Тема: Урок – зачёт. « Проверка знаний, умений и навыков по разделам : «Орфоэпия», «Орфография», «Словообразование», «Пунктуация».
Цели урока:
-проверить уровень подготовки обучающихся к тестовой работе;
-совершенствовать навыки комплексной работы с текстом;
-учить правильно и грамотно отвечать на вопросы;
-создавать условия для самостоятельной работы в группах.
Тип урока: контроль знаний.
Оборудование:
-таблица для оценки знаний;
-четыре варианта печатных материалов к уроку по разделам( модули № 1,2,3,4,5,6)
-карточки разных видов .
Структура урока:
- организационный этап;
-постановка целей;
-работа с текстом (комплексный анализ);
-всесторонняя проверка знаний по модулям;
-подведение итогов урока;
-оценка эмоционального состояния обучающихся на уроке.
Методы контроля учебной деятельности:
-входящий (работа с текстом);
-групповой, индивидуальный;
- итоговый.
Ход урока.
1 Организационный этап.
Объявление темы, целей урока , работа с эпиграфом.
Теория без практики мертва и бесплодна,
практика без теории невозможна.
В это же время объясняется, как будет оцениваться каждый вид работы , время выполнения каждого задания и баллы за всю выполненную работу, их перевод в оценки.
Каждое задание оценивается 5 баллами.
Время выполнения заданий:
№1- 3 минуты
№2- 5 минут
№3 -5 минут
№4- 5 минут
№6- 5 минут
Баллы:
«5»- 26-30
«4»-20-25
«3»-15-20
«2»-0-15
( Если обучающийся успел выполнить задание раньше, можно выполнить занимательное задание дополнительно. Работу будут оценивать консультанты, учащиеся 11 класса)
2 Работа с текстом ( текст высвечен с помощью мультимедийного проектора)
Вот солнце коснулось тихой воды у берега. Восходя всё выше оно, радостное , благословляет, греет оголённую, озябшую землю.
Я видел восход солнца в этом месте десятки раз, и всегда по – новому красивый.
Я как-то особенно люблю солнце. мне нравится само имя его, сладкие звуки имени, звон ,скрытый в них.
Работа с текстом:
- прочитайте выразительно текст. Кто узнал автора текста и как называется произведение? ( М.Горький « В людях»)
-докажите, что это текст.
-как его можно озаглавить?
-каково лексическое значение слова благословляет?
( благословляет : 1. напутствует; 2. Воздаёт благодарность; 3. У религиозных людей: перекрестить( как бы передавая этим знаком пожелание удачи)
- каков состав этого слова ( произошло из греческого слова eu-благое, logein - говорить) Этимологически родственны ему по первому корню слова : благополучие ,благоприятный, благодарный, благоухание)
3.Работа по проверке знаний, умений и навыков по разделам : «Орфоэпия», «Орфография», , «Словообразование», «Пунктуация». ( Все материалы розданы учащимся .После выполнения каждого задания каждая работа проверяется ,результаты консультантами заносятся в таблицу, которая вывешена на доске. К каждому этапу урока подобран эпиграф, по которому обучающиеся узнают , какой это раздел русского языка ,по которому будут даны задания. Для этого используется компьютерная презентация.)
« Орфоэпия»
«Необычайный язык наш есть ещё тайна.
В нём все тоны и оттенки».
Н.В.Гоголь
«Орфография»
«Письмо придаёт прочность летучему слову,
побеждает пространство и время».
Я.К.Грот
«Словообразование»
«Слова рождаются вместе с мыслями,
Как счастливое вдохновение».
Н.М.Карамзин
« Пунктуация»
«Знаки ставятся по силе разума».
М.В.Ломоносов
4.Работа в группах под руководством консультантов( устные ответы по данным темам)
5 Творческое задание.( реализованы ли цели урока).Обучающимся предлагается закончить фразы:
-Я научилась(ся )
-Я запомнила(л)
-Мне хочется сказать
-Теперь я
5Итог урока, комментарий оценок.
6 Этап оценки эмоционального состояния учащихся на уроке( чтобы оценить собственное психологическое состояние на уроке, обучающиеся поднимают карточку того цвета, с утверждением которого они согласны)
- жёлтый- на уроке было интересно, поучительно
-зелёный- было интересно, но не всё
- синий- было скучно и тоскливо
7 Домашнее задание: подготовиться к тестовой работе по разделам «Орфоэпия», «Орфография», , «Словообразование», «Пунктуация».