ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа г.Бодайбо» |
В.Бианки «Рассказы» |
Урок внеклассного чтения в 6 классе |
|
Гринеева Татьяна Викторовна |
|
Тема: В.Бианки «Рассказы»
Цель:
1) Расширение знаний обучающихся о творчестве В.Бианки на основе знакомства с рассказами из цикла «Про одного мальчика»
2) Коррекция памяти на основе формирования полноты воспроизведения словесного материала.
3) Воспитание у обучающихся добрых чувств к животному миру.
Наглядный материал: рисунки обучающихся, загадки, стихи, книги для внеклассного чтения, портрет писателя.
Ход урока
Организационный момент.
1.Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация внимания обучающихся, воспитание добрых чувств, активизация внимания.
Учитель. Прочитайте название темы. «Беречь будем птиц, насекомых, зверей. От этого станем мы только добрей».
На что нацеливает это высказывание?
Когда начинается доброта человека?
3.Сообщение темы урока.
4. Рассказ учителя. Родился В. Бианки 11 февраля 1894 года в Петербурге. Его предки — выходцы из Италии. Первая мировая война не дала закончить образование. Бианки был призван в армию. В 1923 году в журнале «Воробей» напечатал первый рассказ «Путешествие красноголового воробья». Вскоре его рассказы и сказки стали печататься во всех детских журналах. После войны в Ленинграде В. Бианки организовал кружок любителей природы. Его произведения изданы в 18 странах. Умер писатель 10 июня 1959 года.
5. Чтение стихотворения А. Барто «Зяблики». Учитель вывешивает на доске рисунок зябликов, обращает внимание на внешний вид.
6. Беседа по рассказу «Птичья песенка».
• Что интересного о зябликах узнал мальчик?
• Как мальчик спас зяблика?
• Что он услышал?
• Что его удивило? (Зяблик запел.)
• Почему он запел?
• Как думает об этом мальчик? Его отец?
• Какие чувства испытал мальчик к зябликам?
7. Рассматривание картины «Лягушки весной». Учитель. Отгадайте загадку:
И в лесу мы, и в болоте, Нас везде, всегда найдете: На поляне, на опушке — Мы зеленые... (Лягушки.)
8. Ответы на вопросы и беседа по рассказу «Голубые лягушки».
1. Что наблюдал мальчик, стоя у канавы?
2. Как вели себя лягушки?
3. Чему удивился мальчик? (Лягушки были голубого цвета.)
4. С каким чувством говорит о лягушках? (Замечает красоту, радуется, удивляется.)
5. Что ожидает его дома? (Разочарование.)
6. Что рассказал отец?
9. Рассказ-загадка.
Учитель. У меня на глазах она несколько раз ныряла в ледяную воду, а потом, живая и невредимая, снова появилась на краю проруби. Ну и птица! Настоящий водолаз! Позже я узнал, как называется эта птица это ... (Показывает рисунок.) — оляпка, или водяной воробей.
Вопросы:
1. В каком рассказе вы узнали об этой птице? («Сумасшедшая птица»).
2. Чем любил заниматься мальчик в деревне?
3. О чем думал он, не увидев и не услышав птиц? Что взволновало мальчика?
4. Чем он себя утешал? О чем он думал? Как это характеризует его?
5. Кого встретил мальчик у проруби?
6. Почему автор назвал птицу «сумасшедшая»? (Предлагается объяснить значение этого слова; доказать примерами из текста правильность такого признака.)
7. Что рассказал отец? Как успокоил мальчика? Что его удивило? (Под водой птица похожа на серебряную рыбку). Почему? (Перья смазаны тонким слоем жира).
8. Почему мальчик тревожился?
9. Как его это характеризует?
10. Где, и при каких обстоятельствах он встретил птицу?
11. Чему радовался?
10. Пересказ по плану:
1) Удивление мальчика.
2) Волнение.
3) Тревога мальчика.
11. Итог урока.
Ученики должны охарактеризовать мальчика. Коллективное составление отзыва по прочитанным рассказам.