СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок всеобщей истории в 7 классе "Великие просветители Европы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок всеобщей истории в 7 классе "Великие просветители Европы".»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет ИСТОРИЯ

Дата 24.04.2018

Тема урока: Великие просветители Европы.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель - формирование представления о мировоззренческих установках эпохи Просвещения и их значениях.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Задачи

1 Предметные:

1.1 сформировать представления о мировоззренческих установках эпохи Просвещения и их значении

2. Метапредметные:

2.1 продолжить развитие умений выделять главное в рассказе учителя и в тексте учебника, составлять схемы, решать познавательные задачи и учебные проблемы

3. Личностные:

3.1. развивать навыки самоконтроля; способствовать разрешению личностно значимой проблемы складывания отношений между личностью и государством.

Ход урока:

Этапы

Содержание этапов урока

1

Самоопределение к деятельности

(орг. момент)

(1-2 минуты

Здравствуйте! С каким настроением вы пришли на урок, если настроение хорошее? Я хочу пожелать вам успеха в сегодняшней работе.

2

Актуализация знаний.


Мотивация (эмоциональная, содержательная, социальная)

(4-5 минут)


Сегодня урок я хотела бы начать со слов великого поэта Данте Алигьери, который в поэме «Божественная комедия» писал, обращаясь к современникам:

...Подумайте о том, чьи вы сыны!

Вы созданы не для животной доли,

Но к доблести и знанью рождены!

-Как вы понимаете высказывание? (примерный ответ учащихся: человек должен узнавать, человек не должен быть похож на животное, человек должен быть доблестным, человек должен много знать)

- Правильно ребята, человек создан для того чтобы узнавать, познавать. А узнавать новое это значит просвещаться.

- Вы уже прошли такие темы, как: Великие географические открытия, Эпоха Возрождения, Реформация, первые революции. Как вы считаете, какие изменения в мировоззрении людей произошли в XV-XVI вв.? Подумайте, что составляет основные черты гуманистического мировоззрения. (Для эпохи Возрождения и для гуманистического мировоззрения был характерен взгляд на человека как на высшее творчески одаренное существо. Возлагали большие надежды на воспитание и образование.)

3

Постановка учебной задачи в начале или в процессе урока

(4-5 минут)

XVIII век, к изучению истории которого мы приступаем, историки назвали эпохой Просвещения и временем преобразований. Перемены в обществе предвосхитили мыслители-вольнодумцы, впоследствии названные просветителями.

Исходя из этого, попытайтесь сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. (Дети формулируют тему урока «Великие просветители Европы» и ставят цель и задачи. Цель урока – раскрыть идеи великих просветителей Европы и их значение.

Задачи (на доске)

1. Раскрыть понятие «Просвещение»,

2. Выявить основные идеи просветителей Европы.

3. Выяснить сходства и различия в идеях деятелей Просвещения и их значение в дальнейшем развитии общества.

Перед Вами лежат рабочие листы. Пожалуйста, ознакомьтесь.

Обратите внимание на графу «Самооценка».

4

Решение учебной задачи (усвоение новых знаний и способов действий).

Правила, понятия, алгоритмы

(7-8 минут)








Вводное слово учителя.

1. Раскрыть понятие «Просвещение»

В результате открытий картина мира меняется. Что изменилось? В Средние века началом всего, причиной перемен в жизни людей считался Бог, а в Новое время – человек. (Слайд)

-Что же такое Просвещение? (высказывают свое мнение)

Работа со словарем. (ученик читает понятие)

Просвещение - широкое идейное движение в странах Европы и Америки, связанное с борьбой против феодального гнета, за установление "царства разума", основанного на "естественном равенстве" и политической свободе.

XVIII в. не случайно называют эпохой Просвещения: научные знания выходят за пределы лабораторий и университетов. Эпоха Просвещения - это эпоха духовного развития европейского общества XVII-XVIII вв.

Слайд. Запись в рабочий лист. Ставим галочку около задачи №1.

2. Основные идеи просветителей Европы.

Просветители в XVIII в. считали, что человек сначала был темным, невежественным, но в результате должен был стать разумным, образованным, то есть придти к Царству Разума. Путь восхождения к царству Разума – это общественный прогресс (развитие от простого к сложному). Разум на латыни “рацио”, поэтому философию Просвещения стали называть философией рационализма.

Путь в царство Разума философы Просвещения видели по-разному, но они все считали, что всеобщее благо наступит тогда, когда будет счастлив каждый человек, т.е. когда права каждого человека будут соблюдаться. Какие права современного человека вы знаете? Просветители выделяли лишь 3 важнейших права и называли их естественными, неотчуждаемыми. По одному человеку выходят к доске и подчеркивают их, выбрав из общего списка (Слайд). Это право на жизнь, на свободу, на собственность. Остальные записывают.

Кто же такие просветители?( высказывают свое мнение) Просветительчеловек, занимающийся просвещением, распространением знаний. Записывают в рабочие листы.

Давайте, составим алгоритм работы с характеристикой исторической личности:

1. Фамилия Имя, дата, страна;

2. Сословие просветителя;

3.Идея, взгляд, какую сферу жизни общества рассматривает;

4. Интересы какого класса выражает просветитель;

5. Значение деятельности исторической личности. (на доску)

Рассказ учителя.

Вывод (на слайд.)

1. Джон Локк (1632-1704) Англия

2. Дворянство

3. Сфера жизни общества рассматривает: общественные отношения, политическую, культурную.

  1. Главная заслуга заключалась в создании учения о естественных, прирожденных правах: права человека на жизнь, свободу и собственность. От природы люди все равны.

  2. Необходимость разделения властей: отделение исполнительной власти от законодательной.

  3. Большое значение уделялось образованию и воспитанию, которые развивают человеческий разум.

  4. Идеальный государственный строй – конституционная монархия.

5. Идеи Джона Локка были частью основы Декларации о независимости США.

(Локк выступает против крепостного права, против крестьянской зависимости, против абсолютной монархии)

Групповая работа с различными источниками информации. Каждая группа выполняет задание пользуясь алгоритмом, по истечении 7 минут представляет отчет о проделанной работе. В это время другие группы заполняют необходимые колонки.

1 группа

Работа с историческим документом. Прочитать документ и выяснить: «В чем заключались основные идеи Шарль Луи де Секонда, барон де Монтескьё»

Вывод (на слайд.)

1. Шарль Луи де Секонда, барон де Монтескьё, (1689-1755), Франция;

2. Дворянство;

3. Сфера жизни общества рассматривает: общественные отношения, политическую, культурную

1. «Свобода есть право делать все, что дозволено законом».

2. Свобода личности возможна только в обществе, где нет злоупотребления властью.

3. Разделение власти на три ветки: законодательная (принадлежит народу), исполнительная (монарху) и судебная (независимые судьи).

Идеальный государственный строй – конституционная монархия;

5. Теория разделения властей оказала большое влияние на создателей Конституций США, Франции в XVIII веке.

(против абсолютной монархии)

2 группа

Работа с учебником. Прочитать учебник стр. 187-189 и выяснить: «В чем заключались основные идеи О. Вольтере.

Вывод (на слайд)

1. Вольтер, Франсуа Мари Аруэ, (1694-1778), Франция

2. Буржуа;

3. Сфера жизни общества рассматривает: общественные отношения, политическую, культурную

  1. Основа справедливого общественного строя – свобода, равенство, собственность.

  2. Главный враг Просвещения – церковь, т.к. она, стремится поработить разум человека, претендует на монополию в области морали.

  3. Сдерживающий фактор для народа – религия.

  4. Идеальный правитель – просвещенный монарх.

5. Идеи Вольтера распространялись не только во Франции, но в других странах, на них воспитывались участники Французской революции.

(Вольтер выступал против господства и гнёта религиозных суеверий, и предрассудков. И был за просвещенного монарха.)

3 группа

Работа с историческим словарем. Поработав со словарем выяснить: «В чем заключались основные идеи Жан-Жакка Руссо»

Вывод (на слайд)

1. Жан-Жак Руссо, (1712-1778), Швецария;

2. Крестьянство

3. Сфера жизни общества рассматривает: общественные отношения, политическую, культурную

  1. Человеку от рождения присущи – нравственность и доброта.

  2. Главная причина всех бедствий человечества – появление частной собственности.

  3. Источник верховной власти – народ.

  4. Являлся сторонником избирательного права.

  5. Государственная власть охраняет свободу своих граждан и защищает их интересы.

  6. Идеальный государственный строй – демократическая республика.

5. Требования республики, учение о том, что власть принадлежит всему народу, нашли горячих сторонников в ходе революционных событий во Франции 1789-1790.

(Руссо выступал против крайностей богатства и бедности, за всеобщее избирательное право, республиканскую форму правления).

5

Первичное закрепление (проверка понимания учебного материала)

(4-5 минут)

Заполняем таблицу. Соотносим просветителей с фотографией и основными идеями (у доски)

- Исходя из своего уровня успешности, определите отметку, которую Вы можете себе поставить.


6

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 минут)

Ознакомитесь с лондонским ученым Адамом Смитом на стр. 190 и его идеями

Вывод (на слайд)

1. Адам Смит, (1723-1790), Шотландия

2. Сфера жизни общества рассматривает: экономика

1. Стремление людей улучшить свое материальное положение способно привести общество к благосостоянию.

2. Главную роль в развитии хозяйственной жизни страны играют - свободный обмен товарами и свободная конкуренция

3. Земля должна переходить в руки собственников, способных использовать ее экономично.

4. Главный источник богатства – труд.

- Проверьте и оцените уровень успешности, определите отметку, которую Вы можете себе поставить.

Ставим галочку около задачи №2

7

Обобщение усвоенного материала и включение знаний в систему.

(7-8 минут)

Работа с таблицей.

  • Какие сферы жизни общества затрагивали идеи просветителей? (Философия Просвещения пронизывала все сферы жизни общества.)

  • Какие сходства и различия в идеях деятелей Просвещения Вы можете назвать?

• Почему просветители придавали такое большое значение образованию? (Причину бед общества они видели в невежестве, чтобы его преодолеть, необходимо как можно больше образованных граждан.)

• Что в их взглядах кажется вам странным и неосуществимым? Какие их идеи вы не разделяете?

• Какие идеи просветителей особенно актуальны сегодня для нашей страны?

На основании проработанных вопросов, какой вывод вы можете сформулировать о просветителях и их деятельности.

Вывод: Философия Просвещения пронизывала все сферы жизни общества: экономическую, политическую, социальную и духовную. Она носила ярко выраженный политический характер, поскольку главным ее содержанием являлась критика существующих порядков и противопоставление им модели идеального общества, создание которого утвердило бы в жизни «царство Разума».

Просветители вели борьбу против беззакония и злоупотребления властью, против фанатизма и нетерпимости, верили, что развитие просвещения может изменить общество, уничтожить зло

Ставим галочку около задачи №3

8

Контроль и самопроверка знаний.

Итог урока 2-3 минуты

Соотносим просветителя и высказывание Тест.

Работа в парах с самопроверкой.

Поменяйтесь рабочими листами с товарищем по парте, проверьте и оцените уровень успешности, определите отметку, которую ты можешь себе поставить


9

Рефлексия (знаниевая)


Рефлексия

( эмоциональная)

Какая цель и задачи стояли перед нами в начале урока?

Смогли ли вы их достичь?

- Теперь давайте вернемся к нашей проблеме, которая стояла перед нами в начале урока. Удалось ли нам выяснить, почему период 17-18 вв. получил название эпохи Просвещения?

- Скажите, чтобы вы хотели узнать об эпохе Просвещения в дальнейшем?

10

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1. ур. Параграф 20 пересказ.

2. ур. Изучить доп. материал стр. 191-194 , заполнить таблицу

3. ур. Подготовить сообщения об одном из просветителей 17–18 вв. Презентация

Спасибо за урок!


Приложение 1

Тест

1. 3. Какое положение из перечисленных относится к идеям Джона Локка?

1) развитие частного предпринимательства

2) необходимость разделения государственной власти на законодательную и исполнительную

3) сохранение абсолютизма как гарантии для нормального развития общества

4) необходимость единой официальной обязательной религии в стране

2. 4. Способом достижения идеального общества Вольтер считал

1) революцию, проведенную с помощью широких народных масс

2) реформы, проводимые по прихоти короля

3) реформы, проводимые просвещенным монархом

4) развитие образования привилегированных слоев населения

3. 5. Главным врагом просвещения называл церковь и призывал «разрушить старое здание обмана!» философ-просветитель

1) Жан Жак Руссо

2) Вольтер

3) Дени Дидро

4) Шарль Монтескье

4. 8. Запишите слово (термин), о котором идет речь.

Историческую эпоху в европейской культуре и идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании естественного порядка, соответствующего подлинной природе человека и общества, называют __________.



2 вариант

1. Мыслители эпохи Просвещения были уверены в

1) решающей роли религии в развитии общества

2) необходимости распространения христианства в Новом Свете

3) решающей роли образования в жизни общества

4) справедливости существующего общественного порядка

2. К идеям просветителей относится требование

1) равенства всех людей перед законом

2) усиления абсолютной власти

3) укрепления христианской морали

4) введения ограничений на развитие предпринимательства

3. Какое положение из перечисленных характерно для взглядов Шарля Монтескье?

1) понимание свободы как вседозволенности

2) представление о свободе как о возможности следовать предписаниям законов

3) признание необходимости сильной государственной власти наследственного монарха

4) уверенность в справедливости самодержавного монархического строя

4. Основоположником теории разделения властей считается

1) Вольтер

2) Дж. Локк

3) Ш. Монтескье

4) Д. Дидро

5. «Просвещенный монарх, проводя реформы, может построить царство разума» — так считал

1) Вольтер

2) Дж. Локк

3) Ш. Монтескье

4) Д. Дидро

6. Уравнение крайностей богатства и бедности как единственного способа спасения общества от потрясений — эта идея принадлежит

1) А. Смиту

2) Дж. Локку

3) Ш. Монтескье

4) Ж. Ж. Руссо

Ответы на тест по истории Великие просветители Европы

1 вариант

1-2

2-3

3-2

4-3

5-2

6-1

7-4123

8-Просвещением

2 вариант

1-3

2-1

3-2

4-2

5-1

6-4

7-3421

8-разделение властей





Приложение 2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!