СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения в 1 классе с использованием технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой (духовно-нравственное воспитание)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как интегрировать урок во внеурочную деятельность. Наш класс работает по направлению "Тимуровское движение". Данный урок решает вхождение в кружковую работу и подготавливает к внеклассному мероприятию "Шаг навстречу", где обучающиеся самостоятельно определять план работы тимуровского отряда на вторую четверть 

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения в 1 классе с использованием технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой (духовно-нравственное воспитание)»

Ковальчук Ирина Геннадьевна,

учитель начальных классов
МБОУ «Пушкинский пролицей № 78»

г. Набережные Челны

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 1.

Тема урока: Внеклассное чтение. А.П.Гайдар, отрывки из повести «Тимур и его команда»

Тип урока: знакомство с новым произведением.

Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.

Задачи:

  1. Совершенствовать предметные умения:

- прогнозировать содержание текста по заглавию;

- определять главную мысль и героев произведения;

- понимать смысл прочитанного текста;

- отвечать на вопросы по содержанию;

- составлять характеристику персонажа;

- рассказывать известное литературное произведение (отрывок) от имени одного из действующих лиц.


2. Формировать УУД:

- понимать чувства других людей и сопереживать им; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков окружающих людей (Личностные результаты);

- принимать и сохранять учебную задачу; давать оценку (осознавать уровень усвоения) (Регулятивные УУД);

- осознанно строить речевое высказывание; проводить рефлексию сожержания учебного материала (Познавательные УУД).

- задавать вопросы (Коммуникативные УУД).



Оборудование

- текст (по 1 штуке на парту)

- презентация

- магниты, карточки со словами (доброта, милосердие, сочувствие, активный, артистичность, бдительный, беззаботный, безотказный, умный, безучастный, бережливый, аккуратный, бескорыстный, болтливый, внимательный)

- портрет автора

- картинки из произведения























Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Работа с текстом до чтения

(8 мин)

1. Мотивация

- Послушайте рассказ В.А.Сухомлинского «Обыкновенный человек».

Читает рассказ. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Слайд 1, 2, 3 (колодцы)

- Кто из проезжающих совершил добрый поступок, оказал настоящую помощь?

- Как о нём отозвался дед?

- А вы согласны с дедом?

Примечание: Подвести детей к мнению, что доброта и помощь – это обычные качества просто Человека, этими качествами не хвастаются и не выставляют напоказ, потому что так и должно быть между людьми…

- О чём будем говорить на уроке?


Слайд 4 (Доброта, милосердие, сочувствие)


2. Антиципация (прогнозирование содержания)

- Прочитайте с доски название произведения, отрывки из которого мы будем сегодня читать.

- Предположите по названию, о чём пойдёт речь в произведении?


-У кого из вас есть команда?

-Для чего нужна команда?

-Рассмотрите иллюстрации. Что изображено?

Слайд 5 (Картинки из книги)


-Кто или что заставило детей делать эти дела?


- У нас мнения разделились.

- Какой вопрос зададим автору?

Если затрудняются, помочь задать вопрос.

Вопрос записывает на доске.

- Почему дети совершают те или иные поступки?


3. Постановка цели

- Посмотрите, на доску. На какой вопрос мы хотим получить ответ? Прочитайте его ещё раз.

- Это будет целью нашего урока.







- Последний проезжий

- Обыкновенный человек!

Мнения могут быть разные (добрый, его надо похвалить, отзывчивый, таким должен быть каждый, это нормально и т.д.)


- О добрых поступках, о помощи.




- «Тимур и его команда».


- О мальчике Тимуре, у него есть команда.


Предполагаемый ответ: нет

-Вместе делать общие дела.

-Дети наливают в бочку воду, дрова укладывают.

Мнения могут быть разные.









- Почему дети совершают те или иные поступки?








Понимать смысл прочитанного текста.

Отвечать на вопросы по содержанию.








Прогнозировать содержание текста по заглавию.







Понимать чувства других людей и сопереживать им; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков окружающих людей (Личностные результаты).










Задавать вопросы (Коммуникативные УУД).











Принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД).


Работа с текстом во время чтения

(10 мин)

1. Чтение текста с использованием приёмов: «диалог с автором» и комментированное чтение.

Организует работу с текстом: комментирует и ведёт «диалог с автором» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).



2. Беседа по содержанию текста

- Ответьте на вопросы полным предложением:

1. Кто входил в команду Тимура?


2. Чем занимались члены команды Тимура?




3. Открыто или тайно помогали ребята людям?

Почему?

Слушают текст, следят по ходу чтения, вступают в «диалог с автором».






- В команду Тимура входили: …..


- Члены команды Тимура помогали семьям, чьи дети и мужья ушли в Красную Армию и не могут помочь своим близким.

- Тайно.

Высказывают своё предположение.

Понимать смысл прочитанного текста.







Отвечать на вопросы по содержанию.

Определять героев произведения.

Задавать вопросы (Коммуникативные УУД).






Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).

Работа с текстом после чтения

(20 мин)

1. Концептуальная беседа

- Какие черты характера помогли детям совершать такие поступки?

Выберите нужные карточки из предложенных на доске.




- Какова главная мысль данного произведения? Слайд 6

- Покажите на пальчиках номер более подходящего утверждения:

1. О желании помогать

2. О дружбе и взаимопомощи

3. Нужно совершать добрые дела

4. Каждый человек может быть полезным другим людям


Записывает ответы детей на доске.

Организует проверку выполнения задания.


2. Творческое задание

- Попробуйте рассказать отрывок от лица героев:

1 отрывок – от лица Жени – 1 ряд

2 отрывок – от лица молочницы – 2 ряд

3 отрывок – от лица бабушки – 3 ряд

Проговорить критерии оценивания задания


3. Рассказ о писателе (с использованием карточек). ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Задаёт вопросы по карточкам.


По одному ученику прикрепляют карточки. Например:

- Доброта, сочувствие, милосердие, отзывчивость…


Показывают на пальчиках номер утверждения.(4)









Самостоятельно готовятся 5 минут (читают отрывок, пробуют рассказать).





Читают карточки с 2-3 предложениями.

Отвечают, что узнали об авторе.



Составлять характеристику персонажа.




Определять главную мысль произведения.









Рассказывать известное литературное произведение (отрывок) от имени одного из действующих лиц.









Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков окружающих людей (Личностные результаты).










Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).






Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).

Рефлексия (7 мин)

- Отрывки из какого произведения читали сегодня?

- Кто автор этого произведения?

- Какой вопрос мы задали автору в начале урока?


- Как мы на него ответили?






- Предлагаю продолжить предложения (записаны на доске):

1. Сегодня на уроке я узнал ……………….

2. Меня удивило…………………………….

3. Мне захотелось ………………………….




- «Тимур и его команда»

- А.П.Гайдар (Голиков)

- Почему дети совершают те или иные поступки?

- Потому что желают помочь взрослым, они добры, умеют сочувствовать, умеют понимать чувства людей, нуждающихся в помощи, сострадать


Желающие продолжают предложения.









Проводить рефлексию сожержания учебного материала; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»

В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной верёвке ведро. Идут, едут люди, заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем было достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на деда с внуком, на колодец, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

– Что это за человек? – спросил внук деда.

– Это не человек, – ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к верёвке, набрал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку, спрятал ведро опять в солому и поехал.

– Что это за человек? – спросил внук деда.

– И это ещё не человек, – ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к верёвке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

– А это что за человек? – спросил внук деда. 

– Обыкновенный человек, – ответил дед.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Отрывки из повести «Тимур и его команда» А.П.Гайдара


Уже стемнело, но Женя доверчиво пошла за ним следом. (Вспомните, что мы знаем о Жене? –Ранее дети читали первую главу- Как вы думаете, за кем она пошла? Проверим свои предположения)

Они остановились у домика, где жила старуха молочница. Тимур оглянулся. (Подтвердились наши предположения? Значит, Женя познакомится всё таки с Тимуром) Людей вблизи не было. Он вынул из кармана свинцовый тюбик с масляной краской и подошел к воротам, где была нарисована звезда, верхний левый луч которой действительно изгибался, как пиявка. (Можно ли рисовать на воротах, стенах? Нет! Почему же нарисована звезда? Зачем Тимуру тюбик с краской? Может, хочет дорисовать или нарисовать ещё)

Уверенно лучи он обровнял, заострил и выпрямил. (Как характеризует Тимура этот поступок? Хотел сделать аккуратную звезду, старался исправить)

– Скажи, зачем? – спросила его Женя. – Ты объясни мне проще: что все это значит? (У Жени тоже возник вопрос, как и у нас)

Тимур сунул тюбик в карман. Сорвал лист лопуха, вытер закрашенный палец и, глядя Жене в лицо, сказал:

– А это значит, что из этого дома человек ушел в Красную Армию. (Что значит в Красную Армию?) И с этого времени этот дом находится под нашей охраной и защитой. (Так для чего же нарисована звезда?) У тебя отец в армии?

– Да! – с волнением и гордостью ответила Женя. – Он командир.

– Значит, и ты находишься под нашей охраной и защитой тоже.

Они остановились перед воротами другой дачи. И здесь на заборе была начерчена звезда. Но прямые светлые лучи ее были обведены широкой черной каймой. (Как вы думаете, почему?)

– Вот! – сказал Тимур. – И из этого дома человек ушел в Красную Армию. Но его уже нет. Это дача лейтенанта Павлова, которого недавно убили на границе. (Подтвердились ли наши предположения?) Тут живет его жена и та маленькая девочка, у которой добрый Гейка так и не добился, отчего она часто плачет. И если тебе случится, то сделай этой девочке, Женя, что-нибудь хорошее. (Почему и о чём просит Тимур Женю? Как это характеризует Тимура?)

Он сказал все это очень просто, но мурашки пробежали по Жене, а вечер был теплый и даже душный. (Почему пробежали мурашки у Жени?) …….


…Рассвело. Пропел деревянный рог пастуха. Старуха молочница открыла калитку и погнала корову к стаду. (Это значит, что она ушла из дома) Не успела она завернуть за угол, (То есть, её не стало видно, далеко ушла) как из-за куста акации, стараясь не греметь пустыми ведрами, выскочило пятеро мальчуганов, и они бросились к колодцу. – Качай! – Давай! – Бери!

– Хватай! (Сколько было ребят? Можно их назвать командой? Что у них было в руках? Для чего им нужны вёдра?)

Обливая холодной водой босые ноги, мальчишки мчались во двор к молочнице, опрокидывали ведра в дубовую кадку и, не задерживаясь, неслись обратно к колодцу. (Что такое дубовая кадка? Чья кадка? Для чего мальчуганы таскали туда воду? Как они это делали? Почему носили воду, когда бабка-молочница ушла?)…


Придя домой, старуха молочница с коромыслом и ведрами пошла на колодец за калитку за водой. Вернувшись от колодца, старуха подняла ведро, опрокинула его в бочку и сразу отскочила, потому что вода с шумом и брызгами выплеснулась из уже наполненной до краев бочки прямо ей под ноги. (Чего не ожидала старуха?)

Охая, недоумевая и оглядываясь, старуха обошла бочку. (Она не верит своим глазам, что бочка полная) Она опустила руку в воду и поднесла ее к носу. (Для чего?) Потом побежала к крыльцу проверить, цел ли замок у двери. (Что она подумала? Может чужие были и взамен что-то взяли….) И, наконец, не зная, что и думать, она стала стучать в окно соседке….(Для чего, как вы думаете?)


…Во двор того дома, откуда пропала коза и где жила другая бабка, привезли два воза дров. (Для чего привозили дрова?) Возчики свалили дрова как попало, кряхтя и охая, бабка начала укладывать поленницу. Но эта работа была ей не под силу. (Почему?) Откашливаясь, она села на ступеньку, отдышалась, взяла лейку и пошла в огород. Во дворе остался теперь только трехлетний внук бабки. Тогда Сима Симаков, только что охотившийся за беглой козой, которая скакала по кустам и оврагам не хуже индийского тигра, одного человека из своей команды оставил на опушке, а с четырьмя другими вихрем ворвался в этот двор. (Что узнали о Симе Симакове? Опять, как автор описывает действия мальчиков?)

Он сунул малышу в рот горсть земляники (Для чего?), всучил ему в руки блестящее перо из крыла галки, и вся четверка рванулась укладывать дрова в поленницу. А потом они быстро скрылись. Во дворе опять остался только один малыш. Он поднял с земли щепку, положил ее на край поленницы, потом поволок туда же кусок бересты.

За этим занятием и застала его вернувшаяся из огорода бабка. (Что могла подумать бабка?) Вытаращив глаза, она остановилась перед аккуратно сложенной поленницей и спросила:

– Это кто же тут без меня работает?

Малыш, укладывая бересту в поленницу, важно ответил:

– А ты, бабушка, не видишь – это я работаю.

Во двор вошла молочница, и обе старухи оживленно начали обсуждать эти странные происшествия с водой и с дровами. Пробовали они добиться ответа у малыша, однако добились немногого. Он объяснил им, что прискочили из ворот люди, сунули ему в рот сладкой земляники, дали перо и еще пообещали поймать ему зайца с двумя ушами и с четырьмя ногами. А потом дрова покидали и опять ускочили. (Почему происшествия всем кажутся странными? Не знают, кто это делает! Почему команда Тимура скрывается?)


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

1 карточка (6 человек)  А.П.Гайдар родился 22 января 1904 года в городе Льгове, Курской губернии в семье учителя Петра Голикова. Когда маленькому Аркадию исполнилось 8 лет, семья Голиковых переехала в город Арзамас, расположенный неподалеку от большого промышленного центра - Нижнего Новгорода.

2 карточка (6 человек)  В 14 лет Гайдар ушел добровольцем на фронт в Красную Армию. Тогда-то он и получил первое ранение. В рядах Красной Армии закалялся и мужал характер молодого бойца. Это была "боевая школа, в которой прошли мои лучшие мальчишеские годы",- писал потом Гайдар.

3 карточка (6 человек)  В 16 лет Аркадий Голиков уже командовал полком, храбро сражался с врагами. Но ранение и контузии подорвали его здоровье. В 20 лет медицинская комиссия уволила Аркадия Голикова из рядов Красной Армии в запас.

4 карточка (6 человек) Писать Гайдар стал еще в армии и первые свои стихи, и другие произведения посылал в Арзамас, в комсомольскую газету. Аркадий Петрович Голиков взял себе литературное имя Гайдар. Что означает слово "Гайдар"?

5 карточка (6 человек) В коннице одной из восточных стран впереди отряда скакал самый бесстрашный и самый зоркий всадник - впередсмотрящий. Он разведывал путь, по которому направлялся отряд, и называли этого всадника гайдаром.

Дополнительно (история создания «тимуровского движения»)

- В Москве жила маленькая девочка. Ее отца убили японцы на дальневосточной границе. Девочка долго болела и не могла ходить. Гайдар приходил к ней в гости, приносил игрушки, конфеты.

- В большом доме на Арбате жил один старый писатель. Он давно ничего не писал и даже читать не мог, так как плохо видел. Аркадий Петрович часто заходил к нему, вслух читал ему новые книги, и старик радовался: о нем не забыли.

- В Москве жил товарищ Гайдара. Работал он переплетчиком, но в бою ему оторвало ногу и повредило грудь. Гайдар доставал для него работу и разносил переплетенные книги по заказчикам.

- У Аркадия Петровича становилось все больше таких знакомых и друзей, которые нуждались в помощи и поддержке. У него просто не хватало времени, чтобы помогать всем.

- И вот в начале зимы, вечером, в комнату к Гайдару влетел футбольный мяч. Он выбросил мяч на улицу, а утром поговорил с ребятами, которые играли в "казаков-разбойников".

- Гайдар сказал, что им надо играть не в "разбойников", а в "хороших людей". Так была написана повесть "Тимур и его команда".

- С тех пор ребята стали помогать детям и взрослым. Повсюду возникли команды "тимуровцев". Тимуровское движение живет и сегодня. Ученики нашей школы тоже участвуют в тимуровском движении, оказывая помощь тем, кто нуждается в этом.



Вопросы учителя по карточкам

  1. В каком году родился А.П.Гайдар? (в 1904 году)

  2. Назовите настоящую фамилию Гайдара. (Голиков)

  3. Сколько лет было Аркадию Голикову, когда его семья переехала из Льгова в Арзамас близ города Нижний Новгород? (8 лет)

  4. Что случилось с ним в 14 лет? (Ушёл на фронт в Красную Армию)

  5. Берут ли в Армию в 14 лет? (Нет) Как же так случилось, догадывается ли кто-нибудь? (……)

  6. Что произошло на фронте с Аркадием Голиковым? (Получил очень тяжёлое ранение)

  7. А кем он был на фронте до ранения? (Командиром полка) Во сколько лет? (В 16 лет) Вас что-нибудь удивляет? (….) Как это характеризует Гайдара? (….)

  8. Что значит слово «гайдар»? (Всадник, скачущий впереди конницы, зазывающий смело за собой)

  9. Как сам Гайдар помогал нуждающимся?



Вопросы учителя по карточкам

  1. В каком году родился А.П.Гайдар? (в 1904 году)

  2. Назовите настоящую фамилию Гайдара. (Голиков)

  3. Сколько лет было Аркадию Голикову, когда его семья переехала из Льгова в Арзамас близ города Нижний Новгород? (8 лет)

  4. Что случилось с ним в 14 лет? (Ушёл на фронт в Красную Армию)

  5. Берут ли в Армию в 14 лет? (Нет) Как же так случилось, догадывается ли кто-нибудь? (……)

  6. Что произошло на фронте с Аркадием Голиковым? (Получил очень тяжёлое ранение)

  7. А кем он был на фронте до ранения? (Командиром полка) Во сколько лет? (В 16 лет) Вас что-нибудь удивляет? (….) Как это характеризует Гайдара? (….)

  8. Что значит слово «гайдар»? (Всадник, скачущий впереди конницы, зазывающий смело за собой)

  9. Как сам Гайдар помогал нуждающимся?


В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»

В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной верёвке ведро. Идут, едут люди, заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем было достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на деда с внуком, на колодец, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

– Что это за человек? – спросил внук деда.

– Это не человек, – ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к верёвке, набрал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку, спрятал ведро опять в солому и поехал.

– Что это за человек? – спросил внук деда.

– И это ещё не человек, – ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к верёвке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

– А это что за человек? – спросил внук деда. 

– Обыкновенный человек, – ответил дед.






  1. 1. А.П.Гайдар родился 22 января 1904 года в городе Льгове, Курской губернии в семье учителя Петра Голикова. Когда маленькому Аркадию исполнилось 8 лет, семья Голиковых переехала в город Арзамас, расположенный неподалеку от большого промышленного центра - Нижнего Новгорода.


  1. 2. В 14 лет Гайдар ушел добровольцем на фронт в Красную Армию. Тогда-то он и получил первое ранение. В рядах Красной Армии закалялся и мужал характер молодого бойца. Это была "боевая школа, в которой прошли мои лучшие мальчишеские годы",- писал потом Гайдар.

  1. 3. В 16 лет Аркадий Голиков уже командовал полком, храбро сражался с врагами. Но ранение и контузии подорвали его здоровье. В 20 лет медицинская комиссия уволила Аркадия Голикова из рядов Красной Армии в запас.

  1. 4. Писать Гайдар стал еще в армии и первые свои стихи, и другие произведения посылал в Арзамас, в комсомольскую газету. Аркадий Петрович Голиков взял себе литературное имя Гайдар. Что означает слово "Гайдар"?

  1. В коннице одной из восточных стран впереди отряда скакал самый бесстрашный и самый зоркий всадник - впередсмотрящий. Он разведывал путь, по которому направлялся отряд, и называли этого всадника гайдаром.

6. В Москве жила маленькая девочка. Ее отца убили японцы на дальневосточной границе. Девочка долго болела и не могла ходить. Гайдар приходил к ней в гости, приносил игрушки, конфеты.


7. В большом доме на Арбате жил один старый писатель. Он давно ничего не писал и даже читать не мог, так как плохо видел. Аркадий Петрович часто заходил к нему, вслух читал ему новые книги, и старик радовался: о нем не забыли.


8. В Москве жил товарищ Гайдара. Работал он переплетчиком, но в бою ему оторвало ногу и повредило грудь. Гайдар доставал для него работу и разносил переплетенные книги по заказчикам.


9. У Аркадия Петровича становилось все больше таких знакомых и друзей, которые нуждались в помощи и поддержке. У него просто не хватало времени, чтобы помогать всем.


10. И вот в начале зимы, вечером, в комнату к Гайдару влетел футбольный мяч. Он выбросил мяч на улицу, а утром поговорил с ребятами, которые играли в "казаков-разбойников".

- Гайдар сказал, что им надо играть не в "разбойников", а в "хороших людей". Так была написана повесть "Тимур и его команда".

- С тех пор ребята стали помогать детям и взрослым. Повсюду возникли команды "тимуровцев". Тимуровское движение живет и сегодня. Ученики нашей школы тоже участвуют в тимуровском движении, оказывая помощь тем, кто нуждается в этом.




1.Сегодня на уроке я узнал..


  1. Меня удивило …


  1. Мне захотелось …


доброта

сочувствие

бдительный

артистичный

безучастный

аккуратный

внимательный

милосердие

активный

беззаботный

умный

бережливый

болтливый

бескорыстный