СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Внутреннее строение птиц"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с использованием системно-деятельностного подхода. Организована самостоятельная работа учащихся  в парах. для урока создана презентация.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Внутреннее строение птиц"»




Тема урока «Внутреннее строение птиц»

Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями внутреннего строения птиц, связанными с полетом, показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися; продолжить формировать умение устанавливать взаимосвязь между строением и функциями орга­нов; развивать логическое мышление, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы; воспиты­вать любознательность, желание глубже познавать окружающую природу.

Оборудование: таблица «Класс птицы», «Кровеносная система позвоночных», «Нервная система позвоночных», презентация, видеоурок, дидактический материал.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

Просмотр видеофрагмента «полет птиц»

Почему птицы летают?

  1. Какие особенности внешнего строения птиц связаны с полетом?

  2. Какие особенности строения скелета связаны с полетом?

  • наличие перьев (легких и прочных)

  • обтекаемая форма тела (при полёте птица вытягивает голову, ноги прижимает к телу или вытягивает назад)- уменьшение трения

  • наличие хвоста, служащего птице рулём

  • образование цевки, как посадочного устройства

  • лёгкий скелет (наличие в костях воздухоносных путей)

  • прочный скелет (за счет срастания костей)

  • киль

  1. Мотивация учебной деятельности.


Наверное, полет птиц вызывает у каждого человека восхищение и желание самому подняться в воздух. Способностью летать обладают и насекомые, но полет птиц более совершенен. Недаром говорят, что птицы рождены для полета.

Мы уже знаем, какие приспособления возникли у птиц в связи с полетом во внешнем строении и строении скелета.

На сегодняшнем уроке мы и попытаемся ответить на вопрос, что же еще помогает птицам летать.

IV.Изучение нового материала

  1. Формулирование темы урока и задач урока.

2.Также мы должны на уроке выяснить, откуда птицы берут энергию для полета, ведь они могут пролетать большие расстояния, развивать высокую скорость (работа с таблицами).

Таблица 1. Расстояния, преодолеваемые при перелетах.

Птица

Перелет с возвращением

Аист

10 000

Гагара короткохвостая

17 500

Дрозд певчий

2600

Журавль

6500

Кукушка

9500

Скворец

1400



Таблица 2. Максимальная скорость полета

Птица

Скорость полета, км/час

Аист

45

Альбатрос

70

Воробей домовой

45

Голубь почтовый

80

Гусь серый

91

Кряква

104

Стриж черный

180



Решение проблема: Какие особенности внутреннего строения помогают птицам приспособиться к полету?

3.Работа в малых группах.

1 группа. Пищеварение и выделительная система.


Задания для группы:


1. Назовите органы пищеварительной системы.

2. Какие особенности появились в строении пи­щеварительной системы, связанные с полетом?

3. Чем компенсируется отсутствие зубов у птиц?

4.Перечислите отделы желудка птиц. Какие функ­ции они выполняют? С чем связано их появ­ление?

5. Пища – основной источник энергии. Какие особенности пищеварения восполняют большие затраты энергии на полет?

6. Перечислите органы выделения птиц. Почему их почки имеют большие размеры?

Какой орган выделительной системы отсутству­ет у птиц? С чем это связано?


Отчет учащихся о выполнении задания


  • Ученик называет органы пищевари­тельной системы птиц: ротовая полость (язык, слюнные железы) глотка пищевод зоб — расширение пищевода желудок (железистый и мускульный) кишечник (тонкая, толстая и прямая кишка) клоака.


  • Учащийся отмечает особенности пищеваритель­ной системы птиц, связанные с полетом:

  • отсутствие зубов в ротовой полости облег­чает вес птиц;

  • появление мускульного отдела желудка компенсирует отсутствие зубов. Пища вна­чале попадает в железистый отдел, где пере­варивается под действием желудочного со­ка, а затем в мускульный отдел. Он обра­зован толстыми мышечными стенками, под действием которых пища перетирается до ка­шицеобразного состояния. Перетиранию пи­щи способствуют камешки, которые заглаты­вают птицы;

  • хорошо развиты пищеварительные желе­зы — поджелудочная железа и печень, что также способствует быстрому переварива­нию пищи;

  • кишечник птиц короче, чем у пресмыкаю­щихся. Экскременты в нем не накапливают­ся, и это также облегчает вес птиц.

- птицы много и часто едят. Чем меньше птица, тем больше пищи на каждый грамм массы тела ей требуется. Мелкие птицы теряют больше тепла, чем крупные. Мелкие птицы за день съедают количество корма, равняющееся 20 – 30% их собственной массы, крупные – 2 – 5%. Синица за день может съесть столько же насекомых, сколько весит сама, а крохотный колибри – выпить количество нектара, в 4 - 6 раз превышающее собственную массу.

У птиц переваривание пищи происходит быстро. Мелкие совы (домовые сычи) переваривают мышь за 4 часа, серый сорокопут – за 3 часа. Сочные ягоды у воробьиных проходят через кишечник за 8 – 10 минут. Насекомоядные птицы наполняют свой желудок 5 – 6 раз в сутки, зерноядные – трижды.


  • Следующий ученик знакомит класс с особенно­стями строения выделительной системы:

  • выделительная система представлена пар­ными тазовыми почками, от которых отхо­дят мочеточники;

  • мочеточники выводят продукты обмена в клоаку;

  • отсутствует мочевой пузырь — эта особен­ность способствует облегчению веса во вре­мя полета.


2 группа. Дыхательная система


Задания для группы:

    1. Рассмотрите строение дыхательной системы птиц.

    2. Запишите особенности строения связанные с полетом.

    3. Как происходит дыхание птиц в покое и во время полета?

    4. Что такое двойное дыхание, и какого его зна­чение?

    5. Какие функции выполняют воздушные мешки?


3 группа. Кровеносная система и обмен веществ


Задания для группы

    1. Какое строение имеет кровеносная система птиц?

2.Сравните кровеносную систему птиц и пресмыкающихся. В чем прояв­ляется более сложное строение кровеносной системы птиц?

3.Рассмотрите схему строения большого и малого кругов кровообращения.

4.Какие преимущества птицам по сравнению с пресмыкающимися дает четырехкамерное сердце?

5.Какая существует взаимосвязь между строением кровеносной системой и обменом веществ у птиц? Чем обеспечивается быстрое движение крови?

Отчет учащихся о выполнении задания

  • Учащиеся отмечают, что кровеносная система птиц, как и пресмы­кающихся, представлена двумя кругами кровообращения — малым и большим. В то же время существуют отличия кровеносной систе­мы птиц от кровеносной системы пресмыкающихся, обеспечивающие высокий уровень обмена веществ и теплокровность птиц:

  • сердце четырехкамерное, имеется полная перегородка между левой и правой половинами сердца. Это приводит к полному разделению кро­ви на артериальную и венозную;

  • в большом круге кровообращения циркулирует артериальная кровь, а не смешанная, как у пресмыкающихся;

  • все органы снабжаются артериальной кровью, насыщенной кисло­родом, что приводит к повышению интенсивности обмена веществ у птиц и теплокровности. Температура тела птиц не зависит от темпе­ратуры окружающей среды.


  • Просмотр видеофрагмента схемы кровообращения у птиц (Уроки Кирилла и Мефодия).


Частота сокращений сердца у разных птиц


Птицы

Частота сокращений в минуту

Аист

270

Воробей домовой

745 – 850

Ворон

300 -352

Голубь

150 – 250

Стриж черный

700

Лягушка

50


4 группа. Нервная система и органы чувств


Задания для группы:

1.Пользуясь учебником, сравните строение голов­ного мозга пресмыкающихся и птиц. Назовите черты различия в их строе­нии. Чем их можно объяснить?

2.Сравните органы чувств птиц и пресмыкаю­щихся. Найдите черты отличия.

3.Как усложнение нервной системы птиц влияет на их поведение?


Отчет учащихся о выполнении задания


      1. У птиц, по сравнению с ранее изученными жи­вотными, увеличен объем головного мозга, осо­бенно больших полушарий.

      2. В связи с приспособленностью к полету хоро­шо развит мозжечок.

      3. У птиц хорошо развиты зрение и слух. Изме­няется форма хрусталика, что обеспечивает бо­лее совершенную аккомодацию. У большинства птиц зрение цветовое.

      4. Развитая нервная система и органы чувств определяют сложное поведение птиц, которое основано на сложных инстинктах и способно­сти образовывать условные рефлексы.


    1. Во время отчетов групп все учащиеся заполняют сводную таблицу.


Особенности внутреннего строения птиц, связанные с полетом


Системы органов

Особенности строения, связанные с полетом

Пищеварительная

Отсутствие зубов, появление зоба, наличие железистого и мускульного желудка, короткий кишечник

Выделительная

Крупные почки, отсутствие мочевого пузыря

Дыхательная

Наличие воздушных мешков, двойное дыхание

Кровеносная

Появление четырехкамерного сердца, разделение крови на артериальную и венозную, поддер­жание высокого уровня обмена веществ

Нервная

Хорошо развиты полушария головного мозга и мозжечок. Развиты зрение и слух, более со­вершенна аккомодация хрусталика



Формулирование вывода об особенностях внутреннего строения птиц в связи с приспособлением к полету (на основе заполненной таблицы).



  1. Закрепление


Тест

Выберите правильные ответы:

  1. Какие органы пищеварения возникли у птиц в связи с отсутствием у них челюсти и зубов:

а) зоб; б) железистый отдел желудка;

в) мускульный отдел желудка; г) тонкий кишечник.

2.    В какой части дыхательной системы птиц происходит газообмен:

а) передние воздушные мешки; б) легкие;

в) задние воздушные мешки; г) трахея.

3.   Какая кровь находится в правой части сердца птицы:

а) венозная; б) артериальная; в) смешанная.

4.   С чем связано отсутствие мочевого пузыря в выделительной системе птиц:

а) с необходимостью облегчения тела;

б) с интенсивным обменом веществ;

в) с особенностями продуктов выделения.

5.   Какие отделы головного мозга птиц развиты лучше, чем у пресмыкающихся:

а) передний мозг; б) средний мозг;

в) промежуточный мозг; г) мозжечок; д) продолговатый мозг.

6.   Какие органы чувств наиболее развиты у летающих птиц:

а) зрения; б) слуха; в) обоняния; г) осязания; д) вкуса.

7. Выберите несколько из 5 вариантов ответа:


1) высокоразвитая нервная система с брюшной нервной цепочкой

2) сердце четырёхкамерное

3) передние конечности превратились в крылья

4) отсутствие мочевого пузыря

5) трахейное дыхание


8. Укажите правильный путь поступления воздуха в лёгкие:


Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) ноздри → гортань → зоб → трахея → бронхи → лёгкие

2) ноздри → трахея → бронхи → гортань → лёгкие

3) ноздри → гортань → трахея → бронхи → лёгкие

V. Рефлексия.

Оценка «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…).

VI.Задание на дом.

§45, вопросы . Р.т. р.№













ПРИЛОЖЕНИЕ 1



1 группа. Пищеварение и выделительная система.


Задания для группы:


  1. Назовите органы пищеварительной системы. Составьте схему пищеварительной системы.


2. Какие особенности появились в строении пи­щеварительной системы, связанные с полетом?

3. Чем компенсируется отсутствие зубов у птиц?


4.Перечислите отделы желудка птиц. Какие функ­ции они выполняют? С чем связано их появ­ление?


5. Пища – основной источник энергии. Какие особенности пищеварения восполняют большие затраты энергии на полет?


6. Перечислите органы выделения птиц. Почему их почки имеют большие размеры?

Какой орган выделительной системы отсутству­ет у птиц? С чем это связано?


Дополнительный материал

Птицы много и часто едят. Чем меньше птица, тем больше пищи на каждый грамм массы тела ей требуется. Мелкие птицы теряют больше тепла, чем крупные. Мелкие птицы за день съедают количество корма, равняющееся 20 – 30% их собственной массы, крупные – 2 – 5%. Синица за день может съесть столько же насекомых, сколько весит сама, а крохотный колибри – выпить количество нектара, в 4 - 6 раз превышающее собственную массу.

У птиц переваривание пищи происходит быстро. Мелкие совы (домовые сычи) переваривают мышь за 4 часа, серый сорокопут – за 3 часа. Сочные ягоды у воробьиных проходят через кишечник за 8 – 10 минут. Насекомоядные птицы наполняют свой желудок 5 – 6 раз в сутки, зерноядные – трижды.



Заполнить таблицу

Особенности внутреннего строения птиц, связанные с полетом


Системы органов

Особенности строения, связанные с полетом

Пищеварительная


Выделительная


Дыхательная


Кровеносная


Нервная





2 группа. Дыхательная система


Задания для группы:


    1. Рассмотрите строение дыхательной системы птиц.


    1. Запишите особенности строения связанные с полетом.

    2. Как происходит дыхание птиц в покое и во время полета?


    1. Что такое двойное дыхание, и какого его зна­чение?


    1. Какие функции выполняют воздушные мешки?

Заполнить таблицу

Особенности внутреннего строения птиц, связанные с полетом


Системы органов

Особенности строения, связанные с полетом

Пищеварительная


Выделительная


Дыхательная


Кровеносная


Нервная





3 группа. Кровеносная система и обмен веществ


Задания для группы


    1. Какое строение имеет кровеносная система птиц?


2.Сравните кровеносную систему птиц и пресмыкающихся. В чем прояв­ляется более сложное строение кровеносной системы птиц?


3.Рассмотрите схему строения большого и малого кругов кровообращения.


4.Какие преимущества птицам по сравнению с пресмыкающимися дает четырехкамерное сердце?


5.Какая существует взаимосвязь между строением кровеносной системой и обменом веществ у птиц? Чем обеспечивается быстрое движение крови?



Дополнительный материал

Частота сокращений сердца у разных птиц


Птицы

Частота сокращений в минуту

Аист

270

Воробей домовой

745 – 850

Ворон

300 -352

Голубь

150 – 250

Стриж черный

700

Лягушка

50



Заполнить таблицу

Особенности внутреннего строения птиц, связанные с полетом


Системы органов

Особенности строения, связанные с полетом

Пищеварительная


Выделительная


Дыхательная


Кровеносная


Нервная




4 группа. Нервная система и органы чувств


Задания для группы:


1.Пользуясь учебником, сравните строение голов­ного мозга пресмыкающихся и птиц. Назовите черты различия в их строе­нии. Чем их можно объяснить?


2.Сравните органы чувств птиц и пресмыкаю­щихся. Найдите черты отличия.


3.Как усложнение нервной системы птиц влияет на их поведение?

Заполнить таблицу

Особенности внутреннего строения птиц, связанные с полетом


Системы органов

Особенности строения, связанные с полетом

Пищеварительная


Выделительная


Дыхательная


Кровеносная


Нервная




ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица 1. Расстояния, преодолеваемые при перелетах.

Птица

Перелет с возвращением

Аист

10 000

Гагара короткохвостая

17 500

Дрозд певчий

2600

Журавль

6500

Кукушка

9500

Скворец

1400



Таблица 2. Максимальная скорость полета

Птица

Скорость полета, км/час

Аист

45

Альбатрос

70

Воробей домовой

45

Голубь почтовый

80

Гусь серый

91

Кряква

104

Стриж черный

180



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

1 группа. Пищеварительная система

Отчет учащихся о выполнении задания


  • Ученик называет органы пищевари­тельной системы птиц: ротовая полость (язык, слюнные железы) глотка пищевод зоб — расширение пищевода желудок (железистый и мускульный) кишечник (тонкая, толстая и прямая кишка) клоака.


  • Учащийся отмечает особенности пищеваритель­ной системы птиц, связанные с полетом:

  • отсутствие зубов в ротовой полости облег­чает вес птиц;

  • появление мускульного отдела желудка компенсирует отсутствие зубов. Пища вна­чале попадает в железистый отдел, где пере­варивается под действием желудочного со­ка, а затем в мускульный отдел. Он обра­зован толстыми мышечными стенками, под действием которых пища перетирается до ка­шицеобразного состояния. Перетиранию пи­щи способствуют камешки, которые заглаты­вают птицы;

  • хорошо развиты пищеварительные желе­зы — поджелудочная железа и печень, что также способствует быстрому переварива­нию пищи;

  • кишечник птиц короче, чем у пресмыкаю­щихся. Экскременты в нем не накапливают­ся, и это также облегчает вес птиц.

- птицы много и часто едят. Чем меньше птица, тем больше пищи на каждый грамм массы тела ей требуется. Мелкие птицы теряют больше тепла, чем крупные. Мелкие птицы за день съедают количество корма, равняющееся 20 – 30% их собственной массы, крупные – 2 – 5%. Синица за день может съесть столько же насекомых, сколько весит сама, а крохотный колибри – выпить количество нектара, в 4 - 6 раз превышающее собственную массу.

У птиц переваривание пищи происходит быстро. Мелкие совы (домовые сычи) переваривают мышь за 4 часа, серый сорокопут – за 3 часа. Сочные ягоды у воробьиных проходят через кишечник за 8 – 10 минут. Насекомоядные птицы наполняют свой желудок 5 – 6 раз в сутки, зерноядные – трижды.


  • Следующий ученик знакомит класс с особенно­стями строения выделительной системы:

  • выделительная система представлена пар­ными тазовыми почками, от которых отхо­дят мочеточники;

  • мочеточники выводят продукты обмена в клоаку;

  • отсутствует мочевой пузырь — эта особен­ность способствует облегчению веса во вре­мя полета.


3 группа Кровеносная система и обмен веществ.

Отчет учащихся о выполнении задания

  • Учащиеся отмечают, что кровеносная система птиц, как и пресмы­кающихся, представлена двумя кругами кровообращения — малым и большим. В то же время существуют отличия кровеносной систе­мы птиц от кровеносной системы пресмыкающихся, обеспечивающие высокий уровень обмена веществ и теплокровность птиц:

  • сердце четырехкамерное, имеется полная перегородка между левой и правой половинами сердца. Это приводит к полному разделению кро­ви на артериальную и венозную;

  • в большом круге кровообращения циркулирует артериальная кровь, а не смешанная, как у пресмыкающихся;

  • все органы снабжаются артериальной кровью, насыщенной кисло­родом, что приводит к повышению интенсивности обмена веществ у птиц и теплокровности. Температура тела птиц не зависит от темпе­ратуры окружающей среды.



Таблица « Частота сокращений сердца у разных птиц»


Птицы

Частота сокращений в минуту

Аист

270

Воробей домовой

745 – 850

Ворон

300 -352

Голубь

150 – 250

Стриж черный

700

Лягушка

50


4 группа. Нервная система и органы чувств



Отчет учащихся о выполнении задания


      1. У птиц, по сравнению с ранее изученными жи­вотными, увеличен объем головного мозга, осо­бенно больших полушарий.

      2. В связи с приспособленностью к полету хоро­шо развит мозжечок.

      3. У птиц хорошо развиты зрение и слух. Изме­няется форма хрусталика, что обеспечивает бо­лее совершенную аккомодацию. У большинства птиц зрение цветовое.

      4. Развитая нервная система и органы чувств определяют сложное поведение птиц, которое основано на сложных инстинктах и способно­сти образовывать условные рефлексы.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!