Тема урока «Внутреннее строение птиц»
Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями внутреннего строения птиц, связанными с полетом, показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися; продолжить формировать умение устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов; развивать логическое мышление, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы; воспитывать любознательность, желание глубже познавать окружающую природу.
Оборудование: таблица «Класс птицы», «Кровеносная система позвоночных», «Нервная система позвоночных», презентация, видеоурок, дидактический материал.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Просмотр видеофрагмента «полет птиц»
Почему птицы летают?
Какие особенности внешнего строения птиц связаны с полетом?
Какие особенности строения скелета связаны с полетом?
наличие перьев (легких и прочных)
обтекаемая форма тела (при полёте птица вытягивает голову, ноги прижимает к телу или вытягивает назад)- уменьшение трения
наличие хвоста, служащего птице рулём
образование цевки, как посадочного устройства
лёгкий скелет (наличие в костях воздухоносных путей)
прочный скелет (за счет срастания костей)
киль
Мотивация учебной деятельности.
Наверное, полет птиц вызывает у каждого человека восхищение и желание самому подняться в воздух. Способностью летать обладают и насекомые, но полет птиц более совершенен. Недаром говорят, что птицы рождены для полета.
Мы уже знаем, какие приспособления возникли у птиц в связи с полетом во внешнем строении и строении скелета.
На сегодняшнем уроке мы и попытаемся ответить на вопрос, что же еще помогает птицам летать.
IV.Изучение нового материала
Формулирование темы урока и задач урока.
2.Также мы должны на уроке выяснить, откуда птицы берут энергию для полета, ведь они могут пролетать большие расстояния, развивать высокую скорость (работа с таблицами).
Таблица 1. Расстояния, преодолеваемые при перелетах.
Птица | Перелет с возвращением |
Аист | 10 000 |
Гагара короткохвостая | 17 500 |
Дрозд певчий | 2600 |
Журавль | 6500 |
Кукушка | 9500 |
Скворец | 1400 |
Таблица 2. Максимальная скорость полета
Птица | Скорость полета, км/час |
Аист | 45 |
Альбатрос | 70 |
Воробей домовой | 45 |
Голубь почтовый | 80 |
Гусь серый | 91 |
Кряква | 104 |
Стриж черный | 180 |
Решение проблема: Какие особенности внутреннего строения помогают птицам приспособиться к полету?
3.Работа в малых группах.
1 группа. Пищеварение и выделительная система.
Задания для группы:
1. Назовите органы пищеварительной системы.
2. Какие особенности появились в строении пищеварительной системы, связанные с полетом?
3. Чем компенсируется отсутствие зубов у птиц?
4.Перечислите отделы желудка птиц. Какие функции они выполняют? С чем связано их появление?
5. Пища – основной источник энергии. Какие особенности пищеварения восполняют большие затраты энергии на полет?
6. Перечислите органы выделения птиц. Почему их почки имеют большие размеры?
Какой орган выделительной системы отсутствует у птиц? С чем это связано?
Отчет учащихся о выполнении задания
Ученик называет органы пищеварительной системы птиц: ротовая полость (язык, слюнные железы) глотка пищевод зоб — расширение пищевода желудок (железистый и мускульный) кишечник (тонкая, толстая и прямая кишка) клоака.
отсутствие зубов в ротовой полости облегчает вес птиц;
появление мускульного отдела желудка компенсирует отсутствие зубов. Пища вначале попадает в железистый отдел, где переваривается под действием желудочного сока, а затем в мускульный отдел. Он образован толстыми мышечными стенками, под действием которых пища перетирается до кашицеобразного состояния. Перетиранию пищи способствуют камешки, которые заглатывают птицы;
хорошо развиты пищеварительные железы — поджелудочная железа и печень, что также способствует быстрому перевариванию пищи;
кишечник птиц короче, чем у пресмыкающихся. Экскременты в нем не накапливаются, и это также облегчает вес птиц.
- птицы много и часто едят. Чем меньше птица, тем больше пищи на каждый грамм массы тела ей требуется. Мелкие птицы теряют больше тепла, чем крупные. Мелкие птицы за день съедают количество корма, равняющееся 20 – 30% их собственной массы, крупные – 2 – 5%. Синица за день может съесть столько же насекомых, сколько весит сама, а крохотный колибри – выпить количество нектара, в 4 - 6 раз превышающее собственную массу.
У птиц переваривание пищи происходит быстро. Мелкие совы (домовые сычи) переваривают мышь за 4 часа, серый сорокопут – за 3 часа. Сочные ягоды у воробьиных проходят через кишечник за 8 – 10 минут. Насекомоядные птицы наполняют свой желудок 5 – 6 раз в сутки, зерноядные – трижды.
выделительная система представлена парными тазовыми почками, от которых отходят мочеточники;
мочеточники выводят продукты обмена в клоаку;
отсутствует мочевой пузырь — эта особенность способствует облегчению веса во время полета.
2 группа. Дыхательная система
Задания для группы:
Рассмотрите строение дыхательной системы птиц.
Запишите особенности строения связанные с полетом.
Как происходит дыхание птиц в покое и во время полета?
Что такое двойное дыхание, и какого его значение?
Какие функции выполняют воздушные мешки?
3 группа. Кровеносная система и обмен веществ
Задания для группы
Какое строение имеет кровеносная система птиц?
2.Сравните кровеносную систему птиц и пресмыкающихся. В чем проявляется более сложное строение кровеносной системы птиц?
3.Рассмотрите схему строения большого и малого кругов кровообращения.
4.Какие преимущества птицам по сравнению с пресмыкающимися дает четырехкамерное сердце?
5.Какая существует взаимосвязь между строением кровеносной системой и обменом веществ у птиц? Чем обеспечивается быстрое движение крови?
Отчет учащихся о выполнении задания
Учащиеся отмечают, что кровеносная система птиц, как и пресмыкающихся, представлена двумя кругами кровообращения — малым и большим. В то же время существуют отличия кровеносной системы птиц от кровеносной системы пресмыкающихся, обеспечивающие высокий уровень обмена веществ и теплокровность птиц:
сердце четырехкамерное, имеется полная перегородка между левой и правой половинами сердца. Это приводит к полному разделению крови на артериальную и венозную;
в большом круге кровообращения циркулирует артериальная кровь, а не смешанная, как у пресмыкающихся;
все органы снабжаются артериальной кровью, насыщенной кислородом, что приводит к повышению интенсивности обмена веществ у птиц и теплокровности. Температура тела птиц не зависит от температуры окружающей среды.
Частота сокращений сердца у разных птиц
Птицы | Частота сокращений в минуту |
Аист | 270 |
Воробей домовой | 745 – 850 |
Ворон | 300 -352 |
Голубь | 150 – 250 |
Стриж черный | 700 |
Лягушка | 50 |
4 группа. Нервная система и органы чувств
Задания для группы:
1.Пользуясь учебником, сравните строение головного мозга пресмыкающихся и птиц. Назовите черты различия в их строении. Чем их можно объяснить?
2.Сравните органы чувств птиц и пресмыкающихся. Найдите черты отличия.
3.Как усложнение нервной системы птиц влияет на их поведение?
Отчет учащихся о выполнении задания
У птиц, по сравнению с ранее изученными животными, увеличен объем головного мозга, особенно больших полушарий.
В связи с приспособленностью к полету хорошо развит мозжечок.
У птиц хорошо развиты зрение и слух. Изменяется форма хрусталика, что обеспечивает более совершенную аккомодацию. У большинства птиц зрение цветовое.
Развитая нервная система и органы чувств определяют сложное поведение птиц, которое основано на сложных инстинктах и способности образовывать условные рефлексы.
Во время отчетов групп все учащиеся заполняют сводную таблицу.
Особенности внутреннего строения птиц, связанные с полетом
Системы органов | Особенности строения, связанные с полетом |
Пищеварительная | Отсутствие зубов, появление зоба, наличие железистого и мускульного желудка, короткий кишечник |
Выделительная | Крупные почки, отсутствие мочевого пузыря |
Дыхательная | Наличие воздушных мешков, двойное дыхание |
Кровеносная | Появление четырехкамерного сердца, разделение крови на артериальную и венозную, поддержание высокого уровня обмена веществ |
Нервная | Хорошо развиты полушария головного мозга и мозжечок. Развиты зрение и слух, более совершенна аккомодация хрусталика |
Формулирование вывода об особенностях внутреннего строения птиц в связи с приспособлением к полету (на основе заполненной таблицы).
Закрепление
Тест
Выберите правильные ответы:
Какие органы пищеварения возникли у птиц в связи с отсутствием у них челюсти и зубов:
а) зоб; б) железистый отдел желудка;
в) мускульный отдел желудка; г) тонкий кишечник.
2. В какой части дыхательной системы птиц происходит газообмен:
а) передние воздушные мешки; б) легкие;
в) задние воздушные мешки; г) трахея.
3. Какая кровь находится в правой части сердца птицы:
а) венозная; б) артериальная; в) смешанная.
4. С чем связано отсутствие мочевого пузыря в выделительной системе птиц:
а) с необходимостью облегчения тела;
б) с интенсивным обменом веществ;
в) с особенностями продуктов выделения.
5. Какие отделы головного мозга птиц развиты лучше, чем у пресмыкающихся:
а) передний мозг; б) средний мозг;
в) промежуточный мозг; г) мозжечок; д) продолговатый мозг.
6. Какие органы чувств наиболее развиты у летающих птиц:
а) зрения; б) слуха; в) обоняния; г) осязания; д) вкуса.
7. Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) высокоразвитая нервная система с брюшной нервной цепочкой
2) сердце четырёхкамерное
3) передние конечности превратились в крылья
4) отсутствие мочевого пузыря
5) трахейное дыхание
8. Укажите правильный путь поступления воздуха в лёгкие:
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) ноздри → гортань → зоб → трахея → бронхи → лёгкие
2) ноздри → трахея → бронхи → гортань → лёгкие
3) ноздри → гортань → трахея → бронхи → лёгкие
V. Рефлексия.
Оценка «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…).
VI.Задание на дом.
§45, вопросы . Р.т. р.№
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1 группа. Пищеварение и выделительная система.
Задания для группы:
Назовите органы пищеварительной системы. Составьте схему пищеварительной системы.
2. Какие особенности появились в строении пищеварительной системы, связанные с полетом?
3. Чем компенсируется отсутствие зубов у птиц?
4.Перечислите отделы желудка птиц. Какие функции они выполняют? С чем связано их появление?
5. Пища – основной источник энергии. Какие особенности пищеварения восполняют большие затраты энергии на полет?
6. Перечислите органы выделения птиц. Почему их почки имеют большие размеры?
Какой орган выделительной системы отсутствует у птиц? С чем это связано?
Дополнительный материал
Птицы много и часто едят. Чем меньше птица, тем больше пищи на каждый грамм массы тела ей требуется. Мелкие птицы теряют больше тепла, чем крупные. Мелкие птицы за день съедают количество корма, равняющееся 20 – 30% их собственной массы, крупные – 2 – 5%. Синица за день может съесть столько же насекомых, сколько весит сама, а крохотный колибри – выпить количество нектара, в 4 - 6 раз превышающее собственную массу.
У птиц переваривание пищи происходит быстро. Мелкие совы (домовые сычи) переваривают мышь за 4 часа, серый сорокопут – за 3 часа. Сочные ягоды у воробьиных проходят через кишечник за 8 – 10 минут. Насекомоядные птицы наполняют свой желудок 5 – 6 раз в сутки, зерноядные – трижды.
Заполнить таблицу
Особенности внутреннего строения птиц, связанные с полетом
Системы органов | Особенности строения, связанные с полетом |
Пищеварительная | |
Выделительная | |
Дыхательная | |
Кровеносная | |
Нервная | |
2 группа. Дыхательная система
Задания для группы:
Рассмотрите строение дыхательной системы птиц.
Запишите особенности строения связанные с полетом.
Как происходит дыхание птиц в покое и во время полета?
Что такое двойное дыхание, и какого его значение?
Какие функции выполняют воздушные мешки?
Заполнить таблицу
Особенности внутреннего строения птиц, связанные с полетом
Системы органов | Особенности строения, связанные с полетом |
Пищеварительная | |
Выделительная | |
Дыхательная | |
Кровеносная | |
Нервная | |
3 группа. Кровеносная система и обмен веществ
Задания для группы
Какое строение имеет кровеносная система птиц?
2.Сравните кровеносную систему птиц и пресмыкающихся. В чем проявляется более сложное строение кровеносной системы птиц?
3.Рассмотрите схему строения большого и малого кругов кровообращения.
4.Какие преимущества птицам по сравнению с пресмыкающимися дает четырехкамерное сердце?
5.Какая существует взаимосвязь между строением кровеносной системой и обменом веществ у птиц? Чем обеспечивается быстрое движение крови?
Дополнительный материал
Частота сокращений сердца у разных птиц
Птицы | Частота сокращений в минуту |
Аист | 270 |
Воробей домовой | 745 – 850 |
Ворон | 300 -352 |
Голубь | 150 – 250 |
Стриж черный | 700 |
Лягушка | 50 |
Заполнить таблицу
Особенности внутреннего строения птиц, связанные с полетом
Системы органов | Особенности строения, связанные с полетом |
Пищеварительная | |
Выделительная | |
Дыхательная | |
Кровеносная | |
Нервная | |
4 группа. Нервная система и органы чувств
Задания для группы:
1.Пользуясь учебником, сравните строение головного мозга пресмыкающихся и птиц. Назовите черты различия в их строении. Чем их можно объяснить?
2.Сравните органы чувств птиц и пресмыкающихся. Найдите черты отличия.
3.Как усложнение нервной системы птиц влияет на их поведение?
Заполнить таблицу
Особенности внутреннего строения птиц, связанные с полетом
Системы органов | Особенности строения, связанные с полетом |
Пищеварительная | |
Выделительная | |
Дыхательная | |
Кровеносная | |
Нервная | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица 1. Расстояния, преодолеваемые при перелетах.
Птица | Перелет с возвращением |
Аист | 10 000 |
Гагара короткохвостая | 17 500 |
Дрозд певчий | 2600 |
Журавль | 6500 |
Кукушка | 9500 |
Скворец | 1400 |
Таблица 2. Максимальная скорость полета
Птица | Скорость полета, км/час |
Аист | 45 |
Альбатрос | 70 |
Воробей домовой | 45 |
Голубь почтовый | 80 |
Гусь серый | 91 |
Кряква | 104 |
Стриж черный | 180 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
1 группа. Пищеварительная система
Отчет учащихся о выполнении задания
Ученик называет органы пищеварительной системы птиц: ротовая полость (язык, слюнные железы) глотка пищевод зоб — расширение пищевода желудок (железистый и мускульный) кишечник (тонкая, толстая и прямая кишка) клоака.
отсутствие зубов в ротовой полости облегчает вес птиц;
появление мускульного отдела желудка компенсирует отсутствие зубов. Пища вначале попадает в железистый отдел, где переваривается под действием желудочного сока, а затем в мускульный отдел. Он образован толстыми мышечными стенками, под действием которых пища перетирается до кашицеобразного состояния. Перетиранию пищи способствуют камешки, которые заглатывают птицы;
хорошо развиты пищеварительные железы — поджелудочная железа и печень, что также способствует быстрому перевариванию пищи;
кишечник птиц короче, чем у пресмыкающихся. Экскременты в нем не накапливаются, и это также облегчает вес птиц.
- птицы много и часто едят. Чем меньше птица, тем больше пищи на каждый грамм массы тела ей требуется. Мелкие птицы теряют больше тепла, чем крупные. Мелкие птицы за день съедают количество корма, равняющееся 20 – 30% их собственной массы, крупные – 2 – 5%. Синица за день может съесть столько же насекомых, сколько весит сама, а крохотный колибри – выпить количество нектара, в 4 - 6 раз превышающее собственную массу.
У птиц переваривание пищи происходит быстро. Мелкие совы (домовые сычи) переваривают мышь за 4 часа, серый сорокопут – за 3 часа. Сочные ягоды у воробьиных проходят через кишечник за 8 – 10 минут. Насекомоядные птицы наполняют свой желудок 5 – 6 раз в сутки, зерноядные – трижды.
выделительная система представлена парными тазовыми почками, от которых отходят мочеточники;
мочеточники выводят продукты обмена в клоаку;
отсутствует мочевой пузырь — эта особенность способствует облегчению веса во время полета.
3 группа Кровеносная система и обмен веществ.
Отчет учащихся о выполнении задания
Учащиеся отмечают, что кровеносная система птиц, как и пресмыкающихся, представлена двумя кругами кровообращения — малым и большим. В то же время существуют отличия кровеносной системы птиц от кровеносной системы пресмыкающихся, обеспечивающие высокий уровень обмена веществ и теплокровность птиц:
сердце четырехкамерное, имеется полная перегородка между левой и правой половинами сердца. Это приводит к полному разделению крови на артериальную и венозную;
в большом круге кровообращения циркулирует артериальная кровь, а не смешанная, как у пресмыкающихся;
все органы снабжаются артериальной кровью, насыщенной кислородом, что приводит к повышению интенсивности обмена веществ у птиц и теплокровности. Температура тела птиц не зависит от температуры окружающей среды.
Таблица « Частота сокращений сердца у разных птиц»
Птицы | Частота сокращений в минуту |
Аист | 270 |
Воробей домовой | 745 – 850 |
Ворон | 300 -352 |
Голубь | 150 – 250 |
Стриж черный | 700 |
Лягушка | 50 |
4 группа. Нервная система и органы чувств
Отчет учащихся о выполнении задания
У птиц, по сравнению с ранее изученными животными, увеличен объем головного мозга, особенно больших полушарий.
В связи с приспособленностью к полету хорошо развит мозжечок.
У птиц хорошо развиты зрение и слух. Изменяется форма хрусталика, что обеспечивает более совершенную аккомодацию. У большинства птиц зрение цветовое.
Развитая нервная система и органы чувств определяют сложное поведение птиц, которое основано на сложных инстинктах и способности образовывать условные рефлексы.