«Действия с отрицательными числами»
Цели урока:
выявить уровень усвоения действий с отрицательными числами;
проверить все умения и навыки по данной теме;
скорректировать знания, ликвидировать пробелы;
привлечь учащихся к сотрудничеству, взаимопомощи, уважительному отношению друг к другу, к оценочной деятельности;
продолжить развитие грамотной математической речи.
Время проведения - 1 урок.
1. Подготовительный этап.
Объявляются тема зачета, цели, этапы урока.
2. этап. Диктант.
Проводится на листочках. Время 2-3 минуты. Учитель его проводит и проверяет сразу после выполнения работы. На доске записаны задания, учащиеся на листочках под номерами заданий пишут только ответы.
Вычисли:
1. –(-5)=
2. -8-2 =
3. 8-5=
4. -6-(-5)=
5. -(-(-(-(-7))))=
3 этап. Теоретическая часть.
Ученики-консультанты опрашивают учащихся и выставляют оценки за каждое определение, выводят среднюю оценку. В это время все остальные учащиеся приступают к выполнению практической части зачета в тетради. Отвлекаются от решения, только тогда, когда подойдет консультант. Консультанты заполняют карточки опроса. В спорных вопросах обращается к учителю. В это время учитель, проверив диктанты, наблюдает за учебным процессом.
Определения:
сравнение отрицательного числа с нулем.
сравнение отрицательного числа с положительным числом.
сравнение двух отрицательных чисел.
сложение отрицательных чисел.
сложение чисел с разными знаками.
умножение отрицательных чисел.
умножение чисел с разными знаками.
деление отрицательных чисел.
деление чисел с разными знаками.
Ответы:
Отрицательное число всегда меньше нуля.
Положительное число всегда больше отрицательного.
Из отрицательных чисел то число больше, модуль которого меньше.
Чтобы сложить два отрицательных числа нужно: поставить знак “минус” и сложить их модули.
Чтобы сложить два числа с разными знаками нужно: поставить знак большего числа и в скобках от большего отнять меньшее число.
Умножение двух отрицательных чисел будет всегда числом положительным, поэтому надо просто выполнить умножение чисел.
Умножение чисел с разными знаками будет числом отрицательным, поэтому нужно поставить знак “минус” и выполнить умножение.
Делением отрицательных чисел будет число положительное, поэтому нужно просто выполнить деление модулей данных чисел.
Делением чисел с разными знаками будет отрицательным числом, поэтому ставим знак “минус” и выполняем деление модулей данных чисел.
4 этап. Практические задания (в рабочей тетради).
На этом этапе консультанты могут оказывать помощь при решении заданий. Задания записаны на доске.
Сравнить:
5,61 и -5,61
-53,1 и 0
-10 и -24
-5/6 и -5/11
Выполнить действие:
57: (-19)=
-5,34: (-1,7)=
-5,2-4,7=
-4,8+3,7=
№1113(а, б), 1114(а, г) Виленкин Н. математика 6 кл.
5 этап. Подведение итогов урока-зачета.
Ребята сдают тетради для проверки учителю.
Детям объявляются оценки за диктант, теоретическую часть зачета.
За практическую часть оценка будет объявлена на следующий урок.
Отмечаются наиболее подготовленные учащиеся. Консультанты сдают карточки-контроля для просмотра учителем объективности выставления оценок.
Консультанты опрошены ранее по всем трем этапам, им оценки объявляются на уроке-зачете, и выносится благодарность за помощь при проверки знаний учащихся.