СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок: Введение в историю.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок даёт представление об особенностях и специфике курса «История Древнего мира: 5 класс»

Просмотр содержимого документа
«Урок: Введение в историю.»

Тема урока: Введение в историю.

Цели: дать представление об особенностях и специфике курса «История Древнего мира: 5 класс»; определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; ознакомить со справочным и методическим аппаратом учебника, задачами и структурой курса; вызвать интерес к изучению нового учебного предмета.

Планируемые результаты:

предметные: овладевать целостными представлениями о предмете «История»; изучать и система­тизировать информацию различных исторических источников; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопро­сам истории;

метапредметные УУД: самостоятельно организовы­вать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать спою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточ­ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнару­живать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоягсльно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

личностные УУД: обрести стартовую мотивацию к изучению нового мате­риала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.

Оборудование: схема «Классификация исторических источ­ников»; проектор; мультимедийная презентация; изображения исторических источников.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Мотивационно-целевой этап

- Как называется предмет, который мы будем изучать?

Испанский писатель Сервантес так говорил об истории: «Ис­тория - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будуще­го». Насколько справедливо данное высказывание, постараемся определить на нашем уроке.

  • В начальной школе вы начали свое знакомство с миром ис­тории. Какие темы и почему вам особенно запомнились?

Проблемный вопрос. Почему важно изучать историю?

Прошлое не изменить, как ни старайся, а вот настоящее и тем более будущее, пока оно не стало прошлым, человек изменить в силах. Мы должны заботиться о своей Родине и любить ее, но любовь к стране невозможна без знания ее истории. История учит не тому, что кто-то лучше других, а тому, что каждый спосо­бен стать лучше, чем он есть сегодня.

Человек изменяется, развивается и осознает свою включен­ность в процесс истории: он сознательно или невольно воздей­ствует на ее ход. Люди — одновременно и актеры, и авторы ве­ликой драмы истории, поэтому изучать историю во все времена интересно и полезно.

Великий русский историк В.О. Ключевский сказал: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего».

  • Чему можно научиться на уроках истории?

Доска: План урока

    1. Предмет «История». Значение знаний об историческом прошлом человечества.

    2. Исторические источники.

    3. Знакомство со структурой учебника.



  1. Работа по теме урока

Слайд1

- Какая ассоциация возникает у вас при слове «история»?

  • Что такое история?

  • Что изучает история? (щелчок)

Вывод: история - наука о прошлом, описание и осмысление

прошлого. (запись в тетрадь)

  • Что означает слово «древний»? (щелчок)

Вывод: очень давний, старый...

  • Какой смысл вкладывается в слово «мир»? (щелчок)

Вывод: Вселенная, земной шар, люди, страны, состояние...

Общий вывод: История Древнего мира - это наука, изучаю­щая далекое прошлое людей, стран, народов. (запись в тетрадь)

Человек, являясь существом любознательным, всегда интере­совался историей. И неважно, чья это история - человека, госу­дарства, всего мира. Заглянув в прошлое, мы учимся на ошибках предков, анализируем их взлеты и падения, и это помогает нам понять то, что происходит сегодня.

  • Разделяют историю на всемирную и отечественную. Пред­положите, что изучает:

  • всемирная история;

  • отечественная история.

(Ученики отвечают, а учитель обобщает ответы.)

Всемирная история изучает историю всех народов мира, а оте­чественная — историю нашей страны.

Слайд 2

- Для обозначения различных событий истории ис­пользуют Ленту времени. То, что уже прошло, называют прошлым.

Вопросы:

  • Как называют события, происходящие сейчас? (Настоящее).

  • Как можно называть события, которые еще не произошли, только могут случиться? (Будущее).

  • В 5 классе мы познакомимся только с частью прошлого человеческого общества - первобытность, Древний мир. Время, в котором живем мы сейчас, называют Новейшей историей. От Древнего мира её отделяют История средних веков и История нового времени

  • выводы можно сделать, основываясь на представлен­ных схемах? (История Древнего мира - один из первых этапов че­ловеческой истории...)

Слайд 3

К осмыслению прошлого люди обращались давно. «Отцом ис­тории» называют Геродота. (о нем) (в тетради: Геродот – «отец истории»- древнегреческий историк)

Очень часто мы слышим выражения «посетила муза», «муза поэзии» и множество других, в которых упоминается слово муза. Что же оно означает? Данное понятие берет свое начало от ан­тичной мифологии. Греческие музы - это девять сестер, покро­вительниц искусств и наук. Каждая из них обладает своими уни­кальными божественными способностями.



Музы - дочери бога Зевса и титаниды Мнемосины, богини памяти. Слово музы (мусы) происходит от греческого слова мыс­лящие. Музы обычно изображались в виде молодых и красивых женщин. Они обладали пророческим даром и благосклонно от­носились к творческим людям: поэтам, художникам, артистам, всячески поощряя и помогая им в их деятельности. Слайд 4

Одна из этих муз - Муза Клио - покровительница истории. (запись в тетрадь). Дословно имя Клио означает «дающая славу». В руках она держит свиток пергамента или скрижаль (доска с письмена­ми).
Это означает, что все человеческие дела помнятся и записываются. От человека зависит, как он войдет в историю - со славой или бесславно.

- Итак, мы с вами выяснили, что История это наука о прошлом человечества с момента его рождения, произошедшие события, жизнь людей, их занятия, верования, культура.

- А как вы понимаете выражение «знать историю»?

На доске составляется схема:



- С помощью чего мы сможем ответить на эти вопросы? Как люди узнают о прошлом? Слайд 5

Нам помогают исторические источники.

  • Какие исторические источники выделены на схеме? (Уст­ные, вещественные, письменные и другие).

  • Что включают в себя вещественные источники? (По щелчку).

  • Что включают в себя письменные источники? (По щелчку) (Свитки, кни­ги, высеченные на камне тексты - то есть, зафиксированная при помощи письма информация).

  • Когда появилась письменность?

  • Что можно отнести к устным историческим источникам?

  • Что еще может служить источником знаний о прошлом?

Вывод: В тетради: Исторические источники – это следы жизни людей далёкого и не очень далёкого прошлого.

Слайд 6

Существует целый ряд наук, помогающих историкам. Эти науки называются вспомогательными историческими дисциплинами.

Когда письменных источников нет или для изучения истории человечества их недостаточно, на помощь приходит археология.

Рассмотрите рисунок. Какой основной инструмент использует археолог?

Археология (от греческого «архайос» - древний, «логос» - слово, наука) - наука, изучающая вещественные исторические ис­точники и восстанавливающая по ним прошлое человеческого об­щества, «наука лопаты». (В тетради)

Поиск археологами вещественных останков прошлого назы­вается раскопками. (В тетради) Слайд 7(например, раскопки го­рода Помпеи - используется картина Брюллова «Последний день Помпеи»)

Слайд 8. В тетради:

Нумизматика - изучает монеты и другие денежные знаки.

Геральдика - изучает гербы.

Хронология – наука об измерении времени.

Этнография – наука об особенностях жизни разных народов мира, происхождении их обычаев и обрядов.

Сфрагистика – наука, изучающая печати.

Существует ещё очень много наук-помощниц.

  1. Знакомство со структурой учебника.

  2. Подведение итогов.

Испанский писатель Сервантес так говорил об исто­рии: «История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего».

  • Насколько справедливо данное высказывание?

  • Почему важно изучать историю?

  • Чему можно научиться на уроках истории?

Домашнее задание

Учебник – введение. Тетрадь – термины.

Творческое задание: создайте рекламу дисциплины «История Древнего мира». (дополнительное)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!