СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения в 5 классе коррекционной школы для обучающихся со сложной структурой дефекта

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения по теме "Старый дед и внучек" Л.Н Толстого проводился в соответствии с программой. Разрабатывался с учётом психофизических особенностей школьников. На уроке использованы технология АРС, иллюстративный материал, мультимидийное оборудование; большое внимание уделялось технике чтения (пересказ, чтение по ролям, словарная работа, работа с пословицами)

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения в 5 классе коррекционной школы для обучающихся со сложной структурой дефекта»

Тема урока "Л.Н. Толстой. «Старый дед и внучек» (внеклассное чтение ) 5класс (со сложной структурой дефекта)

Образовательные задачи:

  • Познакомить детей с рассказом Л.Н.Толстого “старый дед и внучек”.

  • Создать условия для осознанного, беглого и правильного чтения.

  • Воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.

Учить чувствовать за страницами произведения глубокий смысл рассказа.

Цель учащихся:

  • учусь правильно читать;

  • анализировать;

  • делать выводы;

  • правильно говорить.

Оборудование: , портрет, Л.Н. Толстого, карточки, презентация

Ход урока

I. Организационный урок

– Здравствуйте! На доске картинки с эмоциями, выберете карточку, которая соответствует вашему настроению (грусть, удивление, радость, злость)

II.Сообщение темы и цели урока

Ребята, мы часто говорим с вами о хороших и плохих поступках, о таких важных для нашей жизни понятиях, как добро и зло. Сегодня, мы продолжим говорить о доброте и зле, наша задача заключается не только в том, чтобы научится правильно и выразительно читать, отвечать на вопросы, но и научиться различать добрые и злые поступки и стараться приучать себя к добрым поступкам.

1.Я сегодня утром обнаружила письмо в своём почтовом ящике, написал его мальчик Антошка, давайте его прочитаем: (на экране фото мальчика)

Вчера решил я добрым быть,
Всех уважать и всех любить.
Подарил я Свете мячик,
Подарил я Пете мячик,
Коле отдал обезьянку,
Мишку, зайца и собачек.
Шапку, варежки и шкаф
Подарил я Гале…
И вот за доброту мою
Меня же наказали! (Р. Сеф)

Вопросы для дискуссии:

  • За что был наказан Антошка?

  • Правильно ли поступили взрослые?

  • Что значит — быть добрым?

На простенках понятия 1.Помогать взрослым.2. Дать списать домашнее задание 3. Не обижать младших 4. Защищать слабых. 5. Заботится о животных и природе. 6.Помогать съесть обед 7. Целый день смотреть телевизор (задание – выбрать, перенести на доску)

На классном часе мы с вами вспомнили рассказы В. Осеевой . На экране картинка – назовите рассказ (Плохо) Какой плохой поступок совершили эти мальчики?

Сейчас мы прочитаем отрывок из другого рассказа по цепочке

По улице шли мальчик и девочка. А впереди их шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

Как называется рассказ?

Расскажите, что было дальше, затем чтение отрывка по ролям.

— Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:

— Это твоя бабушка?

— Нет, — ответил мальчик.

— Мама? — удивилась подружка.

— Нет!

— Ну, тётя? Или знакомая?

— Да нет же, нет! — ответил ей мальчик. — Это просто старушка!

Какой вывод можно сделать из этого рассказа?(добавить табличку 8. Уважать старость)

Вот об этом мы сегодня с вами и поговорим прочитав рассказ Л.Н Толстого «Старый дед и внучек»

А дедушка и внучек – это уже семья, а кто ещё живёт в семье? (ответы)

Упражнение на глаза (учитель показывает на картинки, на которых изображены члены одной семьи – бабушка, дедушка, мама, папа, брат, сестра, дети следят глазами)

На экране портреты Пушкина, Толстого, Чехова (назовите на общей фотографии, где находится портрет Толстого – справа, слева, в середине )

Словарная работа.

НЕВЕСТКА, . Жена брата или жена сына,

лоханка — небольшое корыто из деревянных дощечек. (экран)

Чтение рассказа (учителем)

Стал дед стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и его жена (невестка) перестали его за один стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее пододвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им в доме все портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она будет кормить его из лоханки . Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечкой играет, что-то мастерит. Отец спросил: “Что ты делаешь, Миша?” А Миша и говорит: “Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить”. Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и с тех пор стали сажать его за стол и ухаживать за ним.”

Физминутка (учитель называет хорошие и плохие поступки по отношению к родным в семье, дети показывают отношение в мимике – движениями – радость, удивление, гнев)

Чтение рассказа (жужжащее чтение)

Игра “ Телевизионная мастерская”.

Откройте книги и читайте жужжащем чтением, а я буду регулировать громкость ваших телевизоров.

– Интересный ли рассказ? (Ответы)

– Назовите героев рассказа?(ответы)

– Найдите в тексте, почему дедушку не сажали за стол. (выборочное чтение)

– За что невестка отругала дедушку? (выборочное чтение)

Почему дед “только вздохнул”, когда невестка его ругала? (ответы)

Что стал мастерить Миша? (чтение по ролям)

- Почему ребенок стал делать именно лоханку, а не что-нибудь другое? (ответы)

– Почему родители Миши заплакали? (выборочное чтение)

– Как они стали относиться после этого к дедушке? (ответы)

- На какую пословицу или известную поговорку похожа эта история?

(На Экране: “Как аукнется - так и откликнется”. “Не делай того, чего, не хотел бы, чтобы тебе сделали другие”) кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Работа над пословицей.

А) Прочитайте с удивлением.
Б) С вопросительной интонацией.
В) С веселой интонацией.
Г) С сердитой интонац

– Есть ли в вашей семье старые люди?

– Как вы к ним относитесь?

Для кого написал свой рассказ Л.Н.Толстой для родителей или для детей?


VIII. Итог урока

– Давайте подведем итог и поиграем в игру “Устами младенца”.

(Детям предлагаются слова: доброта, уважение, старость. Ребенок объясняет смысл данного слова, а остальные учащиеся отгадывают).

– Какой главный вывод можно сделать?

- Человек рано или поздно задумывается, по какому пути он идет: по дороге “добра” и “света” или по дороге “зла” и “тьмы”. У доброго человека и слова, и дела добрые. А может ли в одном человеке уживаться и добро, и зло? Нет! Не может! Как не может быть одновременно в одном кувшине сладкая и горькая вода. “Каждый кувшин изливает то, что содержит”, - гласит пословица. Если сердце наполнено добром, то и изливается добро, и наоборот.

В заключении нашего урока хочу пожелать, посоветовать вам, приучайте себя к добрым поступкам.