Тема урока "Л.Н. Толстой. «Старый дед и внучек» (внеклассное чтение ) 5класс (со сложной структурой дефекта)
![]()
Образовательные задачи:
Познакомить детей с рассказом Л.Н.Толстого “старый дед и внучек”.
Создать условия для осознанного, беглого и правильного чтения.
Воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.
Учить чувствовать за страницами произведения глубокий смысл рассказа.
Цель учащихся:
учусь правильно читать;
анализировать;
делать выводы;
правильно говорить.
Оборудование: , портрет, Л.Н. Толстого, карточки, презентация
Ход урока
I. Организационный урок
– Здравствуйте! На доске картинки с эмоциями, выберете карточку, которая соответствует вашему настроению (грусть, удивление, радость, злость)
II.Сообщение темы и цели урока
Ребята, мы часто говорим с вами о хороших и плохих поступках, о таких важных для нашей жизни понятиях, как добро и зло. Сегодня, мы продолжим говорить о доброте и зле, наша задача заключается не только в том, чтобы научится правильно и выразительно читать, отвечать на вопросы, но и научиться различать добрые и злые поступки и стараться приучать себя к добрым поступкам.
1.Я сегодня утром обнаружила письмо в своём почтовом ящике, написал его мальчик Антошка, давайте его прочитаем: (на экране фото мальчика)
Вчера решил я добрым быть,
Всех уважать и всех любить.
Подарил я Свете мячик,
Подарил я Пете мячик,
Коле отдал обезьянку,
Мишку, зайца и собачек.
Шапку, варежки и шкаф
Подарил я Гале…
И вот за доброту мою
Меня же наказали! (Р. Сеф)
Вопросы для дискуссии:
За что был наказан Антошка?
Правильно ли поступили взрослые?
Что значит — быть добрым?
На простенках понятия 1.Помогать взрослым.2. Дать списать домашнее задание 3. Не обижать младших 4. Защищать слабых. 5. Заботится о животных и природе. 6.Помогать съесть обед 7. Целый день смотреть телевизор (задание – выбрать, перенести на доску)
На классном часе мы с вами вспомнили рассказы В. Осеевой . На экране картинка – назовите рассказ (Плохо) Какой плохой поступок совершили эти мальчики?
Сейчас мы прочитаем отрывок из другого рассказа по цепочке
По улице шли мальчик и девочка. А впереди их шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
Как называется рассказ?
Расскажите, что было дальше, затем чтение отрывка по ролям.
— Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:
— Это твоя бабушка?
— Нет, — ответил мальчик.
— Мама? — удивилась подружка.
— Нет!
— Ну, тётя? Или знакомая?
— Да нет же, нет! — ответил ей мальчик. — Это просто старушка!
Какой вывод можно сделать из этого рассказа?(добавить табличку 8. Уважать старость)
Вот об этом мы сегодня с вами и поговорим прочитав рассказ Л.Н Толстого «Старый дед и внучек»
А дедушка и внучек – это уже семья, а кто ещё живёт в семье? (ответы)
Упражнение на глаза (учитель показывает на картинки, на которых изображены члены одной семьи – бабушка, дедушка, мама, папа, брат, сестра, дети следят глазами)
На экране портреты Пушкина, Толстого, Чехова (назовите на общей фотографии, где находится портрет Толстого – справа, слева, в середине )
Словарная работа.
НЕВЕСТКА, . Жена брата или жена сына,
лоханка — небольшое корыто из деревянных дощечек. (экран)
Чтение рассказа (учителем)
Стал дед стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и его жена (невестка) перестали его за один стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее пододвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им в доме все портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она будет кормить его из лоханки . Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечкой играет, что-то мастерит. Отец спросил: “Что ты делаешь, Миша?” А Миша и говорит: “Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить”. Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и с тех пор стали сажать его за стол и ухаживать за ним.”
Физминутка (учитель называет хорошие и плохие поступки по отношению к родным в семье, дети показывают отношение в мимике – движениями – радость, удивление, гнев)
Чтение рассказа (жужжащее чтение)
Игра “ Телевизионная мастерская”.
Откройте книги и читайте жужжащем чтением, а я буду регулировать громкость ваших телевизоров.
– Интересный ли рассказ? (Ответы)
– Назовите героев рассказа?(ответы)
– Найдите в тексте, почему дедушку не сажали за стол. (выборочное чтение)
– За что невестка отругала дедушку? (выборочное чтение)
Почему дед “только вздохнул”, когда невестка его ругала? (ответы)
Что стал мастерить Миша? (чтение по ролям)
- Почему ребенок стал делать именно лоханку, а не что-нибудь другое? (ответы)
– Почему родители Миши заплакали? (выборочное чтение)
– Как они стали относиться после этого к дедушке? (ответы)
- На какую пословицу или известную поговорку похожа эта история?
(На Экране: “Как аукнется - так и откликнется”. “Не делай того, чего, не хотел бы, чтобы тебе сделали другие”) кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
Работа над пословицей.
А) Прочитайте с удивлением.
Б) С вопросительной интонацией.
В) С веселой интонацией.
Г) С сердитой интонац
– Есть ли в вашей семье старые люди?
– Как вы к ним относитесь?
Для кого написал свой рассказ Л.Н.Толстой для родителей или для детей?
VIII. Итог урока
– Давайте подведем итог и поиграем в игру “Устами младенца”.
(Детям предлагаются слова: доброта, уважение, старость. Ребенок объясняет смысл данного слова, а остальные учащиеся отгадывают).
– Какой главный вывод можно сделать?
- Человек рано или поздно задумывается, по какому пути он идет: по дороге “добра” и “света” или по дороге “зла” и “тьмы”. У доброго человека и слова, и дела добрые. А может ли в одном человеке уживаться и добро, и зло? Нет! Не может! Как не может быть одновременно в одном кувшине сладкая и горькая вода. “Каждый кувшин изливает то, что содержит”, - гласит пословица. Если сердце наполнено добром, то и изливается добро, и наоборот.
В заключении нашего урока хочу пожелать, посоветовать вам, приучайте себя к добрым поступкам.
