Тема урока: «Обозначение на письме твердых и мягких согласных звуков».
Класс: 2.
Цель деятельности учителя: учить определять условия выбора гласных после разных групп твердых и мягких согласных.
Планируемые результаты
личностные: соблюдать основные моральные нормы поведения;
метапредметные:
регулятивные – научатся понимать цель выполняемых действий
познавательные – научатся находить, cравнивать, группировать звуки, буквы, слова;
коммуникативные – научатся слышать, точно реагировать на реплики, адекватно использовать речевые средства;
предметные: научатся использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме.
Ход урока.
I.Чистописание.
1.Разминка для пальцев.
2.Работа над формой строчной и заглавной буквы с и С.
-анализ букв. Показ на доске.
-прописывание букв с и С,
-прописывание соединений: са, сл, ос, ус, се, Ст, См, Сг, Со,
-прописывание слов: осень, сентябрь.
Слово сентябрь записать в словарик.
-Какой гласный звук мы слышим в сильной позиции? ( а)
-В слабой? (и).
-Подберите однокоренные слова : сентябрьский. Буква е в слабой позиции, не смогли поставить в сильную позицию. Слово заимствованное. Этимология слова: September (латинск.) образовалось от septem – семь- ведь год у древних римлян начинался с марта, а сентябрь был на седьмом месте.
-А как меняется природа в начале осени?
Ответы детей.
2.Работа с текстом.
Слайд 1.
Б…резовая рощ… в с…нтябре преобр…зилась. Листоч (ь)ки на б…резах превратились в з…лотые монетки. Узкие тр…пинки закруж…лись желтыми змейками. Не узнать старый пень : на нем пос…лилась дружная с…мейка опят. Кустики ш…повника на кр…ю рощи стали рыж…ми.
-Выписать слова с пропущенными орфограммами, подчеркнуть орфограммы.
На доске в тексте дети по одному вписывают пропущенные буквы.
Перепишите последнее предложение в тетрадь.
Сделайте транскрипцию слова «кустики».
-Дайте характеристику каждому звуку (устно).
-Что вы заметили?
-Звук «к» перед «у» твердый, перед «и» мягкий.
-Почему так происходит?
-Перед гласными я. е,е,ю,и согласные звуки мягкие (дети могут отметить Ь), перед гласными а,о,э,у,ы – твердые.
Запись в тетради:
Перед я, е,е,ю согл. мягкие
Перед а,о,э,у,ы согл. твердые
3. Работа по учебнику.
Стр. 34, упр.6 устно.
-Сделайте запись транскрипции слова «люк». Дайте характеристику каждому звуку (обратите внимание на мягкость «л» . Как отмечается в транскрипции? Буква «ю», а звук «у»).
-Сделайте запись транскрипции слова «лук». Дайте характеристику каждому звуку.
-Чем отличается транскрипция?
Стр.35, упр.9,устно.
-Какими буквами различаются выделенные слова?
Сито-сыто.
-Сделайте транскрипцию этих слов.
-Какими звуками различаются выделенные слова?
Стр.35,упр.10.
-Запишите транскрипцию слов «крем», «музей».
-Как правильно произносить эти слова?
4.Физминутка «Вертушки».
5.Дифференцированное задание.
Слайд 2.
Записана транскрипция слов, записать слова в тетрадь (без транскрипции).
-Какие слова я зашифровала?
1вариант: уголь, няня, мал, лось.
2 вариант: мил, плюшка, ослик,
3вариант: пыль, енот, нес, носорог.
-Транскрипция какого слова отличается от остальных в 3 варианте?
Носорог – все согласные звуки твердые.
Задание выполняется на магнитных индивидуальных досках.
-Запишите ответы.
6. Закрепление. Тест.
1. А) Звуки речи - это стук, гром, звон, шум.
Б) Звуки речи - это гласные и согласные звуки.
2. А) Звук можно услышать и произнести.
Б) Букву можно услышать и произнести.
3. А) Гласные звуки бывают ударные и безударные.
Б) Согласные звуки бывают ударными и безударными.
4. А) Согласные бывают глухие и звонкие, твердые и мягкие.
Б) Гласные бывают глухие и звонкие, твердые и мягкие.
5. А) Гласный звук образует слог.
Б) Согласный звук образует слог.
6. А) Ударный слог в слове произносится слабее других.
Б) Ударный слог в слове произносится сильнее других.
7. А) Буквы обозначают звуки на письме.
Б) Звуки обозначают буквы на письме.
8. А) Алфавит – это все буквы в беспорядке.
Б) Алфавит – это все буквы по порядку.
7. Рефлексия.
Понравился урок?
Что нового узнали? Что понравилось?
Все ли получилось?
У кого возникли затруднения?
Всем спасибо. Похлопали в ладоши.