Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Воды суши. Реки"»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
«Воды суши. Реки»
ФИО: Даминева Светлана Сергеевна МБОУ «СОШ №7»
Предмет: география
Класс: 5
Тема урока: «Воды суши. Реки»
Базовый учебник: А.А. Летягин. География. Начальный курс. 5 класс. Издательство – Вентана Граф. 2013.
Цель урока: создать условия для формирования целостного представления о реке, её частях и её роли в жизни человека.
Задачи:
Составить схему «Река»;
Продолжить формирование предметных и метапредметных УУД;
Формировать культуру общения в парах.
Анализировать схемы, формулировать задачи, делать выводы.
Личностные результаты:
Формировать мотивационную основу учебной деятельности;
Осознавать значимость знаний о реках для их практического использования их человеком;
Метапредметные результаты:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
Устанавливать причинно-следственные связи между рельефом земной поверхности и характером реки;
Делать выводы по результатам сравнения равнинных и горных рек;
Создавать схему «Река». Применять схему для решения познавательных задач.
Предметные результаты:
Объяснять существенные признаки понятия «река» и использовать его для решения учебных задач по определению положения бассейна реки;
Приводить примеры равнинных и горных рек;
Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа и характером реки;
Сравнивать реки (горную и равнинную)
Тип урока: урок открытия нового знания.
Формы работы обучающихся: в парах
Структура и ход урока
Этап | Действия учителя | Действия обучающегося |
Мобилизирующий этап | Темой нашего урока будет географический объект, о котором сложено немало загадок. Отгадайте их: Течёт, течёт – не вытечет; Бежит, бежит – не выбежит. Не конь, а бежит, Не лес, а шумит. (река) | Настрой на урок |
Самоопределение обучающимися на основе антиципации. | Учитель: давайте предположим, чем мы будем сегодня заниматься? Как вы можете сформулировать тему сегодняшнего урока? А что вы знаете о реках? (у реки имеется исток, устье) - А что бы вы хотели еще узнать о реках? (почему вода в реке не кончается, узнать какие реки бывают, от чего они зависят). Сформулируйте цель урока. | Определяют тему урока. Называют «Реки» Подготавливают вопросы, на которые хотят получить ответы. Формулируют цель урока: объяснять особенности рек. |
Момент осознания обучающимися недостающих знаний | 1.Учитель предлагает ученикам найти в тексте параграфа ответы на следующие вопросы: Откуда берется вода в реках? Какие бывают реки? Какая вода в реках? Какие части реки вы знаете? Составить схему «Река». 2.Продумайте названия основных пунктов плана для характеристики реки. | 1.Отвечают на вопросы. Вспоминают, что вода в реке все время движется по естественному углублению от истока (начала реки) до устья (места впадения ее в океан, море, другую реку). Определяют: реки пополняются подземными водами, осадками, талыми водами ледников. Рассказывают о том, что реки бывают большие и малые, глубоководные и мелководные. Утверждают: в реках вода всегда пресная. Называют известные им части реки: исток, устье. 2.Называют основные пункты при характеристике реки: -название реки; -строение реки; -тип реки; -роль реки. Дополнения учителя: -Речная система. -Строение речной долины. -Типы рек (в зависимости от рельефа местности) -Роль рек в мировом круговороте воды. |
| 1. Выделите основные вопросы, которые мы изучим, и сформулируйте основные задачи урока. | 1.Определяют, какие вопросы будут затронуты на уроке: -что такое речная система? -Каково строение речной долины? 2.Формулируют основные задачи урока: -определить, что является речной системой? -Изучить строение речной долины. -Выделить типы рек в зависимости от рельефа местности. |
Содержательный этап. | 1.Просмотрите фильм «Источник. Река». Расскажите о строении реки. 2.Используя текст учебника описать, как функционирует речная система. Продолжите заполнение схемы «Река» 3.Ответить на вопросы: Что является бассейном реки? Что такое линия водораздела? 4. Используя рис. 62, стр. 97,определите речную систему и бассейн реки Лены. Чем отличаются понятия «бассейн» и «речная система». Что является водоразделом рек Волга и Обь? Назовите водораздел реки Лена. | 1.Просматривают видеофрагмент. Определяют, что река имеет русло, исток и устье. Заполняют схему в тетради. 2.Рассказывают, что река собирает воду с определенной террритории, малые реки впадают в главную, образуют речную систему. 3.Отвечают на вопросы. 4.Высказывают предположения о связи рек и океана. По физической карте определяют водораздел рек Волга и Обь. |
Закрепление. | 1. Укажите части реки Исток | | Русло | | Устье | | Левый приток | | Правый приток | | 2.Назовите реки нашего края. К какому типу они относятся? |
Рефлексия. | 1.Что нового узнали на уроке? Продолжите эти предложения: 1.Сегодня я узнал……. 2. Было интересно…… 3. Было трудно……… 4. Я понял, что……….. 5.Мне понравились задания………………. 6. Я научился………… 7. Меня удивило……… 8. Я хотел еще узнать…….. | 1.Обучающиеся проговаривают чему они научились на уроке. Рассказывают о том, что узнали на уроке. |
Домашнее задание. | Задания на выбор. 1.Задание №3 с.102. Определить к какому бассейну относятся реки нашей местности. 2. Составить фото-коллаж «Водопады мира», используя интернет - ресурсы и дополнительную литературу. 3. Написать небольшой рассказ « Моё путешествие по Енисею» | Формулируют уточняющие вопросы учителю. |