СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Воды суши. Реки"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока на тему "Воды суши. Реки"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Воды суши. Реки"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

«Воды суши. Реки»

ФИО: Даминева Светлана Сергеевна МБОУ «СОШ №7»

Предмет: география

Класс: 5

Тема урока: «Воды суши. Реки»

Базовый учебник: А.А. Летягин. География. Начальный курс. 5 класс. Издательство – Вентана Граф. 2013.

Цель урока: создать условия для формирования целостного представления о реке, её частях и её роли в жизни человека.


Задачи:

Составить схему «Река»;

Продолжить формирование предметных и метапредметных УУД;

Формировать культуру общения в парах.

Анализировать схемы, формулировать задачи, делать выводы.

Личностные результаты:

Формировать мотивационную основу учебной деятельности;

Осознавать значимость знаний о реках для их практического использования их человеком;

Метапредметные результаты:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

Устанавливать причинно-следственные связи между рельефом земной поверхности и характером реки;


Делать выводы по результатам сравнения равнинных и горных рек;

Создавать схему «Река». Применять схему для решения познавательных задач.

Предметные результаты:

Объяснять существенные признаки понятия «река» и использовать его для решения учебных задач по определению положения бассейна реки;

Приводить примеры равнинных и горных рек;

Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа и характером реки;

Сравнивать реки (горную и равнинную)


Тип урока: урок открытия нового знания.

Формы работы обучающихся: в парах

Структура и ход урока

Этап

Действия учителя

Действия обучающегося

Мобилизирующий этап

Темой нашего урока будет географический объект, о котором сложено немало загадок. Отгадайте их:

Течёт, течёт – не вытечет;

Бежит, бежит – не выбежит.

Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит.

(река)



Настрой на урок

Самоопределение обучающимися на основе антиципации.

Учитель: давайте предположим, чем мы будем сегодня заниматься? Как вы можете сформулировать тему сегодняшнего урока? А что вы знаете о реках? (у реки имеется исток, устье)

- А что бы вы хотели еще узнать о реках? (почему вода в реке не кончается, узнать какие реки бывают, от чего они зависят).

Сформулируйте цель урока.

Определяют тему урока.

Называют «Реки»

Подготавливают вопросы, на которые хотят получить ответы.

Формулируют цель урока: объяснять особенности рек.

Момент осознания обучающимися недостающих знаний

1.Учитель предлагает ученикам найти в тексте параграфа ответы на следующие вопросы:


Откуда берется вода в реках?

Какие бывают реки?

Какая вода в реках?

Какие части реки вы знаете?

Составить схему «Река».




2.Продумайте названия основных пунктов плана для характеристики реки.

1.Отвечают на вопросы. Вспоминают, что вода в реке все время движется по естественному углублению от истока (начала реки) до устья (места впадения ее в океан, море, другую реку). Определяют: реки пополняются подземными водами, осадками, талыми водами ледников. Рассказывают о том, что реки бывают большие и малые, глубоководные и мелководные. Утверждают: в реках вода всегда пресная. Называют известные им части реки: исток, устье.



2.Называют основные пункты при характеристике реки:

-название реки;

-строение реки;

-тип реки;

-роль реки.

Дополнения учителя:

-Речная система.

-Строение речной долины.

-Типы рек (в зависимости от рельефа местности)

-Роль рек в мировом круговороте воды.


1. Выделите основные вопросы, которые мы изучим, и сформулируйте основные задачи урока.


1.Определяют, какие вопросы будут затронуты на уроке:

-что такое речная система?

-Каково строение речной долины?


2.Формулируют основные задачи урока:

-определить, что является речной системой?

-Изучить строение речной долины.

-Выделить типы рек в зависимости от рельефа местности.

Содержательный этап.

1.Просмотрите фильм «Источник. Река». Расскажите о строении реки.

2.Используя текст учебника описать, как функционирует речная система. Продолжите заполнение схемы «Река»

3.Ответить на вопросы: Что является бассейном реки? Что такое линия водораздела?

4. Используя рис. 62, стр. 97,определите речную систему и бассейн реки Лены. Чем отличаются понятия «бассейн» и «речная система».

Что является водоразделом рек Волга и Обь?

Назовите водораздел реки Лена.


1.Просматривают видеофрагмент. Определяют, что река имеет русло, исток и устье. Заполняют схему в тетради.


2.Рассказывают, что река собирает воду с определенной террритории, малые реки впадают в главную, образуют речную систему.



3.Отвечают на вопросы.


4.Высказывают предположения о связи рек и океана. По физической карте определяют водораздел рек Волга и Обь.


Закрепление.

1. Укажите части реки


Исток


Русло



Устье


Левый приток


Правый приток




2.Назовите реки нашего края. К какому типу они относятся?

Рефлексия.

1.Что нового узнали на уроке?

Продолжите эти предложения:

1.Сегодня я узнал…….

2. Было интересно……

3. Было трудно………

4. Я понял, что………..

5.Мне понравились задания……………….

6. Я научился…………

7. Меня удивило………

8. Я хотел еще узнать……..




1.Обучающиеся проговаривают чему они научились на уроке.

Рассказывают о том, что узнали на уроке.


Домашнее задание.

Задания на выбор.

1.Задание №3 с.102. Определить к какому бассейну относятся реки нашей местности.

2. Составить фото-коллаж «Водопады мира», используя интернет - ресурсы и дополнительную литературу.

3. Написать небольшой рассказ « Моё путешествие по Енисею»

Формулируют уточняющие вопросы учителю.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!