Тема: «Сильнее всех побед – прощение»
(по рассказу В.Солоухина «Мститель»)
Тип урока: урок «открытия» новых знаний, беседа по внеклассному чтению.
Цели урока:
Ι. Образовательные: на материале рассказа добиться осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем; совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения.
ΙI. Развивающие: продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, доказывать, формулировать обобщающий вывод, работать над развитием речевой деятельности учащихся.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, гуманного отношения к человеку, содействовать формированию убеждений и потребностей учащихся в оценке последствий мести и сознательном отказе от нее.
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.
Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической речью; слушать и слышать других.
Методы: проблемно-поисковые (подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).
Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, построение кластера, фронтальный опрос.
ХОД УРОКА
1.Самоопределение к деятельности (организационный момент). СЛАЙД №1
- Добрый день! Сегодня к нам пришли гости. Ребята, посмотрите на них, подарите им свои улыбки. Желаю вам плодотворной работы на уроке и радости от этого.
2. Мотивация
- В начале урока в целях мотивации я хочу познакомить вас с притчей о добре и зле. (Притча – короткий нравоучительный рассказ). Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину: "В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, эгоизм, ложь. Другой волк – добро: мир, любовь, надежду, доброту, верность". Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?» Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь». СЛАЙД №2
-Как вы понимаете слова: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»?
3.Создание проблемной ситуации:
- Обратитесь к СЛАЙД №3, на котором вашему вниманию представлены высказывания и пословица. Внимательно их прочитайте, найдите ключевые слова и попробуйте предположить, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.
Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном, тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом. (Александр Дюма)
Совершая месть, человек становится вровень со своим врагом, а прощая врага, он превосходит его. (Фрэнсис Бэкон)
Прощайте, и прощены будете (Слова Христа из Евангелия)
4.Формулировка темы урока:
- Итак, как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке? (О мести и прощении). «Месть или прощение? Что лучше?»
– К данному уроку вы прочитали рассказ В.Солоухина «Мститель». Как вы думаете, какие проблемы исследует автор рассказа? (Проблему мести и прощения)
– Что в результате оказывается сильнее - месть или прощение? Что победило? (Прощение)
– Итак, сформулируем тему урока:
«Сильнее всех побед – прощение» СЛАЙД №4
5.Целеполагание:
-Исходя из темы скажите, какую цель на этом уроке вы можете поставить перед собой? (Оценить поступки героев. Выяснить, отчего зависит окончательное решение: мстить или отказаться от мести.)
Цель урока: обеспечение восприятия, осмысление поставленной темы.
Задача: проанализировать рассказ и ответить на вопрос: что лучше, отомстить обидчику или удержаться от этого желания? Понять, что нужно человеку, чтобы остановить эстафету мщения? Научить учащихся работе с текстом.
4.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
-Владимир Алексеевич Солоухин. Что мы о нем знаем? Вкратце. (ученик) СЛАЙД №5
-Вспомним краткое содержание рассказа. Какой конфликт изображён? (ученик)
-Как вы понимаете смысл названия рассказа? (человек, который мстит). СЛАЙД №6
«Месть – это намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду».
Желание отомстить - очень сильное чувство, проявляющееся независимо от того, в какие времена живут люди. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Слово месть вызывает у нас грустные, тревожные ассоциации.
5.1.Работа с текстом. Открытие нового знания. СЛАЙД №7. О построении рассказа.--От какого лица ведется рассказ? (от 1 лица). Сколько героев? Кто главный? Почему?
-На какие части можно разделить рассказ? (Удар в спину. Желание отомстить. Прощение)
5.2. Достижение понимания на уровне содержания. Работа по вопросам и заданиям.
1.-Какое настроение у героя в начале рассказа? Почему?
-Почему настроение радостное? Ответ подтвердить текстом.(Настроение у героя радостное, потому что вместо урока «выпала удача копать картошку», «денёк стоял на редкость: тихий, тёплый, сделанный из золотого с голубым», можно повозиться с приятелем, бросать шарик, слепленный из земли.)
2.-Что изменило настроение мальчика?(вдруг почувствовал сильный удар между лопаток)
3.-Как изменилось настроение?
4.-Почему такую обиду вызвал у героя поступок Витьки? («Ну за что он теперь меня ударил? Главное, тайком, подкрался сзади».) Как мальчик переживал? («…наверное, небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уж не видел ни картошки, ни солнца, ни неба»)
5.-Действительно ли это происшествие маленькое, незначительное?
5.3.Работа по теории: внутренний монолог, конфликт, внутренний конфликт. СЛАЙД №8. Перед нами монолог мальчика. А что такое монолог? В чем необычность данного монолога? (он внутренний). Внутренний монолог-это литературный прием, с которым мы ещё не раз встретимся на страницах других художественных произведений. Как вы думаете, с какой целью автор использует внутренний монолог? (он помогает показать особенности того и иного персонажа, раскрыть его взгляды на окружающий мир и других людей).
Вывод: Монолог мальчика показывает, что в его душе происходит борьба между чувством, призывающим к отмщению и нежеланием бить доверчивого приятеля. Мы становимся свидетелями внутренней борьбы, столкновения чувств, конфликта, который называется внутренним.
-А как по-другому можно обозначить это слово борьба? (конфликт)
-Да, ребята, это конфликт, и он называется внутренним конфликтом.
-Возникает борьба между героем и Витькой Агафоновым, конфликт. И теперь уже конфликт не внутренний, внешний. Ребята, скажите, как называется часть произведения, с которого зарождается конфликт? (завязка)
- А что такое завязка? (это элемент композиции) Перечислите все элементы композиции.
5.4.Работа по композиции произведения.
1.Как развивается действие? (ответы уч-ся)
-Герой решает пригласить Витьку Агафонова в лес. Казалось бы, что тут такого: пригласить сверстника в лес жечь костер? Но с ним что-то происходит. Что?
2.Что испытывает герой-рассказчик, решив осуществить план мести? Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства, передающие состояние героя (« в горле стало сухо», «голос сделался глухой», «руки вдруг задрожали»)
-Скажите, почему же писатель обращает наше внимание на состояние героя?
3.Зачитайте фразы, в которых проявляется желание отомстить. Как по дороге в лес главный герой готовился к мщению? Докажите текстом. («Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни про что ударил меня промежду лопаток…») Искусственно разжигает в себе обиду.
4. Зачитайте фразы, в которых показано отступление от этого желания.
5.Какой момент в рассказе является кульминационным? (сцена- «разведение теплинки») СЛАЙД № 9 -изображение костра. Кульминация рассказа. Почему «теплинка»? (образовано от слова «тепло») Вывод: От этой теплинки маленький комочек мести растаял. Мальчик принимает решение не бить Витьку.
6. Физкультминутка
Выполнять движения по содержанию рассказа (учащиеся выполняют действия согласно сказанному из содержания текста): Дети идут в лес (ходьба на месте), собирают хворост (наклоны вперёд), собирают грибы (приседание), купаются в речке – вольным стилем, брассом, вернулись на место. Продолжим работу.
7.- Какой человек герой-рассказчик? Как его характеризует это решение героя? (он добрый, умеющий прощать обиды, не умеющий мстить, не способный на подлость).
8. - Какова развязка этого произведения? (Витька прощен) -Что мальчик думает теперь о Витьке? (неплохой парень, и в лесу с ним интересно, Витька такой доверчивый, хороший, что-то придумывает) (а раньше как думал?)
9.-Что происходит в душе героя, когда он отказывается от мести? Найдите в тексте
10.- Какие ассоциации у вас возникают при слове прощение? (составляем кластер) (извинение, пощада, раскаяние, милость, мольба, снисхождение, исповедь, оправдание, прощанье, принятие, прощание, шанс) СЛАЙД №10 (месть) СЛАЙД №11 (прощение)
11.Тема, идея. СЛАЙД №12
-Давайте сделаем вывод: определим тему произведения, т.е. о чем это произведение (о чувстве мести, как герой хотел отомстить за пущенный в спину комок земли).
- Какова идея произведения? (Месть или отказ от нее- выбор, перед которым может оказаться каждый. Необходимо останавливать чувство мести, потому что она страшна и разрушительна для человека).
Вывод: Это произведение не о мести, а о том, как герой искал правильный выход и нашел его, решив простить обидчика. Конфликт между мальчиками решился мирным путем.
1.-Ребята, бывают ли у вас конфликтные ситуации? (ответы уч.-ся). Всегда ли они разрешаются мирным путем? -А как вы предлагаете выйти из конфликтной ситуации? Что вы делаете для этого? ( ответы уч.-ся)
2.СЛАЙД № 13 («Правила «Контролируй себя»:сосчитать до 10 и обратно, дышать глубоко, обговорить проблему с друзьями, родителями, послушать любимую музыку, погулять с собакой, почитать книгу.)
3.СЛАЙД №14 Что помогло мальчику простить? (природа, совместные действия, доверчивость Витьки, осознание самого мальчика).
4.Кто из мальчиков испытал большую радость от прогулки в лесу и почему? (выбор)
6. Итог урока.
Вывод: СЛАЙД №15. Месть живет только среди людей, животные не знают, что такое месть. И прощать умеет только человек, для этого ему дан разум. Нужно оставаться ЧЕЛОВЕКОМ! Оставайтесь добрыми, милосердными, человечными и учитесь прощать. И пусть вам в этом поможет наш сегодняшний урок и рассказ В. Солоухина.
-Подведем итог нашего урока. Какую цель мы ставили в начале занятия?(оценить поступки героя)
- Мы ее достигли? (Да)
- Как вы думаете, какой вырастет из нашего героя человек? (добрый, честный, умеющий прощать)
СЛАЙД №16. «Твори добро»
7. Информация о домашнем задании. СЛАЙД №17
1)Сочинение-рассуждение. Как бы я поступил(а) на месте рассказчика?
2)Подумайте, как об этой истории рассказал бы Витька. Подготовьте рассказ.
8. Рефлексия деятельности. СЛАЙД № 18
1.-Ребята, на экране вы видите незаконченные фразы. Вам нужно их продолжить.
Я понял, что…
Теперь я постараюсь…
Я научился…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
2.-В каждом из нас есть маленькое солнышко. Это солнце – доброта. Добрый человек-это тот, кто любит людей и помогает им. А любовь и помощь согревают, как солнце.
3.-Какого волка в себе вы теперь будете кормить?
4. В память о нашем уроке я хочу вам подарить буклетики.
9.Оценки за урок
-Как вы оцениваете свою работу на уроке? (ответы детей)
СЛАЙД №19. «Благодарю от души за урок».
5