Этап урока | Деятельность учителя | Предполагаемая деятельность учащихся | Методический комментарий |
I. Мотивационно - целевой | Предлагаю учащимся создать 4 рабочих группы. Включаю показ слайдов (фон слайда 1) Приветствую учащихся. Объясняю учащимся назначение «Оценочного листа» и правила работы с ними. Предлагаю учащимся вписать фамилии членов команды в «Оценочный лист» Проверяю знания учащихся об особенностях строения внутренней среды организма организацию викторины. слайд 1 За правильный ответ выдаю жетон слайд 2 Предлагаю командам вставить в текст пропущенные слова. Работаю с основными понятиями: Тканевая жидкость Внутренняя среда Плазма Кровь Лимфа За правильный ответ выдаю жетон Задаю вопрос для всех команд «Все компоненты внутренней среды – жидкости, а почему клетки нашего организма могут существовать только в жидкой среде?» За правильный ответ выдаю жетон Комментирую полноту и правильность ответов учащихся, словесно поощряю к дальнейшей работе Предлагаю оценить работу каждого члена группы. | Предварительно формируют 4 рабочие группы Вписывают фамилии членов команды в «Оценочный лист» (приложение 1) Учащиеся принимают участие в викторине. Выбирают вариант ответа при помощи беспроводной лазерной мыши, передавая ее. Учащиеся вставляют пропущенные слова делая «щелчок» над чертой при помощи беспроводной лазерной мыши, передавая ее За правильные ответы получают жетоны – закрашивают звездочку в «Оценочном листе». Осуществляют оценивание работы каждого учащегося в группе | Актуализируются знания по теме «Внутренняя среда организма» Осуществляется формирования материалистического мировоззрения учащихся Осуществляется воспитание межличностных отношений: «учитель – ученик», «ученик – ученик» путем организации индивидуальной работы и работы в группах Осуществляется формирование умения работать на ИД при помощи беспроводной лазерной мыши |
Предлагаю учащимся взять соседа за руку, почувствовать тепло. Тепло не только душевное, но и сложный физиологический процесс, который обеспечивает особая жидкость – кровь. Рассказываю учащимся, что с древних интерес к крови не случает. Привожу интересные толкования фраз, связанных с кровью. Предлагаю ответить на вопросы: Предлагаю обсудить в группе, какой теме будет посвящен урок, и какие вопросы, касающиеся данной темы, им хотелось бы рассмотреть на уроке. Предлагаю оценить работу каждого члена группы. Предлагаю представителю от каждой группы озвучить тему урока и вопросы. Предлагаю остановиться на названии темы «Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови, их строение и функции» Предлагаю открыть тетради и записать тему урока (слайд 3) | Учащиеся берут друг друга за руки Слушают учителя. Обсуждают и записывают тему урока вопросы в «Оценочном листе» Осуществляют оценивание работы каждого учащегося в группе Представитель каждой группы по очереди озвучивает свой вариант темы урока и вопросы для обсуждения. (возможные варианты темы урока): Кровь Строение крови Строение и значение крови Кровь, ее состав и функции Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови, их строение и функции (возможные варианты вопросов): Какое строение имеет кровь? Какие функции выполняют компоненты крови? Сколько и какие компоненты крови? Строение компонентов крови? Чем отличаются компоненты крови друг от друга? Зачем сдают анализ крови? Чем отличается кровь у разных людей? Записывают в тетради тему урока | Беседа с выходом на целеполагание в ходе которой осуществляется воспитание самостоятельного мышления и развитие умения анализировать и делать выводы |
II. Организационно - деятельностный | Предлагаю каждой команде прочитать, обсудить «Информационный текст» (приложение 2) и ответить на вопрос: какое строение имеет кровь? Показываю и комментирую видео-файл (слайд 4) | Читают и обсуждают «Информационный текст». Формулируют ответ на предложенный учителем вопрос. Выбирают отвечающего. Смотрят видео-файл, слушают комментарии учителя | Осуществляется воспитание межличностных отношений: «учитель – ученик», «ученик – ученик» путем организации индивидуальной работы и работы в группах |
Сообщаю учащимся, что предмет, находящийся в черном ящике, символизирует составную часть крови и название команды. Даю задание определить и дать характеристику составной части крови. (слайд 5 использую интерактивные средства из коллекции Lesson Activity Toolkit 2.0 «Image select») Комментирую полноту и правильность ответов учащихся, словесно поощряю к дальнейшей работе (слайд 5) Вручаю жетоны за правильный ответ Предлагаю оценить работу каждого члена группы. | Рассматривают содержимое черного ящика, обсуждают, анализируют, делают вывод: Машинка – эритроциты (транспортируют кислород, сделана из железа, а гемоглобин содержит железо) Стакан с водой – плазма (жидкое межклеточное вещества) Пробка – тромбоциты (образование сгустка, свертывание крови, закрывает отверстие в поврежденном сосуде) Собака – лейкоциты (защита организма) За правильные ответы получают жетоны – закрашивают звездочку в «Оценочном листе». Осуществляют оценивание работы каждого учащегося в группе | Развивается абстрактное мышление через выявление причинно – следственных связей |
Предлагаю учащимся, используя текст учебника Сонин Н.И. «Человек» 8 класс заполнить шаблон таблицы «Компоненты крови» (приложение 3), выполняя работу по «Инструктивной карточке» (приложение 4) Провожу инструктаж по выполнению работы Предлагаю ответить представителю каждой группы и заполнить сводную таблицу используя шаблон таблицы «Компоненты крови» (слайд 6). Предлагаю заполненные шаблоны и вклеить в тетрадь Вручаю жетоны за правильный ответ Предлагаю оценить работу каждого члена группы. Словесно поощряю к дальнейшей работе | I. Каждая группа выполняет один из вариантов инструктивной карточки: Вариант 1 1. Прочитайте текст учебника на стр. 130, определите особенности строения плазмы, ее химический состав и значение. 2. Заполните таблицу «Компоненты крови» Вариант 2 1. Прочитайте текст учебника на стр. 131 – 132 , определите особенности строения лейкоцитов, их значение и количество в 1 мм3 2. Заполните таблицу «Компоненты крови» Вариант 3 1. Прочитайте текст учебника на стр. 132, определите особенности строения тромбоцитов, их значение и количество в 1 мм3 2. Заполните таблицу «Компоненты крови» Вариант 4 1. Прочитайте текст учебника на стр. 130 -131, определите особенности строения эритроцитов, их значение и количество в 1 мм3 2. Заполните таблицу «Компоненты крови» II. Заполняют сводную таблицу «Компоненты крови» на доске при помощи беспроводной лазерной мыши, передавая ее и в шаблонах. Вклеивают заполненный шаблон в тетрадь. За правильные ответы получают жетоны – закрашивают звездочку в «Оценочном листе». Осуществляют оценивание работы каждого учащегося в группе | Формирования социальной компетентности через стимулирование познавательной активности учащихся Осуществляется воспитание межличностных отношений: «учитель – ученик», «ученик – ученик» путем организации индивидуальной работы и работы в группах |
III. Рефлексивно – оценочный | Предлагаю учащимся выполнить тестовое задание (слайд7 использование Интерактивного средства из коллекции Lesson Activity Toolkit 2.0 «Image select») Предлагаю учащимся решить задачу: «Представьте, что вы врачи и вам на прием пришли 2 человека. Перед вами их результаты анализов. Что вы можете сказать о состоянии их здоровья?» (слайд 8) Вручаю жетоны за правильный ответ Предлагаю оценить работу каждого члена группы. Словесно поощряю к дальнейшей работе Подвожу общие итоги. Объявляю группу – победителей. Выставляю отметки в журнал | Учащиеся выполняют тестовое задание. Выбирают вариант ответа при помощи беспроводной лазерной мыши, передавая ее. Решают предложенную задачу. Обосновывают За правильные ответы получают жетоны – закрашивают звездочку в «Оценочном листе». Осуществляют оценивание работы каждого учащегося в группе Озвучивают количество жетонов полученных в ходе игры. Выставляют итоговые индивидуальные отметки в «Оценочные листы» Сдают «Оценочные листы учителю | Осуществляется воспитание межличностных отношений: «учитель – ученик», «ученик – ученик» |
Организую итоговую рефлексию (слайд 9 использование Интерактивного средства из коллекции Lesson Activity Toolkit 2.0 «Imag select») | Отвечают на вопросы «Шарики» | Во время беседы формируется культура поведения (умение слушать и слышать товарища), коммуникативные качества и воспитывается самостоятельное мышление Осуществляется формирование умения работать на ИД |
IV. Информация о домашнем задании | Благодарю учащихся за работу по достижении цели урока Предлагаю учащимся обязательное и варианты творческого домашнего задания (слайд 10) | Выбирают вариант выполнения творческого домашнего задания Записывают домашнее задание в дневник | Осуществляется предоставление возможности выбора, привлечение субъектного опыта учащихся |
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состав крови у животных и человека неоднороден. Рассмотрим кровь человека. Жидкая часть крови – плазма состоит из воды, растворённых в ней солей и питательных веществ, за счёт которых организм растёт и развивается. В плазме находятся не связанные друг с другом лейкоциты, эритроциты и тромбоциты.