СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок во 2 классе по кубановедению по теме: Красная книга Краснодарского края.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомятся с редкими животными и растениями.

Просмотр содержимого документа
«Урок во 2 классе по кубановедению по теме: Красная книга Краснодарского края.»

Предмет кубановедение.

Класс:2.

Тема: Красная книга Краснодарского края.

Цели: Задачи:

Воспитательные:

  • воспитание уважительного отношения к мнению товарищей;

  • воспитание экологически грамотного человека.

Развивающие:

  • развитие речи учащихся, познавательного интереса, творческих способностей

  • формирование умения работать с текстовой информацией, словарями, умения работать в группе по правилам.

Образовательные:

  • расширение кругозора учащихся

Планируемые результаты:

Личностные УУД: формируем умение определять и высказывать общие для всех людей правила.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение учиться определять цель деятельности на уроке; определять успешность своего задания в диалоге с учителем; учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность и устанавливать аналогии; на основе анализа объектов делать выводы

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других; совместно договариваться о правилах общения и поведения.

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме

Материально – техническое обеспечение урока: Красная книга Краснодарского края, презентация «Животные из Краской книги Кубани», Атлас – определитель «От земли до неба», выставка книг.

















Этапы

Организация учебного процесса

1.Мотивация учебной деятельности

Чтение стихотворения:

Шуми, шуми, зелёный лес!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой, и блеск небес

Над головой твоей кудрявой.

Я с детства понимать привык

Твоё молчание немое,

И твой таинственный язык

Как что-то близкое, родное.

– Ребята, чтобы наш урок прошел интересно и успешно, давайте поприветствуем друг друга своими улыбками.

2.Актуализация знаний

Вступительная беседа.


Сегодня мы отправляемся в путешествие по нашему краю, мы узнаем много интересного, побываем в интересных местах, а потом расскажем о своих знаниях и впечатлениях родным и друзьям. Природа открывает свои тайны только добрым людям.

1. Игра «Узнай меня»

-Ребята, постарайтесь узнать по описанию, о каком животном или растении идёт речь.

А) Очень крупное животное. Передняя часть его туловища выше задней из-за спинного горба и гривы. За сутки животное съедает до 40 килограммов корма.

- Это зубр, который живёт в лесах Кавказского заповедника.

Б) Травянистое земноводное растение. Его листья плавают, а большие цветы имеют ярко - розовую окраску.

- Кувшинка.

В) насекомое с телом коричневато-чёрной окраски. Верхние челюсти самцов довольно крупные и напоминают рога оленя.

- Жук-олень.

- Этих животных и растений можно ли встретить в огромном количестве в природе?

- Эти животные и растения редкие, поэтому они занесены в Красную книгу.


Посмотрите вокруг –

Отчий край! Вишневые рассветы,

Зачарует краса,

Двух морей и неба синева…

Золотятся хлеба,

Зеленеют леса,

Даль морская лазурью украшена.

Нет края прекраснее нашего!

- Какова же наша тема урока? ( На доске записывается тема урока).

3.Изучение нового материала.

- Кто знает, что такое Красная книга?


- Ребята, подумайте, а почему красный цвет выбран для названия, а не синий, зеленый?

Красный цвет - сигнал опасности, внимания, стоп не губите растения и не убивайте животных. Осторожно, может случиться беда!

- Сегодня мы отправимся в путешествие по страницам Красной книги. Познакомимся с животными и растениями нашего края, которые занесены в нее и находятся на грани исчезновения.

Сейчас вы видите первое издание Красной книги Краснодарского края, вышедшее в 1994 году под редакцией Нагалевского. С тех пор многое изменилось в нашей жизни: появились описания ранее неизвестных науке видов растений и животных, из состава края вышла Республика Адыгея. Кроме этого, согласно действующему законодательству, Красная книга должна издаваться не реже чем один раз в 10 лет. В 2007 году вышло новое издание Красной книги отдельными томами: животные и растения.

А сейчас давайте позовем на помощь наше воображение и представим себе, ( запись пения птиц) что мы пришли в лес по давно знакомой тропинке. Справа и слева стоят деревья – великаны и приветливо машут нам своими ветками, а вдоль тропинки, широким многоцветным ковром, рассыпаются лесные цветы: лиловые колокольчики, желтые одуванчики, белоголовые ромашки.


Нашей Кубанью только б восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство. Идет вырубка лесов, загрязняются реки и моря, гибнут животные и растения. И все это происходит по вине человека.


Ученики читают стихи..


И конечно тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем.


Ни за что не в ответе,

Словно самую малость,

Нам на этой планете

Жить и править осталось.


Не хозяева вроде,

Так добро свое губим.

А гордимся природой

И Кубань свою любим.




4.Самостоятельная работа

























Беседа о причинах исчезновениях.


Ребята подумайте, как помочь природе? (ответы учеников)


Я приготовила для вас задание. (достаю конверты) В этих конвертах лепестки цветов. На них написаны правила друзей и тревожные сигналы природы. Сейчас мы соберем с вами два цветка. Первый, цветок – зла. второй, цветок - добра.


Собираем первый цветок – зла. Какой вред человек приносит природе?

Найдите лепесток с нужным ответом, кто готов, поднимает руку?


- вырубка лесов;

- охота на животных;

- загрязнение рек отходами;

- применяют химикаты.

Ребята, вы ещё маленькие, но уже многое можете сделать для природы.

Давайте вместе соберем цветок правил защитников природы.

- Не разорять птичьи гнезда.

- Не уничтожать насекомых.

- Не сорить в местах отдыха.

- Не вытаптывать растения.

- Не шуметь в лесу.

- Не рвать цветов.

- Не разводить костер.


- Какой цветок вам больше нравится? Сколько лепестков? Какой цветок напоминает? Конечно, цвети - семицветик, который исполняет желания. И у нас у всех одно желание – какое? (ответы учащихся) Сберечь природу. Ребята, а теперь я вас приглашаю к себе в лес.



Физ.минутка

Под музыку выполняют физические упражнения.


5.Первичное осмысление и закрепление


Работа в группах.


Ну, а сейчас мы познакомимся с обитателями Красной книги Кубани. Узнать о каких животных и растениях пойдет речь, вы сможете, собрав рисунок с их изображением, наклеить на лист бумаги и подобрать название. Открываем конверт под №1.


(Учащиеся собирают разрезные иллюстрации, наклеивают на лист бумаги.)


Молодцы! Кто получился у первой группы? Второй? и т.д


Ну, а сейчас мы познакомимся с этими животными подробней.

Ученики подготовили сообщения.

Ученик 1. Бурный медведь.

В Краснодарском крае бурый медведь самый крупный хищник. Длина его тела достигает 2 метра, а масса 300 кг. В отдельных случаях масса медведя достигает 450 кг. Голова крупная с короткой мордой и небольшими закруглёнными ушами. Живут медведи до 40 лет. Берлогу устраивают в сухом укромном месте, чаще под вывороченными корнями деревьев или в расщелинах скал, среди буреломах или лесных завалов. В берлоге медведь проводит зиму, не питаясь. Необходимым условием благополучной зимовки является накопление с осени большого запаса жира. Потревоженный зверь может уйти из берлоги, становясь шатуном. Это обстоятельство и приводит медведя к вынужденному хищничеству. Размножение у медведя происходит раз в 2 года. Самка рождает 1-2 медвежат в берлоге, где до конца зимнего периода вскармливает их молоком. Прозревают медвежата через месяц, а половозрелыми становятся в возрасте трёх лет.

Ученик 2. Рысь.

Рыси относятся к хищным представителям фауны Кавказа. Данный вид находится под угрозой исчезновения и занесен в Красную Книгу Краснодарского края. Рысь – самое грациозное и опасное животное из семейства кошачьих. Она очень резкая и быстрая, добыче редко удается убежать от хищницы.

Зубр — самое крупное и тяжелое животное на европейском континенте. Средняя длина тела зубров составляет около 3 м, высота в холке — около 2 м, а масса — около тонны. Короткая и прямоугольная голова, хорошо выраженная свисающая борода, заметный горб на спине, коренастые ноги и глубоко посаженные глаза — все это производит довольно-таки устрашающее впечатление. На самом деле зубры не слишком агрессивны, хотя взрослые самцы не любят посторонних на своих территориях. Окрас этих животных в целом бурый, но с различными оттенками — от вороного до красновато-коричневого. Рога загнуты вверх, а внутри полые. Зубры действительно сильны и массивны, но, несмотря на это, очень ловки, энергичны и подвижны. Они с легкостью могут преодолевать препятствия до 2 м высотой. У зубров рога иные, чем у оленей, их носят и быки, и коровы. Рога развиваются на выростах лобных костей, не ветвятся, не сменяются и покрыты роговым чехлом. Кто видел охотничий рог, представляет, что такое роговой чехол. Без костной основы рог пустой, полый – отсюда общее название всех, кто носит такие рога, - полорогие животные.

На территории России зубры встречаются на Северном Кавказе.

Травоядным животным опасно пастись на открытых местах, где их видят хищники. Поэтому они едят быстро, набивая желудок непрожеванной травой. Переваривать ее трудно, и некоторые животные, например зубры и олени, научились жевать жвачку. После выпаса эти жвачные парнокопытные укрываются а безопасном месте, отрыгивают наскоро проглоченную пищу и жуют ее. Пережеванная жвачка снова проглатывается в другой отдел желудка, где происходит пищеварение. Продолжительность жизни — до 25 лет.

Ученик 4. Сокол сапсан.

Признанный властелин неба, чемпион среди птиц по скоростному полёту: в броске на добычу с высоты он развивает скорость около 100 метров в секунду. Красота, смелость, быстрота выделяют сокола-сапсана из ряда других соколов. Именно он стал героем народных песен, сказок, пословиц. В Краснодарском крае населяет горнолесную часть. (Приложение 1. Слайд № 4). Под воздействием пестицидов сапсаны начали откладывать яйца с такой тонкой скорлупой, что она трескалась под тяжестью насиживающей птицы. Для предотвращения вымирания сапсана в ряде стран были созданы специальные центры по его разведению. Они охотно гнездятся и в городах, охотясь там за голубями.

Ученик

Подснежник Кавказский . ( Слайд 5)

Травянистый многолетник до 20 см высоты. Листьев 2, направлены вверх, тупые, покрытые восковым налётом. Стебель цилиндрический, один цветок. Цветет в феврале-апреле. Декоративный, медонос, ядовит. Растет на Кавказе, в горах, на опушках, в зарослях кустарников, лиственных лесах. Исчезает из-за сбора цветов в букеты, нерегулируемого выгула скота.

Цикламен кавказский (Приложение. Слайд 6)

Травянистый многолетник. Цветки красно-фиолетовые, реже розовые или почти белые. Цветет в феврале-марте. Плодоносит в мае-июне. Размножается семенами. Декоративное, лекарственное. Численность быстро сокращается из-за массового уничтожения на зимние и ранневесенние букеты, выкопки клубней для лекарственных целей.


Работа с иллюстрациями на стр. 30. Соедини названия птиц, занесённых в Красную книгу Краснодарского края, с их изображением.

Кудрявый пеликан


Бородач


Черноголовая чайка


Орлан-белохвост


6.Применение знаний.














7. Итог урока. Рефлексия.


Природа наш общий дом и нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател. Берегите природу!


- Птицы, рыбы, звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди,

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо!

А море без рыб - не море!

А земля без зверей не земля!


- Жители Кубани! Любите природу, жалейте животных! Сохраните их для будущих поколений!

А сейчас подведем итог нашего урока.

- С какой целью была создана Красная книга Краснодарского края?

- Какие правила необходимо соблюдать, чтобы сохранить природу?


В наших руках красота и богатство нашей родной Кубани.

Давайте же будем стараться жить так, чтобы она оставалась прекрасной и щедрой, чтобы цвели сады, пели птицы, журчали чистые ручьи.

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая перелётных.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нет!

Ребята, посмотрите, как красива наша планета! И мы не должны допустить, чтобы на ней исчезла жизнь. Перед вами лежат бабочки и цветы, олицетворение жизни и красоты. Если наш урок научил вас беречь природу, подсказал пути сохранения жизни животным, сделал вас добрее, давайте поделимся частью своей доброты со всеми жителями нашей планеты.

Постарайтесь, пребывая на природе, пользоваться правилом: прежде чем что-то сделать, подумай, не повредишь ли ты природе. Помните! В руках человека, а значит, и в наших руках красота и богатство нашей родной Кубани.

Закончите предложения:

•«Сегодня я узнал ….»

• «Было интересно ….»

Вот и подходит к концу наш урок.

-О каких животных мы говорили на уроке?

-На память о нашем уроке я хочу подарить вам раскраски с изображением животных.


8.Домашнее задание.

Стр. 31 , сделать книжку-малышку о животном из Красной книги нашей местности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!