Тема урока: Введение в историю.
Цели: дать представление об особенностях и специфике курса «История Древнего мира: 5 класс»; определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; ознакомить со справочным и методическим аппаратом учебника, задачами и структурой курса; вызвать интерес к изучению нового учебного предмета.
Планируемые результаты:
предметные: овладевать целостными представлениями о предмете «История»; изучать и систематизировать информацию различных исторических источников; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории;
метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать спою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоягсльно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
личностные УУД: обрести стартовую мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.
Оборудование: схема «Классификация исторических источников»; проектор; мультимедийная презентация; изображения исторических источников.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока
Организационный момент
Мотивационно-целевой этап
- Как называется предмет, который мы будем изучать?
Испанский писатель Сервантес так говорил об истории: «История - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего». Насколько справедливо данное высказывание, постараемся определить на нашем уроке.
Проблемный вопрос. Почему важно изучать историю?
Прошлое не изменить, как ни старайся, а вот настоящее и тем более будущее, пока оно не стало прошлым, человек изменить в силах. Мы должны заботиться о своей Родине и любить ее, но любовь к стране невозможна без знания ее истории. История учит не тому, что кто-то лучше других, а тому, что каждый способен стать лучше, чем он есть сегодня.
Человек изменяется, развивается и осознает свою включенность в процесс истории: он сознательно или невольно воздействует на ее ход. Люди — одновременно и актеры, и авторы великой драмы истории, поэтому изучать историю во все времена интересно и полезно.
Великий русский историк В.О. Ключевский сказал: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего».
Доска: План урока
Предмет «История». Значение знаний об историческом прошлом человечества.
Исторические источники.
Знакомство со структурой учебника.
Работа по теме урока
Слайд1
- Какая ассоциация возникает у вас при слове «история»?
Вывод: история - наука о прошлом, описание и осмысление
прошлого. (запись в тетрадь)
Вывод: очень давний, старый...
Вывод: Вселенная, земной шар, люди, страны, состояние...
Общий вывод: История Древнего мира - это наука, изучающая далекое прошлое людей, стран, народов. (запись в тетрадь)
Человек, являясь существом любознательным, всегда интересовался историей. И неважно, чья это история - человека, государства, всего мира. Заглянув в прошлое, мы учимся на ошибках предков, анализируем их взлеты и падения, и это помогает нам понять то, что происходит сегодня.
всемирная история;
отечественная история.
(Ученики отвечают, а учитель обобщает ответы.)
Всемирная история изучает историю всех народов мира, а отечественная — историю нашей страны.
Слайд 2
- Для обозначения различных событий истории используют Ленту времени. То, что уже прошло, называют прошлым.
Вопросы:
Как называют события, происходящие сейчас? (Настоящее).
Как можно называть события, которые еще не произошли, только могут случиться? (Будущее).
В 5 классе мы познакомимся только с частью прошлого человеческого общества - первобытность, Древний мир. Время, в котором живем мы сейчас, называют Новейшей историей. От Древнего мира её отделяют История средних веков и История нового времени
Слайд 3
К осмыслению прошлого люди обращались давно. «Отцом истории» называют Геродота. (о нем) (в тетради: Геродот – «отец истории»- древнегреческий историк)
Очень часто мы слышим выражения «посетила муза», «муза поэзии» и множество других, в которых упоминается слово муза. Что же оно означает? Данное понятие берет свое начало от античной мифологии. Греческие музы - это девять сестер, покровительниц искусств и наук. Каждая из них обладает своими уникальными божественными способностями.
Музы - дочери бога Зевса и титаниды Мнемосины, богини памяти. Слово
музы (мусы) происходит от греческого слова
мыслящие. Музы обычно изображались в виде молодых и красивых женщин. Они обладали пророческим даром и благосклонно относились к творческим людям: поэтам, художникам, артистам, всячески поощряя и помогая им в их деятельности.
Слайд 4 Одна из этих муз - Муза Клио - покровительница истории. (запись в тетрадь). Дословно имя Клио означает «дающая славу». В руках она держит свиток пергамента или скрижаль (доска с письменами).
Это означает, что все человеческие дела помнятся и записываются. От человека зависит, как он войдет в историю - со славой или бесславно.
- Итак, мы с вами выяснили, что История — это наука о прошлом человечества с момента его рождения, произошедшие события, жизнь людей, их занятия, верования, культура.
- А как вы понимаете выражение «знать историю»?
На доске составляется схема:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/23/s_5a16813dd0d26/751984_2.png)
- С помощью чего мы сможем ответить на эти вопросы? Как люди узнают о прошлом? Слайд 5
Нам помогают исторические источники.
Какие исторические источники выделены на схеме? (Устные, вещественные, письменные и другие).
Что включают в себя вещественные источники? (По щелчку).
Что включают в себя письменные источники? (По щелчку) (Свитки, книги, высеченные на камне тексты - то есть, зафиксированная при помощи письма информация).
Когда появилась письменность?
Что можно отнести к устным историческим источникам?
Что еще может служить источником знаний о прошлом?
Вывод: В тетради: Исторические источники – это следы жизни людей далёкого и не очень далёкого прошлого.
Слайд 6
Существует целый ряд наук, помогающих историкам. Эти науки называются вспомогательными историческими дисциплинами.
Когда письменных источников нет или для изучения истории человечества их недостаточно, на помощь приходит археология.
Рассмотрите рисунок. Какой основной инструмент использует археолог?
Археология (от греческого «архайос» - древний, «логос» - слово, наука) - наука, изучающая вещественные исторические источники и восстанавливающая по ним прошлое человеческого общества, «наука лопаты». (В тетради)
Поиск археологами вещественных останков прошлого называется раскопками. (В тетради) Слайд 7(например, раскопки города Помпеи - используется картина Брюллова «Последний день Помпеи»)
Слайд 8. В тетради:
Нумизматика - изучает монеты и другие денежные знаки.
Геральдика - изучает гербы.
Хронология – наука об измерении времени.
Этнография – наука об особенностях жизни разных народов мира, происхождении их обычаев и обрядов.
Сфрагистика – наука, изучающая печати.
Существует ещё очень много наук-помощниц.
Знакомство со структурой учебника.
Подведение итогов.
Испанский писатель Сервантес так говорил об истории: «История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего».
Насколько справедливо данное высказывание?
Почему важно изучать историю?
Чему можно научиться на уроках истории?
Домашнее задание
Учебник – введение. Тетрадь – термины.
Творческое задание: создайте рекламу дисциплины «История Древнего мира». (дополнительное)