СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения по сказке С.Лагерлеф "Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями по Швеции" 5 класс учитель Покатова НН

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы:познакомить ребят  с удивительной сказкой, которая  научит каждого ребонка  уважительно относится к животным, которые могут стать им настоящими друзьями. Обучать учащихся работе в группах,умению составлять карту, где отразится весь путь полета Нильса и его путешествие, умению защитить проект, составленный группой.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по сказке С.Лагерлеф "Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями по Швеции" 5 класс учитель Покатова НН»

Тема:. Внеклассное чтение. С. Лагерлеф «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями по Швеции».

Цель: познакомить учащихся с жизнью С. Лагерлеф; показать, какую роль в ее жизни сыграло чтение и книги; познакомить со сказкой, ее героями; обучать ребят умению анализировать текст, высказывать свою позицию; обучать умению определять художественные особенности сказки; учить умению обобщать изученный материал.

Оборудование: текст сказки, карта Европы, рисунки С. Набутовского, мультфильм «Заколдованный мальчик» ( Союзмультфильм, 1955 год),портрет писательницы.

Тип урока: урок-путешествие.

Словарь: Швеция, Скотт, Нильс Хольгерсон, гном, попутчик, гусь Мартин, деревушка Вестменхег, гусыня Акка Кебнекайсе, Лапландия, лис Смирре, белка Сирле, бельчонок Тирле, Глиммингенский замок, аист Эрменрих, филин Флимнеа, гора Кулаберг, медвежата Мурре и Брумме, орел Горго, птенец Юкси.


Ход урока


I .Актуализация опорных знаний.

Слово учителя:

Сегодня мы с вами познакомимся с удивительной сказкой.(далее ребята отвечают на вопросы с учетом опережающего домашнего задания).

- О какой сказке сегодня пойдет речь? Когда она была написана и где?( показать на карте Швецию).

- Назовите главных героев сказки.

II. Работа по теме урока.

(на доске записано: Сельма Лагерлеф (1858- 1940 годы), портрет.

1. Рассказ учителя по плану:

1. Сельма Лагерлеф - знаменитая шведская писательница, Лауреат Нобелевской премии по литературе(1909).

2. Семья, привитие интереса к чтению.

3.Годы учебы.

4.Учительница в маленьком городке.

5.Первый роман- первый успех.

6.Сказка «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями по Швеции (1906-1907г.).

7.Нильс понял, в чем истинные человеческие ценности.

(по ходу рассказа учителя можно послушать подготовленные ответы учащихся).

2. Работа над текстом сказки (ответы на вопросы должны быть полными).

- Сколько лет было Нильсу Хольгерсону? Каким он был в начале сказки? Найдите это в тексте.

- Чем Нильс обидел гнома и как за это был наказан?

- Он стал крохотным человечком, что нового в окружающем мире он для себя открыл?

- Как Нильс попал в стаю диких гусей?

- Как Нильс заботился о гусе Мартине?

- Какая беда грозила замку Глиммингенскому, как Нильс его спас? В чем был секрет волшебной дудочки?

- В чем заключалось условие гнома для превращения Нильса в обычного мальчика?

3. Просмотр отрывка из мультфильма. Работа в группах.


Группа № 1

Группа №2.

1.Когда Нильс впервые проявил свою храбрость?

2.Почему звери отреклись от остаться в гусиной стае?

лиса Смирре? (найди в тексте приговор для Смирре.)

3.Чему научило Нильса его путешествие в гусиной стае?

4.Какими языковыми средствами автор создал мрачную картину замка?

5. Раскройте мастерство автора в изображении хитрости и коварства лиса Смирре.


  1. Почему Акка Кебнекайсе позволила Нильсу остаться в гусиной стае?

Доказать мудрость ее решения текстом.

  1. Как изменился мальчик?

  2. Почему гоном так долго не раскрывал Нильсу тайну своих чар?

  3. Какой момент сказки можно назвать кульминацией?

  4. Объясните роль эпитетов: каменные стены, узкие, как щели, оконца, мрачны, холодные залы, заброшенные покои.


Задание двум группам:

Составить карту путешествия Нильса и защитить ее.

III.Рефлексия

- Нильсу пошло на пользу…

- Испытания ленивым и жестоким детям необходимы для того, чтобы…

IV.Домашнее задание:

1 . Составить рассказ « Новые приключения Нильса».

2. Выразительно читать понравившиеся главы из сказки.

3. Проиллюстрировать сказку своими рисунками.