Предмет | Класс | Тема урока |
Астрономия | 10 | Законы Кеплера движения планет |
Используемый учебник |
Чаругин В.М. Астрономия. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень / ВМ. Чаругин. – М.: Просвещене, 2018 |
Образовательные цели урока: сформировать умения учащихся применять законы Кеплера при объяснении движения планет вокруг Солнца; сформировать умения учащихся решать задачи на расчёт расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера. |
Развивающие цели урока: способствовать развитию мышления; способствовать навыков интерпретации материала; способствовать развитию навыков самостоятельного поиска информации; развитие взглядов учащихся на мироздание |
Воспитательные цели урока: воспитывать интерес учащихся к астрономии. |
ТСО (оборудование) | Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) |
Компьютер, мультимедийный проектор, экран. | Презентация к уроку - https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-uroku-zakony-keplera.html |
Организационная структура урока |
Этап урока | Образовательные задачи (планируемые результаты) | Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | длит. этапа (мин) |
Организационный этап | Позитивный настрой учащихся на учебную деятельность | | Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку. | Обучающиеся готовятся к работе, организуют рабочее место, приветствуют учителя. | 2 |
Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. | Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала. | | Учитель организует фронтальную работу учащихся. Вопросы для беседы: 1) В чем отличие геоцентрической системы Мира от гелиоцентрической? 2) Кто из учёных был сторонником геоцентрической системы мира? 3) Кто из учёных был сторонником гелиоцентрической системы мира? 4) В трудах каких ученых, получила подтверждение и развитие гелиоцентрическая система мира? 5) Какие открытия в пользу гелиоцентрической системы Коперника сделал Галилео Галилей с помощью телескопа? Вспомним геометрию Что собой представляет эллипс? Какие основные элементы эллипса вы знаете? | Учащиеся вспоминают изученный материал, отвечают на поставленные вопросы. | |
Мотивационный этап | Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляются пробелы в знаниях; формулируется цель и тему урока. | Авторская презентация (слайды 1, 2) | Ребята, как вы думаете, достаточно ли тех знаний, которыми мы обладаем на данный момент, описать движение планет? Кто из учёных был сторонником гелиоцентрической системы мира? (учитель подводит учащихся к тому, чтобы они назвали фамилию Кеплера). Учитель формирует цель и тему урока. | Учащиеся высказывают своё мнение. Учащиеся, получившие индивидуальные задания –найти информацию о Кеплере, знакомят с ней остальных учащихся | |
Изучение нового материала | Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. Развить познавательный интерес к предмету, уверенность в возможность познания природы, самостоятельность в приобретении знаний. Уметь воспринимать и перерабатывать информацию | Авторская презентация. (Слайды 3, 4) | Учитель даёт историческую справку Многие ученые вплоть до начала XVII в. считали, что движение небесных тел должно быть равномерным и происходить по «самой совершенной» кривой – окружности. (Слайд 3). Многолетние исследования Тихо Браге. (Слайд 4). Опираясь на наблюдения Тихо Браге и математические расчёты Коперника, Кеплеру удалось преодолеть этот предрассудок и установить действительную форму планетных орбит, а также закономерность изменения скорости движения планет при их обращении вокруг Солнца. В своих поисках Кеплер исходил из убеждения, что «в мире правит число», высказанного еще Пифагором. Он искал соотношения между различными величинами, характеризующими движение планет, — размеры орбит, период обращения, скорость. Кеплер действовал фактически вслепую, чисто эмпирически. При построении орбиты Марса Кеплер воспользовался собственными наблюдениями планеты, а также многолетними определениями координат и конфигураций Марса, проведёнными его учителем Тихо Браге | Учащиеся слушают учителя. | |
| | Слайды № 5,6,7
Слайд № 8 | (Слайд 5).Прежде чем мы рассмотрим первый закон Кеплера, мы вспомним понятия «эллипс», «фокус», «перигелий», «афелий», «эксцентриситет». (Слайд 6). Рассказывает о методе изображения эллипса. (Слайд 7). Знакомство с основными характеристиками орбит планет. Совместная работа учителя и учащихся с учебником. Учитель организует работу учащихся с учебником по изучению основных характеристик орбит планет. Формулирует первый обобщённый закон Кеплера. Слайд 10). Учитель организует работу учащихся по изучению второго закона Кеплера.(Слайд 11). Учитель выводит третий закон Кеплера (Слайд 12). Учитель организовывает работу учащихся по поиску информации в учебнике о зависимости периода обращения планеты от величины большой полуоси её орбиты. (Слайд 13). (Слайд 14) Разбирается решение задачи из § 9. | Смотрят презентацию. Делают необходимые записи в тетрадях.
Работа с учебником. Находят в учебнике информацию о том, как меняется скорость планеты в зависимости от точки расположения на орбите. (Слайд 9). Учащиеся работают с учебником. | |
Закрепление изученного материала и практическое применение знаний | Овладеть навыками приобретения знаний. Уметь использовать полученные навыки и применять полученные знания. | Слайд № 15 | Самостоятельная работа: 1.Как изменяется скорость планеты при ее движении от афелия к перигелию? 2. На рисунке укажите точки орбиты, в которых: а) скорость планеты минимальна; б) потенциальная энергия минимальна; в) кинетическая энергия максимальна. 3.Синодический период обращения воображаемой планеты составляет 3 года. Каков звёздный период её обращения около Солнца? 4)Вчера было полнолуние. Может ли быть Затмение Солнца завтра? Через неделю? Вопросы к § 9 | Учащиеся решают задания по карточкам, сдают на проверку. | |
Рефлексия. Домашнее задание | Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению. Уметь применять самостоятельно полученные знания и объяснять полученные результаты, самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи | | Чему научились? Что хотели бы узнать? С какими знаниями могли бы поделиться? Домашнее задание: 9, вопросы и задания на стр. 43. Задача 8 . | Оценивание достигнутых целей Записывают домашнее задание | |