Вводное слово учителя. 1. Раскрыть понятие «Просвещение» В результате открытий картина мира меняется. Что изменилось? В Средние века началом всего, причиной перемен в жизни людей считался Бог, а в Новое время – человек. (Слайд) -Что же такое Просвещение? (высказывают свое мнение) Работа со словарем. (ученик читает понятие) Просвещение - широкое идейное движение в странах Европы и Америки, связанное с борьбой против феодального гнета, за установление "царства разума", основанного на "естественном равенстве" и политической свободе. XVIII в. не случайно называют эпохой Просвещения: научные знания выходят за пределы лабораторий и университетов. Эпоха Просвещения - это эпоха духовного развития европейского общества XVII-XVIII вв. Слайд. Запись в рабочий лист. Ставим галочку около задачи №1. 2. Основные идеи просветителей Европы. Просветители в XVIII в. считали, что человек сначала был темным, невежественным, но в результате должен был стать разумным, образованным, то есть придти к Царству Разума. Путь восхождения к царству Разума – это общественный прогресс (развитие от простого к сложному). Разум на латыни “рацио”, поэтому философию Просвещения стали называть философией рационализма. Путь в царство Разума философы Просвещения видели по-разному, но они все считали, что всеобщее благо наступит тогда, когда будет счастлив каждый человек, т.е. когда права каждого человека будут соблюдаться. Какие права современного человека вы знаете? Просветители выделяли лишь 3 важнейших права и называли их естественными, неотчуждаемыми. По одному человеку выходят к доске и подчеркивают их, выбрав из общего списка (Слайд). Это право на жизнь, на свободу, на собственность. Остальные записывают. Кто же такие просветители?( высказывают свое мнение) Просветитель — человек, занимающийся просвещением, распространением знаний. Записывают в рабочие листы. Давайте, составим алгоритм работы с характеристикой исторической личности: 1. Фамилия Имя, дата, страна; 2. Сословие просветителя; 3.Идея, взгляд, какую сферу жизни общества рассматривает; 4. Интересы какого класса выражает просветитель; 5. Значение деятельности исторической личности. (на доску) Рассказ учителя. Вывод (на слайд.) 1. Джон Локк (1632-1704) Англия 2. Дворянство 3. Сфера жизни общества рассматривает: общественные отношения, политическую, культурную. Главная заслуга заключалась в создании учения о естественных, прирожденных правах: права человека на жизнь, свободу и собственность. От природы люди все равны. Необходимость разделения властей: отделение исполнительной власти от законодательной. Большое значение уделялось образованию и воспитанию, которые развивают человеческий разум. Идеальный государственный строй – конституционная монархия. 5. Идеи Джона Локка были частью основы Декларации о независимости США. (Локк выступает против крепостного права, против крестьянской зависимости, против абсолютной монархии) Групповая работа с различными источниками информации. Каждая группа выполняет задание пользуясь алгоритмом, по истечении 7 минут представляет отчет о проделанной работе. В это время другие группы заполняют необходимые колонки. 1 группа Работа с историческим документом. Прочитать документ и выяснить: «В чем заключались основные идеи Шарль Луи де Секонда, барон де Монтескьё» Вывод (на слайд.) 1. Шарль Луи де Секонда, барон де Монтескьё, (1689-1755), Франция; 2. Дворянство; 3. Сфера жизни общества рассматривает: общественные отношения, политическую, культурную 1. «Свобода есть право делать все, что дозволено законом». 2. Свобода личности возможна только в обществе, где нет злоупотребления властью. 3. Разделение власти на три ветки: законодательная (принадлежит народу), исполнительная (монарху) и судебная (независимые судьи). Идеальный государственный строй – конституционная монархия; 5. Теория разделения властей оказала большое влияние на создателей Конституций США, Франции в XVIII веке. (против абсолютной монархии) 2 группа Работа с учебником. Прочитать учебник стр. 187-189 и выяснить: «В чем заключались основные идеи О. Вольтере. Вывод (на слайд) 1. Вольтер, Франсуа Мари Аруэ, (1694-1778), Франция 2. Буржуа; 3. Сфера жизни общества рассматривает: общественные отношения, политическую, культурную Основа справедливого общественного строя – свобода, равенство, собственность. Главный враг Просвещения – церковь, т.к. она, стремится поработить разум человека, претендует на монополию в области морали. Сдерживающий фактор для народа – религия. Идеальный правитель – просвещенный монарх. 5. Идеи Вольтера распространялись не только во Франции, но в других странах, на них воспитывались участники Французской революции. (Вольтер выступал против господства и гнёта религиозных суеверий, и предрассудков. И был за просвещенного монарха.) 3 группа Работа с историческим словарем. Поработав со словарем выяснить: «В чем заключались основные идеи Жан-Жакка Руссо» Вывод (на слайд) 1. Жан-Жак Руссо, (1712-1778), Швецария; 2. Крестьянство 3. Сфера жизни общества рассматривает: общественные отношения, политическую, культурную Человеку от рождения присущи – нравственность и доброта. Главная причина всех бедствий человечества – появление частной собственности. Источник верховной власти – народ. Являлся сторонником избирательного права. Государственная власть охраняет свободу своих граждан и защищает их интересы. Идеальный государственный строй – демократическая республика. 5. Требования республики, учение о том, что власть принадлежит всему народу, нашли горячих сторонников в ходе революционных событий во Франции 1789-1790. (Руссо выступал против крайностей богатства и бедности, за всеобщее избирательное право, республиканскую форму правления). |