Урок-зачет по теме «Морфемика и словообразование» 6 класс
Условия: к доске вызываются 4 ученика и одновременно письменно в краткой форме или схемами отвечают на 5 вопросов по теме. Для каждой группы учеников задается своя группа вопросов. Вопросы включают в себя и теорию и практику. Подготовка детей к зачету проводится по обобщающим вопросам в конце раздела в учебнике. По итогам зачета видно все плюсы и минусы знаний по теме. Оценивается зачет следующим образом: на сколько вопросов правильно ответил – такая и оценка (5 правильных ответов – «5», 1 правильный ответ – «1»). Пересдача возможна сразу в конце урока или на следующий день.
I
Что изучет морфемика? (из каких значимых частей состоит слово)
Как называется способ образования слов с помощью приставки? (приставочный)
По каким признакам вы различаете, когда в корнях РОС-РАСТ-РАЩ надо писать О или А?
Перечислите значения приставки ПРЕ- (=очень, =пере)
Способ образования слова ВЫХОД (бессуфикальный)
II
Что изучает словообразование? (от чего и с помощью чего образованы слова)
Как называется способ образования слов с помощью суффикса? (суффиксальный)
По каким признакам вы различаете, когда в корнях ЛАГ-ЛОЖ надо писать О или А?
Перечислите значения приставки ПРИ- (приближение, присоединение, =около)
Способ образования слова НЕПРИЯТНЫЙ (Приставочный)
III
Словообразовательная пара – это… (исходное слово и образованное от него слово).
Нарисуйте схему, соответствующую способу сложения основ (основа +о(е)+основа)
По каким признакам вы различаете, когда в корнях КОС-КАС надо писать О или А?
Перечислите значения приставки ПРЕ- (=очень, =пере)
Способ образования слова ОБЛАЧНЫЙ (суффиксальный)
IV
Словообразовательная цепочка – это … (слова, последовательно образованные друг от друга)
Как называется способ образования слов с помощью начальных букв или звуков? (сложносокращенные)
По каким признакам вы различаете, когда в корнях ГОР-ГАР надо писать О или А?
Перечислите значения приставки ПРИ- (приближение, присоединение =около)
Способ образования слова САМОЛЕТ (сложение основ с соед.гласной)
V
Словообразовательное гнездо – это… (группа цепочек, образованные от одного исходного слова)
Запишите пример слов, образованных переходом одной части речи в другую.
По каким признакам вы различаете, когда в корнях ЗОР-ЗАР надо писать О или А?
Перечислите значения приставки ПРЕ- (=очень, =пере)
Способ образования слова СБЕРБАНК (сложение основ без соед.гласной)
VI
Перечислите значимые части слова (приставка, корень, суффикс, окончание)
Как называется способ образования слов путем отсечения суффикса (бессуффиксальный)
Нарисуйте схему правила «Буква И после приставок»
Перечислите значения приставки ПРИ- (приближение, присоединение =около)
Способ образования слова ЗОЛОТОЙ (переход одной части речи в другую)