МБОУ «Киземская СОШ» |
УРОК – ЗАЧЕТ по биологии 9 класс |
Тема: «ЭВОЛЮЦИЯ» |
|
Шестакова Екатерина Леонидовна |
![]() |
Шестакова Екатерина Леонидовна
МБОУ «Киземская СОШ»
Учитель биологии и химии
Урок-зачет по теме: «Эволюция»
Биология 9 класс
Урок-зачет проводится в конце темы: «Учение об эволюции». В начале изучения темы ребятам было объявлено, что в конце их ждет зачет, основные вопросы, которые необходимо знать отмечались на каждом уроке темы. С первого урока изучения темы устная работа построена так, чтобы учащиеся достигли обязательного уровня знаний по теме. Работа организуется таким образом: в начале зачета ребята решают тест (2 варианта), второй этап зачета, это устный опрос, на слайде выведены вопросы, учащиеся их видят, но порядок опрашиваемых выбирает учитель. После устного опроса они решают кроссворд. Последнее задание творческое, чтобы его выполнить, учащиеся заранее разбиваются на группы (по 3 человека) или пары и весь материал, необходимый для работы, приносят с собой. Оценка выставляется по общему количеству набранных баллов.
Тема урока: «Эволюция»
Цели урока:
образовательные:
выявление состояние знаний учащихся, умение применять их для решения стандартных и нестандартных заданий;
обобщение и систематизирование ЗУН учащихся по теме “учение об эволюции”
воспитательные:
формирование нравственных отношений в процессе совместной деятельности (учитель-ученик);
воспитание сознательной дисциплины;
умение точно, однозначно и лаконично формулировать свои ответы;
воспитание у учащихся чувства упорядоченно и систематически трудиться;
развивающие:
развитие у учащихся активного мышления, быстроту реакции, умения обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли;
Задачи урока:
Повторить и систематизировать знания учащихся о развитии органического мира, главных направлениях эволюции;
Формировать и развивать у учащихся положительные мотивы учебно-познавательной деятельности, интересы, творческую инициативу и активность;
Продолжить формировать жизненно необходимые качествa: аккуратность, ответственность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, коллективизм.
Ход урока:
Каждому учащемуся выдается индивидуальная зачетная карточка, куда он записывает свои баллы
Индивидуальная зачётная карточка учащегося ФИО________________________________ Задания | Баллы | Оценка | 1.Тестовое задание | | | 2.Устный опрос | | 3.Кроссворд | | 4.Творческое задание | | 5.Итоговая оценка | |
|
Выдается тестовая работа, 2 варианта (приложение 1). Тесты проверяются сразу и ребята записывают в свою карточку количество баллов за тест.
Критерии: 5 баллов – 8 правильных ответов
4 балла – 6-7 правильных ответов
3 балла – 4-5 правильных ответа
2 балла – 3 правильных ответа
1 балл – 2 правильных ответа
Устный опрос:
Что такое биологический прогресс?
Какие существуют основные направления эволюции организмов?
Какое направление биологической эволюции поднимает группу организмов на более высокую ступень развития?
Что такое биологический регресс?
Какие можете привести примеры?
Что характеризует биологический регресс?
В чем сущность макроэволюции?
Можно ли провести резкую грань между микро- и макроэволюцией?
С чем связано появление новых форм организмов?
Чем отличаются виды и роды одного семейства?
Способы осуществления макроэволюции?
Что такое дивергенция?
Приведите примеры дивергенции.
В чем механизм дивергентной эволюции?
Что такое конвергенция?
Приведите примеры конвергенции.
Какие органы называются аналогичными?
Вопросы задаются индивидуально, если ответ не дан, то вопрос можно задать другому учащемуся. Учащиеся выставляют баллы в зачетный лист.
Критерии:
ответ верный и полный – 5 баллов
ответ верный, но не полный (учащийся ответил на дополнительные, наводящие вопросы) – 4 балла
ответ верный, не полный (учащийся не смог ответить на дополнительные, наводящие вопросы) – 3 балла
ответ не верный – 0 баллов
Разгадывание кроссворда (приложение 2). Проверка кроссворда осуществляется сразу, либо пока ребята выполняют следующее задание.
Критерии:
Все 15 слов отгаданы верно – 5 баллов
10 -11 слов – 4 балла
7-8 слов – 3 балла
5-6 слов – 2 балла
4 слова – 1 балл.
Творческое задание, для которого необходима подготовка дома. Используя свои знания об эволюции и принесенные с собой материалы, учащиеся должны на листе ватмана нарисовать или склеить из отдельных частей существо, которое, по их мнение, может появиться в будущем в процессе эволюции, дать ему название. Ребята работают в течении 15 минут, затем рассказывают классу о своем существе. Максимальное количество баллов за это задание – 5. Оценивают работу дети (взаимооценка), количество поставленных баллов аргументируют.
В индивидуальном зачетном листе учащиеся считают общее количество баллов, и выставляется оценку за урок.
Критерии:
18-20 баллов - «5»
14 баллов – «4»
10 баллов – «3»
В конце занятия, когда оценки выставлены, зачитывается цитата Дугласа Адамса: «Многие люди все больше укреплялись во мнении, что крупная ошибка была сделана, прежде всего, тогда, когда все поспускались с деревьев. А некоторые говорили, будто даже залезание на деревья было ошибкой, и никому не следовало покидать океаны.». Предлагается подумать над смыслом это фразы дома. Ведь тема следующей главы «Происхождение человека».
Приложение 1
Вариант 1
1. Причиной образования новых видов, по Дарвину, является:
А) борьба за существование
б) постепенное расхождение в признаках у особей одного вида
в) неограниченное размножение
2. Естественным отбором называется:
А) борьба за существование
б) выживание и размножение сильнейших
в) выживание и размножение наиболее приспособленных
3. Особи двух популяций одного вида:
А) могут скрещиваться и давать плодовитое потомство
б) могут скрещиваться, но не давать плодовитого потомства
в) не могут скрещиваться.
4. Какой из факторов может скорее всего прекратить обмен генами между популяциями?
А) ограниченность территории, занимаемой популяциями
б) изоляция ареалов
в) различия в характере пищи
5.Основным критерием возникновения нового вида является:
А) появление внешних различий
б) географическая изоляция
в)репродуктивная изоляция
6.Основной причиной для выделения группы особей в популяцию является:
А)внешнее отличие групп друг от друга
б) внутренние отличия в) изоляция групп
7. В каком случае популяция будет эволюционировать?
А) если численность и генотипы особей в популяции будут периодически изменяться
б) если численность и генотипы особей на протяжении длительного времени будут сохраняться неизменными
в) если генотипы особей будут сохраняться неизменными, а численность – изменяться.
8.Какое из утверждений наиболее верно?
А) вид – это категория, не существующая в природе, но принятая учеными для выявления различий между организмами
Б) вид- это реальная категория изменяющихся организмов, существующая в природе
В) вид- это реальная категория, обозначающая группу неизменяемых организмов.
Вариант 2
1. При участии каких факторов происходит макроэволюция?
а) изменчивость и наследственность;
б) борьба за существование, связанная с популяционными волнами;
в) естественный отбор и дивергенция; г) все перечисленное.
2. В пределах каких систематических групп происходит макроэволюция?
а) подвида в) вида
б) популяции г) рода и выше.
3. Материалом для эволюционных процессов служит:
а) генетическое разнообразие популяций; б) многообразие видов;
в) повышение организации и усложнение живых существ;
г) все перечисленное.
4. Пример географического видообразования:
а) в Байкале уникальная флора и фауна, так как он не сообщается
с другими водоемами 20 млн. лет.
б) Традесканция образует 2 популяции — тене- и светолюбивую.
в) Различия в брачных песнях у американской и травяной жаб.
г) Пыльца одного вида растения не может прорастать в пестике другого вида.
5. Фактор, способствующий видообразованию:
а) малочисленность вида б) изоляция
в) однообразные условия существования г) маленький ареал.
6. Назовите эволюционный процесс, когда внутри вида X существует несколько популяций (из популяции А, обладающей преимуществами, постепенно возник новый подвид А1).
а) естественный отбор б) макроэволюция в) микроэволюция г) волны жизни.
7. Дивергенция — это:
а) расхождение признаков в эволюционном процессе;
б) схождение признаков в эволюционном процессе;
в) взаимопроникновение ареалов двух видов;
г) происхождение нового вида от скрещивания двух или более видов.
8. Эволюционный процесс, при котором подвид А1 все больше
обособляется и постепенно перестает скрещиваться с другими
популяциями вида х, в результате чего возникает новый вид У.
а) изоляция в) микроэволюция
б) макроэволюция г) мутация.
Приложение 2
Кроссворд
Макроэволюция. Главные направления эволюции.
Общие закономерности эволюции.

1.Процесс расхождения признаков организмов, возникающих от общего предка, в ходе их приспособления к разным условиям обитания.
2.Совокупность всех генов популяции.
3.Русский ученый, изучавший изменения наследственных свойств организма.
4.Единица наследственности.
5.Изменения популяций в ходе естественного отбора, в результате которых образуются новые виды.
6.Усложнение структурно-функциональной организации организма, поднятие её на более высокий уровень.
7.Крайняя степень приспособления к очень ограниченным условиям существования.
8.Одна из групп наземных рептилий, вернувшаяся в водную среду.
9.Независимое развитие сходных признаков у разных групп организмов в процессе исторического развития.
10.Эволюционные преобразования, которые происходят на надвидовом уровне и ведут к формированию таксонов более высокого ранга, чем вид (возникают: типы, классы…).
11.Приспособления к специальным условиям среды, полезные в борьбе за существование, но не изменяющие уровня организации растений или животных.
12.Группа наземных млекопитающих, вернувшаяся в процессе исторического развития в водную среду.
13.Выросты стенки тела у бабочки, с помощью которых она перемещается в пространстве.
14.Организмы, в клетках которых гомологичные (одинаковые) хромосомы несут одинаковые формы того или иного гена.
15.Организмы, в клетках которых гомологичные хромосомы несут разные формы одного и того же гена.