Урок 82-83. Законы Ньютона и их применение (повторение).
Тему урока и дату записать в рабочую тетрадь
Цель урока: повторение и закрепление знаний по теме «Законы Ньютона и их применение».
ДЗ: §10-12 (повт.).
Электронный ресурс: http://class-fizik.ru/v9.html
I. В ходе урока необходимо вспомнить понятия: инерциальная система отсчёта, масса тела, равнодействующая сила, сила упругости и её виды (сила нормальной реакции опоры и сила натяжения), сила тяжести, сила трения (формулы для этих сил).
II. В ходе урока необходимо вспомнить законы (формулировка, границы применения): первый, второй и третий законы Ньютона, закон Гука.
III. В ходе урока необходимо выполнить задания.
Модульная карта урока (внимательно изучаем, видеоролики просматриваем обязательно, так как они помогают вспомнить изученный ранее материал по теме «Законы Ньютона и их применение»).
УЭ | Учебный материал с указанием цели и заданий | Комментарий для обучающихся |
УЭ1 | Цель: повторение и закрепление знаний по теме «Законы Ньютона и их применение». | А.В.Пёрышкин, Е.М.Гутник, учебник §10. |
УЭ2 | Цель: повторение и закрепление знаний по теме «Первый закон Ньютона». В основе всей динамики лежат законы Ньютона. С их помощью объясняют причины того или иного движения. Используя видеоролик или учебник (§10), найдите формулировку первого закона Ньютона и попробуйте ответить на вопросы: 1.Чем отличалась точка зрения на понятие «движение» Аристотеля и Г.Галилея? 2.Какой закон сформулировал Г.Галилей? 3.Какой вклад внёс И.Ньютон в разработку основ механики (динамики)? Задание (выполнить письменно в рабочей тетради на листе контроля, смотри ниже). 1.В каких случаях систему отсчёта, жёстко связанную с лифтом, можно считать инерциальной? А) лифт свободно падает; Б) лифт движется равномерно вверх или вниз; В) лифт разгоняется или тормозит. 2.Как движется поезд, если яблоко, упавшее со столика вагона в системе отсчёта «Вагон»: А) движется по вертикали; Б) отклоняется при падении вперёд В) отклоняется при падении назад; Г) отклоняется в сторону; Д) никуда не движется. | Посмотреть видеоролик. Для этого пройти по ссылке: https://www.youtube.com/embed/IsDErYiPzlI Ответы записать в рабочую тетрадь. Сделать на листе контроля. |
УЭ | Учебный материал с указанием цели и заданий | Комментарий для обучающихся |
УЭ3 | Цель: повторение и закрепление знаний по теме «Второй закон Ньютона». Итак, первый закон Ньютона или закон инерции указывает на случай прямолинейного равномерного движения или, когда тело покоится относительно инерциальных систем отсчёта. А как быть, если тело изменяет каким-либо образом свою скорость и что является причиной её изменения? На эти вопросы отвечает второй закон Ньютона. Найдите формулировку второго закона Ньютона (учебник §11 или видеоролик ещё посмотрите): а = , а – вектор ускорения, F – вектор равнодействующей силы, m – масса тела. Попробуйте ответить на вопросы: А) как направлены векторы ускорения и равнодействующей силы? Б) какие силы могут действовать на тело? Запишите названия сил и их формулы (вспомните материал из 7 класса) В) по каким правилам можно найти равнодействующую силу? Сравните свои ответы на вопросы 2 и 3 с приведёнными ниже. N Fу Fa Fтр F ρ – плотность жидкости Fт Fт а ) Тело движется по горизонтальной прямой; б) тело поднимают на шнуре в жидкости. Названия механических сил на рисунках: F – сила тяги; Fт = mg – сила тяжести; Fтр = μN – сила трения (μ – коэффициент трения); N – сила нормальной реакции опоры; Fу = k|∆x| – сила упругости (k – жёсткость, |∆x| – удлинение/сжатие) Fa = ρgV – сила Архимеда (ρ – плотность жидкости, g = 10 м/с2, V – объём погружённого в жидкость тела). F1 F1 F2 F1 F2 1) F = F1 + F2 2) F = F2 – F1 3) F = F2 F Схема решения задач с применением второго закона Ньютона: 1.Сделать чертёж с расстановкой на нём всех сил, действующих на тело и направление его ускорения; 2.Записать второй закон Ньютона в векторной форме: F1 + F2 + … + Fn = ma; 3.Выбрать на чертеже оси координат Х и У и найти проекции векторов во втором законе Ньютона; 4.Записать (если необходимо) формулы для сил и ускорения; 5.Решить полученную систему уравнений в общем виде; 6.Провести вычисления и записать ответ. | Посмотреть видеоролик. Для этого пройти по ссылке: https://www.youtube.com/embed/ZvRjSPzFG_0 Записать в рабочую тетрадь формулу второго закона Ньютона. Ответы записать в рабочую тетрадь. Рисунки изобразить в рабочей тетради и записать виды механических сил. Изобразить в рабочей тетради правила нахождения равнодействующей силы. Записать схему решения задач на применение второго закона Ньютона в рабочую тетрадь. |
| Пример задачи на применение второго закона Ньютона. Автобус, масса которого с полной нагрузкой равна 15 т, трогается с места с ускорением 0,7 м/с2. Найти силу тяги, если коэффициент сопротивления равен 0,03. Д ано: m = 15 т Решение. Делаем рисунок: N у а = 0,7 м/с2 μ = 0,03 Записываем второй закон Ньютона: Fтр а F g = 10 м/с2 F + mg + Fтр + N = ma. Найти: F. Выбираем оси координат (смотри рисунок). х Находим проекции векторов во втором законе mg Ньютона на оси координат. На ось Х: F – Fтр = ma, На ось У: N – mg = 0, Дополнительное уравнение для силы трения: Fтр = μN. Решаем полученную систему уравнений в общем виде: F = m(a + μg). Проводим вычисления и записываем ответ: F = 15000(0,7 + 0,03 10) = 15000 (Н) = 15 (кН). Ответ: 15 кН. | Записать пример решения задачи на применение второго закона Ньютона в рабочую тетрадь. |
УЭ4 | Цель: повторение и закрепление знаний по теме «Третий закон Ньютона». Итак, с помощью первого и второго законов Ньютона можно указать причины движения тел с постоянной скорость и с ускорением по прямой и по кривой траекториям. Но как объяснить факт того, что не бывает одностороннего действия одного тела на другое. Тела всегда взаимодействуют друг с другом. Этот факт объясняет третий закон Ньютона. Используя учебник, найдите формулировку третьего закона Ньютона (§12) и ответьте на вопросы: А) Уравновешивают ли силы, о которых говорится в третьем законе Ньютона, друг друга? Б) Одинаковая ли природа у сил, о которых говорится в третьем законе Ньютона? В) Мальчик растягивает пружину с максимальной силой 100 Н, а взрослый человек – 200 Н. С какой силой они будут растягивать в разные стороны пружину, если потянут её одновременно за разные концы? | Посмотреть видеоролик. Для этого пройти по ссылке: https://www.youtube.com/embed/xSLqv9lokbU Ответы записать в рабочую тетрадь. |
УЭ5 | Цель: итоги урока. 1.Законы Ньютона являются как бы фундаментом динамики. 2.С помощью законов Ньютона можно объяснить причину движения тел, причину относительного покоя тел, равновесия тел. 3.Законы Ньютона справедливы в любой инерциальной системе отсчёта. | Важно знать! |
Ниже представлено задание на оценку. Его необходимо выполнить в рабочей тетради, сфотографировать и прислать для проверки 18.04.2020 не позднее 14.00
Выполнить работу по карточке (смотри ниже) Выбираете вариант карточки согласно списка (смотри ниже). Например, Балуха Алексей – первый в списке, значит, решает вариант 1. Варианты карточек идут после списков. |
1.Балуха Алексей 1.Бодина Алина |
2.Барданов Вадим 2.Воробкалова Юлиана |
3.Богданова Анастасия 3.Гусева Елизавета |
4.Возисова Елизавета 4.Дементьев Максим |
5.Городничев Владислав 5.Иванова Диана |
6.Григорьева Алёна 6.Квартальной Денис |
7.Иллук Сергей 7.Крисюк Максим |
8.Калашников Денис 8.Лебедев Александр |
9.Конюшенкова Валерия 9.Межурецкий Павел |
10.Кулагин Игорь 10.Михин Денис |
11.Лошакова Татьяна 11.Морозов Владислав |
12.Макарова Екатерина 12.Некрасова Анастасия |
13.Меднис Алина 13.Орлова Виктория |
14.Миронова Валерия 14.Патрикеев Егор |
15.Мосол Анастасия 15.Пляшешник Сергей |
16.Никитин Александр 16.Рогалёв Данил |
17.Никифоров Кирилл 17.Романов Максим |
18.Орлова Ульяна 18.Сидельникова Анна |
19.Пучкова Ольга 19.Смирнова Марина |
20.Розов Даниил 20.Соболев Роман |
21.Соколов Алексей 21.Стогова Наталья |
22.Соловьёв Владислав 22.Теслюк Андрей |
23.Соловьёва Алина 23.Фёдорова Софья |
24.Сугян Роберт 24.Челмодеева Евгения |
25.Сугян Роланд 25.Чернов Кирилл |
26.Тимошин Максим 26.Чернышов Валерий |
27.Фролов Дмитрий 27.Шемота Александр |
28.Харитова Татьяна 28.Школьникова Елена |
Вариант 1
№1
Автомобиль массой 1,5 т при торможении движется с ускорением 3 м/с2. Какова сила торможения?
№2
Автомобиль массой 10 т двигается с ускорением 0,4 м/с2. Чему равна сила тяги автомобиля, если сила сопротивления 1000 Н?
№3
С каким ускорением движется трамвай при торможении, если коэффициент трения 0,4?
Вариант 2
№1
Определите силу торможения поезда массой 400 т, если ускорение при торможении 0,1 м/с2?
№2
Поезд массой 1000 т движется по горизонтальному пути с ускорением 0,2 м/с2. Определить силу тяги паровоза, если коэффициент трения 0,005?
№3
Тело останавливается под действием силы трения, пройдя за 10 с путь 100 м. Определите коэффициент трения.
Вариант 3
№1
Тело при торможении останавливается под действием силы 12 Н. Определить массу этого тела, если ускорение при торможении 2 м/с2.
№2
Автомобиль массой 1,2 т движется с места с ускорением 0,8 м/с2. Какую силу тяги развивает мотор при этом движении, если коэффициент трения 0,02?
№3
С каким ускорением движется тело при торможении, если коэффициент трения 0,3?
Вариант 4
№1
Тело массой 5 кг движется с ускорением 0,5 м/с2. Чему равна сила, сообщающая телу это ускорение?
№2
Тело массой 5 кг лежит на горизонтальной площадке. Какую силу надо приложить к телу в горизонтальном направлении, чтобы сообщить ему ускорение 2 м/с2? Коэффициент трения при этом равен 0,1.
№3
Тело, двигаясь равнозамедленно, останавливается под действием силы трения. Чему равно при этом ускорение, если коэффициент трения 0,1?
Вариант 5
№1
Какова масса автомобиля, движущегося при торможении с ускорением 2 м/с2, если сила торможения равна 6 кН?
№2
Автомобиль массой 1000 кг, двигаясь из состояния покоя, проходит за 5 с путь 50 м. Чему равна сила тяги автомобиля, если сила трения 500 Н?
№3
Через какое время после начала торможения остановится автобус, движущийся со скоростью 12 м/с, если коэффициент трения 0,4?
Вариант 6
№1
Определите силу, которая сообщает телу массой 500 кг ускорение 0,4 м/с2.
№2
Подвешенное к динамометру тело массой 2 кг поднимается вертикально вверх. Что покажет динамометр а) при подъёме с ускорением 2 м/с2? б) при равномерном подъёме?
№3
Электропоезд массой 106 кг начинает равноускоренно двигаться и в течение 1 мин достигает скорости 108 км/ч. Определите силу тяги электропоезда, если коэффициент трения 0,02.
Вариант 7
№1
С каким ускорением двигался при разбеге реактивный самолёт массой 60 т, если сила тяги двигателей равна 90 кН?
№2
Автомобиль массой 5 т трогается с места с ускорением 1 м/с2. Какую силу тяги разовьёт его двигатель при этом движении, если коэффициент трения 0,2?
№3
На каком минимальном расстоянии от перекрёстка должен тормозить при красном сигнале светофора автомобиль, движущийся со скоростью 72 км/ч, если коэффициент трения между шинами и дорогой равен 0,5?
Вариант 8
№1
Трос выдерживает нагрузку 1,5 кН. С каким наибольшим ускорением с помощью этого троса можно поднять вверх груз массой 100 кг?
№2
При трогании с места, электровоз развивает силу тяги 700 кН. Какое ускорение он при этом сообщает вагонам массой 3000 т, если сила сопротивления движению 160 кН?
№3
Трамвай массой 20 т, отходя от остановки, пройдя путь 50 м, развивает скорость 8 м/с. Определите силу тяги двигателей трамвая, если коэффициент трения равен 0,036?
Вариант 9
№1
Груз массой 0,5 кг подвешен на динамометре. Какими будут показания динамометра, если груз поднимают вверх с постоянным ускорением 3 м/с2?
№2
Определите массу железнодорожного состава, который может везти тепловоз с ускорением 0,1 м/с2, если он развивает максимальное тяговое усилие 300 кН, а сила сопротивления движению равна 100 кН?
№3
Через какое время после начала аварийного торможения остановится автобус, движущийся со скоростью 54 км/ч, если коэффициент трения скольжения равен 0,5?
Вариант 10
№1
Тело движется по горизонтальной площадке с ускорением 3 м/с2. Масса тела 20 кг. Чему равна сила тяги?
№2
В лифте находится груз массой 20 кг. Найти силу давления груза на пол лифта, если он опускается вниз с ускорением 2 м/с2.
№3
Чему равен тормозной путь автомобиля, если в момент начала торможения он имел скорость 43,2 км/ч, а коэффициент трения равен 0,6?
Вариант 11
№1
Автомобиль массой 1,5 т при торможении движется с ускорением 3 м/с2. Какова сила торможения?
№2
Автомобиль массой 1000 кг, двигаясь из состояния покоя, проходит за 5 с путь 50 м. Чему равна сила тяги автомобиля, если сила трения 500 Н?
№3
Тело останавливается под действием силы трения, пройдя за 10 с путь 100 м. Определите коэффициент трения.
Вариант 12
№1
Определите силу торможения поезда массой 400 т, если ускорение при торможении 0,1 м/с2?
№2
Подвешенное к динамометру тело массой 2 кг поднимается вертикально вверх. Что покажет динамометр а) при подъёме с ускорением 2 м/с2? б) при равномерном подъёме?
№3
Чему равен тормозной путь автомобиля, если в момент начала торможения он имел скорость 43,2 км/ч, а коэффициент трения равен 0,6?
Вариант 13
№1
Тело при торможении останавливается под действием силы 12 Н. Определить массу этого тела, если ускорение при торможении 2 м/с2.
№2
Автомобиль массой 5 т трогается с места с ускорением 1 м/с2. Какую силу тяги разовьёт его двигатель при этом движении, если коэффициент трения 0,2?
№3
С каким ускорением движется трамвай при торможении, если коэффициент трения 0,4?
Вариант 14
№1
Тело массой 5 кг движется с ускорением 0,5 м/с2. Чему равна сила, сообщающая телу это ускорение?
№2
При трогании с места, электровоз развивает силу тяги 700 кН. Какое ускорение он при этом сообщает вагонам массой 3000 т, если сила сопротивления движению 160 кН?
№3
Через какое время после начала аварийного торможения остановится автобус, движущийся со скоростью 54 км/ч, если коэффициент трения скольжения равен 0,5?
Вариант 15
№1
Какова масса автомобиля, движущегося при торможении с ускорением 2 м/с2, если сила торможения равна 6 кН?
№2
Определите массу железнодорожного состава, который может везти тепловоз с ускорением 0,1 м/с2, если он развивает максимальное тяговое усилие 300 кН, а сила сопротивления движению равна 100 кН?
№3
С каким ускорением движется тело при торможении, если коэффициент трения 0,3?
Вариант 16
№1
Определите силу, которая сообщает телу массой 500 кг ускорение 0,4 м/с2.
№2
В лифте находится груз массой 20 кг. Найти силу давления груза на пол лифта, если он опускается вниз с ускорением 2 м/с2.
№3
Тело, двигаясь равнозамедленно, останавливается под действием силы трения. Чему равно при этом ускорение, если коэффициент трения 0,1?
Вариант 17
№1
С каким ускорением двигался при разбеге реактивный самолёт массой 60 т, если сила тяги двигателей равна 90 кН?
№2
Автомобиль массой 10 т двигается с ускорением 0,4 м/с2. Чему равна сила тяги автомобиля, если сила сопротивления 1000 Н?
№3
Через какое время после начала торможения остановится автобус, движущийся со скоростью 12 м/с, если коэффициент трения 0,4?
Вариант 18
№1
Трос выдерживает нагрузку 1,5 кН. С каким наибольшим ускорением с помощью этого троса можно поднять вверх груз массой 100 кг?
№2
Поезд массой 1000 т движется по горизонтальному пути с ускорением 0,2 м/с2. Определить силу тяги паровоза, если коэффициент трения 0,005?
№3
Электропоезд массой 106 кг начинает равноускоренно двигаться и в течение 1 мин достигает скорости 108 км/ч. Определите силу тяги электропоезда, если коэффициент трения 0,02.
Вариант 19
№1
Груз массой 0,5 кг подвешен на динамометре. Какими будут показания динамометра, если груз поднимают вверх с постоянным ускорением 3 м/с2?
№2
Автомобиль массой 1,2 т движется с места с ускорением 0,8 м/с2. Какую силу тяги развивает мотор при этом движении, если коэффициент трения 0,02?
№3
На каком минимальном расстоянии от перекрёстка должен тормозить при красном сигнале светофора автомобиль, движущийся со скоростью 72 км/ч, если коэффициент трения между шинами и дорогой равен 0,5?
Вариант 20
№1
Тело движется по горизонтальной площадке с ускорением 3 м/с2. Масса тела 20 кг. Чему равна сила тяги?
№2
Тело массой 5 кг лежит на горизонтальной площадке. Какую силу надо приложить к телу в горизонтальном направлении, чтобы сообщить ему ускорение 2 м/с2. Коэффициент трения при этом равен 0,1.
№3
Трамвай массой 20 т, отходя от остановки, пройдя путь 50 м, развивает скорость 8 м/с. Определите силу тяги двигателей трамвая, если коэффициент трения равен 0,036?
Вариант 21
№1
Автомобиль массой 1,5 т при торможении движется с ускорением 3 м/с2. Какова сила торможения?
№2
Автомобиль массой 1,2 т движется с места с ускорением 0,8 м/с2. Какую силу тяги развивает мотор при этом движении, если коэффициент трения 0,02?
№3
Электропоезд массой 106 кг начинает равноускоренно двигаться и в течение 1 мин достигает скорости 108 км/ч. Определите силу тяги электропоезда, если коэффициент трения 0,02.
Вариант 22
№1
Определите силу торможения поезда массой 400 т, если ускорение при торможении 0,1 м/с2?
№2
Тело массой 5 кг лежит на горизонтальной площадке. Какую силу надо приложить к телу в горизонтальном направлении, чтобы сообщить ему ускорение 2 м/с2? Коэффициент трения при этом равен 0,1.
№3
На каком минимальном расстоянии от перекрёстка должен тормозить при красном сигнале светофора автомобиль, движущийся со скоростью 72 км/ч, если коэффициент трения между шинами и дорогой равен 0,5?
Вариант 23
№1
Тело при торможении останавливается под действием силы 12 Н. Определить массу этого тела, если ускорение при торможении 2 м/с2.
№2
Автомобиль массой 1000 кг, двигаясь из состояния покоя, проходит за 5 с путь 50 м. Чему равна сила тяги автомобиля, если сила трения 500 Н?
№3
Трамвай массой 20 т, отходя от остановки, пройдя путь 50 м, развивает скорость 8 м/с. Определите силу тяги двигателей трамвая, если коэффициент трения равен 0,036?
Вариант 24
№1
Тело массой 5 кг движется с ускорением 0,5 м/с2. Чему равна сила, сообщающая телу это ускорение?
№2
Подвешенное к динамометру тело массой 2 кг поднимается вертикально вверх. Что покажет динамометр а) при подъёме с ускорением 2 м/с2? б) при равномерном подъёме?
№3
Через какое время после начала аварийного торможения остановится автобус, движущийся со скоростью 54 км/ч, если коэффициент трения скольжения равен 0,5?
Вариант 25
№1
Какова масса автомобиля, движущегося при торможении с ускорением 2 м/с2, если сила торможения равна 6 кН?
№2
Автомобиль массой 5 т трогается с места с ускорением 1 м/с2. Какую силу тяги разовьёт его двигатель при этом движении, если коэффициент трения 0,2?
№3
Чему равен тормозной путь автомобиля, если в момент начала торможения он имел скорость 43,2 км/ч, а коэффициент трения равен 0,6?
Вариант 26
№1
Определите силу, которая сообщает телу массой 500 кг ускорение 0,4 м/с2.
№2
При трогании с места, электровоз развивает силу тяги 700 кН. Какое ускорение он при этом сообщает вагонам массой 3000 т, если сила сопротивления движению 160 кН?
№3
С каким ускорением движется трамвай при торможении, если коэффициент трения 0,4?
Вариант 27
№1
С каким ускорением двигался при разбеге реактивный самолёт массой 60 т, если сила тяги двигателей равна 90 кН?
№2
Определите массу железнодорожного состава, который может везти тепловоз с ускорением 0,1 м/с2, если он развивает максимальное тяговое усилие 300 кН, а сила сопротивления движению равна 100 кН?
№3
Тело останавливается под действием силы трения, пройдя за 10 с путь 100 м. Определите коэффициент трения.
Вариант 28
№1
Трос выдерживает нагрузку 1,5 кН. С каким наибольшим ускорением с помощью этого троса можно поднять вверх груз массой 100 кг?
№2
В лифте находится груз массой 20 кг. Найти силу давления груза на пол лифта, если он опускается вниз с ускорением 2 м/с2.
№3
С каким ускорением движется тело при торможении, если коэффициент трения 0,3?
Вариант 29
№1
Груз массой 0,5 кг подвешен на динамометре. Какими будут показания динамометра, если груз поднимают вверх с постоянным ускорением 3 м/с2?
№2
Автомобиль массой 10 т двигается с ускорением 0,4 м/с2. Чему равна сила тяги автомобиля, если сила сопротивления 1000 Н?
№3
Тело, двигаясь равнозамедленно, останавливается под действием силы трения. Чему равно при этом ускорение, если коэффициент трения 0,1?
Вариант 30
№1
Тело движется по горизонтальной площадке с ускорением 3 м/с2. Масса тела 20 кг. Чему равна сила тяги?
№2
Поезд массой 1000 т движется по горизонтальному пути с ускорением 0,2 м/с2. Определить силу тяги паровоза, если коэффициент трения 0,005?
№3
Через какое время после начала торможения остановится автобус, движущийся со скоростью 12 м/с, если коэффициент трения 0,4?
Указания:
1.Задача №1 – 1 балл; задачи №№2 и 3 – по 2 балла каждая.
2.Ускорение свободного падения принять равным 10 м/с2.
Система оценок:
«5» (отлично) – 5 баллов;
«4» (хорошо) – 3-4 балла;
«3» (удовлетворительно) – 1-2 балла;
«2» (неудовлетворительно) – менее 1 балла.