СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения "Самое великое чудо на свете"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок внеклассного чтения "Самое великое чудо на свете" (Русские народные сказки)

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения "Самое великое чудо на свете"»

Урок внеклассного чтения на тему «Самое великое чудо на свете» 

Цели: обобщить знания детей по теме «Сказки»; пробудить интерес к чтению; расширить кругозор; развить воображение, находчивость, смекалку;

воспитывать доброе отношение ко всему живому, трудолюбие и патриотизм.

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок для нас.

Все вошли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда!

Ну, начнём урок, друзья!

2.Вступительное слово учителя:

- Сегодня на уроке мы будем повторять,  закреплять, изучать.

- А также  выразительно читать,  пересказывать, размышлять, сочинять и обобщать. 

- Вы к уроку готовы?

- А как вы будете работать?

 Работать спустя рукава

Работать засучив рукава 

- А что значит «спустя рукава», а «засучив  рукава»? (ответы учеников 3 и 5 кл.)

Беседа по вопросам:

- А какие произведения и каких жанров мы читали на уроках внеклассного чтения? (ответы учеников 3 и 5 кл.)       

3. Сообщение темы урока.

- О чём пойдёт речь сейчас, вы скажите сами.

- Выпишите из каждого ряда букву, которая отличается от остальных букв, составьте слово и назовите  его. Задание даётся на слайде и на карточках:





ООООСООО

ЖЖЖЖЖК

АЛЛЛЛЛЛЛ

ЕЕЕЕЕЕЕЕЗ

ХХКХХХХХ

МММММАМ

Это  слово «СКАЗКА». 

- Значит, на нашем уроке речь пойдёт о сказке.

- А что такое сказка? (ответы учеников 3 и 5 кл.)

Обобщение учителя

«Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных приключениях, где есть волшебные предметы»

Объявление темы урока.

«Самое великое чудо на свете»

4. Актуализация опорных знаний

1)- Послушайте и определите, какие сказки встретятся в моём рассказе?

(Рассказ читает учитель под музыку «Сказочные мотивы»

«Начинается сказка, начинается побаска – сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику.

Ответы учеников (3 кл.)

Ответ на слайде. («Сивка-Бурка»)

Вот так диво – так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит древо – золотые маковки.

Ответы учеников (5 кл.)

Ответ на слайде («Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкин)

Стоит и столб точёный, золочёный, на столбе птица – жар, красные пёрышки.

Ответы учеников

Ответ на слайде (сказки о Жар птице)

- В каких сказках встречается эта волшебная птица?



(«Иван-царевич и Серый Волк», «Конёк-Горбунок» П.П. Ершов)

Вывод из слайда

Сравните эти сказки

У «Сказки о царе Салтане» и у сказки «Конёк – Горбунок» есть автор. Значит, какие это сказки? (авторские)

Но у сказок «Сивка-Бурка» и «Иван -царевич и Серый Волк» тоже есть автор. Кто же он ? (народ)

Значит, какие это сказки? (народные)

Авторские  и народные

-А какие ещё авторские сказки вы читали?

- А какие народные сказки вы ещё знаете?

К какому виду относятся все эти сказки?

- Все эти сказки волшебные.

2)- На какие ещё виды делятся сказки?

- Бытовые, сказки о животных 

- Что значит волшебные сказки?

Ответ 1 ученика из 3 класса

В них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы.

Ответ 1 ученика из 5 класса

Неведомо откуда появляется скатерть, не простая – самобранка. В глухую полночь на калиновом мосту бьётся со змеем о двенадцати головах Иван-крестьянский сын. Из страны царя Далмата скачет на сером волке Иван-царевич с невестой Еленой Прекрасной. Иванушка поднимает в поле светлое перо Жар-птицы, а потом ловит и саму эту птицу. Лягушка сбрасывает кожу и становится царевной. Топор сам рубит лес, а при звуках дудки появляется храброе войско. Что ни сказка, то новое чудо.

Вывод учителя (слайд)

 - А в бытовых?

Ответ 2 ученика из 3 класса

Героями бытовых сказок являются простые люди. В таких сказках высмеивается глупость, лень.



Ответ 2 ученика из 5 класса

В бытовых сказках бескорыстие берёт вверх над жадностью, смекалка и ум над  - над глупостью. Смысл таких сказок в осуждении мира, где царят жадность, нажива и корысть. Весёлый смех народа выставляет на позор человеческие пороки.

Вывод учителя (слайд)

 - Чем удивительны сказки о животных?

Ответ 3 ученика из 3 класса

Главные герои сказок-животные, которые умеют разговаривать

Ответ 3 ученика из 3 класса

Другой смысл у сказок о животных. Их герои – птицы и звери, но как они похожи на людей! Хитрость лисы вошла в пословицы. Лисой мы называем человека корыстного, расчётливого, изворотливого. Сказки хотя и говорят о зверях и птицах, но имеют в виду людей. Как и волшебные сказки, сказки о животных помогают верно понимать жизнь, людские нравы.

Вывод учителя (слайд)

5.Закрепление изученного.

- Догадайтесь, кто это?

- И какая это сказка?

1)Пантомима  сказки «Лиса и Тетерев»

-Прочитайте сказку по ролям.

Вопросы и задания  к сказке:

1)    Как лиса и тетерев приветствовали друг друга?

(Доброжелательно, ласково, притворно)

2)    Из каких слов понятно, что Лиса хотела  обмануть тетерева?

Прочитайте.

3)    А что придумал тетерев?

4)    Каким он оказался?

(Умным, находчивым)

5) К какому виду относится данная сказка? (сказка о животных)

6)    Чему учит нас эта сказка? (Она учит нас смекалке, находчивости, не надо доверять ласковым, притворным словам)

7)    С помощью, какой  пословицы можно выразить главную мысль данной сказки? Найдите её из предлагаемого списка и зачитайте:

 v    Где ум, там и толк

 v    Терпенье и труд всё перетрут

 v    Своя земля и в горсти мила

 Да, с помощью пословицы:  Где ум, там и толк 

Объясните смысл этой пословицы

-С помощью этой же пословицы раскрывается смысл  следующей сказки.

2)- Из какой сказки эти иллюстрации? Показываются иллюстрации.

- Какая это сказка?  (Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо») 

3)Задание ребятам: Вспомните содержание сказки и распределите иллюстрации к сказке по порядку.

- Расскажите.

- К какому виду относится эта сказка? (Волшебная сказка)

- По каким признакам можно определить, что это волшебная сказка?

В волшебной сказке есть

 - зачин (начало);

 - сказочные герои;

 - троекратный повтор;

 - борьба добра и зла;

 - концовка.

- Докажите, что эти признаки есть в нашей сказке?

4)Диалог учащихся (Учащиеся из 3 и 5 кл. по очереди задают друг другу вопросы, отвечая на них):

- Где в сказке зачин?

- Назовите сказочных героев?

- Какой встречается в сказке троекратный повтор?

- Где добро, а где зло в сказке?

- Какая концовка у сказки?

5)Вопросы учителя по сказке:

1.     Каких людей сказка прославляет, а каких порицает?

2.     А в жизни такие люди встречаются? (ответы учеников 3 и 5 кл)

-Недаром говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!»

-Сказки вас  учат быть добрыми, смелыми и справедливыми.

-С ними вы можете познакомиться из книг, журналов, посмотрев художественные и мультипликационные фильмы.

-А наше время и из другого источника… – Интернета.

-Сейчас вы бы хотели познакомиться с новой ранее неизвестной сказкой?

Творческое задание.

- Давайте сочиним сказку-обращение к Интернету.

Задание в группах:

Раздаётся текст, в котором перепутаны слова. Необходимо поставить слова на свои места и прочитать её. 

1«Жила сказка была. Жила не горя знала и.

2 Публикуют красочные ней о книжки. Снимают мультфильмы интересные.

3 Чувствовала чего-то сказка всё-же ей хватает не. Долго думала смастерить сказка и решила свой сайт.

4 «Ай, ли, Интернет-батюшка, мне не пособит?»

5 На Интернету поклон сказка отправилась к.

6 В град пришла прекрасный тридевятое царство – виртуальное государство.

7 Её выслушал Интернет молвил и:

8 «Домой ступай. Как воротишься тебе будет то, что пожелаешь».

9 Поблагодарила сказка да его.

10 Домой воротилась. Увидела сайт и стала в заходить него, людей радовать добрых. 

Слово учителя: Сказка и теперь живёт, добра наживает, и вас на себя многоликую посмотреть приглашает.

6.Объяснение нового.

- Ребята, какую сказку выбрал для нас Интернет?

Сказка «Ванюшка и Царевна» - показ слайда

Первичное восприятие сказки.

Послушайте сказку и  назовите главных героев? (Ванюшка и Царевна)

Чтение  сказки учителем.

 вопросы к сказке:

- К какому виду можно отнести эту сказку? (Бытовая сказка)

Самостоятельное чтение:

 - прочитайте сказку и скажите, почему Ванюшка не женился на царевне?

 Выборочное чтение:

- какими словами описывается в сказке Царевна? Найдите и зачитайте.

- какую невесту нашла  мать Ванюшке? Прочитайте.

 - Какова главная мысль сказки?

Домашнее задание

3 кл: прочитать сказку

5 кл: прочитать сказку и ответить на вопрос:

-Какими вы представляете Царевну, Настеньку? (Работа по карточкам)

Царская дочка                   Настенька

Толстая                               умная



8 Завершающее  слово учителя.

Под музыку «Сказочные мотивы» читается стихотворение

 Сказка идёт от былин и преданий,

В мир жизни реальной,

В мир науки и знаний.

Сказка учит всем

Премудростям жизни -

Как быть человеком,

Как быть нужным Отчизне.

И как правду от лжи

Вы должны отличать,

Как бороться с врагом

И как зло побеждать.

 

7.Подведение итогов урока. Выставление оценок.

 






ОГКОУ "Приволжская школа-интернат"







Конспект урока внеклассного чтения для 5 класса





« Самое великое чудо на свете»



Выполнила:

учитель русского языка и чтения

Калинина Н.А.

















Приволжск 2015



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!