Урок внеклассного чтения на тему «Самое великое чудо на свете»
Цели: обобщить знания детей по теме «Сказки»; пробудить интерес к чтению; расширить кругозор; развить воображение, находчивость, смекалку;
воспитывать доброе отношение ко всему живому, трудолюбие и патриотизм.
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда!
Ну, начнём урок, друзья!
2.Вступительное слово учителя:
- Сегодня на уроке мы будем повторять, закреплять, изучать.
- А также выразительно читать, пересказывать, размышлять, сочинять и обобщать.
- Вы к уроку готовы?
- А как вы будете работать?
Работать спустя рукава
Работать засучив рукава
- А что значит «спустя рукава», а «засучив рукава»? (ответы учеников 3 и 5 кл.)
Беседа по вопросам:
- А какие произведения и каких жанров мы читали на уроках внеклассного чтения? (ответы учеников 3 и 5 кл.)
3. Сообщение темы урока.
- О чём пойдёт речь сейчас, вы скажите сами.
- Выпишите из каждого ряда букву, которая отличается от остальных букв, составьте слово и назовите его. Задание даётся на слайде и на карточках:
ООООСООО
ЖЖЖЖЖК
АЛЛЛЛЛЛЛ
ЕЕЕЕЕЕЕЕЗ
ХХКХХХХХ
МММММАМ
Это слово «СКАЗКА».
- Значит, на нашем уроке речь пойдёт о сказке.
- А что такое сказка? (ответы учеников 3 и 5 кл.)
Обобщение учителя
«Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных приключениях, где есть волшебные предметы»
Объявление темы урока.
«Самое великое чудо на свете»
4. Актуализация опорных знаний
1)- Послушайте и определите, какие сказки встретятся в моём рассказе?
(Рассказ читает учитель под музыку «Сказочные мотивы»
«Начинается сказка, начинается побаска – сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику.
Ответы учеников (3 кл.)
Ответ на слайде. («Сивка-Бурка»)
Вот так диво – так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит древо – золотые маковки.
Ответы учеников (5 кл.)
Ответ на слайде («Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкин)
Стоит и столб точёный, золочёный, на столбе птица – жар, красные пёрышки.
Ответы учеников
Ответ на слайде (сказки о Жар птице)
- В каких сказках встречается эта волшебная птица?
(«Иван-царевич и Серый Волк», «Конёк-Горбунок» П.П. Ершов)
Вывод из слайда
Сравните эти сказки
У «Сказки о царе Салтане» и у сказки «Конёк – Горбунок» есть автор. Значит, какие это сказки? (авторские)
Но у сказок «Сивка-Бурка» и «Иван -царевич и Серый Волк» тоже есть автор. Кто же он ? (народ)
Значит, какие это сказки? (народные)
Авторские и народные
-А какие ещё авторские сказки вы читали?
- А какие народные сказки вы ещё знаете?
К какому виду относятся все эти сказки?
- Все эти сказки волшебные.
2)- На какие ещё виды делятся сказки?
- Бытовые, сказки о животных
- Что значит волшебные сказки?
Ответ 1 ученика из 3 класса
В них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы.
Ответ 1 ученика из 5 класса
Неведомо откуда появляется скатерть, не простая – самобранка. В глухую полночь на калиновом мосту бьётся со змеем о двенадцати головах Иван-крестьянский сын. Из страны царя Далмата скачет на сером волке Иван-царевич с невестой Еленой Прекрасной. Иванушка поднимает в поле светлое перо Жар-птицы, а потом ловит и саму эту птицу. Лягушка сбрасывает кожу и становится царевной. Топор сам рубит лес, а при звуках дудки появляется храброе войско. Что ни сказка, то новое чудо.
Вывод учителя (слайд)
- А в бытовых?
Ответ 2 ученика из 3 класса
Героями бытовых сказок являются простые люди. В таких сказках высмеивается глупость, лень.
Ответ 2 ученика из 5 класса
В бытовых сказках бескорыстие берёт вверх над жадностью, смекалка и ум над - над глупостью. Смысл таких сказок в осуждении мира, где царят жадность, нажива и корысть. Весёлый смех народа выставляет на позор человеческие пороки.
Вывод учителя (слайд)
- Чем удивительны сказки о животных?
Ответ 3 ученика из 3 класса
Главные герои сказок-животные, которые умеют разговаривать
Ответ 3 ученика из 3 класса
Другой смысл у сказок о животных. Их герои – птицы и звери, но как они похожи на людей! Хитрость лисы вошла в пословицы. Лисой мы называем человека корыстного, расчётливого, изворотливого. Сказки хотя и говорят о зверях и птицах, но имеют в виду людей. Как и волшебные сказки, сказки о животных помогают верно понимать жизнь, людские нравы.
Вывод учителя (слайд)
5.Закрепление изученного.
- Догадайтесь, кто это?
- И какая это сказка?
1)Пантомима сказки «Лиса и Тетерев»
-Прочитайте сказку по ролям.
Вопросы и задания к сказке:
1) Как лиса и тетерев приветствовали друг друга?
(Доброжелательно, ласково, притворно)
2) Из каких слов понятно, что Лиса хотела обмануть тетерева?
Прочитайте.
3) А что придумал тетерев?
4) Каким он оказался?
(Умным, находчивым)
5) К какому виду относится данная сказка? (сказка о животных)
6) Чему учит нас эта сказка? (Она учит нас смекалке, находчивости, не надо доверять ласковым, притворным словам)
7) С помощью, какой пословицы можно выразить главную мысль данной сказки? Найдите её из предлагаемого списка и зачитайте:
v Где ум, там и толк
v Терпенье и труд всё перетрут
v Своя земля и в горсти мила
Да, с помощью пословицы: Где ум, там и толк
Объясните смысл этой пословицы
-С помощью этой же пословицы раскрывается смысл следующей сказки.
2)- Из какой сказки эти иллюстрации? Показываются иллюстрации.
- Какая это сказка? (Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо»)
3)Задание ребятам: Вспомните содержание сказки и распределите иллюстрации к сказке по порядку.
- Расскажите.
- К какому виду относится эта сказка? (Волшебная сказка)
- По каким признакам можно определить, что это волшебная сказка?
В волшебной сказке есть
- зачин (начало);
- сказочные герои;
- троекратный повтор;
- борьба добра и зла;
- концовка.
- Докажите, что эти признаки есть в нашей сказке?
4)Диалог учащихся (Учащиеся из 3 и 5 кл. по очереди задают друг другу вопросы, отвечая на них):
- Где в сказке зачин?
- Назовите сказочных героев?
- Какой встречается в сказке троекратный повтор?
- Где добро, а где зло в сказке?
- Какая концовка у сказки?
5)Вопросы учителя по сказке:
1. Каких людей сказка прославляет, а каких порицает?
2. А в жизни такие люди встречаются? (ответы учеников 3 и 5 кл)
-Недаром говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!»
-Сказки вас учат быть добрыми, смелыми и справедливыми.
-С ними вы можете познакомиться из книг, журналов, посмотрев художественные и мультипликационные фильмы.
-А наше время и из другого источника… – Интернета.
-Сейчас вы бы хотели познакомиться с новой ранее неизвестной сказкой?
Творческое задание.
- Давайте сочиним сказку-обращение к Интернету.
Задание в группах:
Раздаётся текст, в котором перепутаны слова. Необходимо поставить слова на свои места и прочитать её.
№1«Жила сказка была. Жила не горя знала и.
№2 Публикуют красочные ней о книжки. Снимают мультфильмы интересные.
№3 Чувствовала чего-то сказка всё-же ей хватает не. Долго думала смастерить сказка и решила свой сайт.
№4 «Ай, ли, Интернет-батюшка, мне не пособит?»
№5 На Интернету поклон сказка отправилась к.
№6 В град пришла прекрасный тридевятое царство – виртуальное государство.
№7 Её выслушал Интернет молвил и:
№8 «Домой ступай. Как воротишься тебе будет то, что пожелаешь».
№9 Поблагодарила сказка да его.
№10 Домой воротилась. Увидела сайт и стала в заходить него, людей радовать добрых.
Слово учителя: Сказка и теперь живёт, добра наживает, и вас на себя многоликую посмотреть приглашает.
6.Объяснение нового.
- Ребята, какую сказку выбрал для нас Интернет?
Сказка «Ванюшка и Царевна» - показ слайда
Первичное восприятие сказки.
Послушайте сказку и назовите главных героев? (Ванюшка и Царевна)
Чтение сказки учителем.
вопросы к сказке:
- К какому виду можно отнести эту сказку? (Бытовая сказка)
Самостоятельное чтение:
- прочитайте сказку и скажите, почему Ванюшка не женился на царевне?
Выборочное чтение:
- какими словами описывается в сказке Царевна? Найдите и зачитайте.
- какую невесту нашла мать Ванюшке? Прочитайте.
- Какова главная мысль сказки?
Домашнее задание
3 кл: прочитать сказку
5 кл: прочитать сказку и ответить на вопрос:
-Какими вы представляете Царевну, Настеньку? (Работа по карточкам)
Царская дочка Настенька
Толстая умная
8 Завершающее слово учителя.
Под музыку «Сказочные мотивы» читается стихотворение
Сказка идёт от былин и преданий,
В мир жизни реальной,
В мир науки и знаний.
Сказка учит всем
Премудростям жизни -
Как быть человеком,
Как быть нужным Отчизне.
И как правду от лжи
Вы должны отличать,
Как бороться с врагом
И как зло побеждать.
7.Подведение итогов урока. Выставление оценок.
ОГКОУ "Приволжская школа-интернат"
Конспект урока внеклассного чтения для 5 класса
« Самое великое чудо на свете»
Выполнила:
учитель русского языка и чтения
Калинина Н.А.
Приволжск 2015