СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Волшебные превращения осенних листьев

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа в научной лаболатории "Точка Роста"

Просмотр содержимого документа
«Урок Волшебные превращения осенних листьев»

Тема:« Волшебные превращения осенних листьев».

Конспект занятия на тему: «Волшебные превращения осенних листьев с использованием арт –терапии»

Цель. Познакомить ребенка со способами превращения осеннего листа посредством художественно – творческой деятельности

Задачи:

Воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творческой деятельности.

Расширять и уточнять знания детей о листьях деревьев, как представителях живого мира природы.

Формировать умение видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира .

Научить пользоваться простейшими способами обследования листьев.

Формирование познавательных УУД:

  • учить наблюдать и делать самостоятельные выводы;

  • тренировать в анализе и сравнении объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • формировать навык подведения под понятие, определения понятия;

  • учить представлять информацию в разных формах.

Формирование регулятивных УУД:

  • формировать умения высказывать своё предположение (гипотезу);

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  • развивать рефлексивные умения;

  • тренировать умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

Формирование коммуникативных УУД:

  • тренировать высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • учить детей работать в группе, учитывать мнение товарищей, слушать и слышать друг друга.

Формирование личностных УУД:

  • развивать адекватную самооценку;

  • формировать уважительное отношение к чужому мнению;

  • воспитание познавательного интереса к учебному материалу.


Предполагаемые результаты.

На этом занятии

  • дети узнают, что такое исследование, в чём его особенность;

  • сделают вывод, что всякое исследование начинается с вопроса;

  • узнают, что на основе исследований сделано много открытий и изобретений;

  • работа в команде будет развивать у детей коммуникативные и организаторские навыки;

  • познавательный и экспериментальный материал урока будет способствовать развитию детской любознательности и творческих способностей;

Обогащать, активизировать словарный запас

Методы и приемы. Экспериментирование с осенними листьями, беседа, стихи, загадки, наблюдение, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, , аппликация, конструирование,



Ход занятия:

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые. Рады Вас приветствовать на занятии для любознательных школьников, которые хотят научиться понимать окружающий мир.

-Каким вы хотите, чтобы получилось наше занятие?

(Интересным, познавательным, нескучным)

-Что для этого необходимо? (Активно работать, помогать друг другу, думать, воображать)

Пришла девчонка красная

И листья обсыпает.

А как она зовется,

Кто, ребятки, угадает? ( осень).

У: Верно, этой девицей является волшебница – Осень.

­Ну, как нам осень не любить?

Ну, как нам осенью не любоваться?

Так хочется по лесу побродить

И, просто этим чудом восхищаться…..



У: - Ребята, осень продолжает приглашать всех нас в свое удивительное царство, и мы каждый день любуемся ее красотой. А давайте, ребята, вспомним, какие опыты мы проводили с листочками?

Что листочки умеют делать?

Ответы детей

Каждый день наблюдали за осенними деревьями, за листочками, любовались их красотой и каждый раз узнавали о листочках что-то новое.

-Умеют листочки летать

-Умеют листочки плавать.

-Шелестят листочки.

-Какого они цвета.

-Разной формы.

- Меняют осенью свой цвет.

- Научились различать листочки по форме и с какого они дерева.

- О том, что они умеют танцевать, кружиться.

- Плавать по воде, как челноки.

- Летать в воздухе как парашюты.

Знакомство детей с осенней сказкой про лист



























Ответы на вопросы

«Весной на самой обыкновенной кленовой веточке появился маленький зелёный листок.
Рядом с ним жили такие же зелёные листья, да и всё вокруг было зелёным.
Как-то осенним утром проснулся кленовый листок и увидел, что мир изменился. Много в нём стало жёлтой краски.

Его братья- листья поменяли свои платьица, тоже пожелтели. Увидев своё отражение в лужице листочек восхитился: «Ах, какой же я красивый, я похож на солнышко!»

Как же все это произошло?

Проходили дни, листок продолжал любоваться природой, и слушать, как осенний лёгкий ветерок поёт свою песенку. Заслушался кленовый листок и не заметил, как мир вокруг покраснел.

"Ах, как же мне хочется надеть красное платьице- это так красиво!"

И вдруг наш кленовый листок загрустил, он ведь не знал,

почему из жёлтого он превратился в красный.

Вдруг налетел сильный ветер, сорвал листочек с ветки и закружил.

Кленовый листок полетел и вместе с ним закружились в "Танце осенних листьев" множество его друзей
Ветер всё кружил и кружил их, перемешивая между собой. Пока лист летел он снова задавал себе вопрос: почему я летаю, ведь у меня нет крыльев .

Так, проснувшись утром, он обнаружил, что стал золотым.


"Ах, какое чудесное превращения! Никого вокруг нет красивее нас!" И оглядевшись по сторонам, он увидел, что вместе с другими, такими же золотыми листьями лежит на земле, золотым ковром.


и мечтал, о том, чтобы кто нибудь помог ему ответить на все его вопросы». 
















Для этого я предлагаю стать вам учеными и провести исследования в настоящей Лаборатории «Точки роста». Вы согласны?????

-Предлагаю вам побыть в роли учёных. Для изучения вам представлены образцы листьев.

Итак, начнем наши исследования!

Предлагаю составить портрет листа. Что значит составить портрет осени? Как вы думаете?

Дети: Мы должны подробно рассказать о листьях.

Работа с микроскопом

Исследование №1 «Строение листа с помощью лупы» 

 Давайте рассмотрим как устроен лист. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором – лупой. Рассмотрим сначала черешок – это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрим теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки – тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой. Жилки – транспортные пути, по которым передвигаются в листе питательные вещества, жилки придают листьям прочность.

Какой можно сделать вывод?

Дети: У листочка есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой. (Одновременно вывешивает опорную карточку с изображением листа ).

Исследование №2 «Лист живой организм»

Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным молоточком постучите по ткани. Что вы обнаружите в ходе опыта?

Дети: на ткани появились зелёные пятна. Это сок листа. А если влаги в листочке не будет какой лист будет?

Проделать опыт с высохшим листком.

Итог: значит…… (Одновременно воспитатель вывешивает карточку).

Исследование №3 «Почему летают листья»

основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке. Осенью в этом месте образуется пробковый слой, в том месте, где он прикрепляется к ветке. Осенью в этом месте образуется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки. С появлением ветра черешок отделяется от ветки и лист падает на землю. Если погода стоит безветренная, то лист спокойно ложится на землю, а если погода ветреная то……(предположение детей)

Вывод детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше окружаться. А при ветре он движется с потоком воздуха (Одновременно воспитатель вывешивает карточку).

Исследование №4 «Почему желтеют и падают листья»

(просмотр познавательного фильма)

В листе содержатся красящие вещества зелёного, красного и жёлтого цветов. Летом, когда много солнечного света, зелёное вещество «заглушает» все остальные. 

Осенью дни становятся короче, и растения получают мало света. Зелёное вещество не успевает восстановиться, и листья начинают окрашиваться по-разному. Красного, оранжевого и жёлтого цвета становятся листья рябины, клёна, осины. Желтеют липы, берёзы, каштаны.


Уважаемые ученые, вы много рассказали сегодня о листе. Я думаю, что портрет листика у нас получился очень подробный:

«Кленовый лист это живой организм. Он округлой формы состоит из черешка и жилок, он питается влагой. С наступлением холодов кленовый лист меняет цвет и покидает веточку дерева. Большие листья падают медленно, а маленькие быстрее. Если погода ветреная, то лист летит вместе с ветром».

Обобщение.

Что делали? Что наблюдали? - В чем нам помог микроскоп?

К какому выводу пришли? Подтвердилась наша гипотеза ?



2. Самоопределение темы урока. Целеполагание.

Уважаемые учёные время работы в нашей лаборатории закончилось. И я предлагаю стать волшебниками…. Переходят в творческую зону

У: Посмотрите, какое красивое письмо я получила сегодня (показываю детям конверт, открываю его и читаю).

«Я — весенний ветерок.

Шлю в подарок вам листок.

Интересно с ним играть!

Постарайся угадать:

Чем листочек может стать?»





Чем листочек может стать?»????????????





(Прослушайте сихотворение)

Стихотворение Карпицкая Варвара

Сергей Есенин

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.


Ответы детей

-А еще, мы сделали для себя неожиданное открытие, что из осенних листочков можно изготовить …Бабочку…..

Загадка??????

Листочек может стать Бабочкой…..

Учитель дополняет ответы детей, рассказывает об этимологии слова, сообщает некоторые сведения о бабочках. (Презентация + видео «Уроки тетушки Совы»: как появляется бабочка).

5.Видеофрагмент «Уроки Мудрой Совы. Бабочка».Слайды

-----Государственный Дарвиновский музей в Москве.

----Дом бабочек в Москве



Дарвиновский музей — большой естесственно-научный музей в Москве и один из самых крупных в Европе, пользующийся огромной популярностью за свою уникальность, разноплановость и использование самых современных технологий.Насчитывает 52568 экземпляров. Различные виды и подвиды бабочек. Придает коллекции особую научную ценность. К материалам данной коллекции регулярно обращаются как отечественные, так и зарубежные специалисты.

Физкультминутка



6. Обсуждение алгоритма работы. Составление плана выполнения аппликации.

- Рассматривание и анализ готовых образцов. (Презентация)

Составление аппликации из засушенных листьев строится примерно по следующему плану:

1. Определяем листья для базовых форм (голова, туловище) и их место на основе.

2. Подбираем и прикладываем мелкие детали. (Усики, узор на крыльях)

3. Оживляем поделку, придаем характерную особенность (веселость, грусть и т.д.)

Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.

У: Положите листочек себе на ладошку, какой он?

- А кто услышал, как шепчут осенние листья, о чем они шепчут? (как красиво осень их раскрасила, как хорошо им качаться на ветке).

У: Скажите, в какие цвета осень раскрасила листочки?

У: Погладьте его, что ощущают ваши пальчики?

Дети: листочек шершавый, сухой, хрупкий.


7. Самостоятельная творческая работа.(под музыку)


+ Пальчиковая гимнастика


У:Желаю вам интересной творческой работы.

8.Презентация работ. Показ и анализ готовых работ.


7. Оформление выставки «Живые цветы».


8.Итог урока.


- Как можно будет использовать аппликацию? (Назначение: аппликация «Осенние бабочки» может стать сувениром и подарком для родных и близких, украшением интерьера.)

9. Рефлексия. Самооценивание.

(по итогам деятельности)

У: Полюбуйтесь ребята, какие у вас интересные работы получились!

-Где устроим выставку? Какая красота! -

У:Внимание, внимание приглашаем Всех на секретное совещание. Предлагаю рассказать друг другу, какие сложности у вас были при выполнении.

-Вы очень ответственно подошли к заданиям!

-Как вы с ними справлялись?

-Что для вас было самое интересное?

-Здорово! Вы все большие молодцы!

Учитель протягивает свою руку, ладонь вверх и говорит: «Один за всех» Дети по очереди кладут свои руки ладонью вниз, на руку педагога и хором говорят «И все за одного!» Вскидывают руки вверх с возгласом «Ура!!!

У:А сейчас, Мы, давайте поблагодарим листочки за то, что помогли всем нам изготовить такие красивые аппликации, мы исследование строения листа, составили портрет листа, мы многое узнали о жизни бабочек!

(По возможности посетим Музеи бабочек совместно со своими родителями. Провели исследование и узнали семьи едут в Москву на ВДНХ )

Очень скоро все листочки окажутся под снегом и потеряют свою красоту. Нет повода для грусти. Предлагаю продлить жизнь и красоту осенним листьямпревращая их в веселых птиц, пестрых бабочек, животных, в необычные цветы и деревья. И мы дарим гостям букеты, чтобы и они со своим учениками сделали волшебные превращения листочков.

Песня: «Листик, листик ,листопад»