Ковальчук Ирина Геннадьевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Пушкинский пролицей № 78»
г. Набережные Челны
Предмет: Литературное чтение.
Класс: 1.
Тема урока: Внеклассное чтение. А.П.Гайдар, отрывки из повести «Тимур и его команда»
Тип урока: знакомство с новым произведением.
Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.
Задачи:
Совершенствовать предметные умения:
- прогнозировать содержание текста по заглавию;
- определять главную мысль и героев произведения;
- понимать смысл прочитанного текста;
- отвечать на вопросы по содержанию;
- составлять характеристику персонажа;
- рассказывать известное литературное произведение (отрывок) от имени одного из действующих лиц.
2. Формировать УУД:
- понимать чувства других людей и сопереживать им; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков окружающих людей (Личностные результаты);
- принимать и сохранять учебную задачу; давать оценку (осознавать уровень усвоения) (Регулятивные УУД);
- осознанно строить речевое высказывание; проводить рефлексию сожержания учебного материала (Познавательные УУД).
- задавать вопросы (Коммуникативные УУД).
Оборудование
- текст (по 1 штуке на парту)
- презентация
- магниты, карточки со словами (доброта, милосердие, сочувствие, активный, артистичность, бдительный, беззаботный, безотказный, умный, безучастный, бережливый, аккуратный, бескорыстный, болтливый, внимательный)
- портрет автора
- картинки из произведения
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) |
Работа с текстом до чтения (8 мин) | 1. Мотивация - Послушайте рассказ В.А.Сухомлинского «Обыкновенный человек». Читает рассказ. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Слайд 1, 2, 3 (колодцы) - Кто из проезжающих совершил добрый поступок, оказал настоящую помощь? - Как о нём отозвался дед? - А вы согласны с дедом? Примечание: Подвести детей к мнению, что доброта и помощь – это обычные качества просто Человека, этими качествами не хвастаются и не выставляют напоказ, потому что так и должно быть между людьми… - О чём будем говорить на уроке? Слайд 4 (Доброта, милосердие, сочувствие) 2. Антиципация (прогнозирование содержания) - Прочитайте с доски название произведения, отрывки из которого мы будем сегодня читать. - Предположите по названию, о чём пойдёт речь в произведении? -У кого из вас есть команда? -Для чего нужна команда? -Рассмотрите иллюстрации. Что изображено? Слайд 5 (Картинки из книги) -Кто или что заставило детей делать эти дела? - У нас мнения разделились. - Какой вопрос зададим автору? Если затрудняются, помочь задать вопрос. Вопрос записывает на доске. - Почему дети совершают те или иные поступки? 3. Постановка цели - Посмотрите, на доску. На какой вопрос мы хотим получить ответ? Прочитайте его ещё раз. - Это будет целью нашего урока. | - Последний проезжий - Обыкновенный человек! Мнения могут быть разные (добрый, его надо похвалить, отзывчивый, таким должен быть каждый, это нормально и т.д.) - О добрых поступках, о помощи. - «Тимур и его команда». - О мальчике Тимуре, у него есть команда. Предполагаемый ответ: нет -Вместе делать общие дела. -Дети наливают в бочку воду, дрова укладывают. Мнения могут быть разные. - Почему дети совершают те или иные поступки? | Понимать смысл прочитанного текста. Отвечать на вопросы по содержанию. Прогнозировать содержание текста по заглавию. | Понимать чувства других людей и сопереживать им; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков окружающих людей (Личностные результаты). Задавать вопросы (Коммуникативные УУД). Принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД). |
Работа с текстом во время чтения (10 мин) | 1. Чтение текста с использованием приёмов: «диалог с автором» и комментированное чтение. Организует работу с текстом: комментирует и ведёт «диалог с автором» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). 2. Беседа по содержанию текста - Ответьте на вопросы полным предложением: 1. Кто входил в команду Тимура? 2. Чем занимались члены команды Тимура? 3. Открыто или тайно помогали ребята людям? Почему? | Слушают текст, следят по ходу чтения, вступают в «диалог с автором». - В команду Тимура входили: ….. - Члены команды Тимура помогали семьям, чьи дети и мужья ушли в Красную Армию и не могут помочь своим близким. - Тайно. Высказывают своё предположение. | Понимать смысл прочитанного текста. Отвечать на вопросы по содержанию. Определять героев произведения. | Задавать вопросы (Коммуникативные УУД). Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД). |
Работа с текстом после чтения (20 мин) | 1. Концептуальная беседа - Какие черты характера помогли детям совершать такие поступки? Выберите нужные карточки из предложенных на доске. - Какова главная мысль данного произведения? Слайд 6 - Покажите на пальчиках номер более подходящего утверждения: 1. О желании помогать 2. О дружбе и взаимопомощи 3. Нужно совершать добрые дела 4. Каждый человек может быть полезным другим людям Записывает ответы детей на доске. Организует проверку выполнения задания. 2. Творческое задание - Попробуйте рассказать отрывок от лица героев: 1 отрывок – от лица Жени – 1 ряд 2 отрывок – от лица молочницы – 2 ряд 3 отрывок – от лица бабушки – 3 ряд Проговорить критерии оценивания задания 3. Рассказ о писателе (с использованием карточек). ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Задаёт вопросы по карточкам. | По одному ученику прикрепляют карточки. Например: - Доброта, сочувствие, милосердие, отзывчивость… Показывают на пальчиках номер утверждения.(4) Самостоятельно готовятся 5 минут (читают отрывок, пробуют рассказать). Читают карточки с 2-3 предложениями. Отвечают, что узнали об авторе. | Составлять характеристику персонажа. Определять главную мысль произведения. Рассказывать известное литературное произведение (отрывок) от имени одного из действующих лиц. | Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков окружающих людей (Личностные результаты). Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД). Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД). |
Рефлексия (7 мин) | - Отрывки из какого произведения читали сегодня? - Кто автор этого произведения? - Какой вопрос мы задали автору в начале урока? - Как мы на него ответили? - Предлагаю продолжить предложения (записаны на доске): 1. Сегодня на уроке я узнал ………………. 2. Меня удивило……………………………. 3. Мне захотелось …………………………. | - «Тимур и его команда» - А.П.Гайдар (Голиков) - Почему дети совершают те или иные поступки? - Потому что желают помочь взрослым, они добры, умеют сочувствовать, умеют понимать чувства людей, нуждающихся в помощи, сострадать Желающие продолжают предложения. | | Проводить рефлексию сожержания учебного материала; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД). |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»
В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной верёвке ведро. Идут, едут люди, заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем было достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на деда с внуком, на колодец, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
– Что это за человек? – спросил внук деда.
– Это не человек, – ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к верёвке, набрал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку, спрятал ведро опять в солому и поехал.
– Что это за человек? – спросил внук деда.
– И это ещё не человек, – ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к верёвке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
– А это что за человек? – спросил внук деда.
– Обыкновенный человек, – ответил дед.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Отрывки из повести «Тимур и его команда» А.П.Гайдара
Уже стемнело, но Женя доверчиво пошла за ним следом. (Вспомните, что мы знаем о Жене? –Ранее дети читали первую главу- Как вы думаете, за кем она пошла? Проверим свои предположения)
Они остановились у домика, где жила старуха молочница. Тимур оглянулся. (Подтвердились наши предположения? Значит, Женя познакомится всё таки с Тимуром) Людей вблизи не было. Он вынул из кармана свинцовый тюбик с масляной краской и подошел к воротам, где была нарисована звезда, верхний левый луч которой действительно изгибался, как пиявка. (Можно ли рисовать на воротах, стенах? Нет! Почему же нарисована звезда? Зачем Тимуру тюбик с краской? Может, хочет дорисовать или нарисовать ещё)
Уверенно лучи он обровнял, заострил и выпрямил. (Как характеризует Тимура этот поступок? Хотел сделать аккуратную звезду, старался исправить)
– Скажи, зачем? – спросила его Женя. – Ты объясни мне проще: что все это значит? (У Жени тоже возник вопрос, как и у нас)
Тимур сунул тюбик в карман. Сорвал лист лопуха, вытер закрашенный палец и, глядя Жене в лицо, сказал:
– А это значит, что из этого дома человек ушел в Красную Армию. (Что значит в Красную Армию?) И с этого времени этот дом находится под нашей охраной и защитой. (Так для чего же нарисована звезда?) У тебя отец в армии?
– Да! – с волнением и гордостью ответила Женя. – Он командир.
– Значит, и ты находишься под нашей охраной и защитой тоже.
Они остановились перед воротами другой дачи. И здесь на заборе была начерчена звезда. Но прямые светлые лучи ее были обведены широкой черной каймой. (Как вы думаете, почему?)
– Вот! – сказал Тимур. – И из этого дома человек ушел в Красную Армию. Но его уже нет. Это дача лейтенанта Павлова, которого недавно убили на границе. (Подтвердились ли наши предположения?) Тут живет его жена и та маленькая девочка, у которой добрый Гейка так и не добился, отчего она часто плачет. И если тебе случится, то сделай этой девочке, Женя, что-нибудь хорошее. (Почему и о чём просит Тимур Женю? Как это характеризует Тимура?)
Он сказал все это очень просто, но мурашки пробежали по Жене, а вечер был теплый и даже душный. (Почему пробежали мурашки у Жени?) …….
…Рассвело. Пропел деревянный рог пастуха. Старуха молочница открыла калитку и погнала корову к стаду. (Это значит, что она ушла из дома) Не успела она завернуть за угол, (То есть, её не стало видно, далеко ушла) как из-за куста акации, стараясь не греметь пустыми ведрами, выскочило пятеро мальчуганов, и они бросились к колодцу. – Качай! – Давай! – Бери!
– Хватай! (Сколько было ребят? Можно их назвать командой? Что у них было в руках? Для чего им нужны вёдра?)
Обливая холодной водой босые ноги, мальчишки мчались во двор к молочнице, опрокидывали ведра в дубовую кадку и, не задерживаясь, неслись обратно к колодцу. (Что такое дубовая кадка? Чья кадка? Для чего мальчуганы таскали туда воду? Как они это делали? Почему носили воду, когда бабка-молочница ушла?)…
Придя домой, старуха молочница с коромыслом и ведрами пошла на колодец за калитку за водой. Вернувшись от колодца, старуха подняла ведро, опрокинула его в бочку и сразу отскочила, потому что вода с шумом и брызгами выплеснулась из уже наполненной до краев бочки прямо ей под ноги. (Чего не ожидала старуха?)
Охая, недоумевая и оглядываясь, старуха обошла бочку. (Она не верит своим глазам, что бочка полная) Она опустила руку в воду и поднесла ее к носу. (Для чего?) Потом побежала к крыльцу проверить, цел ли замок у двери. (Что она подумала? Может чужие были и взамен что-то взяли….) И, наконец, не зная, что и думать, она стала стучать в окно соседке….(Для чего, как вы думаете?)
…Во двор того дома, откуда пропала коза и где жила другая бабка, привезли два воза дров. (Для чего привозили дрова?) Возчики свалили дрова как попало, кряхтя и охая, бабка начала укладывать поленницу. Но эта работа была ей не под силу. (Почему?) Откашливаясь, она села на ступеньку, отдышалась, взяла лейку и пошла в огород. Во дворе остался теперь только трехлетний внук бабки. Тогда Сима Симаков, только что охотившийся за беглой козой, которая скакала по кустам и оврагам не хуже индийского тигра, одного человека из своей команды оставил на опушке, а с четырьмя другими вихрем ворвался в этот двор. (Что узнали о Симе Симакове? Опять, как автор описывает действия мальчиков?)
Он сунул малышу в рот горсть земляники (Для чего?), всучил ему в руки блестящее перо из крыла галки, и вся четверка рванулась укладывать дрова в поленницу. А потом они быстро скрылись. Во дворе опять остался только один малыш. Он поднял с земли щепку, положил ее на край поленницы, потом поволок туда же кусок бересты.
За этим занятием и застала его вернувшаяся из огорода бабка. (Что могла подумать бабка?) Вытаращив глаза, она остановилась перед аккуратно сложенной поленницей и спросила:
– Это кто же тут без меня работает?
Малыш, укладывая бересту в поленницу, важно ответил:
– А ты, бабушка, не видишь – это я работаю.
Во двор вошла молочница, и обе старухи оживленно начали обсуждать эти странные происшествия с водой и с дровами. Пробовали они добиться ответа у малыша, однако добились немногого. Он объяснил им, что прискочили из ворот люди, сунули ему в рот сладкой земляники, дали перо и еще пообещали поймать ему зайца с двумя ушами и с четырьмя ногами. А потом дрова покидали и опять ускочили. (Почему происшествия всем кажутся странными? Не знают, кто это делает! Почему команда Тимура скрывается?)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
1 карточка (6 человек) А.П.Гайдар родился 22 января 1904 года в городе Льгове, Курской губернии в семье учителя Петра Голикова. Когда маленькому Аркадию исполнилось 8 лет, семья Голиковых переехала в город Арзамас, расположенный неподалеку от большого промышленного центра - Нижнего Новгорода.
2 карточка (6 человек) В 14 лет Гайдар ушел добровольцем на фронт в Красную Армию. Тогда-то он и получил первое ранение. В рядах Красной Армии закалялся и мужал характер молодого бойца. Это была "боевая школа, в которой прошли мои лучшие мальчишеские годы",- писал потом Гайдар.
3 карточка (6 человек) В 16 лет Аркадий Голиков уже командовал полком, храбро сражался с врагами. Но ранение и контузии подорвали его здоровье. В 20 лет медицинская комиссия уволила Аркадия Голикова из рядов Красной Армии в запас.
4 карточка (6 человек) Писать Гайдар стал еще в армии и первые свои стихи, и другие произведения посылал в Арзамас, в комсомольскую газету. Аркадий Петрович Голиков взял себе литературное имя Гайдар. Что означает слово "Гайдар"?
5 карточка (6 человек) В коннице одной из восточных стран впереди отряда скакал самый бесстрашный и самый зоркий всадник - впередсмотрящий. Он разведывал путь, по которому направлялся отряд, и называли этого всадника гайдаром.
Дополнительно (история создания «тимуровского движения»)
- В Москве жила маленькая девочка. Ее отца убили японцы на дальневосточной границе. Девочка долго болела и не могла ходить. Гайдар приходил к ней в гости, приносил игрушки, конфеты.
- В большом доме на Арбате жил один старый писатель. Он давно ничего не писал и даже читать не мог, так как плохо видел. Аркадий Петрович часто заходил к нему, вслух читал ему новые книги, и старик радовался: о нем не забыли.
- В Москве жил товарищ Гайдара. Работал он переплетчиком, но в бою ему оторвало ногу и повредило грудь. Гайдар доставал для него работу и разносил переплетенные книги по заказчикам.
- У Аркадия Петровича становилось все больше таких знакомых и друзей, которые нуждались в помощи и поддержке. У него просто не хватало времени, чтобы помогать всем.
- И вот в начале зимы, вечером, в комнату к Гайдару влетел футбольный мяч. Он выбросил мяч на улицу, а утром поговорил с ребятами, которые играли в "казаков-разбойников".
- Гайдар сказал, что им надо играть не в "разбойников", а в "хороших людей". Так была написана повесть "Тимур и его команда".
- С тех пор ребята стали помогать детям и взрослым. Повсюду возникли команды "тимуровцев". Тимуровское движение живет и сегодня. Ученики нашей школы тоже участвуют в тимуровском движении, оказывая помощь тем, кто нуждается в этом.
Вопросы учителя по карточкам
В каком году родился А.П.Гайдар? (в 1904 году)
Назовите настоящую фамилию Гайдара. (Голиков)
Сколько лет было Аркадию Голикову, когда его семья переехала из Льгова в Арзамас близ города Нижний Новгород? (8 лет)
Что случилось с ним в 14 лет? (Ушёл на фронт в Красную Армию)
Берут ли в Армию в 14 лет? (Нет) Как же так случилось, догадывается ли кто-нибудь? (……)
Что произошло на фронте с Аркадием Голиковым? (Получил очень тяжёлое ранение)
А кем он был на фронте до ранения? (Командиром полка) Во сколько лет? (В 16 лет) Вас что-нибудь удивляет? (….) Как это характеризует Гайдара? (….)
Что значит слово «гайдар»? (Всадник, скачущий впереди конницы, зазывающий смело за собой)
Как сам Гайдар помогал нуждающимся?
Вопросы учителя по карточкам В каком году родился А.П.Гайдар? (в 1904 году) Назовите настоящую фамилию Гайдара. (Голиков) Сколько лет было Аркадию Голикову, когда его семья переехала из Льгова в Арзамас близ города Нижний Новгород? (8 лет) Что случилось с ним в 14 лет? (Ушёл на фронт в Красную Армию) Берут ли в Армию в 14 лет? (Нет) Как же так случилось, догадывается ли кто-нибудь? (……) Что произошло на фронте с Аркадием Голиковым? (Получил очень тяжёлое ранение) А кем он был на фронте до ранения? (Командиром полка) Во сколько лет? (В 16 лет) Вас что-нибудь удивляет? (….) Как это характеризует Гайдара? (….) Что значит слово «гайдар»? (Всадник, скачущий впереди конницы, зазывающий смело за собой) Как сам Гайдар помогал нуждающимся? | В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек» В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной верёвке ведро. Идут, едут люди, заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда. Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем было достать и напиться. На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на деда с внуком, на колодец, ударил кнутом лошадей и поехал дальше. – Что это за человек? – спросил внук деда. – Это не человек, – ответил дед. В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к верёвке, набрал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку, спрятал ведро опять в солому и поехал. – Что это за человек? – спросил внук деда. – И это ещё не человек, – ответил дед. Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к верёвке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца. – А это что за человек? – спросил внук деда. – Обыкновенный человек, – ответил дед. |
1. А.П.Гайдар родился 22 января 1904 года в городе Льгове, Курской губернии в семье учителя Петра Голикова. Когда маленькому Аркадию исполнилось 8 лет, семья Голиковых переехала в город Арзамас, расположенный неподалеку от большого промышленного центра - Нижнего Новгорода. | 2. В 14 лет Гайдар ушел добровольцем на фронт в Красную Армию. Тогда-то он и получил первое ранение. В рядах Красной Армии закалялся и мужал характер молодого бойца. Это была "боевая школа, в которой прошли мои лучшие мальчишеские годы",- писал потом Гайдар. |
3. В 16 лет Аркадий Голиков уже командовал полком, храбро сражался с врагами. Но ранение и контузии подорвали его здоровье. В 20 лет медицинская комиссия уволила Аркадия Голикова из рядов Красной Армии в запас. | 4. Писать Гайдар стал еще в армии и первые свои стихи, и другие произведения посылал в Арзамас, в комсомольскую газету. Аркадий Петрович Голиков взял себе литературное имя Гайдар. Что означает слово "Гайдар"? |
В коннице одной из восточных стран впереди отряда скакал самый бесстрашный и самый зоркий всадник - впередсмотрящий. Он разведывал путь, по которому направлялся отряд, и называли этого всадника гайдаром. | 6. В Москве жила маленькая девочка. Ее отца убили японцы на дальневосточной границе. Девочка долго болела и не могла ходить. Гайдар приходил к ней в гости, приносил игрушки, конфеты. |
7. В большом доме на Арбате жил один старый писатель. Он давно ничего не писал и даже читать не мог, так как плохо видел. Аркадий Петрович часто заходил к нему, вслух читал ему новые книги, и старик радовался: о нем не забыли. | 8. В Москве жил товарищ Гайдара. Работал он переплетчиком, но в бою ему оторвало ногу и повредило грудь. Гайдар доставал для него работу и разносил переплетенные книги по заказчикам. |
9. У Аркадия Петровича становилось все больше таких знакомых и друзей, которые нуждались в помощи и поддержке. У него просто не хватало времени, чтобы помогать всем. | 10. И вот в начале зимы, вечером, в комнату к Гайдару влетел футбольный мяч. Он выбросил мяч на улицу, а утром поговорил с ребятами, которые играли в "казаков-разбойников". - Гайдар сказал, что им надо играть не в "разбойников", а в "хороших людей". Так была написана повесть "Тимур и его команда". - С тех пор ребята стали помогать детям и взрослым. Повсюду возникли команды "тимуровцев". Тимуровское движение живет и сегодня. Ученики нашей школы тоже участвуют в тимуровском движении, оказывая помощь тем, кто нуждается в этом. |
1.Сегодня на уроке я узнал..
Меня удивило …
Мне захотелось …
доброта |
сочувствие |
бдительный |
артистичный |
безучастный |
аккуратный |
внимательный |
милосердие |
активный |
беззаботный |
умный |
бережливый |
болтливый |
бескорыстный |