СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-взгляд "Душа имеет имя, и это имя - Марина" (по творчеству Марины Цветаевой).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по творчеству Марины Цветаевой в 11 классе. 

…Она была полностью самой собой.  М. Волошин

       Я никогда не поверю в прозу, её нет. Да и какая может быть проза, когда… всё на вертящемся шаре, внутри которого – огонь!

        … Но имя Бог мне иное дал:

        Морское оно, морское!

   … Но душу Бог мне иную дал:

        Морская она, морская!

ХОД УРОКА:

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

 

  1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ УРОКА.

     - Сегодня у нас есть ещё одна возможность соприкоснуться с огромным поэтическим миром Марины Цветаевой, выразить свой взгляд на этот мир. 

Просмотр содержимого документа
«Урок-взгляд "Душа имеет имя, и это имя - Марина" (по творчеству Марины Цветаевой).»



МОУ «СОШ» с. Эльбрус





УРОК – ВЗГЛЯД

по творчеству Марины Цветаевой










учителя

русского языка

и литературы

Дубиняк Я.О.






2009 год

ЦЕЛИ:

а) обобщить и закрепить изученное по творчеству М. Цветаевой, уточнить представление учеников о поэтическом мире поэтессы, помочь увидеть главного героя всего творчества – душу;

б) развивать умение выступать перед аудиторией, правильно и грамотно оформляя связный монолог; развивать умение пользоваться цитатами, декламировать стихи;

в) воспитывать нравственность, глубокое уважение к истории и культуре своей страны.


ОБОРУДОВАНИЕ:

выставка книг, портреты М. Цветаевой и её родителей, иллюстрации, репродукции картин И. Айвазовского «Бриг «Меркурий», «Лунная ночь», «Бурное море».


ЗАПИСИ НА ДОСКЕ:

…Она была полностью самой собой.

М. Волошин


Я никогда не поверю в прозу, её нет. Да и какая может быть проза, когда… всё на вертящемся шаре, внутри которого – огонь!


… Но имя Бог мне иное дал:

Морское оно, морское!..

… Но душу Бог мне иную дал:

Морская она, морская!




ХОД УРОКА:


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

  1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ УРОКА.

- Сегодня у нас есть ещё одна возможность соприкоснуться с огромным поэтическим миром Марины Цветаевой, выразить свой взгляд на этот мир.

Я предлагаю наш урок построить в форме встречи любителей поэзии М. Цветаевой с «литературоведами» и «искусствоведами», во время которой каждый из вас сможет реализовать домашнее задание (прочитать отрывок из любимого стихотворения и выразить мнение о нём), найти ключевое слово темы урока, ответить на проблемный вопрос данного урока

Если вы любите Марину Цветаеву, то прежде всего за что?


  1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

- Большинство сборников произведений М. Цветаевой открываются стихотворением «Моим стихам, написанным так рано…». А нашу встречу мне хотелось бы открыть другим прекраснейшим творением поэтессы, которое называется «Душа и имя»:

Пока огнями смеётся бал,

Душа не уснёт в покое.

Но имя Бог мне иное дал:

Морское оно, морское!

В круженье вальса, под нежный вздох

Забыть не могу тоски я.

Мечты иные мне подал Бог:

Морские они, морские!

Поёт огнями манящий зал,

Поёт и зовёт, сверкая.

Но душу Бог мне иную дал:

Морская она, морская!

Поэзия М. Цветаевой – это поэзия преодолевающей все невзгоды любви, жизни, надежды. «Она жадно любила жизнь… В ней громко говорила жажда жизни как лучшей радости, высшего блаженства», - писал В. Орлов.

Бурный темперамент, обнаженная страсть, бунтарский дух, независимость, стилистическое своеобразие – всё это поэтический мир Цветаевой. Её стихи бывают нелегки для восприятия, они требуют душевного, эмоционального, интеллектуального напряжения.

Символом судьбы Цветаевой стала рябина, а символом её поэтического мира можно назвать морскую стихию.

Понять это нам помогут «литературоведы» и «искусствоведы», которые ответят на вопросы, интересующие любителей поэзии Марины Цветаевой.


4.БЕСЕДА любителей поэзии с «литературоведами» и «искусствоведами» ПО ВОПРОСАМ:

1. Известно, что поэзия Серебряного века не была «оборвана» в 1917 году, а жила в скрытых формах в поэзии русской эмиграции: Ахматовой, Цветаевой, Пастернака. Ахматова принадлежала к акмеизму. А к какому литературному течению относилась Цветаева?

2. В стихотворении «Красною кистью…» есть такие строки:

Падали листья,

Я родилась.

Цветаева действительно родилась во время листопада? И кем были её родители?

3. Я слышал, что у Цветаевой есть цикл стихотворений, обращённых к письменному столу. Расскажите, пожалуйста, об этом. Почему она посвящает стихи столу?

4. Почему Волошин говорил, что «творческого избытка Цветаевой хватило бы на несколько поэтов и каждый был бы оригинален»?

5. Когда я читал стихи Цветаевой, то обратил внимание на то, что очень много встречается произведений, посвящённых родине. С чем это связано? Это основная тема её творчества?

6. Моя подруга говорит, что цветаевские стихи о любви схожи с любовной лирикой Ахматовой. А я так не считаю. Кто из нас прав?

7. В строке одного стихотворения «За то, что мне так часто – слишком грустно и только двадцать лет» стоит тире перед словосочетанием «слишком грустно». Это ошибка издателей, опечатка?

8. Недавно в журнальной статье я прочитала такую фразу: «Цветаева мечтала об особом для себя идеальном читателе – исполнителе-виртуозе». Не могли бы вы пояснить эту фразу?

9. Не могли бы вы проанализировать отрывок одного из стихотворений более подробно?


5. ЧТЕНИЕ УЧЕНИКАМИ ОТРЫВКОВ ИЗ ЛЮБИМЫХ СТИХОТВОРЕНИЙ.


6. КРАТКАЯ БЕСЕДА.

1. Каково ключевое слово темы сегодняшнего урока?

2. На какую природную стихию похожа душа Марины Цветаевой? Как вы понимаете выражение «морская она, морская»?

3. Почему морскую стихию можно назвать символом поэтического мира Цветаевой?

4. Каковы отличительные черт стихов поэтессы?

5. Что является главным героем поэтического мира Марины Цветаевой?

6. Если вы любите Марину Цветаеву, то прежде всего за что?


7. СОСТАВЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЙ НА ТЕМУ: «МОЙ ВЗГЛЯД НА ПОЭЗИЮ М. ЦВЕТАЕВОЙ».


8. ВЫВОД.

В стихах Марины Цветаевой раскрывается не личная жизнь поэта, а тот «строй души», который просвечивает в её творениях. Свобода и своеволие души – вечная и самая дорогая ей тема. В поэзии Цветаевой нет и следа покоя. Она вся – в буре, в вихре, в действии, в поступке. Здесь вспоминаются строки М. Ю. Лермонтова:

Что без страданий жизнь поэта?

И что без бури океан?

Буря в душе Цветаевой утихла вместе с последним вздохом.

Страстная душа лирической героини и в раю не находит умиротворения, да она его и не ищет. Слишком сильны её земные страсти, слишком дороги ей земные чувства, даже боль уходящей любви.

Стихи Цветаевой отличаются искренностью, откровенностью, открытостью, эмоциональностью. Главным героем её творчества всегда была душа. Сергей Эфрон, муж Марины Цветаевой, говорил: «Одна голая душа! Даже страшно.».

Но мы любим Марину Цветаеву именно за эту распахнутость души, за поэзию души и душу в поэзии. Душа имеет имя, и это имя – Марина. Читая творения поэтессы, погружаешься в её стихию – в атмосферу душевного горения, безмерности чувств. «Я никогда не поверю в прозу, её нет. Да и какая может быть проза, когда… всё на вертящемся шаре, внутри которого – огонь!».


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Написать сочинение-миниатюру «Мой взгляд на поэзию М. Цветаевой».





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!