменение отношения к старости, изменение ценностных установок в обществе?

  • Почему отношение к старости влияет на будущее каждого?

Идеальный вариант: молодое поколение активно и заинтересованно берет и осваивает опыт предшествующих поколений, тем самым обеспечивая собственное развитие и психическое благополучие.

Слайд 12 Продолжить предложение «После сегодняшнего урока я задумался о том, что…»

«На сегодняшнем уроке я узнал, что…»

«На сегодняшнем уроке я понял, что…»

Звучит стихотворение «Веков связующая нить…»



Домашнее задание Письменная работа на выбор с учетом индивидуальных литературных склонностей: а. отзыв о рассказе «Дед-шептун»;

б. история из своей жизни, т. е. рассказ о роли старшего поколения в вашей жизни;

в.используя материал таблицы синтеза написать эссе, начинающееся с фразы «Мастерство Людмилы Улицкой в том, что…»

г. «Тревожный взгляд в будущее»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!