Тема:« Волшебные превращения осенних листьев».
Конспект занятия на тему: «Волшебные превращения осенних листьев с использованием арт –терапии»
Цель. Познакомить ребенка со способами превращения осеннего листа посредством художественно – творческой деятельности
Задачи:
Воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творческой деятельности.
Расширять и уточнять знания детей о листьях деревьев, как представителях живого мира природы.
Формировать умение видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира .
Научить пользоваться простейшими способами обследования листьев.
Формирование познавательных УУД:
учить наблюдать и делать самостоятельные выводы;
тренировать в анализе и сравнении объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
формировать навык подведения под понятие, определения понятия;
учить представлять информацию в разных формах.
Формирование регулятивных УУД:
формировать умения высказывать своё предположение (гипотезу);
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
развивать рефлексивные умения;
тренировать умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
Формирование коммуникативных УУД:
тренировать высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
учить детей работать в группе, учитывать мнение товарищей, слушать и слышать друг друга.
Формирование личностных УУД:
развивать адекватную самооценку;
формировать уважительное отношение к чужому мнению;
воспитание познавательного интереса к учебному материалу.
Предполагаемые результаты.
На этом занятии
дети узнают, что такое исследование, в чём его особенность;
сделают вывод, что всякое исследование начинается с вопроса;
узнают, что на основе исследований сделано много открытий и изобретений;
работа в команде будет развивать у детей коммуникативные и организаторские навыки;
познавательный и экспериментальный материал урока будет способствовать развитию детской любознательности и творческих способностей;
Обогащать, активизировать словарный запас
Методы и приемы. Экспериментирование с осенними листьями, беседа, стихи, загадки, наблюдение, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, , аппликация, конструирование,
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые. Рады Вас приветствовать на занятии для любознательных школьников, которые хотят научиться понимать окружающий мир.
-Каким вы хотите, чтобы получилось наше занятие?
(Интересным, познавательным, нескучным)
-Что для этого необходимо? (Активно работать, помогать друг другу, думать, воображать)
Пришла девчонка красная
И листья обсыпает.
А как она зовется,
Кто, ребятки, угадает? ( осень).
У: Верно, этой девицей является волшебница – Осень.
Ну, как нам осень не любить?
Ну, как нам осенью не любоваться?
Так хочется по лесу побродить
И, просто этим чудом восхищаться…..
У: - Ребята, осень продолжает приглашать всех нас в свое удивительное царство, и мы каждый день любуемся ее красотой. А давайте, ребята, вспомним, какие опыты мы проводили с листочками?
Что листочки умеют делать?
Ответы детей
Каждый день наблюдали за осенними деревьями, за листочками, любовались их красотой и каждый раз узнавали о листочках что-то новое.
-Умеют листочки летать
-Умеют листочки плавать.
-Шелестят листочки.
-Какого они цвета.
-Разной формы.
- Меняют осенью свой цвет.
- Научились различать листочки по форме и с какого они дерева.
- О том, что они умеют танцевать, кружиться.
- Плавать по воде, как челноки.
- Летать в воздухе как парашюты.
Знакомство детей с осенней сказкой про лист
Ответы на вопросы
«Весной на самой обыкновенной кленовой веточке появился маленький зелёный листок.
Рядом с ним жили такие же зелёные листья, да и всё вокруг было зелёным.
Как-то осенним утром проснулся кленовый листок и увидел, что мир изменился. Много в нём стало жёлтой краски.
Его братья- листья поменяли свои платьица, тоже пожелтели. Увидев своё отражение в лужице листочек восхитился: «Ах, какой же я красивый, я похож на солнышко!»
Как же все это произошло?
Проходили дни, листок продолжал любоваться природой, и слушать, как осенний лёгкий ветерок поёт свою песенку. Заслушался кленовый листок и не заметил, как мир вокруг покраснел.
"Ах, как же мне хочется надеть красное платьице- это так красиво!"
И вдруг наш кленовый листок загрустил, он ведь не знал,
почему из жёлтого он превратился в красный.
Вдруг налетел сильный ветер, сорвал листочек с ветки и закружил.
Кленовый листок полетел и вместе с ним закружились в "Танце осенних листьев" множество его друзей
Ветер всё кружил и кружил их, перемешивая между собой. Пока лист летел он снова задавал себе вопрос: почему я летаю, ведь у меня нет крыльев .
Так, проснувшись утром, он обнаружил, что стал золотым.
"Ах, какое чудесное превращения! Никого вокруг нет красивее нас!" И оглядевшись по сторонам, он увидел, что вместе с другими, такими же золотыми листьями лежит на земле, золотым ковром.
и мечтал, о том, чтобы кто нибудь помог ему ответить на все его вопросы».
Для этого я предлагаю стать вам учеными и провести исследования в настоящей Лаборатории «Точки роста». Вы согласны?????
-Предлагаю вам побыть в роли учёных. Для изучения вам представлены образцы листьев.
Итак, начнем наши исследования!
Предлагаю составить портрет листа. Что значит составить портрет осени? Как вы думаете?
Дети: Мы должны подробно рассказать о листьях.
Работа с микроскопом
Исследование №1 «Строение листа с помощью лупы»
Давайте рассмотрим как устроен лист. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором – лупой. Рассмотрим сначала черешок – это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрим теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки – тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой. Жилки – транспортные пути, по которым передвигаются в листе питательные вещества, жилки придают листьям прочность.
Какой можно сделать вывод?
Дети: У листочка есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой. (Одновременно вывешивает опорную карточку с изображением листа ).
Исследование №2 «Лист живой организм»
Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным молоточком постучите по ткани. Что вы обнаружите в ходе опыта?
Дети: на ткани появились зелёные пятна. Это сок листа. А если влаги в листочке не будет какой лист будет?
Проделать опыт с высохшим листком.
Итог: значит…… (Одновременно воспитатель вывешивает карточку).
Исследование №3 «Почему летают листья»
основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке. Осенью в этом месте образуется пробковый слой, в том месте, где он прикрепляется к ветке. Осенью в этом месте образуется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки. С появлением ветра черешок отделяется от ветки и лист падает на землю. Если погода стоит безветренная, то лист спокойно ложится на землю, а если погода ветреная то……(предположение детей)
Вывод детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше окружаться. А при ветре он движется с потоком воздуха (Одновременно воспитатель вывешивает карточку).
Исследование №4 «Почему желтеют и падают листья»
(просмотр познавательного фильма)
В листе содержатся красящие вещества зелёного, красного и жёлтого цветов. Летом, когда много солнечного света, зелёное вещество «заглушает» все остальные.
Осенью дни становятся короче, и растения получают мало света. Зелёное вещество не успевает восстановиться, и листья начинают окрашиваться по-разному. Красного, оранжевого и жёлтого цвета становятся листья рябины, клёна, осины. Желтеют липы, берёзы, каштаны.
Уважаемые ученые, вы много рассказали сегодня о листе. Я думаю, что портрет листика у нас получился очень подробный:
«Кленовый лист это живой организм. Он округлой формы состоит из черешка и жилок, он питается влагой. С наступлением холодов кленовый лист меняет цвет и покидает веточку дерева. Большие листья падают медленно, а маленькие быстрее. Если погода ветреная, то лист летит вместе с ветром».
Обобщение.
Что делали? Что наблюдали? - В чем нам помог микроскоп?
К какому выводу пришли? Подтвердилась наша гипотеза ?
2. Самоопределение темы урока. Целеполагание.
Уважаемые учёные время работы в нашей лаборатории закончилось. И я предлагаю стать волшебниками…. Переходят в творческую зону
У: Посмотрите, какое красивое письмо я получила сегодня (показываю детям конверт, открываю его и читаю).
«Я — весенний ветерок.
Шлю в подарок вам листок.
Интересно с ним играть!
Постарайся угадать:
Чем листочек может стать?»
Чем листочек может стать?»????????????
(Прослушайте сихотворение)
Стихотворение Карпицкая Варвара
Сергей Есенин
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Ответы детей
-А еще, мы сделали для себя неожиданное открытие, что из осенних листочков можно изготовить …Бабочку…..
Загадка??????
Листочек может стать Бабочкой…..
Учитель дополняет ответы детей, рассказывает об этимологии слова, сообщает некоторые сведения о бабочках. (Презентация + видео «Уроки тетушки Совы»: как появляется бабочка).
5.Видеофрагмент «Уроки Мудрой Совы. Бабочка».Слайды
-----Государственный Дарвиновский музей в Москве.
----Дом бабочек в Москве
Дарвиновский музей — большой естесственно-научный музей в Москве и один из самых крупных в Европе, пользующийся огромной популярностью за свою уникальность, разноплановость и использование самых современных технологий.Насчитывает 52568 экземпляров. Различные виды и подвиды бабочек. Придает коллекции особую научную ценность. К материалам данной коллекции регулярно обращаются как отечественные, так и зарубежные специалисты.
Физкультминутка
6. Обсуждение алгоритма работы. Составление плана выполнения аппликации.
- Рассматривание и анализ готовых образцов. (Презентация)
Составление аппликации из засушенных листьев строится примерно по следующему плану:
1. Определяем листья для базовых форм (голова, туловище) и их место на основе.
2. Подбираем и прикладываем мелкие детали. (Усики, узор на крыльях)
3. Оживляем поделку, придаем характерную особенность (веселость, грусть и т.д.)
Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.
У: Положите листочек себе на ладошку, какой он?
- А кто услышал, как шепчут осенние листья, о чем они шепчут? (как красиво осень их раскрасила, как хорошо им качаться на ветке).
У: Скажите, в какие цвета осень раскрасила листочки?
У: Погладьте его, что ощущают ваши пальчики?
Дети: листочек шершавый, сухой, хрупкий.
7. Самостоятельная творческая работа.(под музыку)
+ Пальчиковая гимнастика
У:Желаю вам интересной творческой работы.
8.Презентация работ. Показ и анализ готовых работ.
7. Оформление выставки «Живые цветы».
8.Итог урока.
- Как можно будет использовать аппликацию? (Назначение: аппликация «Осенние бабочки» может стать сувениром и подарком для родных и близких, украшением интерьера.)
9. Рефлексия. Самооценивание.
(по итогам деятельности)
У: Полюбуйтесь ребята, какие у вас интересные работы получились!
-Где устроим выставку? Какая красота! -
У:Внимание, внимание приглашаем Всех на секретное совещание. Предлагаю рассказать друг другу, какие сложности у вас были при выполнении.
-Вы очень ответственно подошли к заданиям!
-Как вы с ними справлялись?
-Что для вас было самое интересное?
-Здорово! Вы все большие молодцы!
Учитель протягивает свою руку, ладонь вверх и говорит: «Один за всех» Дети по очереди кладут свои руки ладонью вниз, на руку педагога и хором говорят «И все за одного!» Вскидывают руки вверх с возгласом «Ура!!!
У:А сейчас, Мы, давайте поблагодарим листочки за то, что помогли всем нам изготовить такие красивые аппликации, мы исследование строения листа, составили портрет листа, мы многое узнали о жизни бабочек!
(По возможности посетим Музеи бабочек совместно со своими родителями. Провели исследование и узнали семьи едут в Москву на ВДНХ )
Очень скоро все листочки окажутся под снегом и потеряют свою красоту. Нет повода для грусти. Предлагаю продлить жизнь и красоту осенним листьям, превращая их в веселых птиц, пестрых бабочек, животных, в необычные цветы и деревья. И мы дарим гостям букеты, чтобы и они со своим учениками сделали волшебные превращения листочков.
Песня: «Листик, листик ,листопад»