Тема урока: Вулканы Земли
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: Используя приёмы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников создать условия для выявления учащимися причины образования вулканов, их типов.
Задачи урока
Образовательные:
Сформировать представление о происхождении вулканов, о формах вулканов и их извержениях;
Ознакомить с отличиями действующих и потухших вулканов.
Продолжить обучение учащихся приёмам работы с картой
Формировать мировоззренческую идею о постоянном развитии земной коры
Развивающие:
Создать условия для развития критического мышления, развития мотивации к изучению нового материала, развития навыков работы с текстом и составлением структурно – логической схемы, творческих и аналитических способностей.
Воспитывающие:
Воспитывать эстетическое восприятие явлений природы
Ответственность за качество собственного образования, привитие культуры умственного труда, умение эффективно работать совместно с другими людьми.
Формировать потребности к использованию информационных ресурсов, стремление к самообразованию.
Планируемые результаты
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Давать определения терминам, понятиям урока. Называть составные части вулкана, определять типы вулканов. Формулировать причину извержения вулканов. Показывать вулканы на физической карте полушарий. | Определять учебную цель под руководством учителя, планировать свою деятельность, выбирать средства достижения цели, находить достоверные сведения в различных источниках информации. Анализировать и обобщать информацию, формулировать выводы. Превращать текстовую информацию в схемы, таблицы. | Понимать смысл своей деятельности. Понимать роль и значение географических знаний, применять их в жизни. Осознание уникальности нашей планеты во всём её многообразии. |
Форма работы – групповая, индивидуальная, в парах
Методы и методические приемы: самостоятельная работа с информационным текстом, работа с атласом, практическая работа. Основные приемы: «Зигзаг», кластер, «Верите ли вы?». На уроке также используются приемы: ключевые («главные») слова, инсерт – чтение с маркировкой текста, синквейн – форма письменной рефлексии.
Оборудование: Слайды (презентация – наглядность), информационные тексты, карта полушарий, карта строения земной коры, картины с изображением вулканов, карточки с новыми понятиями «магма», «мантия», «жерло», «лава», «кратер». Учебник «География. 5-6 классы» под ред. Алексеева А.И., М.: Просвещение, 2012 год.
Урок составлен на основе технологии развития критического мышления, где реализуется схема «вызов – осмысление – рефлексия».
Основной принцип урока – принцип взаимодоверия и взаимопомощи.
Технология развития критического мышления.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стилл, К.Мередит) и тесно связана с понятием личностно ориентированного обучения. В основе технологии критического мышления лежат проверенные временем идеи Ж.Пиаже и Л.Выготского о том, что мышление развивается только в проблемной ситуации развития, в ситуации, когда ребенок сам “собирает” понятие о предмете, формирует свои представления о том, что происходит с этим предметом. Таким образом, “конструирование” собственного знания в рамках собственной поисковой деятельности – ключевой тезис всей технологии.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Основой технологии является трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
Технология РКМЧП – целостная система, формирующая навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретенные знания.
1-я стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
2-я стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
3-я стадия – рефлексия. Здесь основным является:
целостное осмысление, обобщение полученной информации;
присвоение нового знания, новой информации учеником;
формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Технология критического мышления отвечает целям образования на современном этапе, формирует интеллектуальные качества личности, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута. Технология РКМЧП надпредметная, она применима в любых программе и предмете.
Урок начинается с организационного момента, который позволил быстро включиться в работу.
Стадия – вызов. На этой стадии важно актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме. С этой целью была проведена фронтальная беседа о движениях земной коры, которая явилась подготовительным этапом для изучения нового материала.
Чтобы вызвать интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности было предложено составить схему – кластер (вписать ключевые слова, связанные со словом вулкан), которая помогла ребятам вспомнить знания, полученные в предыдущих классах. Затем был поставлен проблемный вопрос (Верите ли вы в то, что образование вулканов связано со строением земной коры?). На завершающем этапе вызова ребята индивидуально, а затем, обсудив с товарищем, составили маркировочную таблицу “знаю”, “хочу узнать”, где ребята записали уже имеющиеся понятия и чтобы еще они хотели узнать.
Стадия – осмысление. Главная задача данного этапа – изучить новую информацию о вулканах, осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями. Для этого организовала самостоятельную работу с текстом, используя прием инсерта (делают пометки карандашом ! знал, + узнал, ? возник вопрос). Ученики отрабатывают умения находить нужную информацию, выписывают выделенные слова. Обсуждают материал с товарищем. Такая работа способствует выработке коммуникативных навыков общения, взаимопомощи, взаимодоверия.
Стадия – рефлексия. Здесь важно обобщить полученную информацию; создать условия для присвоения новых знаний, новой информации учеником, для формирования собственного отношения к изучаемому материалу, для развития критического мышления. На стадии рефлексии организую обсуждение текста по вопросам, чтобы выявить уровень осмысленности прочитанного. Во время этой работы ребятам важно проявить внимательность, умение четко кратко формулировать свои мысли, навыки самопроверки. Результатом данной работы явилось заполнение маркировочной таблицы “узнал. Для закрепления провела практическую работу, в ходе которой ученики по карте находили размещение вулканов, определили к какому виду они относятся, показали зоны вулканизма.
Завершающим на стадии рефлексии было составление синквейна, которая помогла сделать общий вывод урока.
Урок завершился подведением итогов и оцениванием учащихся, при котором учитывалась активность в процессе работы.
Данный урок посредством применения приемов ТРКМ позволил ученикам хорошо усвоить материал о причинах образования вулканов, гейзеров, горячих источников.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель. Добрый день, дорогие ребята. Сегодня мы продолжим изучать каменную оболочку Земли. «Движение земной коры» - тема нашего предыдущего урока. Составьте схему по данной теме с помощью слайда (работа на доске mimio)
Изучение нового материала.
Учитель. А вам, ребята, я прочитаю стихотворение. Слушайте внимательно, о каком грозном явлении природы в нём говорится?
Как силы зла торжествовали,
Что кратер горестно вздыхал,
И камни с жерла вылетали,
И пепел черный вниз упал.
Покрылись трещинами склоны,
Из них же магма полилась,
Валялись, гор и скал, обломы,
Картина бедствий удалась.
Хоть натворил он много бед,
Но все ж струится солнца свет,
И беспокойства больше нет,
Все ж он уснул на сотни лет.
? О каком грозном явлении говорится в стихотворении?
(Сообщение темы урока) Тема нашего урока «Вулканы Земли»
?Что вы знаете о вулканах? Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? Заполните, пожалуйста, 1 колонку таблицы «Знаю - хочу узнать - узнал»
? Подумайте, что вы хотели бы узнать о вулканах, какие задачи вы хотели бы решить на нашем уроке?
Заполняют 2 колонку таблицы «Знаю – Хочу узнать - Узнал»
Учитель. Задачи: что называется вулканом? Узнать строение вулкана, его типы и значение.
Учитель. Проверяем выполнение задания на mimio доске.
? Что приводит к движению земной коры?
Проблемный вопрос нашего урока: «Верите ли вы, что образование вулканов связано движением земной коры?» ответ на этот вопрос и будет целью нашего урока.
Ну что ж, я помогу вам в решении задач, которые вы поставили перед собой. Я отправляю вас в экспедицию для изучения этого грозного явления. И пусть экспедиция воображаемая, но ведь его-то нам не занимать.
Стадия осмысления содержания.
Наступает время вдумчивого чтения.
Группа из 3 человек. На группу получают 3 текста научно-популярного содержания (на листах разного цвета):
1.«С днём рождения, вулкан!»
2.«Какие бывают вулканы?»
3.«Польза или зло?»
- Индивидуальная работа по карточкам определённого цвета. Читают текст, выделяют «+» - информацию, которую знал, «-» - новую информацию, «?» - возник вопрос;
- Работают в экспертных группах, обсуждают ответы на вопросы, выполняют задания:
1группа экспертов – подписывают рисунок «Строение вулкана»
2 группа экспертов – составляют таблицу «Типы вулканов»
3 группа экспертов – составляют схему «Зло или польза?»
(дать задание 2- м учащимся озвучить фильм)
Договариваются о том, кто выступает.
Дорогие участники урока. Только что вы вернулись из экспедиций, в которых изучали вулканы. Теперь вы по праву можете называть себя вулканологами. Профессия вулканолога очень опасная, но очень интересная.
- Отчёт групп о своей работе – «Пресс-конференция»
I группа «Рождение вулкана»
1. По рисунку показать строение вулкана Вывод?
Когда давление внутри литосферы изменяется, это приводит к возмущению магмы.
Учащиеся дополняют, задают вопросы.
Работа со слайдом mimio «найди соответствие»
II группа «Типы вулканов»
По карте показать действующие и потухшие вулканы. Вывод?
В результате влияния внутренних сил магма вырывается наружу, а когда силы успокаиваются, вулкан засыпает.
Учащиеся дополняют, задают вопросы.
III группа «Зло или польза?»
Рассказать об отрицательном и положительном влиянии вулкана. Вывод?
На начальном этапе развития нашей планеты, вулканы сыграли положительную роль. Сегодня они представляют угрозу для человечества.
Приручить силы вулкана - мечта человечества.
Учащиеся дополняют, задают вопросы.
Возвращаются в группы
3. Рефлексия.
1.Путём наложения карт «Литосферные плиты» стр.70 и «Зоны землетрясений и вулканизма» стр. 76 ответить на проблемный вопрос урока: «Верите ли вы, что образование вулканов связано с движением земной коры? »
Вывод: причиной образования вулканов и движения земной коры является внутренняя энергия Земли. На границах литосферных плит происходит возмущение магмы, образуются очаги землетрясений и вулканизма.
Очень важный вопрос: «А в нашем регионе могут быть вулканы?»
Обратитесь к карте с. 76. «Где вулканов больше: на суше или на дне океанов? Почему?»
3. Заполнить колонку «Узнал»
Задание: Определить вулкан по координатам, найти на карте
на картах вулканы изображены условным знаком * красного - действующие или чёрного цвета – потухшие
(карта учебника стр. 176-177)
19° с.ш. и 97° з.д. (Орисаба, 5747 м)
2° ю.ш. и 78° з.д. (Котопахи, 5897 м)
4° ю.ш. и 38° в.д. (Килиманджаро, 5895 м)
55° с.ш. и 160° в.д. (Ключевская сопка, 4750 м)
6° ю.ш. и 106° в.д. (Кракатау, 813 м).
Этот вулкан с труднопроизносимым названием ровно 5 лет назад (извержение началось 14 апреля 2010 года) месяц держал в страхе всю Европу. Были отменены авиарейсы многих кампаний. Сегодня жители острова продают пепел вулкана как сувенир 160 грамм в стеклянном пузырьке по 32 доллара, чтобы хоть как-то покрыть убытки нанесённые вулканом. Чтобы узнать его название, соберите пазл «Вулкан»
4. Составить синквейн «Вулканы»
1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
Домашнее задание: § 22, на контурной карте покажите вулканы задания 1(стр. 79 учебника)
Творческое задание: 1. Вы – сотрудник МЧС и оказались в районе, где произошло извержение вулкана. Напишите рассказ о ваших действиях.
2. В электронном дневнике я отправлю вам видеофайл «Извержение вулкана» задание: Озвучить фильм «Извержение вулкана»
12