СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения / русский язык / « Слова-то все какие…» / по книге Венедикта Фёдоровича Барашкова «А как у вас говорят?» /

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения по русскому языку. Цель урока:показать своеобразие местных слов, способность диалектизмов дополнять и уточнять словарь русского литературного языка; развивать умение пользоваться выразительными средствами русского языка; прививать к родной речи.  

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения / русский язык / « Слова-то все какие…» / по книге Венедикта Фёдоровича Барашкова «А как у вас говорят?» /»

Урок внеклассного чтения / русский язык /
« Слова-то все какие…» / по книге Венедикта
Фёдоровича Барашкова «А как у вас говорят?» /

Цели: показать своеобразие местных слов, способность диалектизмов дополнять и уточнять словарь русского литературного языка; развивать умение пользоваться выразительными средствами русского языка; прививать к родной речи.
Консперк урока
1.Речевая разминка
И часто в речь Петрушкину
Вставляют слово меткое,
Какого не придумаешь,
Хоть проглоти перо!
Н.А.Некрасов
/ Уч-ся дома работают с текстом: расставляют / графически/ паузы, логическое ударение, восходящую и нисходящую интонацию; учат на-
изусть – в классе выразительно читают наизусть /
чем так восхищается поэт? / Метким народным словом /
2.Слово учителя
Вечным источником, поплняющим неоглядный океан русского языка, считал народную речь Константин Паустовский «Неиссякаемый источник языка – сам народ: крестьяне, паромщики, пастухи, охотники, рыбаки, сельские живописцы и все те бывалые люди, у которых что ни слово, то золото». О выразительности и разнообразии русской народной речи рассказывает книга Венедикта Фёдоровича Барашкова «А как у вас говорят?»
«В.Ф.Барашков – лингвист, автор книг для внеклассного чтения по русскому языку / н-р, «Знакомые с детства названия». В книге повествуется о географических именах / «Самоцветная речь», «Слова-то все какие…», «Родная речь родного края», «Говоры и поговоры» - Названия глав, которые составляют содержания книги.
Посмотрите на карту. Велики просторы нашей Родины. Распространённый на этих громадных пространствах русский язык не во всём одинаков. Русскую речь той или иной местности принято называть местным говором или диалектом.
3.Работа с книгой
Вопрос классу: Какие говоры выделяются на территории нашей страны?
Выделяются северные, среднерусские и южные говоры, отличает которые не только названия слов, но и их звучание. «Обёрнутым бархатцей» / Е.И.Носов / запоминается южное наречие.
-Что об этом звуке сообщает автор книги? / Стр 72 /
В.Ф.Барашков пишет: «Писатель-куряник Евгений Носов, рассказывал о своих чувствах при возвращении в родные места после долгих путешествий, заметил:
/ Уч-ся читает наизусть /
… А когда,наконец, подадут состав и ты и ты предстанешь перед проводницей, учтиво обтирающей чистой тряпкой поручни, она… кажется тебе… чуть ли не сестрой родной .А говор её, наш, черноземный, где каждое Г как бы обёрнуто бархатцей, звучит почти что откровением. И весь мчащийся поезд полон этого умягчённого говора - наши едут, свои, куряне…
-Как в книге объясняется своеобразие звука Г?
Своеобразие такого г в том, что при его образовании звукообразующие органы не смыкаются, а лишь сближаются . При этом получается щелевой звук, похожий на х, но отличающийся от него своей свонкостью.
На предыдущем уроке вы познакомились с научным стилем речи.
Укажите его особенности / информация + объяснение /
Книга В.Ф.Барашкова также объясняет, почему на разных территориях в русской речи наблюдаются разные названия одних и тех же предметов, действий, признаков.
/ Слышится шум: «Эй вы, гости, господа, к нам пожалуйте сюда!»
Входит скоромох,он дудит, бъёт в бубен /
Учитель: Уважаемый, вы кто?
Скоромох: Мы- скоромох!По селам,городам хожу, людей веселю! / дудит /
Услышал голоса громкие – дай, думаю,к вам зайду! Я ведь книжки читаю и стихи знаю! / Обращается к детям: «Хотите прочту?»
Здравствуй, печка-матушка…
В прежнем, не новом
О печке бордовом,
С ласковой Муркой
В беленькой печурке…
С голбцем-лежанкой,
Мягкой, нежаркой… / О. Фокина «Печное» /
Учитель:Уважаемый скоморох! Что это за слова-то встретились в вашем стихотворении? Одно тёплое да ласковое / «опечек»/, а от другого прохладой веет / «голбец» /?
Скоморох рассказывает о словах и показывает рисунок: Посмотрите, ребята, рисунок из книги
Вот так и появляются местные слова – есть предмет, значит должно родиться слово, которое его назовёт.
Скоморох.: А теперь посмотрите на рисунки: 1 и на 2 изображён лдин и тот же гриб. Почему в одном месте он назван подосиновиком, а в другом – красноголовиком? / 1 – по месту произрастания, 2 – по цвету шляпки гриба /
Мне нужны три человека, которые умеют разбирать слова по составу. Чтобы вы не ошиблись в выделении морфем, со словами местными пишите слова-помощники. Итак, 1 уч-к пишет красик, часик; 2- красовик, снеговик, 3 – красяк, толстяк.
- какими представляете грибы с морфемами –овик и –як?
Скоромох: Молодцы, что послушали меня. Спасибо за внимание, ухожу, до свидания! / Кланяется и уходит
Учитель: А мы продолжаемю Текст научного стиля речи насыщен терминами, научной фразеологией. Отгадав кроссворд, вы повторите научное название местных слов / диалектизм

1. Л Е В А Д А / в греческом языке исп. в знач. «луг, равнина» /
И
2.Г А Й / неясно проис. /
Л
3. К О Р Е Ц
К
4. Т У Е С / язык коми /
И
5. С У З Е М
М

1.Какое слово используется в южных говорах в значении «луг, покос, пастбище «или» огород при доме, сад»? / Стр. 42 /
- посмотрите на рисунки и определите: почему земля называлась облогом, целиной, бережиной / берег /?
2. Как называется роща в Курской области?
3. Ковш из коры? / Вновь обратимся к рисункам /
4. Берестяной сосуд круглой формы с крышкой и ручной ?
5. В северных областях глухой лес?
- прочтите, какое определение давал в повести-сказке «Корабельная чаща» М.Пришвин: / Стр. 53 /
Пусть и наш лес велик, но если в нём хоть одна деревенька или село, это уже не сузем. Так говорят на севере, проходя деревню на берегу зелёного моря сузёма:
Последнюю деревню проходим.
И это значит, что дальше будет только сузём, и в нём уже больше нет ни деревень, ни дорог и ничего человеческого, кроме общей тропы и охотничьих путиков с их маленькими куриными избушками
- передайте в цвете слово «сузём» / в русские говоры слово проникло из финно-угорских языков, в которых оно означало «лесная глушь» /
Дорога – волок – шлях
Дороги были важны для людей. Их много, и все они разные: сухопутные и водные, равнинные и горные, степные и лесные… Много разных дорог, много и слов в языке, их именующих.
Наиболее распространённым является слово дорога.
Считают, что древнее слово это может быть исторически связано с глаголом дёргать. Первоначальное значение слова дорога – « углубление, лесная гужевая дорога» часто используется слово волок.Писатель Юрий Бородкин одну из своих книг назвал «Кологривский волок» / название это можно истолковать как «дорога на Кологрив, кологривская дорога» /.
Если перейти или переехать реку Каменным бродом, начнётся волок, дорога поведёт через увалы,по-местному – гривы. Далеко-далеко в конце дороги встретится старинный городок Кологрив. Не будь этого Кологривского волока да хутора Мокрущи, спрятавшегося за клюквенными болотами, можно было бы подумать, что дальше не пошла жизнь.
Слово волок родственно глаголу волочь «тащить». В связи с этим первоначально оно означало «место, по которому что-либо тащат, волокут».
А в южных степных областях ещё в начале нашего века большую дорогу называли словом шлях:
По просёлочным дорогам сено когда-то возили к гумнам, а торных шляп улёгля бугром у столбов телеграфных. Берут столбы в муть белесую, через лога и балки перешагивают. / М. А. Шолохов. /
В основе слова шлях лежит значение «след, колея», раннее значение - «удар». Первоначально шлях означало «место, по которому ударяли при ходьбе, езде; которое протаптывали».
Различаются северные и южные говоры и по наименованию небольших пешеходных дорожек. На юге догожку/тропинку назовут стежкой. В северных говорах лесную охотничью тропу именуют путиком:
В верховьях Пинеге они сдали куда следует свою ледяночку и пошли вперёд – где по общей тропе, где охотничьими путиками, оставляя в чутком сузёме загадки своими следами. / М.М. Пришвин./
В северных говорах путик – слово многообразное. Кроме охотничьей тропы, путиком во многих из них называется и весь участок, на котором промышляет тот или иной охотник, а иногда и лесная изгородь на таком участке.

Теперь, когда вы узнали значение слов волок, шлях, прочтите ещё раз отрывки из произведений и определите: какова роль диалектизмов в тексте:
- можно ли зрительно представить себе такую дорогу?
- где она пролегла? / По лесу /
- поможет вам в определении рол местных слов в тексте рисунок
- почему именно конница видится художнику на дороге / подпись «Шлях»/
- какие из трёх слов: дорога, шлях, волок – представляются вам более выразительными
- видимо, не случайно писатель М . Колосов назвал своё произведение «Бахмутский шлях»
Главный герой получает один ударом другим, нелёгок его жизненный путь… На всю жизнь оставила след в душе мальчика война
- попробуйте заменить местное слово волок общерусским дорога, что измениться в тексте, утратит ли он образность
Вывод: местные слова обладают особой выразительностью, они дополняют и уточняют словать русского литературного языка.

Задание классу:
- в статье сооющающей о словарной группе «Дорога – волок – шлях», найдите толкование доброго и нежного слова «путик»
- почему именно конница видится художнику, изображающего щлях?
- какое из трёх слов: дорога, шлях, волок – представляется вам более выразительным? / Стр. 60-62 /
Вывод: местные слова обладают особой выразительностью, они дополняют и уточняют словать русского литературного языка.

Название многих изделий из теста,- пишет Барашков,- встречающихся в русских говорах, достаточно прозрачны и очевидны по своему происхождению. На доске записаны слова, от которых образованы «хлебные» слова,запишите, как назывались мучные изделия
Опалить/,опалыш/,окурить/ дымом/ окурень, пресный / преснец/,
тонкий/ тольцы/, сгибать/ сгибень /, защипать / защипок/ огонь /
ватра/ ватрушка
Уч-с я читают домашнее сочинение « В гостях у бабушки»

Учитель: В заключение хочу сказать: прислушивайтесь к родной речи, как это делает Венедикт Фёдорович Барашков, поэт Лев Боченков, как прислушивались Евгений Носов, Михаил Пришвин. Родные места – это всё что окружает и сопровождает нас в детстве. В том числе и речь. Нельзя не согласиться с поэтом Николаем Рыленковым, который в книге «Сказка моего детства» пишет:
Не собирал я редкие словечки,
Но звук родной всегда в душе живёт.
Вот место, где сливаются две речки,
Его назвал сутоками народ.
И что мне в том, что в словарях толковых
Такого слова не было и нет,
В нём пенье струй я слышу родниковых,
На шелест трав, на шум лесов ответ.
Его истоки глубоки и чисты,
Я сам его прозрачности дивлюсь.
Так пусть дополнят словари лингвисты,
Твердя стихи поэтов наизусть.

Домашнее задание: 1 гр.: запишите пословицы и поговорки наиболее характерные для вашей местности; 2 гр.: домашнее сочинение «Зимой в лесу», используя местные слова ; 3 гр.: записать местные слова и выполнить к ним рисунки.


Урок внеклассного чтения / русский язык /« Слова-то все какие…» / по книге Венедикта Фёдоровича Барашкова «А как у вас говорят?» /
Цели урока: показать своеобразие местных слов, способность диалектизмов дополнять и уточнять словарь русского литературного языка; развивать умение пользоваться выразительными средствами русского языка; прививать к родной речи.
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!