СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Законы Ньютона и их применение", 9 класс (ФГОС)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан по модульной технологии. Предназначен для проведения повторения материала в 9 классе по разделу "Движение и взаимодействие тел". В модульной карте урока есть ссылки на видеоролики, помогающие самостоятельно повторить материал. Разработку можно использовать и для дистанционного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Законы Ньютона и их применение", 9 класс (ФГОС)»

Урок 82-83. Законы Ньютона и их применение (повторение).

Тему урока и дату записать в рабочую тетрадь


Цель урока: повторение и закрепление знаний по теме «Законы Ньютона и их применение».


ДЗ: §10-12 (повт.).


Электронный ресурс: http://class-fizik.ru/v9.html

I. В ходе урока необходимо вспомнить понятия: инерциальная система отсчёта, масса тела, равнодействующая сила, сила упругости и её виды (сила нормальной реакции опоры и сила натяжения), сила тяжести, сила трения (формулы для этих сил).

II. В ходе урока необходимо вспомнить законы (формулировка, границы применения): первый, второй и третий законы Ньютона, закон Гука.

III. В ходе урока необходимо выполнить задания.


Модульная карта урока (внимательно изучаем, видеоролики просматриваем обязательно, так как они помогают вспомнить изученный ранее материал по теме «Законы Ньютона и их применение»).


УЭ

Учебный материал с указанием цели и заданий

Комментарий для обучающихся

УЭ1

Цель: повторение и закрепление знаний по теме «Законы Ньютона и их применение».

А.В.Пёрышкин, Е.М.Гутник, учебник §10.

УЭ2

Цель: повторение и закрепление знаний по теме «Первый закон Ньютона».


В основе всей динамики лежат законы Ньютона. С их помощью объясняют причины того или иного движения. Используя видеоролик или учебник (§10), найдите формулировку первого закона Ньютона и попробуйте ответить на вопросы:

1.Чем отличалась точка зрения на понятие «движение» Аристотеля и Г.Галилея?

2.Какой закон сформулировал Г.Галилей?

3.Какой вклад внёс И.Ньютон в разработку основ механики (динамики)?

Задание (выполнить письменно в рабочей тетради на листе контроля, смотри ниже).

1.В каких случаях систему отсчёта, жёстко связанную с лифтом, можно считать инерциальной?

А) лифт свободно падает;

Б) лифт движется равномерно вверх или вниз;

В) лифт разгоняется или тормозит.

2.Как движется поезд, если яблоко, упавшее со столика вагона в системе отсчёта «Вагон»:

А) движется по вертикали;

Б) отклоняется при падении вперёд

В) отклоняется при падении назад;

Г) отклоняется в сторону;

Д) никуда не движется.

Посмотреть видеоролик. Для этого пройти по ссылке: https://www.youtube.com/embed/IsDErYiPzlI



Ответы записать в рабочую тетрадь.




Сделать на листе контроля.




УЭ

Учебный материал с указанием цели и заданий

Комментарий для обучающихся

УЭ3

Цель: повторение и закрепление знаний по теме «Второй закон Ньютона».


Итак, первый закон Ньютона или закон инерции указывает на случай прямолинейного равномерного движения или, когда тело покоится относительно инерциальных систем отсчёта. А как быть, если тело изменяет каким-либо образом свою скорость и что является причиной её изменения? На эти вопросы отвечает второй закон Ньютона. Найдите формулировку второго закона Ньютона (учебник §11 или видеоролик ещё посмотрите): а = , а – вектор ускорения, F – вектор равнодействующей силы, m – масса тела.

Попробуйте ответить на вопросы:

А) как направлены векторы ускорения и равнодействующей силы?

Б) какие силы могут действовать на тело? Запишите названия сил и их формулы (вспомните материал из 7 класса)

В) по каким правилам можно найти равнодействующую силу?

Сравните свои ответы на вопросы 2 и 3 с приведёнными ниже.

N Fу

Fa

Fтр F


ρ – плотность жидкости

Fт Fт

а ) Тело движется по горизонтальной прямой; б) тело поднимают на шнуре в жидкости.

Названия механических сил на рисунках:

F – сила тяги; Fт = mg – сила тяжести; Fтр = μN – сила трения (μ – коэффициент трения);

N – сила нормальной реакции опоры; Fу = k|∆x| – сила упругости (k – жёсткость, |∆x| – удлинение/сжатие)

Fa = ρgV – сила Архимеда (ρ – плотность жидкости, g = 10 м/с2, V – объём погружённого в жидкость тела).


F1

F1 F2 F1

F2

1) F = F1 + F2 2) F = F2 – F1

3) F =

F2 F

Схема решения задач с применением второго закона Ньютона:

1.Сделать чертёж с расстановкой на нём всех сил, действующих на тело и направление его ускорения;

2.Записать второй закон Ньютона в векторной форме: F1 + F2 + … + Fn = ma;

3.Выбрать на чертеже оси координат Х и У и найти проекции векторов во втором законе Ньютона;

4.Записать (если необходимо) формулы для сил и ускорения;

5.Решить полученную систему уравнений в общем виде;

6.Провести вычисления и записать ответ.

Посмотреть видеоролик. Для этого пройти по ссылке: https://www.youtube.com/embed/ZvRjSPzFG_0





Записать в рабочую тетрадь формулу второго закона Ньютона.



Ответы записать в рабочую тетрадь.






Рисунки изобразить в рабочей тетради и записать виды механических сил.











Изобразить в рабочей тетради правила нахождения равнодействующей силы.







Записать схему решения задач на применение второго закона Ньютона в рабочую тетрадь.



Пример задачи на применение второго закона Ньютона.

Автобус, масса которого с полной нагрузкой равна 15 т, трогается с места с ускорением 0,7 м/с2. Найти силу тяги, если коэффициент сопротивления равен 0,03.

Д ано: m = 15 т Решение. Делаем рисунок: N у

а = 0,7 м/с2

μ = 0,03 Записываем второй закон Ньютона: Fтр а F

g = 10 м/с2 F + mg + Fтр + N = ma.

Найти: F. Выбираем оси координат (смотри рисунок). х

Находим проекции векторов во втором законе mg

Ньютона на оси координат. На ось Х: F – Fтр = ma,

На ось У: N – mg = 0,

Дополнительное уравнение для силы трения: Fтр = μN.

Решаем полученную систему уравнений в общем виде: F = m(a + μg). Проводим вычисления и записываем ответ: F = 15000(0,7 + 0,03 10) = 15000 (Н) = 15 (кН).

Ответ: 15 кН.


Записать пример решения задачи на применение второго закона Ньютона в рабочую тетрадь.


УЭ4

Цель: повторение и закрепление знаний по теме «Третий закон Ньютона».


Итак, с помощью первого и второго законов Ньютона можно указать причины движения тел с постоянной скорость и с ускорением по прямой и по кривой траекториям.

Но как объяснить факт того, что не бывает одностороннего действия одного тела на другое. Тела всегда взаимодействуют друг с другом. Этот факт объясняет третий закон Ньютона.

Используя учебник, найдите формулировку третьего закона Ньютона (§12) и ответьте на вопросы:

А) Уравновешивают ли силы, о которых говорится в третьем законе Ньютона, друг друга?

Б) Одинаковая ли природа у сил, о которых говорится в третьем законе Ньютона?

В) Мальчик растягивает пружину с максимальной силой 100 Н, а взрослый человек – 200 Н. С какой силой они будут растягивать в разные стороны пружину, если потянут её одновременно за разные концы?

Посмотреть видеоролик. Для этого пройти по ссылке:

https://www.youtube.com/embed/xSLqv9lokbU






Ответы записать в рабочую тетрадь.


УЭ5

Цель: итоги урока.

1.Законы Ньютона являются как бы фундаментом динамики.

2.С помощью законов Ньютона можно объяснить причину движения тел, причину относительного покоя тел, равновесия тел.

3.Законы Ньютона справедливы в любой инерциальной системе отсчёта.


Важно знать!


Ниже представлено задание на оценку. Его необходимо выполнить в рабочей тетради, сфотографировать и прислать для проверки 18.04.2020 не позднее 14.00







Выполнить работу по карточке (смотри ниже)

Выбираете вариант карточки согласно списка (смотри ниже). Например, Балуха Алексей – первый в списке, значит, решает вариант 1. Варианты карточек идут после списков.

1.Балуха Алексей 1.Бодина Алина

2.Барданов Вадим 2.Воробкалова Юлиана

3.Богданова Анастасия 3.Гусева Елизавета

4.Возисова Елизавета 4.Дементьев Максим

5.Городничев Владислав 5.Иванова Диана

6.Григорьева Алёна 6.Квартальной Денис

7.Иллук Сергей 7.Крисюк Максим

8.Калашников Денис 8.Лебедев Александр

9.Конюшенкова Валерия 9.Межурецкий Павел

10.Кулагин Игорь 10.Михин Денис

11.Лошакова Татьяна 11.Морозов Владислав

12.Макарова Екатерина 12.Некрасова Анастасия

13.Меднис Алина 13.Орлова Виктория

14.Миронова Валерия 14.Патрикеев Егор

15.Мосол Анастасия 15.Пляшешник Сергей

16.Никитин Александр 16.Рогалёв Данил

17.Никифоров Кирилл 17.Романов Максим

18.Орлова Ульяна 18.Сидельникова Анна

19.Пучкова Ольга 19.Смирнова Марина

20.Розов Даниил 20.Соболев Роман

21.Соколов Алексей 21.Стогова Наталья

22.Соловьёв Владислав 22.Теслюк Андрей

23.Соловьёва Алина 23.Фёдорова Софья

24.Сугян Роберт 24.Челмодеева Евгения

25.Сугян Роланд 25.Чернов Кирилл

26.Тимошин Максим 26.Чернышов Валерий

27.Фролов Дмитрий 27.Шемота Александр

28.Харитова Татьяна 28.Школьникова Елена




Вариант 1

№1

Автомобиль массой 1,5 т при торможении движется с ускорением 3 м/с2. Какова сила торможения?

№2

Автомобиль массой 10 т двигается с ускорением 0,4 м/с2. Чему равна сила тяги автомобиля, если сила сопротивления 1000 Н?

№3

С каким ускорением движется трамвай при торможении, если коэффициент трения 0,4?

Вариант 2

№1

Определите силу торможения поезда массой 400 т, если ускорение при торможении 0,1 м/с2?

№2

Поезд массой 1000 т движется по горизонтальному пути с ускорением 0,2 м/с2. Определить силу тяги паровоза, если коэффициент трения 0,005?

№3

Тело останавливается под действием силы трения, пройдя за 10 с путь 100 м. Определите коэффициент трения.

Вариант 3

№1

Тело при торможении останавливается под действием силы 12 Н. Определить массу этого тела, если ускорение при торможении 2 м/с2.

№2

Автомобиль массой 1,2 т движется с места с ускорением 0,8 м/с2. Какую силу тяги развивает мотор при этом движении, если коэффициент трения 0,02?

№3

С каким ускорением движется тело при торможении, если коэффициент трения 0,3?

Вариант 4

№1

Тело массой 5 кг движется с ускорением 0,5 м/с2. Чему равна сила, сообщающая телу это ускорение?

№2

Тело массой 5 кг лежит на горизонтальной площадке. Какую силу надо приложить к телу в горизонтальном направлении, чтобы сообщить ему ускорение 2 м/с2? Коэффициент трения при этом равен 0,1.

№3

Тело, двигаясь равнозамедленно, останавливается под действием силы трения. Чему равно при этом ускорение, если коэффициент трения 0,1?



Вариант 5

№1

Какова масса автомобиля, движущегося при торможении с ускорением 2 м/с2, если сила торможения равна 6 кН?

№2

Автомобиль массой 1000 кг, двигаясь из состояния покоя, проходит за 5 с путь 50 м. Чему равна сила тяги автомобиля, если сила трения 500 Н?

№3

Через какое время после начала торможения остановится автобус, движущийся со скоростью 12 м/с, если коэффициент трения 0,4?

Вариант 6

№1

Определите силу, которая сообщает телу массой 500 кг ускорение 0,4 м/с2.

№2

Подвешенное к динамометру тело массой 2 кг поднимается вертикально вверх. Что покажет динамометр а) при подъёме с ускорением 2 м/с2? б) при равномерном подъёме?

№3

Электропоезд массой 106 кг начинает равноускоренно двигаться и в течение 1 мин достигает скорости 108 км/ч. Определите силу тяги электропоезда, если коэффициент трения 0,02.

Вариант 7

№1

С каким ускорением двигался при разбеге реактивный самолёт массой 60 т, если сила тяги двигателей равна 90 кН?

№2

Автомобиль массой 5 т трогается с места с ускорением 1 м/с2. Какую силу тяги разовьёт его двигатель при этом движении, если коэффициент трения 0,2?

№3

На каком минимальном расстоянии от перекрёстка должен тормозить при красном сигнале светофора автомобиль, движущийся со скоростью 72 км/ч, если коэффициент трения между шинами и дорогой равен 0,5?

Вариант 8

№1

Трос выдерживает нагрузку 1,5 кН. С каким наибольшим ускорением с помощью этого троса можно поднять вверх груз массой 100 кг?

№2

При трогании с места, электровоз развивает силу тяги 700 кН. Какое ускорение он при этом сообщает вагонам массой 3000 т, если сила сопротивления движению 160 кН?

№3

Трамвай массой 20 т, отходя от остановки, пройдя путь 50 м, развивает скорость 8 м/с. Определите силу тяги двигателей трамвая, если коэффициент трения равен 0,036?

Вариант 9

№1

Груз массой 0,5 кг подвешен на динамометре. Какими будут показания динамометра, если груз поднимают вверх с постоянным ускорением 3 м/с2?

№2

Определите массу железнодорожного состава, который может везти тепловоз с ускорением 0,1 м/с2, если он развивает максимальное тяговое усилие 300 кН, а сила сопротивления движению равна 100 кН?

№3

Через какое время после начала аварийного торможения остановится автобус, движущийся со скоростью 54 км/ч, если коэффициент трения скольжения равен 0,5?

Вариант 10

№1

Тело движется по горизонтальной площадке с ускорением 3 м/с2. Масса тела 20 кг. Чему равна сила тяги?

№2

В лифте находится груз массой 20 кг. Найти силу давления груза на пол лифта, если он опускается вниз с ускорением 2 м/с2.

№3

Чему равен тормозной путь автомобиля, если в момент начала торможения он имел скорость 43,2 км/ч, а коэффициент трения равен 0,6?

Вариант 11

№1

Автомобиль массой 1,5 т при торможении движется с ускорением 3 м/с2. Какова сила торможения?

№2

Автомобиль массой 1000 кг, двигаясь из состояния покоя, проходит за 5 с путь 50 м. Чему равна сила тяги автомобиля, если сила трения 500 Н?

№3

Тело останавливается под действием силы трения, пройдя за 10 с путь 100 м. Определите коэффициент трения.

Вариант 12

№1

Определите силу торможения поезда массой 400 т, если ускорение при торможении 0,1 м/с2?

№2

Подвешенное к динамометру тело массой 2 кг поднимается вертикально вверх. Что покажет динамометр а) при подъёме с ускорением 2 м/с2? б) при равномерном подъёме?

№3

Чему равен тормозной путь автомобиля, если в момент начала торможения он имел скорость 43,2 км/ч, а коэффициент трения равен 0,6?



Вариант 13

№1

Тело при торможении останавливается под действием силы 12 Н. Определить массу этого тела, если ускорение при торможении 2 м/с2.

№2

Автомобиль массой 5 т трогается с места с ускорением 1 м/с2. Какую силу тяги разовьёт его двигатель при этом движении, если коэффициент трения 0,2?

№3

С каким ускорением движется трамвай при торможении, если коэффициент трения 0,4?

Вариант 14

№1

Тело массой 5 кг движется с ускорением 0,5 м/с2. Чему равна сила, сообщающая телу это ускорение?

№2

При трогании с места, электровоз развивает силу тяги 700 кН. Какое ускорение он при этом сообщает вагонам массой 3000 т, если сила сопротивления движению 160 кН?

№3

Через какое время после начала аварийного торможения остановится автобус, движущийся со скоростью 54 км/ч, если коэффициент трения скольжения равен 0,5?

Вариант 15

№1

Какова масса автомобиля, движущегося при торможении с ускорением 2 м/с2, если сила торможения равна 6 кН?

№2

Определите массу железнодорожного состава, который может везти тепловоз с ускорением 0,1 м/с2, если он развивает максимальное тяговое усилие 300 кН, а сила сопротивления движению равна 100 кН?

№3

С каким ускорением движется тело при торможении, если коэффициент трения 0,3?

Вариант 16

№1

Определите силу, которая сообщает телу массой 500 кг ускорение 0,4 м/с2.

№2

В лифте находится груз массой 20 кг. Найти силу давления груза на пол лифта, если он опускается вниз с ускорением 2 м/с2.

№3

Тело, двигаясь равнозамедленно, останавливается под действием силы трения. Чему равно при этом ускорение, если коэффициент трения 0,1?


Вариант 17

№1

С каким ускорением двигался при разбеге реактивный самолёт массой 60 т, если сила тяги двигателей равна 90 кН?

№2

Автомобиль массой 10 т двигается с ускорением 0,4 м/с2. Чему равна сила тяги автомобиля, если сила сопротивления 1000 Н?

№3

Через какое время после начала торможения остановится автобус, движущийся со скоростью 12 м/с, если коэффициент трения 0,4?

Вариант 18

№1

Трос выдерживает нагрузку 1,5 кН. С каким наибольшим ускорением с помощью этого троса можно поднять вверх груз массой 100 кг?

№2

Поезд массой 1000 т движется по горизонтальному пути с ускорением 0,2 м/с2. Определить силу тяги паровоза, если коэффициент трения 0,005?

№3

Электропоезд массой 106 кг начинает равноускоренно двигаться и в течение 1 мин достигает скорости 108 км/ч. Определите силу тяги электропоезда, если коэффициент трения 0,02.

Вариант 19

№1

Груз массой 0,5 кг подвешен на динамометре. Какими будут показания динамометра, если груз поднимают вверх с постоянным ускорением 3 м/с2?

№2

Автомобиль массой 1,2 т движется с места с ускорением 0,8 м/с2. Какую силу тяги развивает мотор при этом движении, если коэффициент трения 0,02?

№3

На каком минимальном расстоянии от перекрёстка должен тормозить при красном сигнале светофора автомобиль, движущийся со скоростью 72 км/ч, если коэффициент трения между шинами и дорогой равен 0,5?

Вариант 20

№1

Тело движется по горизонтальной площадке с ускорением 3 м/с2. Масса тела 20 кг. Чему равна сила тяги?

№2

Тело массой 5 кг лежит на горизонтальной площадке. Какую силу надо приложить к телу в горизонтальном направлении, чтобы сообщить ему ускорение 2 м/с2. Коэффициент трения при этом равен 0,1.

№3

Трамвай массой 20 т, отходя от остановки, пройдя путь 50 м, развивает скорость 8 м/с. Определите силу тяги двигателей трамвая, если коэффициент трения равен 0,036?

Вариант 21

№1

Автомобиль массой 1,5 т при торможении движется с ускорением 3 м/с2. Какова сила торможения?

№2

Автомобиль массой 1,2 т движется с места с ускорением 0,8 м/с2. Какую силу тяги развивает мотор при этом движении, если коэффициент трения 0,02?

№3

Электропоезд массой 106 кг начинает равноускоренно двигаться и в течение 1 мин достигает скорости 108 км/ч. Определите силу тяги электропоезда, если коэффициент трения 0,02.

Вариант 22

№1

Определите силу торможения поезда массой 400 т, если ускорение при торможении 0,1 м/с2?

№2

Тело массой 5 кг лежит на горизонтальной площадке. Какую силу надо приложить к телу в горизонтальном направлении, чтобы сообщить ему ускорение 2 м/с2? Коэффициент трения при этом равен 0,1.

№3

На каком минимальном расстоянии от перекрёстка должен тормозить при красном сигнале светофора автомобиль, движущийся со скоростью 72 км/ч, если коэффициент трения между шинами и дорогой равен 0,5?

Вариант 23

№1

Тело при торможении останавливается под действием силы 12 Н. Определить массу этого тела, если ускорение при торможении 2 м/с2.

№2

Автомобиль массой 1000 кг, двигаясь из состояния покоя, проходит за 5 с путь 50 м. Чему равна сила тяги автомобиля, если сила трения 500 Н?

№3

Трамвай массой 20 т, отходя от остановки, пройдя путь 50 м, развивает скорость 8 м/с. Определите силу тяги двигателей трамвая, если коэффициент трения равен 0,036?









Вариант 24

№1

Тело массой 5 кг движется с ускорением 0,5 м/с2. Чему равна сила, сообщающая телу это ускорение?

№2

Подвешенное к динамометру тело массой 2 кг поднимается вертикально вверх. Что покажет динамометр а) при подъёме с ускорением 2 м/с2? б) при равномерном подъёме?

№3

Через какое время после начала аварийного торможения остановится автобус, движущийся со скоростью 54 км/ч, если коэффициент трения скольжения равен 0,5?

Вариант 25

№1

Какова масса автомобиля, движущегося при торможении с ускорением 2 м/с2, если сила торможения равна 6 кН?

№2

Автомобиль массой 5 т трогается с места с ускорением 1 м/с2. Какую силу тяги разовьёт его двигатель при этом движении, если коэффициент трения 0,2?

№3

Чему равен тормозной путь автомобиля, если в момент начала торможения он имел скорость 43,2 км/ч, а коэффициент трения равен 0,6?

Вариант 26

№1

Определите силу, которая сообщает телу массой 500 кг ускорение 0,4 м/с2.

№2

При трогании с места, электровоз развивает силу тяги 700 кН. Какое ускорение он при этом сообщает вагонам массой 3000 т, если сила сопротивления движению 160 кН?

№3

С каким ускорением движется трамвай при торможении, если коэффициент трения 0,4?

Вариант 27

№1

С каким ускорением двигался при разбеге реактивный самолёт массой 60 т, если сила тяги двигателей равна 90 кН?

№2

Определите массу железнодорожного состава, который может везти тепловоз с ускорением 0,1 м/с2, если он развивает максимальное тяговое усилие 300 кН, а сила сопротивления движению равна 100 кН?

№3

Тело останавливается под действием силы трения, пройдя за 10 с путь 100 м. Определите коэффициент трения.



Вариант 28

№1

Трос выдерживает нагрузку 1,5 кН. С каким наибольшим ускорением с помощью этого троса можно поднять вверх груз массой 100 кг?

№2

В лифте находится груз массой 20 кг. Найти силу давления груза на пол лифта, если он опускается вниз с ускорением 2 м/с2.

№3

С каким ускорением движется тело при торможении, если коэффициент трения 0,3?

Вариант 29

№1

Груз массой 0,5 кг подвешен на динамометре. Какими будут показания динамометра, если груз поднимают вверх с постоянным ускорением 3 м/с2?

№2

Автомобиль массой 10 т двигается с ускорением 0,4 м/с2. Чему равна сила тяги автомобиля, если сила сопротивления 1000 Н?

№3

Тело, двигаясь равнозамедленно, останавливается под действием силы трения. Чему равно при этом ускорение, если коэффициент трения 0,1?

Вариант 30

№1

Тело движется по горизонтальной площадке с ускорением 3 м/с2. Масса тела 20 кг. Чему равна сила тяги?

№2

Поезд массой 1000 т движется по горизонтальному пути с ускорением 0,2 м/с2. Определить силу тяги паровоза, если коэффициент трения 0,005?

№3

Через какое время после начала торможения остановится автобус, движущийся со скоростью 12 м/с, если коэффициент трения 0,4?


Указания:

1.Задача №1 – 1 балл; задачи №№2 и 3 – по 2 балла каждая.

2.Ускорение свободного падения принять равным 10 м/с2.

Система оценок:

«5» (отлично) – 5 баллов;

«4» (хорошо) – 3-4 балла;

«3» (удовлетворительно) – 1-2 балла;

«2» (неудовлетворительно) – менее 1 балла.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!