СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - зачет "Земноводные и Пресмыкающиеся" (обобщение)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке имеется  конспект урока с презентацией, что облегчает подготовку учителя к уроку. В ходе занятия обучающиеся повторяют изученный материал, в то же время работют и с дополнительным материалом, развивая функциональную грамотность.

Просмотр содержимого документа
«Урок - зачет "Земноводные и Пресмыкающиеся" (обобщение)»

Конспект

учебного занятия – зачет по биологии в 7 классе

МКОУ «Масловская средняя общеобразовательная школа»

Учитель: Выдрина Любовь Алексеевна

Тема: Зачет по теме «Земноводные и Пресмыкающиеся животные»

Тип учебного занятия: тематический учет знаний с элементами игры и презентацией.

Оборудование: АРМ учителя с мультимедийной установкой, индивидуальные карточки, карточки с дополнительным материалом

Цели: закрепить и выявить знания учащихся по теме;

развивать биологическое логическое мышление;

воспитывать сознательное отношение к учебе.


Ход занятия

  1. Вступительное слово учителя:

- эпиграф (слайд №2);

- цели (слайд №3);

- план работы.

2) Рефлексия – мотивация (слайд №4).

3) Подготовительный этап:

- игра «Третий лишний» (слайд №5);

- игра «Узнай меня» (слайд №6, карточки № 1-3);

- игра «Объяснялки» (карточки № 4-8).

4) ЗООВИКТОРИНА: (слайд №7)

  • Почему лягушек называют амфибиями, что означает это слово? (греч. Двоякоживущие: на земле и в воде);

  • Глаза лягушек называют удивительными. Почему? (масса глаз в 2 раза больше массы мозга и глаза втягиваются в ротовую полость, проталкивая пищу в глотку, т.е. проглатывание);

  • В чем польза жабы?

(ночью, когда птицы спят, они поедают вредителей растений );

  • «Аквалангист» по-новогречески звучит как «ватрахантропос». «Антропос» - человек, «ватрах» - лягушка. Что общего между аквалангистом и лягушкой? (ласты созданы по принципу строения задней конечности земноводного);

  • За что пресмыкающиеся получили свое название? (при движении тело касается земли);

  • Можно ли поймать ящерицу за хвост? (нет, т. к. отбрасывают хвост – явление аутотомии);

  • Где расположен третий глаз гаттерии и некоторых других ящериц? (на темени, этот теменной глаз закрыт кожей, он не орган зрения, но реагирует на освещенность);

  • Сколько позвонков в шейном отделе скелета ящериц и что это им дает? (8 позвонков и большая подвижность);

  • Почему у рептилий мозжечок развит сильнее, чем у амфибий? (c большей подвижностью рептилий и значительным разнообразием движений у них);

  • Почему у рептилий происходит линька? (роговой покров мешает росту животных, поэтому они его меняют);

  • Какие змеи глотают добычу живьем? (ужи).

5) Тестирование (индивидуальные тесты: см. диск «Образовательный комплекс», биология 7класс ).

6) ТРИЗ: найди соответствие (слайд № 8 и № 9).

7) Решение экозадачи: кто «дружит» с этим животным? (описать местообитание болотной черепахи из Красной книги Челябинской области) – слайд № 10;

8) Заключение – стих (слайд № 11);

9) Рефлексия – размышление (слайд № 12);

10) Заключительный слайд № 13.



















ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточка 9.

Распредели перечисленных ниже рептилий по группам:

  • Древние пресмыкающиеся –

  • Ящерицы –

  • Змеи –

  • Черепахи –

  • Крокодилы –

Эфа, бисса, питон, варан, хамелеон, диплодок, тираннозавр, круглоголовка, кобра, уж, гавиал.

(индивидуально)

Карточка 10.

Распредели перечисленных ниже рептилий по группам:

  • Черепахи –

  • Ящерицы –

  • Крокодилы –

  • Змеи –

  • Древние пресмыкающиеся –

Трицератопс, молох, полоз, игуана, летучий дракон, птеранодон, аллигатор, гадюка, слоновая черепаха, стегоцефал.

(индивидуально)

Карточка 9.

Распредели перечисленных ниже рептилий по группам:

  • Древние пресмыкающиеся –

  • Ящерицы –

  • Змеи –

  • Черепахи –

  • Крокодилы –

Эфа, бисса, питон, варан, хамелеон, диплодок, тираннозавр, круглоголовка, кобра, уж, гавиал.

(индивидуально)

Карточка 10.

Распредели перечисленных ниже рептилий по группам:

  • Черепахи –

  • Ящерицы –

  • Крокодилы –

  • Змеи –

  • Древние пресмыкающиеся –

Трицератопс, молох, полоз, игуана, летучий дракон, птеранодон, аллигатор, гадюка, слоновая черепаха, стегоцефал.

(индивидуально)




(три подсказки о гадюке обыкновенной)


Карточка 1.

Животное небольшое – от 50см до 1м в длину. Живет в лесах и лесостепях, на зарастающих гарях и по берегам водоемов, на болотах и лугах – всюду, где есть влага, где можно укрыться от зноя и холода. Молодые животные питаются насекомыми, а взрослые – в основном грызунами. Людей избегают, не нападают первыми.



Карточка 2.

Очень хорошо чувствуют приближение холодов. Зимуют в пустующих норах, ямах на глубине как минимум 2 м. Это позволяет им почти всегда дожить до весны. На спине рисунок в виде зигзага.




Карточка 3.

Змея может иметь серую, бурую, зеленоватую окраску, но обязательно – волнистую или зигзагообразную линию, проходившую вдоль спины. Это единственная ядовитая змея, распространенная в европейской части России.







Карточка 4.

Самцы этого вида проявляют заботу о потомстве. Самки откладывают 20-30 оплодотворенных икринок в сырое место и удаляются, а самцы рассаживаются вокруг и глаз с икринок не сводят. Через 10-12 дней эмбрионы начинают шевелиться. Самцы бросаются на яйца, расталкивая друг друга, и начинают заталкивать их в рот. Языком загоняют их в голосовой мешок – резонатор, по 10-20 икринок своих или чужих, безразлично. Израсходовав желток икринок, головастики прирастают спиной к стенке голосового мешка и получают питательные вещества из крови самца. Там же и превращаются в лягушонка. (ринодерма Дарвина)








Карточка 5.

Во время выметывания икры самец впечатывает икринку в специально размякшую кожу на спине самки. Потом спина вспухает, вокруг икринок нарастает кожа, оставляя свободной лишь верхнюю часть каждой икринки, из которой получается крышечка.

Через 2,5 месяца появляется 40-100 лягушат, которые еще несколько дней растут и крепнут в ячейках на спине самки. После того как лягушата покинут спину самки, она линяет, и от ячеек не останется и следа. ( пипа суринамская)



Карточка 6.

Самки безголосые. У самцов резонаторы представляют собой пузыри темно-серого или дымчато-серого цвета. Во время брачных игр соперники устраивают концерты с утра до вечера и с вечера до утра на разные голоса: «уоррр…», «кру-кру…», «кекс… кекс…», «брекекекс… брекекекс…» (лягушка озерная)




Карточка 7.

Это самая крупная лягушка в мире. Встречается в Африке, в Камеруне, Анголе, Экваториальной Гвинее. Длина тела до 25 см, масса – до 3,25 кг. Обитает в труднодоступных местах: ученые узнали о ее существовании лишь около 80 лет назад. Обладает хорошим слухом, очень осторожна, ведет дневной образ жизни, охотится на тритонов, лягушек и мелких рыбешек. (лягушка-голиаф)



Карточка 8.

Кожа бугристая, зубов нет совсем. По бокам головы находятся кожные железы, выделяющие ядовитую жидкость, безвредную для человека, но может вызвать воспаление слизистой оболочки глаз. Икра имеет фору шнура, а не комка, как у лягушек. (жаба)












Дополнительный материал









      Вид: Амбистома тигровая (Ambystoma tigrinum) или саламандра


Вид: Амбистома мексиканская, или аксолотль (Ambystoma mexicanum)
Род: Rhyacosiredon Dunn = Горные амбистомы

Краткая характеристика семейства

Сравнительно небольшое семейство амбистом включает 28 видов, относящихся к 5 родам хвостатых земноводных, распространенных только в Северной и Центральной Америке.
     Подавляющее большинство видов группируется в роде Ambysloma (21 вид), широко распространенном и хорошо известном благодаря неотеническим личинкам, имеющим местное название (). Другие роды этого семейства объединяют немногие виды, распространенные или на крайнем западе Северной Америки (Rhyacolriton - 1 вид; Dicamptodon - 2 вида), или в Центральной Америке (Rhyacosiridon - 4 вида; Bathysiridon - 1 вид).
   Все представители семейства характеризуются двояковогнутыми позвонками, отсутствием угловой кости черепа, поперечным расположением нёбных зубов и внутренним оплодотворением.
     Ряд наблюдений в природе показал, что в мелких водоемах с высокими температурами метаморфоз у большинства подвидов амбистом идет обязательно и они сравнительно быстро превращаются во взрослых животных. Напротив, в глубоких водоемах с низкими температурами часто остаются неотенические личинки. У некоторых подвидов в природе метаморфоз не наступает совсем, так что для них известны только неотенические личинки - аксолотли. Некоторые авторы до сих пор относят их к особому виду или даже роду Siredon. Однако в эксперименте и этих аксолотлей можно превратить в амбистом. Эти аксолотли известны давно, и их долгое время считали особыми постоянножаберными хвостатыми земноводными. Однако в 1865 году в Париже впервые наблюдали их превращение в амбистом. Дальнейшие исследования показали, что превращение личинок происходит под влиянием гормона щитовидной железы. Аксолотли ряда подвидов обычно не превращаются в амбистому из-за недоразвития щитовидной железы. Содержанием аксолотлей в растворах щитовидной железы, подкармливанием их кусочками этой железы или введением в кровь гормона тиреоидина можно легко добиться превращения их в амбистому.

  Аксолотлями называют неотенических* личинок хвостатых земноводных, относящихся к семейству Амбистом (Ambystomatidae). Личиночная особь в данном случае обладает развитой половой системой, то есть способна к половому размножению, при этом сохраняя все остальные признаки личинки. В случае с аксолотлями подобным признаком, к примеру, являются жабры.
    Таким образом, название "аксолотль" не является видовым, а характеризует принадлежность животного к группе неотенических личинок ряда видов семейства Амбистом. Соответственно, правильней было бы говорить "аксолотль мексиканской амбистомы" или "аксолотль тигровой амбистомы". Научное название "аксолотля мексиканской амбистомы" – Ambystoma mexicanum, т.е., строго говоря, как вид описывается взрослая форма.
    Личинки семейства Амбистом (Ambystomatidae) являются классическим примером неотении у хвостатых земноводных (Caudata), но далеко не единственным. Неотения характерна также для представителей следующих семейств хвостатых земноводных: Углозубы (Hynobiidae), Безлегочные саламандры (Plethodontidae), Протеи (Proteidae), Настоящие саламандры (Salamandridae) (одним из представителей этого семейства, способным к неотении, является обыкновенный тритон Triturus vulgaris), Сиреновые (Sirenidae).
    Развитие большинства представителей семейства Амбистом зависит от температуры и глубины водоемов, в которых они обитают, а также от биома, в котором находится водоем. Обитатели теплых и мелких водоемов проходят полный цикл развития, и взрослые особи выходят на сушу в тех биомах, где либо нет сезонного понижения температуры, либо они успевают пройти метаморфоз до наступления периода пониженных температур. Обитатели холодных и глубоких водоемов, особенно если подобные водоемы расположены в биомах, в которых перепады температур являются регулярными, или время стабильно теплых окружающих условий – минимально, предпочитают оставаться на стадии неотенической личинки, и успешно размножаются. Установлено, что задержка метаморфоза связана со снижением активности гормона щитовидной железы этих земноводных – тироксина.
    Еще одна особенность аксолотлей как неотенических личинок состоит в том, что размножаются они так же, как и взрослые особи. Самцы откладывают сперматофор, самки его захватывают клоакой, после чего происходит внутреннее оплодотворение и откладка яиц.
    В настоящее время в мировой террариумистике представлены различные амбистомы и их аксолотли.

 * НЕОТЕНИЯ (от греческого, néos – новый, незрелый, юный и téinö – растягиваю, удлиняю) – задержка онтогенеза у некоторых видов организмов с приобретением способности к половому размножению на стадии, предшествующей взрослому состоянию. Такая неотения называется полной. При этом у личинок животных лишь половая система достигает уровня развития, характерного для взрослых организмов, а другие системы органов сохраняют личиночное состояние. Существует также неполная неотения, когда личинки длительное время растут, не приступая к метаморфозу, но способности к размножению не получают. Неполная неотения свойственна некоторым видам тритонов.
    Способность к неотении имеет приспособительное значение для тех видов, в онтогенезе которых происходит смена сред обитания, причём условия существования взрослой стадии подвержены значительным изменениям и в отдельные годы могут быть крайне неблагоприятными. В таких случаях размножение на личиночной стадии и существование популяции неотенических личинок увеличивают шансы данного вида на выживание.
    Неотению следует отличать от педогенеза, при котором личинки приобретают способность к партеногенетическому размножению.
    Неотения известна не только у земноводных, но и у некоторых червей, ракообразных, паукообразных, насекомых, а также встречается среди многих групп растений.

Сайт Зооклуб.

8