СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-зачет "Эры и периоды- возникновение жизни на Земле"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

материал для обобщающего урока. "Возникновение жизни на Земле"- эры и периоды истории Земли

Просмотр содержимого документа
«Урок-зачет "Эры и периоды- возникновение жизни на Земле"»

Урок - зачет по теме:  Происхождение жизни на Земле и развитие органического мира

(с использованием дифференцирующего обучения)

Цель урока: 

создание условий для формирования естественнонаучного мировоззрения обучающихся.

Задачи урока:

Когнитивные:

-систематизировать и обобщить знания о происхождении жизни;

-сформировать у учащихся представление об иерархии истории Земли и особенностях флоры и фауны разных этапов ее исторического развития;

-углубить знания об эволюционных закономерностях.

Развивающие:

-развитие у школьников  аналитических умений и навыков: анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно – следственных связей;

-формулировка проблемы, предложение путей ее решения.

Воспитательные:

-создать комфортные условия для положительной мотивации учебной деятельности.

Средства обучения: 

учебник, рабочая тетрадь, компьютер, набор ЦОР, карточки задания.

                                                              Ход урока

1.Проведение зачета.

1 вариант

1. Чем объясняется сходство личинки насекомого с кольчатыми червями?

2. Кто из перечисленных организмов относится к живым переходным формам между растениями и животными?

2 вариант

1. Кто из перечисленных организмов относится к живым переходным формам между рыбами и земноводными?

2. Кто из перечисленных организмов относится к ископаемым переходным формам между пресмыкающимися и млекопитающими?

3 вариант

1. Кто из перечисленных организмов относится к живым переходным формам между пресмыкающимися и млекопитающими?

2. Кто из перечисленных организмов относится к ископаемым переходным формам между водорослями и папоротниками?

4 вариант

1. Кто из перечисленных организмов относится к живым переходным формам между пресмыкающимися и птицами?

2. Чем объясняется сходство головастика с лягушкой?

5 вариант

1. Кто из перечисленных организмов относится к живым переходным формам между позвоночными и беспозвоночными?

2. Кто из перечисленных организмов относится к ископаемым переходным формам между рыбами и земноводными?

Предлагаемые варианты ответов:


А) Утконос, Б) Археоптерикс, В) Стегоцефал, Г) Латимерия, Д) Ланцетник, Е) Зверозубые ящеры, Ж) Эвглена зеленая, З) Псилофиты, И) Ехидна,

К) Биогенетический закон.


Задание 1.

Впишите в таблицу буквы соответствующие ароморфозам и раскройте их значение

Организм

Ароморфоз

Значение ароморфоза

Псилофиты



Мхи



Папоротники



Хвойные



Цветковые



А – возникновение цветка и плода

Б – появление покровной, механической, проводящей ткани

В – возникновение семени

Г – появление корневой системы

Д – появление стебля и листьев

 

Задание 2.

Впишите в таблицу буквы соответствующие ароморфозам и раскройте их значение

А – появление в яйце защитных оболочек и увеличение запаса питательных веществ

Б – возникновение легочного дыхания

В – возникновение хорды

Г – появление роговых покровов

Д – появление костных челюстей

Организмы

Ароморфозы

Значений ароморфоза

ланцетник



рыбы



земноводные



пресмыкающиеся



птицы




Задание 3.

Впишите в таблицу  название типа или класса животных, у которых произошли изменения, и укажите значение ароморфозов:

Ароморфозы

Тип или класс

Значений ароморфоза

Хорда



Черепная коробка



Пятипалая конечность



Роговые покровы тела



Перья




Задание 4.

Впишите в таблицу  название типа или класса животных, у которых произошли изменения, и укажите значение ароморфозов:

Ароморфозы

Тип или класс

Значений ароморфоза

Двусторонняя симметрия тела



Расчленение тела на сегменты



Хитиновый покров



Внутренний скелет




Задание 5.

Впишите в таблицу  название типа или класса животных, у которых произошли изменения, и укажите значение ароморфозов:

Ароморфозы

Тип или класс

Значений ароморфоза

Легочное дыхание



Внутреннее оплодотворение



Два круга кровообращения



живорождение




Выберите правильный ответ

1. Возраст Земли:

А) 3 млрд. лет, Б) более 4,6 млрд. лет, В) 4,6 млн. лет

2. Какие реакции могли привести к образованию полимеров?

А) конденсации, Б) окислительно – восстановительные, В) нейтрализации

3. Выход растений на сушу произошел в:

А) ордовике, Б) силуре, В) девоне

4. Основным ароморфозом, позволившим растениям освоить сушу, является:

А) дифференциация тканей, Б) появление корня, В) размножение спорами

5.Первые рептилии появились в периоде:

А) в каменноугольном, Б) в юрском, В) в триасовом.

6. Какую форму имели первые прокариоты?

А) амебообразную, Б) палочкообразную, В) шарообразную

7. Какой процесс в ходе эволюции возник раньше?

А) фотосинтез, Б) дыхание, В) брожение

8. Первичными наземными споровыми растениями были:

А) мхи, Б) папоротники, В) псилофиты

9. В какую эру возникла жизнь?

А) протерозойскую Б) архейскую В) кайнозойскую

10. Животными, которые первыми вышли на сушу были:

А) земноводные Б) членистоногие, В) пресмыкающиеся

11. Жизнь на Земле возникла:

А) на суше, Б) в космосе, В) в первичном океане

12. По типу питания первые организмы на Земле были:

А) автотрофами, Б) гетеротрофами, В) миксотрофами

13. Обмен веществ первых организмов на Земле осуществлялся:

А) в бескислородной среде, Б) в кислородной среде,

В) как в кислородной так и в бескислородной среде.

14. Появление различных форм и окрасок цветков связано с:

А) биопрогрессом  Б) ароморфозом В) идиоадаптацией.

15. Расцвет папоротников наступил:

А) в карбоне, Б) в силуре, В) в юре.

16. жизнь возникла на Земле:

А) 3,5 млрд. лет, Б) 2,5 млрд. лет, В) 3,5 млн. лет

17.первыми биополимерами на Земле  могли стать?

А) белки, Б) нуклеиновые кислоты В) углеводы

18. Представителей какого класса нельзя было «встретить» в палеозое?

А) пресмыкающихся, Б) земноводных, В) птиц

19. В какую эру млекопитающие заняли господствующее положение?

А) мезозой, Б) палеозой В) кайнозой

20. Возникновение каких организмов создало условия для развития животного мира?

А) вирусов, Б) бактерий, В) водорослей.

21. Самозарождение жизни в настоящее время на Земле является маловероятным, так как:

А) излучение солнца губительно действует на живые организм,  Б) на Земле мало действующих вулканов, В) ныне существующие организмы использовали бы в качестве пищи вещества, из которых могла бы возникнуть жизнь.

22. Значительную роль в возникновении жизни сыграла способность нуклеотидов:

А) образовывать в водных растворах мембранные структуры;

Б) кодировать информацию

В) обеспечивать синтез органических веществ из неорганических.

23. Впервые семена стали размножаться:

А) голосеменные, Б) семенные папоротники, В) покрытосеменные.

24. Какое время называют «Веком динозавров»?

А) триас, Б) юра, В) карбон

25. Какую эру называют «Веком млекопитающих»?

А) мезозой, Б) палеозой, В) кайнозой.




3. Рефлексия

4. Домашнее задание: подготовить презентацию по теме: «История живой природы Воронежской области»