СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок восемнадцатый.  Линейный мат шахматным ферзем. По учебнику "Шахматы для детей и родителей" Автор: Костров В. и Давлетов Д.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок восемнадцатый.

 Линейный мат шахматным ферзем.

Ферзь, как и ладья, линейная фигура. Поэтому план такой же, что и для всех линейных матов.

Шахматный план. Как ставить мат ферзем?

A. Выбрать край доски. Выбираем к какому краю доски ближе всего находится король чёрных. Именно на этом краю доски будем ставить мат.

Просмотр содержимого документа
«Урок восемнадцатый.  Линейный мат шахматным ферзем. По учебнику "Шахматы для детей и родителей" Автор: Костров В. и Давлетов Д.»

Урок восемнадцатый.

Линейный мат шахматным ферзем.

Ферзь, как и ладья, линейная фигура. Поэтому план такой же, что и для всех линейных матов.

Шахматный план. Как ставить мат ферзем?

A. Выбрать край доски. Выбираем к какому краю доски ближе всего находится король чёрных. Именно на этом краю доски будем ставить мат.

B. Отрезать короля.
Ферзь должен стремиться к тому, чтобы максимально отрезать короля от части шахматной доски, удалённой от 8-й линии.
1.Фd1–d5 . . .
(«выбрали», «отрезали»).

C.Ферзь–КОНЬ
(оттеснение короля).

Задача сводится к оттеснению короля на последнюю горизонталь. Ферзь один справляется с этой проблемой. Только шахами эту задачу не выполнить. Наоборот, шахи только вредят! Король при шахе может выбрать, куда ему отойти, и совсем не собирается отправляться на последнюю линию.

Король чёрных не может приблизиться к ферзю и согнать его как ладью. Обрати внимание, как расположен ферзь по отношению к королю. Ферзь нападает на короля, как шахматный конь.

Он не даёт шахов, зато заставляет короля отойти. Такое положение повторяется на всех горизонталях, пока король не окажется на 8-й (последней). Куда бы не ни пошёл король, – убегает ли он по горизонтали или сразу отступает на следующую линию, – ферзь-конь обязан сразу же следовать за ним в знакомую позицию.

Ещё проще – ферзь копирует ход короля!
Король вправо – ферзь вправо, король вверх по диагонали – ферзь вверх по диагонали.
1. . . . Kpf6 – g6
(«погнали» – королю приходится отступать).
2. Фd5 – e5 Kpg6 – h6
(ферзь, как конь заставляет короля отступать).
3. Фе5 – f5 Kph6 – g7
(король вынужден перейти на 7-ю горизонталь).
4. Фf5 – e6 Kpg7 – h7
(ферзь сразу же переходит на новую линию).
5. Фe6 – f6 Kph7 – g8
(король на краю доски!)
6. Фf6 – e7 Kpg8 – h8

А теперь – ВНИМАНИЕ!
Сейчас, если ферзь пойдёт на f7, то у короля чёрных не окажется больше ходов. Такое положение называется патом. Конечно, пат тебе не нужен!

Получивший пат не проиграл партию, а добился ничьей, потому как главное условие шахматной партии – поставить мат королю – не выполнено. Поэтому в получившейся позиции не надо торопиться. Необходимо оставить королю два поля.

D. Вдох–выдох. Мы оставили два поля чёрному королю, на вдох-выдох (чтобы у короля была возможность двигаться). Теперь пата больше опасаться не нужно, и белые приступают к последней части плана.

E. Приблизить своего короля. Пока чёрный король бегает по двум клеткам, белые приближают к нему своего короля и ставят напротив коллеги.
7. Kpe1 – e2 Kph8 – g8 (вдох)
8. Kpe2 – e3 Kpg8 – h8 (выдох)
9. Kpe3 – e4 Kph8 – g8 (вдох)
10. Kpe4 – f5 Kpg8 – h8 (выдох)
11. Kpf5 – g6 Kph8 – g8 (вдох)

Теперь у белого ферзя есть выбор. Какой же мат поставить? Вероятно, лучшим будет мат, где ферзь окажется между королями. Ферзь нападает на короля чёрных, отнимает все поля для отступления, а король белых защищает своего ферзя.
12. Фe7 – g7# (d8, e8).

С появлением опыта ты не погонишь короля противника по всей доске, а ещё раз используешь пункт 2 «отрезать».

Например, можно было сыграть 3. Фe5–g3, поменять направление атаки на вертикаль «g»; тогда мат получится гораздо раньше.
3. Фe5 – g3 Kph6 – h5

Можно ещё сократить решение, если не бежать своим королём за королём противника, а заставить «гору идти к Магомету».
4. Фg3 – g7! Kph5 – h4
5. Фg7 – g6 Kph4 – h3
6. Фg6 – g5 Kph3 – h2
7. Kpе1 – f2 . . .
Чёрному королю самому пришлось идти навстречу...
7. . . . Kph2 – h1
8. Фg6 – g1#.

Сегодня мы с тобой научились ставить мат ферзём одинокому королю. Давай запишем в твою тетрадь все части шахматного плана:

  1. Выбрать край шахматной доски.

  2. Отрезать шахматного короля противника.

  3. Оттеснить шахматного короля противника. Ферзь–Конь.

  4. Оставить шахматному королю противника две клетки. Вдох–выдох.

  5. Приблизить своего короля.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!